Энциклопедический словарь

СОВЕСТЬ

Совесть — Во всех европейских языках (греческ. συνείδησις, латинск. conscientia, французск. conscience, итальянск. coscienza, англ. conscience, немец. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия С. и сознание. Как сознание есть корень и центральный пункт всех психических явлений, так совесть есть корень явлений нравственного мира. Словом С. обозначается тот всеобщий факт, что люди производят нравственную оценку как своих собственных поступков (до и после совершения их), так и действий других людей. Эта оценка выражается в форме суждения, в котором критерием служит понимание добра и зла; она имеет безусловный характер и сопровождается определенными чувствами самоудовлетворенности, если поступок согласуется с индивидуальной оценкой добра и зла, или же угрызениями С., если такого совпадения нет. Сила и характер самоудовлетворенности и мучений С. бывают чрезвычайно разнообразны как по степени интенсивности, так и по качеству. Хотя показания С. и кажутся всегда простыми и непосредственными, но в действительности явление С. весьма сложно. В истолковании ее природы, а, главным образом, ее возникновения и значения, мыслители сильно расходятся. Уловить природу С. нелегко по той причине, что она связана с другими родственными ей явлениями. Многие (напр Дарвин) прямо отожествляют С. с нравственным чувством, хотя правильнее, казалось бы, делать между ними различие и видеть в С. основу нравственности. С. стоит в некоторой связи с свободой воли, ибо человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело и не совершать его. Все, что произвольно — т. е. вся практическая деятельность человека, — подлежит оценке С. Не лишено основания сравнение схоластической морали, называющее С. практическим силлогизмом, только в том отличающемся от обыкновенного силлогизма, что С. в каждом отдельном случае умалчивает о большой посылке и свое суждение (или осуждение) непосредственно связывает с меньшей посылкой, т. е. с конкретным случаем или поступком. Решение С. имеет не только безусловный, т. е. всеобщий и необходимый характер, но и непосредственный или непроизводный. Наконец, С. кажется чем-то чисто индивидуальным, хотя она, очевидно, способна и к объективации в нравах и правовых понятиях народа. С. может быть и сословной (напр мы говорим судейская С.), причем объективная С. может приходить в столкновение с субъективной. Явление С. свойственно только человеку: только человек обладает стремлением к совершенствованию и к истине, т. е. занимает как бы срединное положение между истиной и ложью, добром и злом; посему в мистических сочинениях С. приписывается "только человеку, а не ангелам и не черту". Если к сказанному прибавить, что многие мыслители (напр Фихте) утверждали, что С. не может ошибаться — т. е. что ее оценка не только безусловная, но и безусловно истинная, — то из этого видно, насколько различно толковалась природа С. Весьма различно понимали возникновение С. Это различие может быть сведено к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму. Первая объясняет развитие С. из психологических и социологических условий жизни человека; вторая связывает С. с природой человека или с объективным добром. Первая теория, явившаяся в истории позднее интуитивизма и как критика его, нашла себе главным образом защитников среди английских психологов и позитивистов. Рассуждения их сводятся к следующему. Эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение; с течением времени, когда связь между альтруизмом и одобрением твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, безотносительно, точно так же, как альтруизм безотносительно одобряется. Это различие эгоизма и альтруизма и различную оценку их чувством стараются внедрить детям, у которых, благодаря повторению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом, злом и порицанием их — и альтруизмом, добром и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала от века и иной быть не может. В действительности эти два явления, т. е. альтруистическое действие и одобрение его, нужно различать, ибо они имеют различный источник. Альтруизм есть нечто унаследованное человеком от его животных предков, одобрение же свойственно лишь известной ступени культурного развития и вошло, благодаря наследственности, в привычку. Эгоизм есть также нечто прирожденное; порицание его возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно перенесет эту оценку и на свои действия и вместе с тем будет испытывать чувство самоудовлетворения, раскаяния и угрызения, причем самоудовлетворенность непосредственно будет сопряжена с действием, а раскаяние и мучения С. будут следовать за совершенными, уже эгоистическими поступками. Таким образом возникают и развиваются явления, которые мы называем С. С этим объяснением в принципе согласен и Дарвин ("Происхождение человека", гл. II и III); он только несколько иначе представляет себе происхождение укоров С. По его мнению, в нас есть стремление заботиться о других; если мы, под влиянием эгоизма, не последуем этому стремлению и, напр., не поможем беде ближнего, то впоследствии, когда мы живо представим себе испытываемое бедствие, стремление к помощи ближнему вновь возникнет и неудовлетворенность его вызовет в нас болезненное чувство укоров С. Эта теория происхождения С. в сущности указывает лишь условия развития, а не происхождения С. Если предположить, что у человека имеется хотя бы зародыш С., то несомненно, что он под влиянием указанных условий разовьется в пышный цветок; но откуда взялся сам зародыш? Вот главное основание, почему наряду с эволюционизмом продолжает держаться интуитивизм. Существуют, конечно, и другие причины. Так, Ницше, в своей "Genealogie der Moral", указывает на невероятность того, чтобы альтруистические действия одобрялись теми, кому они идут на пользу. Ницше думает, что отождествление понятий добра и альтруизма устанавливается теми, кто совершает добрые дела, а не теми, кто пользуется ими. Он считает психологически невероятным, чтобы можно было забыть об источниках С., т. е. перенести одобрение с пользы на само действие. Он повторяет упрек, который утилитарно-ассоциационному объяснению делали и раньше: возможность выработки новых свойств сознания, отличных