Философская энциклопедия

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ
— категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно разнообразны. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансценденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антроплогическое и др. понимания П. Помимо филос. имеют место и специально-научные концепции П. — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, часто выступающие в единстве с некоторыми филос. учениями. За пределами науки и философии не заканчивается рефлексия о П. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П.; в религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В кон. 20 в. гносеологическая проблематика в ряде филос. учений отходит на второй план, утрачивается уверенность в специфике филос. эпистемологии и тем самым — интерес к проблеме филос.обоснования П. Однако претензии ряда наук на исчерпывающее понимание П. сталкиваются с теми же проблемами, над которыми давно работают философы (реализм — инструментализм, фундаментализм — феноменализм, субстанциализм — функционализм, догматизм — релятивизм).
В целом большинство различий в истолковании и обосновании П. можно свести к двум основным позициям: фундаментализму (эссенциализму) и функционализму (феноменализму), каждая из которых схватывает одну из существенных сторон познавательного процесса. Водораздел между ними образуется разным пониманием человеческого опыта: в первом случае как деятельности, руководимой рефлексией и ищущей своего рационального объяснения в ходе бесконечного регресса оснований, во втором случае как деятельности, стихийно порождающей рефлексию по мере необходимости и подчиняющей ее своим потребностям и задачам. Наиболее полный образ П. предполагает поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций.
Так, с одной стороны, П. в его специфичности требует для своего понимания чего-то принципиально и субстанционально иного — «реальности», «объекта», «материи»; с др. — П. может быть понято как самостоятельная идеальная реальность, обладающая внутренней динамикой и источниками развития (трансцендентализм). Однако, будучи самостоятельной реальностью, П. вместе с тем пронизывает все аспекты человеческого мира и лишь в абстракции может быть выделено из него. В таком случае П. следует понимать как процесс, сопровождающий деятельность и общение людей и выполняющий функцию их обеспечения идеальными образами. П. осуществляется поэтому не неким «гносеологическим субъектом», но целостным индивидом, как правило, даже не ставящим себе специальных познавательных задач. Понятое таким образом П. не является «отражением реальности вне человека и человечества», но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, т.е. возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах. В данном процессе знание как результат П. в прямом смысле возникает из не-знания, т.е. из иных контекстов опыта, нуждающихся в знании. Динамика процесса порождения знания, векторность, интенциональность П., связанная с исследовательской, поисковой установкой на расширение сферы идеальных конструктов, есть то, что отличает его от сознания. Поэтому функциональный и эпифеноменальный генезис П. не означает, что П. лишено собственного, не сводимого к деятельности и общению содержания. Его служебная роль отходит на второй план с дифференциацией познавательных задач, в контексте которых идеальные объекты выступают в качестве не только целей, но средств и даже специфических предметных содержаний познавательных процедур.
В этом случае основным содержанием П. в его относительной самостоятельности становится создание и замена одних идеальных образов и объектов другими в форме процедуры обозначения, отождествления ранее не отождествляемого, создания аналоговых моделей. Тем самым обеспечивается возможность обмена между разными контекстами опыта: между объективным и субъективным, бытийственным и мыслимым; чувственной информации предпосылаются понятийные схемы, на последние накладывается чувственное содержание, эмоции взаимодействуют с рассудком, аналитическая рефлексия — со стихийным и неосознаваемым опытом; прошлое соотносится с настоящим и будущим, близкое — с далеким, известное — с неизвестным, упорядоченное — с хаотичным. Взаимодействие контекстов опыта позволяет отличить их друг от друга, внести в каждый из них внешнюю и внутреннюю структурность, придать смысл тому, что понимается под «опытом», «мышлением», «чувственностью». В основе взаимодействия контекстов лежит практика человеческого общения и деятельности, в ходе которых происходит замена одних предметов другими, призванными выполнять аналогичную функцию, и обмен опытом по этому поводу. Поэтому в центре познавательного процесса находится проблема взаимоотношения смысла и значения — именно они образуют его структуру как единство стабильного и изменчивого.
Понимание П. как деятельности обозначения при взаимодействии контекстов опыта означает отказ от формулы «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике». Путь П. — это движение от локальных и стандартных контекстов опыта ко все более разнообразным и универсальным, причем чувственные и рассудочные элементы присутствуют на каждом этапе. Познавательный процесс не означает развития абстрактно-понятийного содержания за счет сворачивания чувственно-образного; гармоническое развитие знания в целом предполагает увеличение разнообразия всех типов содержаний и прогрессивную дифференциацию типов познавательного отношения к миру. Функция П. состоит в накладывании на мир сети обозначений — научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность продуктивной деятельности и понимающего общения.
Конструктивность — едва ли не главное отличие человеческого П. от аналогичной психической деятельности животных. Знаково-символические системы, стихийно возникая как эпифеномен деятельности и общения, приобретают затем относительную самостоятельность, и мыслительная работа с ними не только сопровождает все проявления человеческой активности, но и является условием ее возможности. П. не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Рационализация и конструктивная перестройка познавательных структур и процедур позволяют не только выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и осуществлять произвольный переход от одних образцов, стандартов к др., придает динамичность познавательному процессу, обеспечивает его творческий характер, приводит к расширению горизонта сознания, что является предпосылкой порождения всякого объекта культуры.
