Философская энциклопедия

СЕНЕКА

СЕНЕКА
(Seneca) Луций Анней (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) — крупнейший представитель позднего стоицизма, рим. государственный деятель, драматург. В молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме; значительное влияние на С. оказали сочинения Посидония (в поздние годы С. начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику; после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. «Диалоги» — десять небольших морально-наставительных трактатов; трактаты «О снисходительности», «О благодеяниях», «Нравственные письма к Луцилию» и трактат «Исследования о природе». В трагедиях С. «Эдип», «Медея» филос. идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию.
Сухая стоическая доктрина растворяется у С. в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего Я: философия — «лекарство» для души; она «учит делать, а не говорить». Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять самого себя, но никакая теория не делает человека лучше.В психологии С. к психологическому дуализму присоединяется заметный дуализм душа/тело в духе Филолая и Платона; тело — оковы и темница души, и т.п. В области теории С. несистематичен и непоследователен; его своеобразие — в новом, еще неведомом стоицизму личном отношении к божеству: С. придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio, а его теология во многих отношениях сливается с этикой. Излюбленная тема С. — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет». Мудрец С. обладает «величием души»; он не лишен чувств, но не доступен аффекту. Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство». Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится главнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов». Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому. Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни С. внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве С. с апостолом Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения С. были основным источником сведений о стоическом учении.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

СЕНЕКА
Луций Анней(Lucius Annaeus Seneca)[ок. 5 дон. э., Кордуба(Кордова),— 65н. э., Рим],рим.философ, поэт игос.деятель. В 49—54 воспитатель будущегоимп.Нерона, после его вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством.
Изфилос.соч.до нас дошли «Нраветв. письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и ряд этич.соч.в форме, приближающейся кфилос.диалогу, утешит. послания, «Исследования о природе». Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Как и Цицерон, С. был эклектиком; в основе егофилос.воззрений лежат идеигреч.стоицизма(сильное влияние Посидония), которые он сочетал с элементамидр.направлений. Так, после отстранения от власти С. стал использовать эпикурейские аргументы против участия вгос.делах(«О душевном покое», «О досуге»)и неоднократно цитировал Эпикура. С влиянием киников связан характерный для С. общий тон его произведений, в котором эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией. Как и другиерим.стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. идеала и счастья в жизни; в стоич. физике(т. е.в натурфилософии)его привлекали прежде всего её пантеистич. аспекты, в которых С. искал опору для душевного равновесия(«О счастливой жизни» 15, 5, идр.). В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности(особенно «О благодарениях» VI 23). Стоич. мировой пожар, по С.,— возмездие за накопившееся в мире зло. У С. встречаются крайне редкие в античности утверждения о возможности безграничного прогресса человеч. знания(«Исследования о природе» VI 55, идр.). С. пытается преодолеть пропасть, которая в учении стоиков отделяет нраветв. мудреца(появляющегося, по словам С., раз в 500 лет)от безнравств. бе-зумцев, к числу которых относились все прочие люди: С. приписывает ценность деятельным попыткам приближения к идеалу, ведущим к определ. моральному прогрессу; в этом случае он говорил о восхождении души к богу(«Письма» 65, 16). С. признавал в принципе равенство всех людей, в том числе и рабов(«Письма» 47, идр.), в то же время с презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности, ориентированной на материальные потребности людей(«Письма» 88). Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4в.вхрист.среде была создана апокрифич. переписка С. с апостолом Павлом.
О провидении, Керчь,1901; Трагедии,пер.С. Соловьева, М.— Л.,1932; Нраветв. письма к Луцилию, М., 1977.