от первоначально данных элементов есть предположение не обоснованное, а средство для выработки этих новых элементов — ассоциация представлений — в действительности не выдерживает критики (ср. например, А. Мальцев, "Нравственная философия утилитаризма", СПб., 187 9). Третьим слабым пунктом эволюционной теории является учение об относительности всякой морали, с которым не мирится нравственное чувство. Что признание добра покоится только на привычке, а не на внутреннем содержании его — это столь же невероятно, как и утверждение, что логические и математические законы истинны не сами по себе, а лишь для человека, установившего неразрывные ассоциации. Слабое обоснование эволюционизма вызывает необходимость интуитивизма. Интуитивизм покоится на утверждении, что С. есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Он не отрицает развитие С. и зависимость ее проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считает зародыш С. основным свойством человеческого духа: Ламартин в этом смысле называет С. la loi des lois. Кант (у которого в "Критике практического разума", рассматривающей вопросы нравственности, слово С. не встречается) считает категорический императив или нравственный закон априорным, а посему всеобщим и необходимым; но так как Кант признает, что "нравственный закон ведет путем понятия о высшем благе, как объекта и цели практического разума, к религии, т. е. к признанию, что все обязанности должны быть рассматриваемы как божественные заповеди не в смысле санкций, а в смысле существенных законов всякой свободной воли", то мы и Кантовскую форму интуитивизма можем подвести к общему его виду, рассматривающему С. как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка или высшего существа. С. есть голос Божий — вот, в конце концов, кратчайшая формула интуитивизма. "В С. человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно указывающая на вышечеловеческий принцип" (Олесницкий, "История нравственности и нравственных учений"). Эволюционизм рассматривает С. как чисто человеческий принцип; за пределы индивидуума он выходит лишь для того, чтобы в предках его искать источники нравственности. Интуитивизм берет человека в его связи с объективным миром и из высшего принципа бытия выводит основы нравственности. Для первого нравственность, а, следовательно, и С. является изменчивой и относительной, для второго принципы нравственности и показатель их С. являются абсолютными и объективными. Главной трудностью интуитивизма является вопрос об ошибках С., о ложной С. Если С. есть голос Божий, то каким образом объяснить ошибки С. и кажущееся или действительное отсутствие ее у преступников, в случаях так называемой moral insanity, moral insensibility и т. п.? С точки зрения эволюционизма эти факты объясняются нравственным недоразвитием, отсутствием воспитания, средой и т. д. Этот путь объяснения закрыт для интуитивистов. Они должны допустить, как это делали схоласты и отчасти Кант, двойную С., трансцендентную и эмпирическую: первую — как непосредственно данное в природе человека, в виде зародыша, духовное свойство, общее для всех людей (и эта С. не может ошибаться); вторую — проявляющуюся в мире явлений, подверженную законам развития и зависимую от весьма сложных внешних и внутренних условий — и эта С. может ошибаться. Теория интуитивизма имеет некоторое преимущество перед эволюционизмом. Допустив прирожденность С., интуитивизм не имеет надобности выводить С. из элементов, совершенно ей чуждых; не отрицая развития явлений С. и зависимости ее от явлений культуры, он может, по-видимому, объяснить объективный и безусловный характер С., связав ее с природой человека и нравственным мировым порядком. Преимущества этой теории, однако, не так велики, как это может показаться на первый взгляд. Если понимать С. как показатель высшей воли, то этим нравственности придается опять-таки характер случайный, хотя и в ином значении, чем в теории эволюционизма. Добро потому оказывается добром, что оно есть веление Бога, а не потому, что оно добро само по себе: нравственность лишается своего самодовлеющего характера и ставится в зависимость от теологии. Если же сказать, что добро есть выражение природы человека, что оно априорно, т. е. в известном смысле врожденно, тогда добру (и показателю его, С.) будет дан субъективный характер и возникнет вопрос, какое объективное значение имеют С. и добро, ибо из априорности (или врожденности) вытекает необходимость известного понятия, но не его объективность; можно себе представить прирожденное понятие, которое никакого объективного значения не имеет. Эти затруднения не могут, однако, пошатнуть интуитивизма; о них можно сказать то же, что Паульсен говорит об эволюционизме, отрицая мысль, что психологическое исследование возникновения С. лишает предписания ее святости. "Исчезновение обязательности предписаний С. не представляется мне ни логическим следствием, ни необходимым психологическим результатом антропологического объяснения. Я не вижу здесь логической связи: как могли бы нравственные законы утратить свое значение из-за того, что люди признают эти законы выражением опыта, постепенно приобретаемого знания, что полезно и что вредно. Напротив, что может служить в подобных вещах доводом более сильным, чем наследственная мудрость народа? С. представляется нам как бы отражением объективного порядка природы, присущего нравственной жизни, как он проявился в нравах и праве... и народ, который совершенно утратил бы то, что мы называем С., не прожил бы ни одного дня" (Паульсен, "Основы этики"). Точно так же и априорное происхождение С. нисколько не лишало бы ее объективного характера и обязательности. Независимо от объяснений природы и возникновения С. существует и чисто психологическая проблема, состоящая в описании различных видов С. и различных ее проявлений и в указании тех психических элементов, из которых вырастает С. Напрасно мы стали бы искать в животном мире явлений, аналогичных явлениям С. (натуралисты утверждают противное и приводят любопытные факты; см. напр. Houzeau, "Etudes sur les facult és mentales des animaux comparées à celles de l‘homme", 2-й том, стр. 280 сл.). Психология детского возраста может дать указания о том, как слагается в душе ребенка С. и