Эволюция П. является нелинейным процессом, который не может быть описан лишь как движение от дорационального к рациональному, от мифа к логосу, от мнения к знанию. Ступенями эволюции П. в филогенетичном смысле являются целостные когнитивно-культурные системы, обладающие специфическим социально-историческим содержанием. Таковы повседневный опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука. Возникая в процессе дифференциации познавательного отношения к миру как разные типы П., они приобретают автономные функции и обогащаются содержанием в ходе взаимодействия между собой. В одних типах познания рельефно выступает накопление, сохранение и воспроизводство опыта, в др. — его развитие и обновление. Примерами первого рода является П. в рамках мифа, религии, морали, права, примерами второго — магия, искусство, философия, наука. Поскольку в любых типах знания присутствует элемент динамики, творчества и элемент статики, систематизации, то данное различие не имеет абсолютного характера. Оно вытекает из неравномерности развития знания, из перехода от генезиса к зрелому состоянию и от него — к стагнации. Тип познавательного отношения определяется пропорциональным сочетанием в нем практически-целевых, нормативно-регулятивных, конструктивно-созерцательных, аналитико-критических и поисково-исследовательских контекстов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПОЗНАНИЕ
высшая форма отражения объективной действительности. Марксистсколенинская философия исходит из признания единства отражения, продметно-практич. деятельности и коммуникации, из понимания П. как социально-опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. П. не существует вне познават. деятельностиотд.индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. В П. существуют разные уровни: чувств. П., мышление, эмпирич. и теоретич. П. Наряду с этим выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта(восприятие, представление), и П., направленное на получение объективированного знания, существующего внеотд.индивида(напр., в виденауч.текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. осуществляется коллективным субъектом по законам, несводимым к индивидуальному процессу П., и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы П., как обыденное, художественное и научное, а внутри науки — естеств.-науч. и обществ.-науч. П. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки идр.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания как философская дисциплина.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПОЗНАНИЕ
усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «Он познал его как лжеца». В познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. Кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. В познании всегда содержится также узнавание. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческойфантазии.Познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. Внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. В познаниисубъектиобъектпротивостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект постигает, а объект постигаем. Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см.Явление).Это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. Отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». Объект независим от субъекта. Он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». Наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. Бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. Тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. Поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. Смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. Деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. То, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. Прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «Как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (Н. Гартман). Существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. такжеРеальность)и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. Каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. Но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. С этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. Принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. С др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. Применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. Имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. В соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. Следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. Познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. Однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. Если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. Область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
Всякая философская концепция познания выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от др. концепций. Существует аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансценденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антропологическое и другие понимания познания, производные от соответствующих теорий познаний. Помимо философских, имеют место и специально-научные концепции познания — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, часто выступающие в единстве с некоторыми философскими учениями. За пределами науки и философии не заканчивается рефлексия о познании. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание познания; в религии и теологии идет речь о способах и формах познания Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы познания таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция включения элементов вненаучных представлений о познании в философско-научные концепции.
В кон. 20 в. теоретико-познавательная проблематика в ряде философских учений отходит на второй план, утрачивается уверенность в специфике философской теории познания и тем самым интерес к проблеме философского обоснования познания. Однако претензии ряда наук на исчерпывающее понимание познания сталкиваются с теми же проблемами, над которыми давно работают философы (реализм—инструментализм, фундаментализм—феноменализм, субстанциализм— функционализм, догматизм—релятивизм и т. п.). В целом большинство различий в истолковании и обосновании познания можно свести к двум основным позициям — фундаментализму и функционализму, каждая из которых схватывает одну из существенных сторон познавательного процесса. Водораздел между ними образуется разным пониманием человеческого опыта: в первом случае как деятельности, руководимой рефлексией и ищущей своего рационального объяснения в ходе бесконечного регресса оснований, или, во втором случае, как деятельности, стихийно порождающей рефлексию по мере необходимости и подчиняющей ее своим потребностям и задачам. Наиболее полный образ познания предполагает поиск и нахождение баланса между рядом противоречиво дополняющих друг друга позиций. Так, с одной стороны, познание в его специфичности требует для своего понимания чего-то принципиально и субстанциально иного — “реальности”, “объекта”, “материи” (реализм); с другой же — познание может быть понято как самостоятельная идеальная реальность, обладающая внутренней динамикой и источниками развития (трансцендентализм). Однако, будучи самостоятельной реальностью, познание вместе с тем пронизывает все аспекты человеческого мира и лишь в абстракции может быть выделено из него. В таком случае познание следует понимать как процесс, сопровождающий деятельность и общение людей и выполняющий функцию их обеспечения идеальным образом (функционализм). Поэтому познание осуществляется не неким “гносеологическим субъектом”, но целостным индивидом, как правило, даже не ставящим себе специальных познавательных задач. Понятое т. о., познание не является “отражением реальности вне человека и человечества”, но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, т. е. возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах (социологизм). В данном процессе знание как результат познания в прямом смысле возникает из незнания, т. е. из иных контекстов опыта, нуждающихся в знании. Динамика процесса порождения знания, векторность, интенциональность познания, связанная с исследовательской, поисковой установкой на расширение сферы идеальных конструктов, есть то, что отличает его от сознания. Поэтому функциональный и эпифеноменальный генезис познания не означает, что познание лишено собственного, несводимого к деятельности и общению содержания. Его служебная роль отходит на второй план с дифференциацией познавательных задач, в контексте которых идеальные объекты выступают не только в качестве целей, но средств и даже специфических предметных содержаний познавательных процедур (конструктивизм). В этом случае основным содержанием познания в его относительной самостоятельности становится создание и замена одних идеальных образов и объектов другими в форме процедуры обозначения, отождествления нетождественного, создания аналоговых моделей. Тем самым обеспечивается возможность обмена между разными контекстами опыта: между объективным и субъективным, бытийственным и мыслимым (чувственной информации предпосылаются понятийные схемы, на последние накладывается чувственное содержание), эмоции взаимодействуют с рассудком, аналитическая рефлексий — со стихийным и неосознаваемым опытом, прошлое соотносится с настоящим и будущим, близкое — с далеким, известное — с неизвестным, упорядоченное — с хаотичным. Взаимодействие контекстов опыта позволяет отличить их друг от друга, внести в каждый из них внешнюю и внутреннюю структурность, придать смысл тому, что понимается под опытом, мышлением, чувственностью. В основе взаимодействия контекстов лежит практика человеческого общения и деятельности, в ходе которых происходит замена одних предметов другими, призванными выполнять аналогичную функцию, и обмен опытом по этому поводу. Поэтому в центре познавательного процесса находится проблема взаимоотношения смысла и значения — именно они образуют его структуру как единство стабильного и изменчивого. В ней есть место, во-первых, устойчивым отношениям между некоторым предметом и удовлетворяемыми им человеческими потребностями; здесь же, во-вторых, и изменяющийся набор предметов (в т. ч. и знаков), в котором одни могут, а другие не могут быть заменены другими. Этому соответствует смысл как совокупность устойчивых признаков, которая создает абстрактную возможность значения, и значение как изменяющееся отношение между именем и обозначаемым множеством объектов, которое образует функциональную возможность смысла.
