Философская энциклопедия

СЕНГОР

СЕНГОР
(Senghor) Леопольд Седар (р. 1906) — сенегальский поэт и философ. Один из создателей теории не-гритюда, утверждающей исключительность исторических судеб Африки. Проводил различие между негроафриканской личностью и эллинско-европейской. Неф, по мнению С. дитя природы. Он познает др. человека на субъективном уровне, ему присущи плотское чувство ритма, чувство движения. Негру в отличие от европейца нужно не размышлять о другом, а пережить его эмоционально, «станцевав его». Математическая аксиома самоочевидна для европейца, но не для бушмена. Разум один в том смысле, что он служит для постижения другого, т.е. объективной реальности, его природа подчиняется его собственным законам, однако его способы познания, его «формы мышления» различны и обусловлены психологическим и физиологическим складом каждой расы. Разум классической Европы аналитичен, поскольку ориентирован на использование; разум же афр. негра интуитивен, поскольку соучаствует. Техническая деятельность афр. негров соединена с культурной и религиозной активностью, с искусством и магией. Эти последние виды деятельности всегда преобладали над производительным трудом. Афр. общество основано гл.обр. на человеческих взаимоотношениях и, пожалуй, в еще большей степени на взаимоотношениях между людьми и «богами».Афр. нефа эмоционально трогает не столько внешний облик субъекта, сколько его глубинная реальность — его субреальность, и не столько знак, сколько чувство. Нефитюд — это совокупность культурных ценностей афр. нефа. Позднее С. отошел от крайностей нефитюда, рассматривая африканизм как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

СЕНГОР
(Senghor)Леопольд Седар(р.9.10.1906, Жоаль, Сенегал),гос.деятель Сенегала, философ, поэт. С.— один из создателей негритюда. По С., негроафр. личности(в отличие от эллинско-европейской)присущи особые чувства интуиции, сопереживания, образности и ритмики(формула: «эмоция принадлежит негру, а разум — эллину»), и потому негро-афр. и эллино-европ. культуры принципиально различны. Позднее С. отошёл от субъективистских крайностей не-гритюда, рассматривая «африканизм» как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. В утверждении культурной независимости Африки С. видит основу её самоопределения и вдр.сферах, но при этом выступает и за синтезафр.культурных ценностей с научно-технич. ценностямизап.цивилизации. Эти взгляды подвергались критике за преувеличение роли субъективных и ценностных факторов, за несостоятельность расового распределения ценностей, за ограниченность «культурной критики» неоколониализма.
С. подчёркивает также специфику социального развития Африки, пытается обосновать возможность особого реформистского «афр. социализма». По С., формы распределения и труда, присущие традиционной общине, носят солидаристский характер и тем самым, исключив классовые конфликты и эксплуатацию, могут стать основой для создания гармонич. отношений в масштабах всего общества. С. пытается показать также особый солидаристский характерафр.демократии, государства и партии.
Не принимая марксизма в целом — материалистич. понимания истории, учения о классовой борьбе, С. пытается эклектически соединить некоторые его принципы(гуманизм, всестороннее развитие личности)с теорией «афр. социализма».
Nation et voie africaine du socialisme, P., E1961]; Nigritude et humanisme, P.,1964; On African socialism, N. ?.— L.,1964; Prose and poetry, L.,1965; врус.пер.— Песнь ночи и солнца, М., 1965.
Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеология и проблемы культуры, М.,1972; Mapтышин О. В., Социализм и национализм в Африке, М.,1972; Мосейко А. Н., «Негритюд» исовр.философско-эстетич. и теоретико-лит. борьба в странах Тропич. Африки, вкн.: Теории, школы, концепции. Художеств. процесс и идеологич. борьба, М., 1975.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.


  1. сенгорСЕНГОР Senghor Леопольд Седар р. . Жоаль Сенегал гос. деятель Сенегала философ поэт. Окончил филологический фт Сорбонны . В с перерывом в преподавал в уч. заведениях Фр...Большая советская энциклопедия
  2. сенгорSenghor Леопольд Седар р. президент Сенегала в генеральный секретарь правящей Социалистической партии СенегалаСПС в почетный председатель СПС с поэт. Сборники стиховн...Большой энциклопедический словарь II
  3. сенгорСенгор прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  4. сенгорSenghor Леопольд Седар p. .X. гос. деятель Сенегала социолог и поэт. Доктор наук Парижского Страсбурского и др. унтов. Род. в местечке Жоаль. Учился сначала в Сенегале з...Советская историческая энциклопедия
  5. сенгорСЕНГОР Senghor Леопольд Седар р . президент Сенегала в генеральный секретарь правящей Социалистической партии Сенегала СПС в почетный председатель СПС с поэт. Сборник...Современный энциклопедический словарь
  6. сенґорSenghorЛеопольд Седарstrong нар.em сенеальський полтик поет пише франц. мовою президент Республки Сенеал також глава уряду один з творцв концепц неритюдуem негритянсь...Універсальний словник-енциклопедія
  7. сенґорSenghor Леопольд Седар нар. сенеальський полтик поет пише франц. мовою президент Республки Сенеал також глава уряду один з творцв концепц неритюду негритянськост що в...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)