понятие о ней. Главной основой С. следует признать чувство стыда. С. есть только развитие стыда, утверждает Вл. Соловьев (см. "Оправдание добра"), и с ним вполне согласен Сикорский (см. "Всеобщая психология", стр. 270:. "С. есть филогенетический плод развития человечества и соответствует не личному опыту индивидуума, но вековому нравственному опыту поколений. Путем сложной дифференцировки чувство стыда поднялось до высоты чувства С."). Дети в весьма различной степени одарены стыдливостью; точно так же различно действуют на них пример, воспитание и среда (об этом см. Сэлли, "Психология детства"). Психологический материал, доставляемый наблюдениями над детьми, пополняется этнографическим материалом. Этнография показала, что взгляд на дикарей, как на людей, лишенных всяких нравственных понятий, неправилен. Этого взгляда держится Мюнстерберг ("Ursprung der Sittlichkeit"); но стоит только с некоторым вниманием прочесть сочинения знаменитых путешественников, чтобы убедиться, что не только у различных племен различное понимание нравственных понятий, но у некоторых племен, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высоко понимание нравственности, и наоборот. Так, напр., Томсон в своем сочинении о племени Массаи говорит, что народ Вакавирондо хотя и ходит совершенно нагим, но имеет весьма высокую нравственность и очень стыдлив. Массаи также высоко ценят стыд и стыдливость, ибо mulierum gravidam, neque alicujus viri mat r imonium tenenteminterficiunt Massai quum primum patet eam concepisse. В Азии встречаются племена, стоящие на низкой ступени культуры, но с превосходными нравственными качествами, правдивостью, добротой и т. д. (ср. О. Fl ügel, "Das Ich und die sittlichen Ideen im Leben der Vö lker"). Таким образом, поставить в непосредственную связь высоту нравственного понимания с высотой культуры вообще и сказать вместе с Гельвецием, что добродетель и счастье народов зависят от хороших законов, нет никакой возможности. Весьма богатый материал для психологии доставляет криминология. Деспин (Despine, "Psychologie naturelle", Париж, 1868) первый подробно исследовал явления С. у преступников. Процесс разложения С. бросает еще более яркий свет на ее природу, чем процесс сложения ее. После Деспина об этом предмете писали весьма многие, напр., Koppe ("Les criminels", 1889), Эллис ("The criminal", 1890), Ломброзо и его последователи. У Лебона и Тарда можно найти указания о С. толпы. Наконец, одичалые люди и выродившиеся народы (см. R auber, "Homo sapiens ferus", Лпц., 1885) представляют также большой интерес для анализа С. Некоторые явления С., напр., угрызения С., были всегда любимой темой для поэтического изображения (напр Макбет Шекспира). Очень хорошо об угрызениях С. замечает Даниель Стерн (Графиня д‘Агу): "Угрызения нашей С. прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам". Психологическое исследование С. может быть дополнено историческим, т. е. указанием на то, как понимание С. в различные времена менялось. В этом отношении в книге L. Schmid‘a, "Die Ethik d. alten Griechen", можно найти очень любопытные указания и пример, как следовало бы анализировать и средневековую историю, и историю нового времени. Такое исследование должно бы иметь в виду не теоретическое рассмотрение вопросов этики, а реальную этическую жизнь народов и изменение воззрений на конкретные вопросы жизни. Материалы для такой истории существуют в изобилии; имеются и попытки их систематизации: см., напр., Lecky, "History of european m o rals from Augustus to Charlemagne" (Нью-Йорк, 1879); его же, "Geschichte d. Ursprungs und Einflusses der Aufkl ä rung in Europa" (Лпц., 1873); H. v. Eicken, "Geschichte und System d. mittelalterlichen Weltanschauung" (Штутгарт, 1887); H. Reuter, "Geschichte der religiösen Aufklä rung im Mittelalter" (Берлин, 1875); A. Desjardins, "Les sentiments moraux au XVI si è cle" (Пар., 1887). Представить историю философских учений о С. нелегко, потому что трудно выделить С. из связи с другими этико-религиозными понятиями. Ближайшим образом понятие С. связано с понятиями свободы и греховности; только там, где есть сознание свободы и греховности, и можно искать анализ С. В древней греческой философии нет слова для обозначения понятий С. и греховности. Термин συνείδησις, как существительное, впервые появляется у стоиков. Само собой разумеется, что само явление С. и ранее служило предметом анализа и изображения, напр., у трагиков. Демон Сократа также имеет отношение к понятию С., хотя указания демона касались не столько нравственной оценки поступков, сколько их внешнего успеха, и поэтому более напоминают предсказания оракула, чем голос С. Из стоиков в особенности Сенека указал на чистоту С., как на источник самоудовлетворенности, и на укоры С., как на наказание за проступки. Сенека и Эпиктет указывают на важность показаний С. и на относительно малое значение мнения ближних. Греки подметили и то, что С. — не всегда непреложный указатель правильного пути, что существуют и ошибки С.; но только в христианстве дана почва для учения о С. В посланиях апостола Павла мы встречаемся с анализом С.; так, напр., в послании к Римлянам, XIII, 5, ап. Павел рекомендует послушание властям не только из страха наказания, но "и ради совести". Он признает рост С. и различает ступени С. (συνείδησις έαυτοΰ и συνείδησις έτέρου), причем не только разумеет под С. явление религиозной жизни, но прямо ставит ее в связь с практическими целями нравственности. Позже догматические вопросы заслоняют этические, и о С. мы встречаем у первых отцов церкви лишь изредка упоминание, причем С. рассматривается главным образом как элемент религиозной жизни. Иоанн Златоуст первый заговорил о свободе С.; он неоднократно изображал неподкупного судью и указывал, что С. — достаточный путеводитель для достижения добродетели. Некоторый анализ явлений С. можно найти и у Пелагия, и у противника его, блаженного Августина; но их главный интерес вращается не около вопроса о С. В средние века в схоластической литературе С. отводится значительное место, но не столько общему вопросу о природе С., сколько казуистическому решению частных случаев. Духовнику на исповеди приходилось решать различные вопросы жизни и разрешать различные сомнения. Вследствие