Понимание познания как деятельности обозначения при взаимодействии контекстов опыта означает отказ от известной ленинской формулы “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике”. Путь познания — это движение от локальных и стандартных контекстов опыта ко все более разнообразным и универсальным, причем чувственные и рассудочные элементы присутствуют на каждом этапе. Познавательный процесс не означает развития абстрактнопонятийного содержания за счет сворачивания чувственнообразного; гармоническое развитие знания в целом предполагает увеличение разнообразия всех типов содержаний и прогрессивную дифференциацию типов познавательного отношения к миру. Функция познания состоит в накладывании на мир сети обозначений — научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность деятельности и общения.
Конструктивность — едва ли не главное отличие человеческого познания от аналогичной психической деятельности животных. Знаково-символические системы, стихийно возникая как эпифеномен деятельности и общения, приобретают затем относительную самостоятельность, и мыслительная работа с ними не только сопровождает все проявления человеческой активности, но и является условием ее возможности. Познание не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Рационализация и конструктивная перестройка познавательных структур и процедур позволяет не только выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и осуществлять произвольный переход от одних образцов, стандартов к другим, придает динамичность познавательному процессу, обеспечивает его творческий характер. В этом смысле всякое творческое познание рождает виртуальные миры, со
здает предпосылки создания и существования культурных объектов вообще. Современный интерес к виртуалистике имеет очевидную теоретико-познавательную природу, поскольку связан с методами расширения горизонта сознания, использование которых является предпосылкой порождения всякого объекта культуры.
Предпосылки познавательного отношения к миру возникают уже на уровне ориентировочного поведения высших животных. В адаптивном характере связи с окружающей средой, т. н. смещенном поведении животных, когда оно замещает желаемую, но невозможную деятельность возможной, но бесполезной в данном контексте активностью, можно увидеть прообраз того, что может быть применительно к человеческому познанию названо “переносом значения”. Возникновение познавательного отношения сопровождалось выделением человека из животного царства и разрывом с неизменными экологическими нишами. Около миллиона лет назад предки человека оставили тропический коридор, стали расселяться по Земле, начали пользоваться огнем и производить орудия труда, развивать язык как специфическое средство общения. В этих первых формах опредмечивания познавательного отношения формировались элементы человеческой культуры — результата и условия познавательного процесса. Тому сопутствовала биологическая эволюция человека — развитие прямохождения, изменение черепа, формы челюстей, увеличение объема мозга, возникновение голосовой глотки. В настоящий момент еще рано утверждать, что на смену биологической эволюции с победой т. н. “неолитической революции”, приведшей к возникновению кроманьонца, окончательно пришла эволюция социальная. Вместе с тем возникновение креативной установки поставило биологическое развитие человека в зависимость от социокультурных условий. Фактором, запустившим процесс когнитивно-культурной эволюции человека, была первоначальная миграция, ставшая прототипом всякой человеческой динамики и активности и в конечном счете — познания как перемещения из одного контекста опыта в другой. Мигрирующие популяции приобрели по сравнению с оседлыми принципиально новые способности выживания и развития — произвели революцию в изготовлении орудий, в племенной организации, в ритуально-культурной сфере. Соотношение и взаимообмен содержанием между оседлым и миграционным опытом человеческих популяций становится предпосылкой для двух когнитивно-культурных контекстов: кумулятивно накапливаемого, повседневного и интерсубъективного опыта группы, с одной стороны, и экстраординарного, пограничного и личностного опыта творческого индивида, — с другой. Познавательный процесс осуществляется на пересечении этих двух типов опыта как взаимообмен смыслами. Последний обязан использованию одних и продуцированию других смыслов в разных контекстах опыта, что в совокупности дает ряд (типологию) ситуаций социального производства знания.
Понятие опыта в его узком значении охватывает как раз локальные, оседлые, стандартные контексты деятельности и общения, в которых человек движется нерефлексивно, путем трансляции образца, в рамках социальных эстафет. Отклоняющиеся, маргинальные, миграционные контексты образуют сферу “предельного опыта”, радикально расширяющего сферу известного. Такого рода опыт — путь к познанию в собственном смысле как продуцированию смыслов. Опыт в широком, близком традиционному смысле охватывает оба эти типа контекстов.