Краснов П. Н., Л. А. С. Его жизнь ифилос.деятельность,СПБ,1895; Фаминский В. И., Религ.-нравств. воззрения Л. А. С.(философа)и отношение их к христианству, К.,1906; Holland F. С., Seneca, L.,1920; Munscher K., Senecas Werke,Lpz.,1922; K noch e U., Der Philosoph Seneca, Гг./M.,1933; M endeil C. W., Our Seneca, New Haven—L.,1941; Bovis A. de, La sagesse de Seneque, P.,1948; Trillltzsch W., Senecas Beweisruhrung, B.,1962; Grimal P., Seneque ou la conscience de l'Empire, P., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

СЕНЕКА
(Seneca)
Луций Анней (род. ок. 4 до Р. X., Кордова, Испания – ум. 65 после Р. X., Рим) – рим. философ, поэт и государственный деятель; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти; один из крупнейших представителей стоицизма. Он располагал обширными знаниями, умением глубоко проникать в природу и в человека, был прекрасным стилистом. Философия, согласно Сенеке, является нравственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека, Сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. Высшая добродетель – верность самому себе. Личность и произв. Сенеки способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима, на законодательство, юридические обязанности и государственное управление, даже на христианство было чрезвычайно сильным и продолжительным. Образцом для Сенеки былПосидоний.Философские произв. Сенеки: «О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природу», «О душевном покое», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях», «О провидении», «Нравственные письма к Луцилию»; изданы также «Трагедии», пер. С. Соловьева. М.- Л., 1932.

Философский энциклопедический словарь.2010.

СЕНЕ́КА
(точнее – Луций Анней Сенека – Lucius Annaeus Seneca) (р. ок. 4 – ум. 65) – рим. философ, представитель стоического платонизма, последователь греч. стоика Посидония. Был воспитателем имп. Нерона и занимал при нем большие гос. должности. Обвиненный в гос. измене, по приказу Нерона принужден был покончить жизнь самоубийством. Мировоззрение С. крайне противоречиво, в чем отразился характер эпохи, когда социальные катастрофы вызывали даже в самых высоких и глубоких умах душераздирающие противоречия и героические, хотя и бесплодные, усилия вырваться из этих противоречий. На эту противоречивость указал Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 311).
В новое время, начиная с эпохи Возрождения, С. был одним из наиболее читаемых философов-моралистов. Из трех традиционных стоич. филос. дисциплин – логики, физики и этики – наибольшее значение он придавал последней. Однако невозможно свести всю совокупность филос. воззрений С. только к вопросам морали. Истолкование п р и р о д ы занимает у него весьма важное место. В этой области филос. учение С. – своеобразный языч. пантеизм (прямое заявление об этом см. Nat. Quaest. Proleg. 13; II, 45, 3) – сформировалось под влиянием Древней Стои. Для него все телесно (Epist. 106, 4; 113, 1; 117, 2), все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, к-рый, находясь на небе в самом чистом и тонком виде, постепенно уплотняется по мере приближения к земле, застывая и окаменевая в этой последней (102, 7; 65, 2, 12). Душа человека, как и боги, – телесна. Она – истечение из высшего огня. С. признавал даже учение древних стоиков о периодич. воспламенении мира (Nat. Quaest. III, 13, 1; Ad. Polyb. 1,2; Epist. 9. 16) или о мировых потопах (Nat. Quaest. III, 27–30). От Древней Стои к С. перешло также и телеологич. провиденциально-фаталистич. учение о первоогне и человеке, о боге, судьбе и природе (Nat. Quaest. II, 45, 1; De benef. IV, 7, 1). Бог, судьба, провидение, воля божия, природа со своими вечными законами, получающими осознание в человеке и становящимися его свободной волей, все это для С. совершенно одно и то же (Nat. Quaest. II, 36. 45, I; De benef. IV, 7, 8; 8, 2, 3; De prov. 5,8). Мир – гармоничен и целостен, его части согласованы, ему свойствен вечный круговорот переходящих одна в другую стихий, где царствует гераклитовское тождество "пути вверх и пути вниз" (Nat. Quaest. II, 2, 2; III, 10, 1, 3; VII, 27, 3; De vita beata, 8,4; Epist. 107, 8). Космос является у С. единым и общим "градом" (urbs) для богов и людей (Ad. Marc. 18, 1). С. вполне разделял и панпсихизм древних стоиков, вытекающий из учения о всеобщей пневме и заставлявший С. одушевлять и обожествлять как все небесные светила, так и все поднебесное, включая Землю. Однако этому стоич. пантеизму противоречат идеалистич. моменты учения С. о душе, в особенности его религ. учение.