этой практической потребности появились казуистические толкования (различные Summae, напр., A r tesana, Angelica), которые не всегда служили развитию нравственности, а часто прямо-таки затемняли и засоряли С. На этой почве впоследствии развилась мораль иезуитов, изображенная Паскалем, а в недавнее время — графом П. Генсбреком (Hoensbroech). Наряду с анализом casus conscientiae шло теоретическое обоснование этических вопросов, в согласии с основными понятиями христианского миросозерцания; древнее учение о четырех добродетелях получает более глубокое обоснование, которое необходимо приводить к рассмотрению вопроса о С. В практических руководствах, рассматривающих различные житейские случаи и коллизии чувства долга с наклонностями, С. изображена как изменчивое и условное начало; для объяснения этого начала схоластики придумали незыблемую основу, которую и обозначили словом синдерезис, в отличие от изменчивой conscientia. Это различение с полной ясностью выражено у Фомы Аквината. Фома считает С. (в смысле синдерезиса) не потенцией, а основным свойством (εξις, habitus), из которого проистекают принципы человеческой деятельности, как из разума — принципы умозрения. Синдерезис представляет собой врожденный орган нравственных принципов, на который опирается всякое нравственное суждение. Напротив того, conscientia есть сложная деятельность, акт, свидетельствующий о совершенных уже поступках. Подробный анализ С. согласно принципам Фомы Аквината мы находим у Антонина из Флоренции (1389—1459) и у Герсона, различающего безошибочный синдерезис от conscientia, суждения которой часто оказываются ложными. В этом схоластическом учении следует видеть начало того разногласия, которое существует и поныне и которое мы отметили выше в двух различных взглядах на возникновение С. Эпоха реформации устранила схоластическую философию; вместе с тем исчезло и учение о двойной С. (синдерезис и conscientia). Эта эпоха выдвинула живую личность и заговорила о правах С.; но сначала реформация лишь разрушала учение схоластики, не созидая стройной системы этических понятий. Некоторый психологический анализ можно найти, однако, у Меланхтона, сравнивающего С. с практическим силлогизмом, в котором большая посылка — божественный закон, а меньшая — частный случай применения этого закона. Возникновение полной системы этики в духе реформации было необходимостью, и Будде, Мосгейму и другим пришлось вновь считаться с теми различиями, которые были установлены в учении Фомы Аквината. Эпоха просвещения отодвинула догматические вопросы на второй план и выдвинула вопросы нравственного характера. Не религия и не вера суть основы нравственности, а, напротив, нравственность есть путь, ведущий к религии. Добродетель и счастье — основы нравственности; но в то же время и С. отводится видное место и ей приписывается непреложность. Главное приобретение этой эпохи заключается не в философском анализе С., а в понятии свободы С. Эта свобода провозглашается как принцип, из которого вытекает требование веротерпимости. Значение и завоевания эпохи просвещения весьма велики, но, выдвигая идею индивидуальности и субъективизма, философы просвещения (Гетчисон, Юм, Руссо) не могли объяснить всеобщности и необходимости решений С. Решение этого вопроса принадлежит Канту и его последователям. Кант требует подчинения внутреннему судилищу, которое присуще человеку, а не приобретено им. Это судилище имеет безусловную достоверность; ошибки С. невозможны. Фихте в "Sittenlehre" еще решительнее высказывается в том же духе. "Если возможно поведение, согласное с долгом, то должен существовать абсолютный критерий истинности нашего убеждения, относящегося к долгу. Известное убеждение должно быть абсолютно истинным, и мы на него должны опереться ради долга... Этот критерий есть чувство истины и достоверности. Это чувство никогда не обманывает, ибо оно существует лишь при полном согласии нашего эмпирического и чистого "я", а чистое "я" и есть наше истинное бытие. С. есть не что иное, как непосредственное сознание нашего определенного долга". Итак, в учении Фихте, признающего кантовское разделение эмпирического и трансцендентального "я", а вместе с тем и двойную С., совершенно меняется отношение прирожденной С. к эмпирической, встречаемое в схоластической философии. Схоластика главным образом занималась ошибками С. и признавала лишь scintilla, т. е. слабую искру божественного света в человеке. В немецкой идеалистической философии эта искорка разгорается в яркий внутренний свет, уничтожающий возможность ошибок. — Гербарт и Шопенгауер уделяют большое внимание явлениям С., но стараются рассматривать это явление с психологической точки зрения, устраняя по возможности религиозные и философские элементы. В новейшей философии эволюционизм, став на естественнонаучную точку зрения и отбросив схоластические разделения С. на эмпирическую и трансцендентную, занялся выяснением возникновения С. Весьма много интересных замечаний о происхождении и природе С. можно найти у Ницше, в его "Genealogie der Moral". Ницше согласен с точкой зрения эволюционизма, но не согласен с объяснением, которое дается эволюционизмом возникновению С. С философами просвещения Ницше сходится в ненависти к религиозной морали. Однако, не смотря на свои симпатии к эволюционизму и к философии просвещения, Ницше вновь вводит учение о двойной С., различая мораль господ от морали рабов. Несмотря на всю показную симпатию его к морали господ, кое-где прорывается и прямо противоположное чувство. Двойная мораль, конечно, ведет к отрицанию морали вообще; этот вывод мы находим в "Новом учении о нравственности" Менгера, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а С. есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил.Литература.Кроме сочинений, указанных в тексте, см. Зимар, "Совесть и ее свобода" (СПб., 1904); Дарвин, "Происхождение человека"; Р. Ree, "Der Ursprung der moralischen Empfindungen" (Хемниц, 1877); Hartmann, "Ph ä nomenologie des sittlichen Bewusstseins"; Gass, "Die Lehre vom Gewissen" (Б., 1869); Elsenhans, "Wesen und Entstehung des Gewissens" (1894); St äudlin, "Geschichte d. Lehre vom Gewissen" (1824); Kreibig, "Geschichte und Kritik des ethischen Scepticismus" (Вена, 1896).Э. Р.