Эволюция познания является нелинейным процессом, который не может быть описан лишь как движение от дорационального к рациональному, от мифа к логосу, от мнения к знанию. Ступенями эволюции познания в филогенетичном смысле являются целостные когнитивно-культурные системы, обладающие специфическим социально-историческим содержанием. Таковы повседневный опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука. Возникая в процессе дифференциации познавательного отношения к миру как разные типы познания, они приобретают автономные функции и обогащаются содержанием в ходе взаимодействия между собой. В одних типах познания наиболее рельефно выступает накопление, сохранение и воспроизводство опыта, в других — его развитие и обновление. Примерами первого рода является познание в рамках мифа, религии, морали, права, примерами второго — магия, искусство, философия, наука. Поскольку в любых типах познания присутствует элемент динамики,'творчества и элемент статики, систематизации, то данное различие не имеет абсолютного характера. Оно вытекает из неравномерности развития знания, из перехода от генезиса к зрелому состоянию. Тип познавательного отношения определяется пропорциональным сочетанием в нем практически-целевых, нормативно-регулятивных, конструктивно-созерцательных, аналитико-критических и поисково-исследовательских контекстов.
Институализация познавательного отношения связана с возникновением в первобытном обществе эпистемических сообществ вождей и старейшин, накапливавших и транслировавших повседневный опыт в наиболее простых, стандартных, повторяющихся ситуациях. Параллельно этому шаманы приобретали и накапливали опыт выхода из сложных, уникальных и экстремальных ситуаций, который требует не только применения готового знания, но и оперативной реакции на изменение обстановки в форме изобретении нового решения. Этим способом творческого познания стала первобытная магия, органически дополнявшая повседневный опыт широким и вариативным набором образов и поведенческих схем, позитивной сакрализацией успешньи решений, безусловным табу на опасные для племени действия. Выражением магического творчества является перенос значений в ходе смещенного поведения. Он выступает как взаимозамена природных ситуаций социальными и, наоборот, интерпретация социальных проблем как причин природных событий и понимание природных процессов в терминах социальных взаимосвязей. Комбинаторика природного и социального позволяла каждый раз находить решение проблемы в той сфере, в которой она имеет реальное решение, формируя тем самым социальные структуры и способы отношения к природе. Магия как ритуализация человеческого оптимизма дала первое объяснение познавательного процесса в форме пророчества и гадания, а также понимание окружающего мира в образе архаической онтологии. Миф оформил последнюю в целостную систему сакрального сознания, обозначив именами природные стихии, небо и ландшафт, героев и династии, человеческие аффекты и гражданские добродетели. Он завершил деление мира на профанный и сакральный и стал первым длинным интерсубъекгивным текстом — источником языка, хранителем обычаев, справочником морехода, скотовода и землепашца, всеобъемлющим ресурсом культуры. Два типа лидеров — светских и духовных — легли в основу классификации эпистемических сообществ: мудрецов и жрецов, ученых и пророков, идеологов и мистиков. Религия в своем развитии систематизировала, упрощала и канонизировала элементы магического опыта и мифического предания, постепенно избавляя их от всего, что не имеет прямого отношения к духовной жизни, к возвышению человека над повседневностью, к поиску в себе сверхчеловеческого, трансцендентного, божественного начала. Руководителем нравственного поиска в профанном мире стала отделившаяся от религии мораль, давая человеку знание различия между сущим и должным и убеждая в необходимости добровольного отчета человека перед обществом и самим собой.
Для мифа, религии и морали как форм сознания познавательные задачи не являются основными, а познание осуществляется в виде усвоения индивидом коллективных представлений или духовного роста. При этом свойственная магии когнитивно-исследовательская установка отходит на второй план и воспроизводится только с возникновением философского и научного познания.
Философское познание родилось из критико-рефлексивной оценки мифа и раннерелигиозных культов и одновременно как обобщение повседневного, мифического и ранненаучного опыта, как стремление к созданию единой рациональной космологии (древнегреческая натурфилософия). Оно также восприняло магическую интенцию на трансцендирование за пределы наличного бытия и положило в основу учения о природе ненаблюдаемые, идеальные сущности (атомы, эйдосы, формы, стихии). В дальнейшем когнитивная функция философии претерпела изменение. Философия трансформировалась в систему социально-гуманитарного познания, с дифференциацией последнего она свелась к обоснованию силы человеческого разума, к анализу, критике и обоснованию знания и сознания, к формулировке критериев рациональности опыта.
Социально-гуманитарное познание оформилось в систему задолго до естественных наук, как скоро оно должно было регулировать политические, правовые, экономические, личностные отношения. Именно ему обязаны фундаментальные понятия порядка и закона, первоначально имевшие чисто социальный смысл. При этом статус научности оно приобрело позже естествознания, оставаясь в состоянии сакральной социальной магии или профанной социальной технологии — познания, ориентированного на непосредственное практическое применение.
Естествознание, впитав в себя достижения донаучного и философско-гуманитарного познания, развило другую сторону натурмагического отношения к миру — поиск и использование скрытых сил природы. Противоположность небесного (регулярного, совершенного, самодостаточного) и земного (стихийного, ущербного, зависимого) миров легла в основу противоположностей порядка и хаоса, причины и следствия, сущности и видимости, закона и факта, истины и заблуждения, точного и приблизительного. Небо с совершенными движениями светил стало онтологическим прообразом научной теории, к возникновению которой привела философско-научная ориентация на рационализацию познавательного процесса. Земля с ее многообразием и несовершенством послужила прообразом эмпирического познания. Гносеологическим прототипом соотношения теории и эмпирии в познании явилось все то же соотношение сакрального и профанного. Именно длительное доминирование сакральной познавательной установки в рамках сакрально-когнитивных комплексов донаучного естествознания и сформировало такие общеобязательные для науки нормы и идеалы, как истина, простота, точность и объективность, которые в дальнейшем были дополнены эмпирическими стандартами (проверяемость, воспроизводимость, наблюдаемость). Наложение небесных законов на земные события заложило основы математизированного естествознания — революции в науке. Изобретение книгопечатания, великие географические открытия, профессионализация и институциализация науки, введение научного образования стали сначала условиями ее ускоренного развития, а затем и широкого практического применения научного знания.