В р е л и г . у ч е н и и С. сочетались традиц. идеи языч. пантеизма с новыми тенденциями монотеизма. С одной стороны, его бог есть огонь, т.е. тело, высший разум – Зевс или Юпитер (Nat. Quaest. II, 46), идеальное обобщение и обожествление сил природы и общества, холодное и нейтральное в отношении человеч. личности. Но, с другой стороны, бог – это идея, разум как творящая сила. С. говорил о возможности подлинной жизни души только вне тела, от к-рого и происходит все зло для этого небесного гостя (Epist. 65, 16; 92, 13.33; 102, 26; 120, 14 и мн. др. тексты). С. рисовал картину пребывания души на небе (Ad. Polib. 9 и Ad. Marc. 26). В его религ. взглядах содержатся идеи божеств. милосердия, идея необходимости искупления человеком своей греховности.
Т.о., его пантеизм ослабевал и богов он уже не просто отождествлял с природой и ее законами, но склонен был считать их виновниками этих законов (De benef. VI, 23).Тут еще было очень далеко до христ. представления об интимно личных отношениях между человеком и божеством. Но в этих религ. стремлениях видны и несомненная близость гибели антич. мира, и судорожное искание новой философии на путях будущего христианства. Энгельс назвал С. "дядей" христианства (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 307).
Противоречие пантеизма и религиозности свойственно и э т и ч . у ч е н и ю С. Это учение формировалось под влиянием Средней Стои (Панеций, Посидоний) и в нек-рой мере эпикурейской школы. Душа продолжает быть для С. материальной пневмой (Epist. 57, 8; 50, 6), телом (Epist. 106, 4, 6), но он считал ее разумной, хотя и ограничивал эту разумность неразумными аффектами (Epist. 92, 92, I). Человеч. мудрость он трактовал как освобождение от тела и его аффектов (De ira, II 3.4) и как неизменное самотождество человеч. духа (Epist. 23, 7; 31, 8; 34, 4; 35,4; 95,43; 120, 22; De vita beata, 8). Несмотря на все это, душа у С. трактуется как область постоянной борьбы, взлетов и падений, а иной раз С. даже декларирует об освобождении души от аффектов и всякой скверны, об ее восхождении к богу и последующем очищении (Epist. 65, 16; 102, 22; Nat. Quaest. I prolog. 12). Наибольшее своеобразие этич. концепции С. состоит в том, что он рисовал беспомощность и слабость человека, его постоянную погруженность в грех и зло и почти полную невозможность выбраться из этого состояния (De benef. 7,27; Epist. II, 1–7; 54,4; 94–54). С. являлся первым антич. писателем, к-рый чувствует человеч. беспомощность с крайним волнением, с неимоверной жаждой искупления. Единств. возможностью достигнуть спасения С. считал божеств. милосердие, и здесь его этич. учение смыкалось с религиозным – с тенденцией установить связь личности с богом, а это в свою очередь вызывало к жизни еще небывалую в античности теорию монотеизма.
Столь же противоречивы и его общественно-политич. идеи.