  1. совестьсамоконтрольstrong моральstrong совесть нравственный самоконтрольнравственная ответственность за свое общественное поведениесубъективное сознание соответствия поведени...Идеографический словарь русского языка
  2. совестьСм. согласиеВ. В. Виноградов.История слов ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...История слов
  3. совестьспособность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль требовать от себя их выполнения и производи...Словарь практического психолога
  4. совестьСОВЕСТЬ см.также РАСКАЯНИЕ ПОКАЯНИЕ СВОБОДА СЛОВА СВОБОДА СОВЕСТИ СТЫД Совесть тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть это тоненький голосок который просит тебя не де...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. совестькатегория этики выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам линии поведения. ...Атеистический словарь
  6. совестькатегория этики выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам линии поведения. ...Атеистический словарь II
  7. совестьstrong С. это данное человеку Богом второе я греч. сюнейдесис совесть сознание крое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его когда он пос...Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. совестьнепосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека одобряя или осуждая е...Библейский энциклопедический словарь
  9. совестьсовесть нравственное чувство сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений Рим. . Совесть не есть голос Божий как думают некоторые. Сов...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  10. совестьспособность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить с...Большая психологическая энциклопедия
  11. совестьСОВЕСТЬ категория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требова...Большая советская энциклопедия
  12. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от се...Большая Советская энциклопедия II
  13. совестькалька с греч. symboulion . в религиозном контексте нравственное ядро личности человека данное ему от природы свыше абсолютный нравственный императив некий внутренний го...Большая энциклопедия по психиатрии
  14. совестьж. coscienza угрызения совести rimorsi m pl scrupoli m pl di coscienza голос совести voce della coscienza по совести in concienza потерять совесть perdere ogni riteg...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. совестьсовесть ж Gewissen n d а свобода совести Gewissensfreiheit f со спокойной совестью seelenruhig по совести говоря um die Wahrheit zu sagen на совесть tadellos безукоризнен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. совестьжGewissen nсвобода совести Gewissensfreiheit fсо спокойной совестью seelenruhigпо совести говоря um die Wahrheit zu sagenна совесть tadellos безукоризненно ответствен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. совестьсовестьGewissenСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. совестьСОВЕСТЬ см. Интуиция совести....Большой психологический словарь
  19. совестьимей совестьимейте совестьна совестьнадо совесть знатьнадо и совесть знатьне за страх а за совестьпоимей совестьпоимейте совестьпоимел бы ты совестьпора совесть знатьпора...Большой русско-английский фразеологический словарь
  20. совестьж.conciencia fстая соuвесть conciencia suciaстая соuвесть conciencia limpiaния соuвести remordimientos de concienciaтывать угрызеuния соuвести acusar la concienciaть ...Большой русско-испанский словарь
  21. совестьсущ. жен. рода только ед. ч.совсть лежать на совести лежати на совст сущ. жен. родасумлння мен. сер. роду угрызения совести докори сумлння на совесть сумлнно...Большой русско-украинский словарь
  22. совестьж. conscience f у него нечистая совесть il na pas la conscience propre угрызения совести remords m pl иметь чтолибо на совести avoir qch sur la conscience со спокойной...Большой русско-французский словарь
  23. совестьБояться совести и стыда.strong Одесск.em Стыдиться чегол. КСРГО. Идти по доброй совести.strong Сиб. Одобр.em Жить честно. ФСС . На совестиstrong чьей у кого. Разг.em О мо...Большой словарь русских поговорок
  24. совестьconscience персональное ощущение правоты и неправоты которое стесняет поведение и причиняет чувство вины если его требования не выполняются. Эти нравственные осуждения ус...Большой толковый социологический словарь
  25. совестьангл. conscience нем. Gewissen. Моральное осознание убежденность в том что является добром и злом осознание нравственной ответственности за свое поведение способность ли...Большой толковый социологический словарь II
  26. совестьТерзающие во сне муки совести изза какогото совершенного вами обмана снятся к искушению. Вам следует постоянно быть начеку чтобы не поддаться соблазну. А если даже во сне...Большой универсальный сонник
  27. совестьж.conscience fу него нечистая совесть il na pas la conscience propreугрызения совести remords m plиметь чтолибо на совести avoir qch sur la conscienceсо спокойной сове...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  28. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том чтоявляется добром и злом сознание нравственной ответственности за своеповедение. Совесть выражение способности...Большой энциклопедический словарь II
  29. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Большой энциклопедический словарь III
  30. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение ...Большой Энциклопедический словарь V
  31. совестьэтическая категория выражающая высшую способность личности к моральному самоконтролю усвоенному ограничению владению собой. Совесть проявляется как в форме рационального ...Геоэкономический словарь-справочник
  32. совестьспособность человека осуществлять моральный самоконтроль самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнение и производить самооц...Глоссарий философских терминов
  33. совестьсовместное знание ведать знать способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение б...Евразийская мудрость от А до Я
  34. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способнос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  35. сӧвестьсовесть свесть мучитм угрызения совестимыжавны кодск свесть абутмн обвинить коголибо в отсутствии совестисвесть оз лэдз совесть не велит свестьыд пиньтм а йир погов. ...Коми (зырянский)-русский словарь
  36. совестьсостояние души при котором она дает знать сознанию Человека о нарушении им принятых его душой критериев являющихся частью его этического пространства. Голос совести это ...Краткий критериологический словарь