Современное научное сообщество — ведущий элемент социальной системы, катализатор ее прогрессивного развития. Но общество в целом не является коллективным субъектом познания, а развитие познания не реализует собой общественный прогресс. Субъектами познания являются, с одной стороны, отдельные индивиды, а с другой — эпистемические сообщества, которые создают институциональные условия познания, используя наличные социальные ресурсы. Историческое развитие разных видов и способов познания является ферментом социального развития, который существенным образом определяет этапы этого развития, историко-культурные эпохи.
Процесс познания в целом, в своих наиболее общих характеристиках, может быть описан с помощью типологии ситуаций социального производства знания как обмен смыслами между разными типами эпистемических сообществ (вождями и шаманами, царями и жрецами, ремесленниками и алхимиками, врачами и астрологами, инженерами и учеными, политиками и идеологами, практиками и теоретиками). В одних ситуациях смыслы в основном репродукгивно используются для решения непознавательных задач, в других ситуациях же использование и трансформация смыслов ведет преимущественно к продуктивному созданию новых смысловых образований. Понятое т. о. взаимодействие теории и практики (умозрения и исследования, фантазии и опыта, программирования и проектирования, гипотезы и ее проверки) исчерпывает собой объективную социокультурную динамику познавательного процесса.
Параллельно этому взаимодействию разных познавательных традиций располагается область субъективной социокультурной динамики познания — взаимодействие между индивидуальным производством знания и его усвоением социумом, т. е. противоречие творческого акта и традиции. Вне биографического анализа индивидуальной креативности социокультурная история познания превращается в музей познавательных достижений, смысл которых исчерпывается их социально-культурной функцией. Реабилитация контекста открытия— условие возврата интереса к исследованию познавательного процесса. Это не означает психологизации теоретико-познавательного исследования; контекст открытия — это условия возможности, локальные социокультурные предпосылки динамики познания, реконструкция индивидуальной (специфической, особой) культурной лаборатории творческого субъекта.
Одновременно всякое описание познания как возникновения и развития знания возможно лишь исходя из статических и динамических характеристик познавательного процесса. Это требует в свою очередь исследования специфических пространственно-временных измерений его субъектов —эпистемического сообщества и познающего индивида. Теоретико-познавательное осмысление категорий пространства и времени применительно к индивиду и социуму — необходимое условие философского исследования познания.
Теоретико-познавательное исследование исторических типов сознания и знания представляет собой вместе с тем синхронное рассмотрение основных логически возможных типов духовного освоения мира. Раз возникнув, тип знания или форма культуры не исчезают бесследно в глубине веков, но отныне образуют возможные варианты духовного развития. Теория познания ищет в исторической действительности знания условия его возможности, а возможные исторические формы культуры рассматривает как предпосылки познавательного процесса. Процедура обозначения и придания смысла становится, т. о., не столько логико-лингвистической процедурой, сколько историческим актом, создающим объективные идеальные формы, или исторические априори. Это устойчивые способы обозначения когнитивно-культурных ситуаций, многообразие которых образует историю познания.
Онтогенетически эволюция познавательного отношения идет параллельно процессу социализации индивида, с одной стороны, и его духовному росту — с другой, при этом фазы данных процессов могут не совпадать. Социализация познавательного отношения есть организация его по типу оседлого, повседневного опыта группы. Духовный рост индивида придает его познавательной активности форму миграционного экстраординарного опыта. Соответственно индивидуальному познанию сообщаются его два измерения: внешнее, статическое, нормативное, с одной стороны, и внутреннее, динамическое, отклоняющееся — с другой. Приобретение индивидуального опыта есть внесение порядка и смысла во взаимоотношение индивида с окружающим миром, обозначение биологических реакций социальными терминами. Индивидуальная ориентация в многообразии порядков и смыслов, нахождение связей в системе социальных значении составляют суть приобретения социального опыта. Опыт является основой познания, определяет его содержание, но сам становится возможным благодаря познавательной (креативной) установке — пониманию неполноты, ограниченности реального опыта, с одной стороны, и его возможного многообразия, побуждающего к его расширению, — с другой. Однако из самого содержания опыта не следует его ограниченность, наличие иного — пределы опыта являются внеопытным знанием. Столкновение со виеопытным заставляет обнаруживать в познании два несводимых друг к другу измерения — конкретно-эмпирическое и трансцендентальное.
Понятие трансцендентального ещело многом до Канта стало ключом к загадке человеческого познания. Безусловное и априорное содержание, делающее возможным познавательный процесс, в настоящее время рассматривается как эволюционно сложившееся и исторически изменяющееся единство психофизиологических познавательных предпосылок и социально-культурных стереотипов. Элементы трансцендентального наличествуют не только в правилах языка или нормах поведения, но также в восприятии света и мрака, чувстве страха и удовольствия: и то и другое постигается в индивидуальном опыте как абсолютно безусловное. Познание как внесение смысла в опыт и есть постижение порядка в хаосе, безусловного в условном, априорного в апостериорном, трансцендентального в эмпирическом, идеального в реальном. В понимании данного соотношения и состоит основная задача философского исследования познания. См. также ст. Знак, Знание, Значение, Истина, Объект, Опредмечивание и распредмечивание. Опыт, Символ, Смысл, Субъект, Творчество, Теория познания. Традиция.