Общестоич. космополитизм заставлял его презирать общественные, государственные и вообще нац. дела (Epist. 68,2). Но, с др. стороны, он считал грехом презирать родину и гос-во, думая, что земное гос-во есть только часть гос-ва космического (De ira, II 31). С. вместе с др. стоиками на этом основании учил о природной необходимости гос-ва (Epist. 95,5.2), в отличие от эпикурейцев, к-рые понимали его как результат человеч. соглашения. С. известен как богач, как гос. деятель, придворный делец, ловкий дипломат. В то же время он мыслитель, беззаветно преданный тихой, уединенной и блаженной жизни сосредоточенного в себе философа, ценитель тончайших настроений измученной души. К добродетели стремился он только через самое же добродетель (Epist. 89,8) и в целях только ее же самой, а не чего-нибудь другого (113,32). С. считал всех людей равными и одинаково благородными, допуская даже, что рабы по существу своему часто гораздо благороднее своих господ. Все люди – члены одного мирового целого (Epist. 95,52), дети одного бога, все абсолютно равны друг другу (Epist. 44; 47, 1; De benef. III 28) и каждый человек даже священен для другого (Epist. 95, 33). Но фактически он не только презирал рабов, но даже всякое занятие ремеслом считал унизительным ввиду его утилитарности (Epist. 88,21) и, как аристократ, признавал только свободное духовное творчество (De benef. 7,1).
Т.о., эллинистич. противоречивость пронизывает все составные части его мировоззрения.
Соч.:Senecae opera, v. 1, fasc. 1, Dialogorum libros XII, ed. Ε. Hermes, Lpz., 1923; fasc. 2, De beneficiis Iibri VII. De Clementia libri II, ed. C. Hosius, Lpz., 1914; v. 2, Naturalium quaestionum libri VIII, ed. A. Gercke, Lpz., 1907; v. 3, Ad Lucilium epistolarum moralium, ed. O. Hense, Lpz., 1914; Supplementum, ed. F. Haase, Accedit index rerum memorabilium, Lpz., 1902; L. A. Senecae tragoediae, rec. R. Peiper et G. Richter, Lpz., 1921; в рус. пер. – Избр. письма к Люцилию, СПБ, 1893; О благодеяниях, "Вера и разум", 1889–1897; О провидении, Керчь, 1901; Утешения Марции, в кн.: Браш М., Классики философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1907, с. 311–30; Трагедии. Вступит. ст. Н. Дератани, М.–Л., 1932; Псевдоапофеоз императора Клавдия (Apocolocyntosis), "Филологич. обозрение", 1899, т. 16, приложение.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен, указат.); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 67; Модестов В. И., Философ С. и его письма к Луцилию, К., 1872; Марта Б. К., Философы и поэты-моралисты во времена рим. империи, М., 1879; Краснов П. Н., Л. А. С., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1895; Виноградов Н., Биографич. сведения о лат. риторе С. и его трагедиях, Сергиев Посад, 1906; Фаминский В. И., Религиозно-нравст. воззрения Л. А. С. (философа) и отношение их к христианству, К., 1906; его же, Мораль языческого философа С. и совр. отношение к вопросам нравственности, "Труды Киевск. духовной акад.", 1905, No 5, с. 94–123; Буассье Г., Рим. религия, от времен Августа до Антонинов, М., 1914; Генкель Г., "Книга о Провидении" Л. А. С., "Сб. трудов проф. и преподавателей Иркут. гос. ун-та", 1921, вып. 2, с. 25–43; Шохор В., Сенека – "дядя христианства", "Антирелигиозник", 1940, No 3; История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Шендяпин П. М., С. – философ. и его трактат "О милосердии", М., 1947 (Дисс.); Виппер Р. Ю., Этич. и религ. воззрения С., "Вестн. др. истории", 1948, No 1; Мотус Α. Α., Рим. стоики и первоначальное христианство, "Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. Герцена", 1955, т. 111, с. 98–100; История философии, т. 1, М., 1957, с. 153–4; Rubin S., Die Ethik Senecas in ihrem Verhältnis zur älteren und mittleren Stoa, Münch., 1901; Вurnier Сh., La morale de Sénèque et le néostoicisme, Lausanne, 1907 (Thèse); Сapelle W., Seneca und die Humanität, "Monatshefte der Comeniusgesellschaft", 1909, H. 5; Waltz R., La vie politique de Sénèque, P., 1909 (Thèse); Bernhardt H., L. A. Sèneca – ein moderner Mensch, в сб.: Humanistisches Gymnasium und modernes Kulturleben, Erfurt, 1911; Howald E., Weltanschaung Senecas, "Neue Jahrbücher