  37. совестьсоотносится с ведать знать весть буквально сознание совместное знание нравственное сознание нравственное чутье внутреннее сознание добра и зла чувство побуждающее к исти...Краткий психолого-филологический словарь
  38. совестьгреч. syneidesis лат. conscientia обычно трактуется как способность человека различать добро и зло как внутренний голос говорящий нам о нравственной правде о высших ценно...Краткий религиозно-философский словарь
  39. совестьСовесть conscientia mala conscientia ob sceleris conscientiam mortem sibi conscissere manus sibi inferre conscientiam suam criminibus polluisse fides по совести salva bo...Латинский словарь
  40. совестьи ж.em Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой перед окружающими людьми обществом нравственные принципы взгляды убежде...Малый академический словарь
  41. совестькорень СОВЕСТЬ нулевое окончаниеОснова слова СОВЕСТЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СОВЕСТЬ Слово Совесть содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  42. совестьНачальная форма Совесть винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  43. совестьсовесть ж. Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою окружающими людьми и обществом....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. совестьсубъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать д...Нравственное развитие взрослого человека
  45. совестьОбоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически теист...Оксфордский толковый словарь по психологии
  46. совестьОбоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически теист...Оксфордский толковый словарь по психологии
  47. совестьсовесть совесть и...Орфографический словарь
  48. совестьu жu Р.u Д.u Пр.u совести ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Орфографический словарь русского языка
  49. совестьст.слав. единая весть высшая форма духовного мира в человеке его естественное моральное сознание душевная способность различать добро и зло осуществлять самоконтроль св...Основы духовной культуры
  50. совестькатегория этики отражающая моральную ответственность человека перед самим собой внутренняя потребность поступать справедливо система моральных убеждений личности и одновр...Педагогический словарь
  51. совестьспособность человека критически оценивая свои поступки мысли желания осознавать и переживать сво несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурноистори...Педагогический терминологический словарь
  52. совестьсовесть совести совести совестей совести совестям совесть совести совестью совестями совести совестях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  53. совестьОрфографическая запись слова совесть Ударение в слове совесть Деление слова на слоги перенос слова совесть Фонетическая транскрипция слова совесть [совист] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  54. совестьврожденное Богом данное нравственное чутье побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.Синонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестн...Православный энциклопедический словарь
  55. совестьодин из элементов морального самосознания личности который заключается в способности личности критически оценивать с нравственной точки зрения свои намерения и поступки п...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  56. совестьнравственное сознание чувство или знание того что хорошо и что плохо справедливо или несправедливо субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного пове...Профессиональное образование
  57. совестьспособность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить о...Психологический лексикон
  58. совестьДля очистки совести.hЩоб мати свтле око щоб чиста була совсть щоб мати чисте сумлння щоб спокйна була совсть.Есть совесть есть и стыд а стыда нет и совести нет.hУ кого с...Російсько-український словник сталих виразів
  59. совестьвнутренний духовнонравственный закон русского православного человека. Является особой формой выражения таких основополагающих понятий православного христианства как любов...Русская энциклопедия
  60. совестьсовесть иСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русский орфографический словарь
  61. совестьЖ мн. нет . vicdan insaf dalt mrvvt . abr hya на совесть rkl vicdanla insafla работать на совесть rkl vicdanla ilmk угрызения совести vicdan zab свобода совести vicdan az...Русско-азербайджанский словарь
  62. совестьж.угрызения совести remorse pangs of conscience scruples...Русско-английский психологический словарь
  63. совестьсовесть ж.iconscience чистая совесть good clear conscience нечистая совесть guilty conscience иметь чтол. на своей совести have smth. on ones conscience с чистой сове...Русско-английский словарь
  64. совестьсовесть ж. conscience чистая совесть goodclear conscience совесть мучает когол. smb. has pangs of conscience у него совесть нечиста he has a badguilty conscience потерят...Русско-английский словарь II
  65. совестьconscience...Русско-английский словарь политической терминологии
  66. совестьНечего тому бояться у кого совесть чиста Н Нечистая совесть спать не дает Н Совесть без зубов а гложет С У кого совесть чиста у того подушка под головой не вертится У У к...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  67. совестьconscience...Русско-английский экономический словарь
  68. совестьсущ.идти против совести to go against ones conscienceиспытывать угрызения совести to be smitten with feel remorseне испытывать угрызений совести to have no remorse for...Русско-английский юридический словарь
  69. совестьN со спокойной совестью...Русско-армянский словарь
  70. совестьСумленне угрызения совести мук дакоры згрызоты сумлення не за страх а за совесть добрасумленна не зза страху а па сумленню по совести говоря шчыра кажучы поработали на...Русско-белорусский словарь
  71. совестьжен.i сумленне ср.iугрызения совести мук дакоры згрызоты сумленняне за страх а за совесть добрасумленна не зза страху а па сумленнюпо совести говоря шчыра кажучыпорабо...Русско-белорусский словарь II
  72. совестьlelkiismeret ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-венгерский словарь
  73. совестьсовесть ж угрызения и...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  74. совестьсо ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-ивритский словарь