Лит.; ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988; Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990; Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998; Коул М., СкрибнерС. Культура и мышление. М., 1977; Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Розов М. А. Знание и механизмы социальной памяти.— В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Степчн В. С. Становление научной теории. Минск, 1976; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984; Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; ХюбнерК. Критика научного разума. М., 1996; ЩавелевС. Практическое познание. Воронеж, 1994; ЯloorD. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. N. Y, 1983; The Cognitive Turn: Sociological and Psychological Perspectives on Science, 1989; Fuller S. Social Epistemology. Bloomington, 1988: Goldman A. Epistemology and Cognition. Cambr. 1986; LatourB., WoolgarS. Laboratory Life: The Social Construction of Scientifle Facts. L., 1979; Popper K. R. Objective Knowledge. Oxf., 1979; Schon D. Displacement of Concepts. L., 1963; VollmerG. Evolutionare Erkenntnistheorie. Stuttg., 1980.
И. Т. Касавин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия


  1. познаниепостижение чеголибо приобретение знаний о чемлибо постижение закономерностей некоих явлений процессов и пр....Словарь практического психолога
  2. познаниепознание познать а в низшем плотском смысле означает естественное половое соединение между мужчиной и женщиной Быт. и неестественное между мужчинами Быт. Суд. содомс...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. познаниепостижение чеголибо приобретение знаний о чемлибо постижение закономерностей некоих явлений процессов и пр....Большая психологическая энциклопедия
  4. познаниес. филос. conoscenza f мн. познания совокупность знаний cognizioni f pl conoscenze f pl Итальянорусский словарь. Синонимы богопознание изучение овладение освоение пости...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. познаниес филос. Erkenntnis f теория познания Erkenntnistheorie f мн. ч. познания сведенияem Kenntnisse f pl Wissen n знанияem Синонимы богопознание изучение овладение освоение ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. познаниепознание с . филос. Erkenntnis f теория познания Erkenntnistheorie f . мн. познания сведения Kenntnisse f pl Wissen n знанияСинонимы богопознание изучение овладение осво...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. познаниеcognition...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  8. познаниес. филос.em conocimiento mрия познаuния teora del conocimiento epistemologa fem gnoseologa f мн.em познаuния сведенияem conocimientos m pl...Большой русско-испанский словарь
  9. познаниесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. познаниес. филос. connaissance f теория познания thorie f de la connaissance чаще мн. познания сведенияem connaissances f pl...Большой русско-французский словарь
  11. познаниеcognition процесс мышления. Духовная жизнь как полагают заключает в себе и мыслительные и чувственные элементы когнитивный и эмоциональные аспекты опыта. Познание связано...Большой толковый социологический словарь
  12. познаниеангл. cognition нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний....Большой толковый социологический словарь II
  13. познаниес. филос. connaissance f теория познания thorie f de la connaissance чаще мн. познания сведенияem connaissances f pl богопознание изучение овладение освоение постижение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. познаниепроцесс отражения и воспроизведения действительности в мышлениисубъекта результатом которого является новое знание о мире....Большой энциклопедический словарь II
  15. познаниеПОЗНАНИЕ процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта результатом которого является новое знание о мире....Большой энциклопедический словарь III
  16. познаниеПОЗНАНИЕ процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта результатом которого является новое знание о мире....Большой Энциклопедический словарь V
  17. познаниепроцесс отражения анализа и воспроизведения действительности в мышлении постижение закономерностей объективного мира совокупность приобретенных знаний и опыта....Глобальная экономика. Энциклопедия
  18. познаниевысшая форма отражения объективной действительности людьми представляющая собой процесс формирования знаний передаваемых от одного поколения к другому....Глоссарий философских терминов
  19. познаниеспецифическая деятельность человека ориентированная на открытие законов природы и общества тайн бытия человека и мира вообще обнаружение возможных способов действия с пре...Евразийская мудрость от А до Я
  20. познаниевысшая форма отражения объективной реальности одна из осн. потребностей человека. П. соц. обусловленный исторически развивающийся процесс основанный на предметнопракт. д...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  21. познаниедвижение разума к истине. В познании человек утверждает свое достоинство и осуществляет призвание действовать согласно истине и облагораживать бытие. Предпосылки познания...Краткий религиозно-философский словарь
  22. познаниеПознание cognitio scientia особый метод познания methodus inveniendi specialis познание истины perspicientia veri теория познания cognitionis disciplina or theoria gno...Латинский словарь
  23. познаниея ср.em Действие по знач. глаг.em познать.Познание законов природы. Познание добра и зла.em Для познания мира наука пользуется и телескопом и микроскопом.em Грибачев Зем...Малый академический словарь
  24. познаниеприставка ПО корень ЗНА суффикс НИ окончание Е Основа слова ПОЗНАНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ПО З...Морфемный разбор слова по составу
  25. познаниеНачальная форма Познание винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  26. познаниепроцесс усвоения чувственного содержания переживаемого или испытываемого положения вещей состояний процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен ант...Начала современного естествознания
  27. познаниепроцесс получения и обновления знаний деятельность людей по созданию понятий схем образов концепций обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия их ориентации в ок...Новая философская энциклопедия
  28. познаниеПОЗНАНИЕ творческая деятельность субъекта ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости о...Новейший философский словарь
  29. познаниетворческая деятельность субъекта ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего ф...Новейший философский словарь II
  30. познаниепознание ср. Процесс действия по знач. глаг. познавать познать. Знание чегол. осведомленность в чемл....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. познаниетеоретическая деятельность человека противопоставляется практическому действию. Философская проблема познания может рассматриваться в тройном аспекте Проблема источника ...Новый философский словарь
  32. познаниеcognition способность думать вспоминать и предвидеть....Общая психология