für die klassische Altertum", 1915, Bd 35, S. 353–60; Holland F., Seneca, L., 1920; Vetter E., Seneca über Sklavenbehandlung, "Wiener Blätter für Freunde der Antike", 1922, Bd 1; Вaillу Α., La vie de Sénèque, P., 1929; Knoche U., Der Philosoph Seneca, Fr./M., 1933; Pohlenz M., Philosophie und Erlebnis in Senecas Dialogen, "Nachrichten von der Akademie der Wissenschaften in Göttingen", 1941, No 6; Martinazzoli F., Seneca. Studio sulla morale ellenica nell'esperienza romana, Firenze, 1945; Grimal P., Sénèque. Sa vie, son oeuvre, avec un exposé de sa philosophie, P., 1948; Τotok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964. S. 310–17.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

СЕНЕКА
СЕНЕКА (Seneca) Луций Анней (1 до н. э./1 н. э., Кордуба, Испания — 65 н. э., Рим) — римский государственный деятель, философ-драматург. Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона (см. Секстой); значительное влияние на него оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41); после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т. н. “Диалоги” — 10 небольших морально-наставительных трактатов (“О промысле”, “О постоянстве мудреца”, “О гневе”, “О досуге”, “О блаженной жизни”, “О спокойствии души”, “О скоротечности жизни” и три “Утешения” — к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты “О снисходительности” (ок. 55—56) в 2 кн., “О благодеяниях” (ок. 56—64) в 7 кн., 124 “Нравственных письма к Луцилию” (закончены в 64) и трактат “Исследования о природе” (63—64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах (“О браке”, “О суеверии” и др.). В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Сочинения его важны в доксографическом отношении, а их литературные достоинства имеют самостоятельное значение.
Сенека является ключевым представителем Поздней Стой, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего “я”: философия — “лекарство” для души (Ер. 117, 33); она “учит делать, а не говорить” (Ер. 20, 2). Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Сенека — последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии ои следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому Дуализму у него присоединяется заметный дуализм души и тела в духе Филолая и Платона: тело — оковы и темница души и т. п. (Ad Helv. Il, 7; Ер. 65, 16—24; 79,12). В области теории он несистематичен и непоследователен; его своеобразие — в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religi (Ер, 41,3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон. Излюбленная тема Сенеки — “продвижение” к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: “Согласного судьба ведет” (Ер. 107,11). Мудрец Сенеки обладает “величием души”; он не лишен чувств, но недоступен аффекту (“апатия” как “несогласие” на аффект — Ер. 9, 1 ел.). Конечным выражением добродетельного состояния является “постоянство” (constantia, tranquillitas anîn•u= απάθεια, ευπάθεια — De const. sap. passim; Ер. 9, 1—2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: “Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов” (Ер. 95,5). Императив формулируется как “золотое правило”: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом (а также их “переписку”, широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.
Тексты: Opera quae supersunt, vol. I—III, ed. E. Hermes et. al. Lipsiae, 1905-14; Seneca, vol. 1-Ю. L, 1970-79; Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L. D. Reynolds, vol. 1—2. Oxf., 1965; Dialogorum Libri Duodecim, ed. L. D. Reynolds. Oxf., 1977; Questions Naturelles, texte établi et. trad. par P. OKramare, vol. 1—2. P., 1929; Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed. Cl. W. Barlow. Roma, 1938; в рус. пер.: О провидении, пер. В. Стовик и В. Стейн. Керчь, 1901; Утешение Марции.— В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с. 311—330; О постоянстве мудреца, пер. Л. А. Чернышевой.— В кн.: Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196—216; Нравственные письма к Луцилию, пер. С. А. Ощерова. М., 1977; Трагедии, пер. С. А. Ошерова. М., 1983; О природе и другие трактаты, пер. Т. Ю. Бородай. СПб., 1999.