  75. совестьар ждан нечистая совесть аржданы таза емес угрызения совестьи жданы алдында азап шегу не иметь ни стыда ни совестьи арят ждан дегеннен жрдай болусвобода совестьи полит. ж...Русско-казахский словарь
  76. совестьар ждан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  77. совестьждан...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  78. совестьж. уят ынсап со спокойной совестью кл тынчып уялбай турган болуп у него совесть нечиста анын знд да бир балаа бар а жагынан з да соо эмес угрызения совести з кнсн сезип к...Русско-киргизский словарь
  79. совестьlingxinпоступить по совести потерять совесть люди с чистой совестью нечистая совесть угрызения совести усыпить совесть по совести говоря лежит на совести на с...Русско-китайский словарь
  80. совестьVicdan insaf arnamus...Русско-крымскотатарский словарь
  81. совестьвидждан инсаф арнамус...Русско-крымскотатарский словарь II
  82. совестьsirdsapzia...Русско-латышский словарь
  83. совестьsin...Русско-литовский словарь
  84. совестьСэтгэл санаа дотоод сэтгэл ичих нр...Русско-монгольский словарь
  85. совестьж. Gewissen n с чистой со спокойной совестью mit gutem Gewissen по совести говоря um die Wahrheit zu sagen....Русско-немецкий словарь
  86. совестьGeweten...Русско-нидерландский словарь
  87. совестьsamvittighet ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Русско-норвежский словарь
  88. совесть...Русско-персидский словарь
  89. совестьsumienie...Русско-польский словарь
  90. совестьжconscincia f чистая совесть угрызения совести со спокойной совестью иметь чтол на совести не иметь совести свобода совести по совести на совесть делать на совесть не за ...Русско-португальский словарь
  91. совестьСовестьmoyo mioyo nyoyo imani...Русско-суахили словарь
  92. совестьсовесть видон инсоф...Русско-таджикский словарь
  93. совестьж намус вдан долг совести намус бурычы моя с. чиста намусым чиста саф йзем ак имей с. намусы кайда испытывать угрызения совести вдан газабы кичер ни стыда ни совести ояты...Русско-татарский словарь
  94. совестьжvicdan insafголос совести vicdan sesiу меня совесть чиста vicdanm rahat yrm ak aklm pakего совесть мучает vicdan azab ekiyorбудь у него совесть . onda insaf olsa .в ...Русско-турецкий словарь
  95. совестьinsof vijdon...Русско-узбекский словарь Михайлина
  96. совестьf...Русско-финский словарь
  97. совестьsvdom...Русско-чешский словарь
  98. совестьсущ.жен.намс совесть чун с чистой совестью таса чунпа он потерял совесть вал намса ухатн сделано на совесть пйт тпл тун по совести говоря вводн. сл. чннипе каласан для о...Русско-чувашский словарь
  99. совестьsamvete.strong samvete...Русско-шведский словарь
  100. совестьSamvete...Русско-шведский словарь II
  101. совесть.strong sisetunne.strong sdametunnistus sme...Русско-эстонский словарь
  102. совестьСОВЕСТЬСовесть тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть это тоненький голосок который просит тебя не делать того что ты только что сделал.Совесть это дворняжка которая св...Сводная энциклопедия афоризмов
  103. совестьбессовестностьСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь антонимов
  104. совестьвысшая форма способности личности к моральному самоконтролю сторона ее самосознания. В отличие от мотива чувства долга С. включает и самооценку уже совершенных действий н...Словарь конфликтолога
  105. совестьСОВЕСТЬ пизда....Словарь матерных слов
  106. совестьспособность человека критически оценивать свои поступки мысли желания осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным ...Словарь по биомедицинской этике
  107. совестьвысшее нравственное чувство человека основанное на индивидуально принятой системе норм морали нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфиче...Словарь по конфликтологии
  108. совестьвысшее нравственное чувство человека основанное на индивидуально принятой системе норм морали нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфиче...Словарь по конфликтологии II
  109. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способнос...Словарь по педагогической психологии
  110. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от себя ...Словарь по этике
  111. совестьсовесть см. стыд без зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  112. совестьсм.uПусть лучше лопнет моя совесть чем мочевой пузырьСинонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь русского арго
  113. совестьсовестьСм. стыдбез зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести....Словарь синонимов II
  114. совестьсовесть См. стыд без зазрения совести вступать в компромисс с совестью лежать на совести по совести поступать против совести по чистой совести угрызения совести. Словарь ...Словарь синонимов II
  115. совестьсовесть пизда жопа хуй яйца стыд убежденность ответственность...Словарь синонимов
  116. совестькатегория этики отражающая моральную ответственность человекаперед самим собой внутренняя потребность поступать справедливо системаморальных убеждений личности и одноврем...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  117. совестьЗов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой причем в модусе взывания к его наиболее своему бытиювиновным. Зов совести...Словарь терминов Хайдеггера по книге «Бытие и время»
  118. совестьсущ. мысль помышление совесть. Сожженный в совестиem Тим. . ответственность стыд убежденность Антонимы бессовестность...Словарь церковнославянского языка
  119. совестьсовесть беспокойная Андреев гостеприимная Станюкович змеиная Пушкин Когтистый зверь. Пушкин мутная Амфитеатров незапятнанная Андреев подмоченная Г.Успенский растленная Хо...Словарь эпитетов III
  120. совестьБольная взбаламученная разг. возмущенная глубокая глухая дремлющая забывчивая кристальная кристальночистая незапятнанная непогрешимая неспокойная нечистая потерянная потр...Словарь эпитетов II
  121. совестьСОВЕСТЬ. Больная взбаламученная разг. возмущенная глубокая глухая дремлющая забывчивая кристальная кристальночистая незапятнанная непогрешимая неспокойная нечистая потеря...Словарь эпитетов
  122. совестьh совестьbig сущ.жен.неод.i ед.им. Прочь совесть и боязнь!.ГН . тебе и не пишу тебе совесть мучит.Пс. Верьте что для меня моя совесть важнее чужих пересудовПс. ед.вин. В...Словарь языка Грибоедова
  123. совестьспособность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки внутренний голос предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. ...Словарь-справочник по психоанализу
  124. совестькатегория этики характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности требовать от се...Советский философский словарь
  125. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Современная энциклопедия
  126. совестьЧувствовать во сне уколы совести изза совершенной провинности или обмана означает что ктото будет подстрекать вас на совершение недостойных поступков и действий. Такой со...Современный сонник
  127. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение с...Современный энциклопедический словарь
  128. совестьОщущать во сне что Вас мучает совесть изза совершенного обмана означает что люди будут искушать Вас совершить чтото нехорошее. Вам следует постоянно быть начеку.Чувствова...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  129. совестьвнутренний нравственный судья человека являющийся основным законом морали. Совесть специфическй механизм нравственного самоопределения это ведущий стимул совершенствовани...Тематический философский словарь
  130. совестьConscience. Значение лат. слова conscientia складывается из префикса con и основы scio знать вместе с кемлибо обладать знанием крое мы разделяем с другими. Совесть это со...Теологический энциклопедический словарь
  131. совестьэтическая категория выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выно...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  132. совестьсовесть сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего совестиstrong чему совестиstrong вижу что совестьstrong чем совестьюstrong о чм о совести . Совестьюstrong называют ...Толковый словарь Дмитриева
  133. совестьСОВЕСТЬ ж. нравственное сознание нравственное чутье или чувство в человеке внутреннее сознание добра и зла тайник души в котором отзывается одобрение или осуждение каждог...Толковый словарь живого великорусского языка
  134. совестьСОВЕСТЬ и ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведениеперед окружающими людьми обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста укогон. Со спокойной совестью де...Толковый словарь Ожегова
  135. совестьСОВЕСТЬ совести мн. нет ж. Внутренняя оценка внутреннее сознание моральности своих поступков чувство нравственной и за свое поведение. ничто не может нас среди мирских пе...Толковый словарь русского языка II
  136. совестьсовесть совесть и ж. Чувство нравственной ответственности за сво поведение перед окружающими людьми обществом. Люди с чистой ю. С. нечиста у когон. Со спокойной ю делать ...Толковый словарь русского языка II
  137. совестьСОВЕСТЬ и ж. Чувство нравственной ответственности за сво поведение перед окружающими людьми обществом. Люди с чистой совестью. Совесть нечиста у когонибудь Со спокойной с...Толковый словарь русского языка
  138. совестьd. Gewisseniсумленьне...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  139. совестьУдарение в слове совестьУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове совесть...Ударение и правописание
  140. совестьRzeczownik совесть f sumienie n...Универсальный русско-польский словарь
  141. совестьот соведать одно из основных понятий этики и главный составляющий элемент морального сознания и нравственности. Совесть представляет собой способность человека осознават...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  142. совестьспособность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности требовать от себя их выполнения производить нравственный самоконтроль и самооценку совер...Философия права, словарь-минимум
  143. совестьСОВЕСТЬ способность человека критически оценивая свои поступки мысли желания осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культ...Философская энциклопедия
  144. совестькатегория этики обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания требовать от себя их и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  145. совестьпонятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение выражение способности личност...Философские термины
  146. совестьспособность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями способ каким чувство ценности становится значимым для...Философский энциклопедический словарь II
  147. совестьспособность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями способ каким чувство ценности становится значимым для...Философский энциклопедический словарь
  148. совестьсовесть совести совести совестей совести совестям совесть совести совестью совестями совести совестях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Сино...Формы слова
  149. совестьОтвес Ось Ость Ост Отсев Свес Овес Сесть Совесть Совет Соте Тес Все Вест Вес Весть Весь Вето Есть Сост Сеть Сет Есь Сев Осесть...Электронный словарь анаграмм русского языка
  150. совестьСОВЕСТЬ понятие морального сознания внутренняя убежденность в том что является добром и злом сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение ...Энциклопедический словарь естествознания
  151. совестьВо всех европейских языках греческ. латинск. conscientia французск. conscience итальянск. coscienza англ. conscience немец. Gewissen это слово образовано из корня обозна...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  152. совестьангл. conscience нем. Gewissen. Моральное осознание убежденность в том что является добром и злом осознание нравственной ответственности за свое поведение способность лич...Энциклопедия социологии
  153. совестьСовестьstrong. Заимств. в виде совстьi из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. syneidsisi. См. ведатьi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  154. совестьрод. п. и. Заимств. из цслав. ст.слав. съвсть Супр. калька греч. conscientia Булич РФВ Унбегаун RЕS . Подробнее см. ведать....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  155. совестьЗаимствование из старославянского языка где было образовано по методу кальки с греческого syneidesis вторая часть слова совесть восходит к тому же корню что и глагол веда...Этимологический словарь Крылова
  156. совестьЗаимств. в виде совстьem из ст.сл. яз. где оно является словообразоват. калькой греч. syneidsisem. См. ведатьem.Синонимы ответственность стыд убежденность Антонимы бессов...Этимологический словарь русского языка
  157. совестьсовесть совестьрод. п. и. Заимств. из цслав. ст.слав. съвсть Супр. калька греч. conscientia Булич РФВ Унбегаун RЕS . Подробнее см. ведать....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  158. совестьспособность индивида к нравственному самоконтролю самооценке своих поступков проявление социальной сущности человека....Юридическая психология