  33. познаниеcognition умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие рассуждение творческую деятельность разрешение возникших проблем и возможно интуицию. Для ...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  34. познаниеШироко распространенный почти невозможно точно установить насколько термин который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям как мышление постижение рассужд...Оксфордский толковый словарь по психологии
  35. познаниеШироко распространенный почти невозможно точно установить насколько термин который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям как мышление постижение рассужд...Оксфордский толковый словарь по психологии
  36. познаниепроцесс получения человеком объективно новых сведений об объективной реальности деятельность обеспечивающая получение людьми ранее неизвестных сведений о природе обществе...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  37. познаниепознание познание я...Орфографический словарь
  38. познаниеu сu Пр.u о познании действие богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Орфографический словарь русского языка
  39. познаниеэто процесс изучения фактов полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого как бы складывая и систе...Основы духовной культуры
  40. познаниеобусловленный развитием общественноисторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека результатом крого является новое знание ...Педагогический словарь
  41. познаниетворческая деятельность субъекта ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функцио...Педагогический терминологический словарь
  42. познаниепознание познания познания познаний познанию познаниям познание познания познанием познаниями познании познаниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. познаниеОрфографическая запись слова познание Ударение в слове познание Деление слова на слоги перенос слова познание Фонетическая транскрипция слова познание [пазнанэ] Характер...Полный фонетический разбор слов
  44. познаниепроцесс психического отражения и восприятия обьективного мира в сознании результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности....Прикладные аспекты современной психологии
  45. познаниепроцесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. В процессе опосредованных ощущений восприятий активного изучения объективной действительности у у...Профессиональное образование
  46. познаниенаш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание....Психология и культура
  47. познаниедейств. пзнання спзнання чого. ние истины пзнання стини знання знаття. Человек с большими ниями людина з великими знаннями. Иметь в чмл. ние знатися на чому....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  48. познаниепзнання...Російсько-український словник логіки
  49. познаниевоспроизведение в сознании индивидуальном и коллективном характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве...Российская педагогическая энциклопедия
  50. познаниепознание яСинонимы богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русский орфографический словарь
  51. познаниеСр . drk etm drk edilm познание законов природы tbit qanunlarn drk etm . bilm bili . fls. idrak теория познания idrak nzriyysi . чаще мн. bilik mlumat у него большие позн...Русско-азербайджанский словарь
  52. познаниенапр. при обучении робота learning...Русско-английский машиностроительный словарь
  53. познаниеср.cognition knowledge intellection внесенсорное познание познание предметов опосредованно рациональное познание социальное познание...Русско-английский психологический словарь
  54. познаниепознание с.i. филос. icognition теория познания theory of knowledge epistemology . мн. iсведенияi knowledge sg. i...Русско-английский словарь
  55. познаниепознание с. . knowledge филос. cognition теория познания theory of knowledge . мн. совокупность знаний knowledge sg....Русско-английский словарь II
  56. познаниеn.knowledge perception cognitionСинонимы богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-английский словарь математических терминов
  57. познаниеcognition...Русско-английский словарь по электронике
  58. познаниеcognition филос.u estimation knowledge...Русско-английский словарь политической терминологии
  59. познаниеknowledge perceptionСинонимы богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-английский технический словарь
  60. познаниеN...Русско-армянский словарь
  61. познаниеПазнанне теория познания тэорыя пазнання веды у него большие познания в медицине у яго вялкя веды медыцыне...Русско-белорусский словарь
  62. познаниеi пазнанне ср.iтеория познания тэорыя пазнанняi веды ед. нетiу него большие познания в медицине у яго вялкя веды медыцыне...Русско-белорусский словарь II
  63. познаниес megismers познания мнu ismeretek tsz богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-венгерский словарь
  64. познаниеСинонимы богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-ивритский словарь
  65. познание.познание законов природы табиат задарын танып блу.таным теория познания таным теориясы.обычно мн. познания блм таным малмат наши познания в области астрономии расширяють...Русско-казахский словарь
  66. познаниетаным...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  67. познаниеср. . филос. бил таануу теория познания бил таануу теориясы . чаще мн. совокупность сведений билим бил у него большйе познания в медицине медицина боюнча ал кп нерселерди...Русско-киргизский словарь
  68. познаниеrnshiтеория познания мн. познания совокупность знанийem zhshiу него большие познания в медицине богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнози...Русско-китайский словарь
  69. познаниеgrenv bilv idraq...Русско-крымскотатарский словарь
  70. познаниеогренюв билюв идракъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. познаниеizzinana izzia zinanas...Русско-латышский словарь
  72. познаниеЭрдэм мэдлэг танин мэдэх чадвар...Русско-монгольский словарь
  73. познаниеErkenntnis...Русско-немецкий политехнический словарь
  74. познаниес. филос. Erkenntnis f мн. ч. познания знания Kenntnisse pl....Русско-немецкий словарь
  75. познаниеErkenntnis Wissen...Русско-немецкий юридический словарь
  76. познаниепознаниес . филос. теория ния . ния мн. сведения расширять свой ния ....Русско-новогреческий словарь
  77. познаниеviten богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-норвежский словарь
  78. познание...Русско-персидский словарь
  79. познание. poznanie. znajomo wiedza w zakresie z zakresublockquote...Русско-польский словарь
  80. познаниесconhecimento m богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Русско-португальский словарь
  81. познаниеПознаниеutafiti ед....Русско-суахили словарь
  82. познаниепознание дарк кардан фамидан воифият...Русско-таджикский словарь
  83. познаниес .таныпбел п. законов природы табигать законнарын таныпбел теория познания таныпбел теориясе .обычно мн.познания белемнр наши п. в области астрономии расширяются астроно...Русско-татарский словарь
  84. познаниес kavrama bilgi edinme renme tanma теория познания bilgi teorisi kuramпроцесс познания bilgi edinme renme sreci познания мн.u совокупность знанийem bilgi обширные поз...Русско-турецкий словарь