Лит.: Краснов П. Н. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895; Фаминский В: Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906; Gentile М. I fondamenti metafisici délia morale di Seneca. Mil., 1932; MontinariM. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937; Grimai P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948,2 ed. 1957; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962; Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Sclïw.), 1952: Lana I. Lucid Anneo Seneca. Torino, 1955; Campese L. Seneca e 1'epicureismo. Benevento, 1960; SevenSterJ. Paul and Seneca. Leiden, 1962; Trillitvch W. Senecas Beweisführung. В., 1962; BodsonA. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967; Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L. Annaeus Seneca, Amst., 1973; Griffin M. T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976; Chaumartin F.-R. Le “De beneficiis” de Sénèque, sa signification philosophique, politique et Sociale. Lille, 1985; RislJ. M. Seneca and stoic orthodoxy.- ANRW1I 36,3. B.-N.Y, 1989, p. 1993-2012; Motto A., ClarkJ. Seneca. A critical bibliography, 1900-1980. Amst., 1989.
А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
стоик, философ


  1. сенекаСенека. Сенека Анней Старший ок. до н. э.ок. н. э.Римский ритор из Кордубы Испания отец философа Сенеки и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по ритори...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. сенекалат.u Seneca. .strong Луций Анней С. Старший Lucius Anneus S. Major ок. до н.э. после н.э. римский оратор выходец из Кордубы совр. Кордова в Испании образование получ...Античный мир. Словарь-справочник
  3. сенекаСЕНЕКА Луций Анней Lucius Annaeus Seneca [ок. до н. э. Кордуба Кордова н. э. Рим] римский политический деятель философ и писатель.Сенека.Был идеологом сенатской оппозици...Большая советская энциклопедия
  4. сенекаСЕНЕКА самоназвание тсонодовака народ большой горы племя сев.амер. индейцев входившее в состав ирокезов. iПлеменем С. был усыновлн амер. учный Л. Г. Морган....Большая советская энциклопедия
  5. сенекаимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. сенекавласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  7. сенекаимя рим. писателей отца и сына. . С. Анней Старший ок. до н.э. ок. н.э. Рим. писатель из семьи состоят. всадников отец философа С. В глуб. старости издал труд по ритор...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. сенекаимя рим. писателей отца и сына. С. Анней Старший ок. до н.э. ок. н.э. Рим. писатель из семьи состоят. всадников отец философа С. В глуб. старости издал труд по ритори...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. сенекаСЕНЕКАstrong Луций Анней Lucius Annaeus Seneka ок. древнеримский философ поэт и государственный деятель представитель стоического платонизма талантливейший оратор своег...История философии II
  10. сенекаритор из города Кордубы Кордовы родился в г. до н. э. современник Августа и Тиберия сын его Луций Анней Сенека г. до н. э. г. философ родился в Кордубе и еще в детст...Краткий словарь античности
  11. сенекаСенека Писал на золотом пюпитре.Синонимы стоик философ...Лексикон прописных истин
  12. сенекаSeneca Луций Анней ок. г. до н. э. КордубаКордова Испания н. э. Рим римский писатель политик. Сын оратора Сенекистаршего. Был воспитателем Нерона. Когда тот стал импер...Литература и язык. Современная энциклопедия
  13. сенекаСЕНЕКА Люций Анней Lucius Annaeus Seneca ок. н.э. римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе теперь Кордова и принадлежал к цензовым слоям всадников. В Риме С....Литературная энциклопедия
  14. сенекаСЕНЕКА Люций Анней Lucius Annaeus Seneca ок. н.э. римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе теперь Кордова и принадлежал к цензовым слоям всадников. В Риме С....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  15. сенекаЛуций Анней ок. г. до н.э. г. н.э. выдающийся римский государственный деятель философ драматург автор многочисленных очерков и девяти трагедий. Сенека был одним из на...Мировая художественная культура. Словарь
  16. сенекакорень СЕН суффикс ЕК окончание А Основа слова СЕНЕКВычисленный способ образования слова Суффиксальный СЕН ЕК А Слово Сенека содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  17. сенекаНачальная форма Сенека неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  18. сенекаСЕНЕКА Луций Анней Lucius Annaeus Seneka ок. древнеримский философ поэт и государственный деятель представитель стоического платонизма талантливейший оратор своего врем...Новейший философский словарь
  19. сенекаЛуций Анней Lucius Annaeus Seneka ок. древнеримский философ поэт и государственный деятель представитель стоического платонизма талантливейший оратор своего времени. С....Новейший философский словарь II
  20. сенекаСенека Seneca индейское племя Лигиирокезов населявшее земли на . совр. терр. шт. НьюЙорк в г. насчитывало тыс. чел. Ныне в племени тыс. Большинство из них живет в рез...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  21. сенекаСенека менник чоловчого роду стота сторична особа...Орфографічний словник української мови
  22. сенекаSenca . Annaeus Seneca praenomen его неизвестно ритор из г. Кордубы в Испании жил приблизительно от г. до Р. X. до г. от Р. X. слушал в Риме вместе со своим другом Порц...Реальный словарь классических древностей
  23. сенекаsinikСинонимы стоик философ...Русско-китайский словарь
  24. сенекаСенека Seneca Сенека Seneca Луций Анней Младший до н.э. strong Римский философ драматург и оратор. Второй сын Сенеки Старшего ритора. При Калигуле по проискам Мессалины...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. сенекаимя рим. писателей отца и сына. . С. Анней Старший род. ок. до н. э. в Кордове Испания ум. ок. н. э Рим. писатель из семьи состоятельных всадников отец философа С. В гл...Словарь античности
  26. сенекаВоспитатель Нерона...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  27. сенекасенека сущ. колво синонимов стоик философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стоик философ...Словарь синонимов II
  28. сенекаh Сенекаbig сущ.муж.одуш.i ед.вин. до го медведя человека и Сенеку выкинуть.Пс....Словарь языка Грибоедова
  29. сенекаЛуций Анней Lucius Annaeus Seneca ок. до н. э. н. э. рим. философ писатель политич. и гос. деятель. Квестор в . В в ссылке на Корсике повидимому в результате происк...Советская историческая энциклопедия
  30. сенекаSeneca племя североамериканских индейцев ирокезской группы в штате НьюЙорк США одно из членов Лиги ирокезов или Пяти наций ирокезов....Страны и города мира. Словарь
  31. сенекаSenecaЛуцй Анней Молstrong. до н.е.em н.е.em рим.em флософ поет вихователь Нерона представник стоцизму флософськ далоги природничогеографчн твори сатира трагед написа...Універсальний словник-енциклопедія
  32. сенекаSeneca Луцй Анней Мол. до н.е. н.е. рим. флософ поет вихователь Нерона представник стоцизму флософськ далоги природничогеографчн твори сатира трагед написан за грец. ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  33. сенекадив. Сенека Луцй Анней...Філософський енциклопедичний словник
  34. сенекаСак Кеа Кан Аск Анк Аксен Скен Кен Сан Сек Сена Сенека Ска...Электронный словарь анаграмм русского языка
  35. сенекаЛуций Аннейem С. известный также под прозванием ритораem отцаem и старшегоem уроженец Кордубы родился около до Р. Хр. умер около г. по Р. Хр. происходил из богатой всад...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. сенекаСенека Луций Анней Философ Seneca Lucius Annaeus ок. г. до н. э. г. н. э. римский философ и трагик. Родился в Кордубе в богатой семье всадников эквитов второй из трех сы...Энциклопедия античных писателей
  37. сенекаСЕНЕКА Луций Анней Lucius Annaeus Seneka ок. древнеримский философ поэт и государственный деятель представитель стоического платонизма талантливейший оратор своего врем...Энциклопедия История философии
  38. сенекаСенекаSeneca Annaeus. strong Ритор из г. Кордубы Кордовы род. в г. до Р. X. современник Августа и Тиберия. strong Сын его Луций Анней Сенека философ род. в Кордубе незад...Энциклопедия мифологии