  85. познаниеbilim...Русско-узбекский словарь Михайлина
  86. познаниеcognition...Русско-французский медицинский словарь
  87. познаниеpoznn...Русско-чешский словарь
  88. познаниеVetande kunskap insikt...Русско-шведский словарь II
  89. познание.strong tundasaamine.strong tundmappimine tunnetamine tunnetus...Русско-эстонский словарь
  90. познаниетеоретическая деятельность человека противопоставляется практическому действию. Философская проблема познания может рассматриваться в тройном аспекте Проблема источника ...Сверхкраткий философский словарь
  91. познаниеKnowing См. Основы Знания Джнятри Джняна Джнейя Свадхьяя Мышление ....Словарь йоги
  92. познаниевысшая форма отражения объективной действительности процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей ...Словарь логики
  93. познаниеПОЗНАНИЕ высшая форма отражения объективной действительности процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельно...Словарь по логике
  94. познаниепознание см. знание понимание...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  95. познаниевсестороннее познание глубокое познаниеСинонимы богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Словарь русской идиоматики
  96. познаниепознаниеСм. знание понимание....Словарь синонимов II
  97. познаниепознание См. знание понимание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. познание знание понимание постижение изу...Словарь синонимов II
  98. познаниепознание знание понимание постижение изучение освоение овладение усвоение...Словарь синонимов
  99. познаниеприобретение знания постижение закономерностей объективного мира....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  100. познаниепризнаки отличия. богопознание изучение овладение освоение постижение усвоение феогнозия...Словарь церковнославянского языка
  101. познаниеh познаниеbig сущ.сред.неод.i ед.род. Есть род познания которым многие кичатся искусство угождатьПр. занимателен сколько свежих мыслей глубокого познания людей всякого ...Словарь языка Грибоедова
  102. познаниепостижение закономерностей объективного мира высшая форма отражения действительности. Существуют различные уровни познания чувственное эмпирическое теоретическое и его ра...Словарь-справочник по философии
  103. познаниевысшая форма отражения объективной действительности. Марксистсколенинская философия исходит из признания единства отражения продметнопрактич. деятельности и коммуникации ...Советский философский словарь
  104. познаниеПОЗНАНИЕ процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта результатом которого является новое знание о мире....Современный энциклопедический словарь
  105. познаниетворческая деятельность субъекта ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего ф...Социологическая энциклопедия
  106. познаниеПроцесс мышления человека включающий представления объяснение и запоминание....Социология
  107. познаниеэто отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта результатом которого является новое знание о мире....Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  108. познаниев узком смысле слова технологический процесс создания человеком и обществом системы знаний информации адекватно отражающей мир. В более широком смысле познание увеличе...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  109. познаниепознание сущ.em с.em употр. сравн. часто Морфология нет чего познанияstrong чему познаниюstrong вижу что познаниеstrong чем познаниемstrong о чм о познанииstrong мн. что ...Толковый словарь Дмитриева
  110. познаниеПОЗНАНИЕ я ср. . см. познать. . Приобретение знания постижениезакономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический методпознания. Теория познания раздел ...Толковый словарь Ожегова
  111. познаниеПОЗНАНИЕ познания ср. книжн. . только ед. Действие по глаг. познать в знач. познавать способность познавать наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи ...Толковый словарь русского языка II
  112. познаниепознание познание я ср. см. познать. Приобретение знания постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания ...Толковый словарь русского языка II
  113. познаниеПОЗНАНИЕ я ср. . см. познать. . Приобретение знания постижение закономерностей объективного мира. Познание законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания...Толковый словарь русского языка
  114. познаниепазнаньне...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  115. познаниеУдарение в слове познаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове познание...Ударение и правописание
  116. познаниеRzeczownik познание n poznanie n wiedza f poznanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  117. познаниепроцесс творческой деятельности людей по освоению действительности формирующий знания о ней включая и знания о самом человеке на основе которых возникают цели и мотивы че...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  118. познаниепроцесс производства приобретения и воспроизведения новых знаний человеком....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  119. познаниечувственная и мыслительная деятельность по сбору обработке переработке конструированию и хранению информации. См. деятельность сознание информация....Философия науки
  120. познаниеD Erkenntnis E KnovledgeF Cannaissance Esp Cnocimiento Общественноисторический процесс человеческой деятельности направленный на производство сбор и переработку обществен...Философия, практическое руководство
  121. познаниеусвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого положения вещей состояний процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как неточно процесс кот...Философский энциклопедический словарь II
  122. познаниеобщественноисторический процесс творческой деятельности людей формирующий их знания на основе крых возникают цели и мотивы человеческие действий. В истории классовых форм...Философский энциклопедический словарь
  123. познаниепознание познания познания познаний познанию познаниям познание познания познанием познаниями познании познаниях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализ...Формы слова
  124. познаниеПенза Пена Пезо Пеан Пенни Пеон Пиан Панно Панин Пани Пан Паз Опа Озен Пиано Пие Пиза Нпо Пинен Пино Нона Нина Низ Неон Наин Наз Познание Ион Иоанн Зенон Запон Зао Енина ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  125. познаниеПознание см. Философия....Энциклопедический словарь
  126. познаниеПОЗНАНИЕ процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта результатом которого является новое знание о мире....Энциклопедический словарь естествознания
  127. познаниесм. Философия....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  128. познаниеангл. cognition нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi.Энциклопедия социологии Синонимы богопознание изучение овладение осво...Энциклопедия социологии
  129. познаниеПОЗНАНИЕ философская категория emописывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения создания знаковосимволических систем опосредующих взаимодействие ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки