Философская энциклопедия

ПИАЖЕ

ПИАЖЕ
(Piaget) Жан (1896—1930) — швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932). Он описал при этом своеобразие детского мышления, считая эгоцентризм главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка. Дети постоянно путают субъективное и объективное, переносят свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Они считают слова и жесты весьма действенными, а предметы наделяют сознанием и волей.
В работах «Генезис элементарных логических структур» (1939—1941; рус. пер. 1963) и «Психология интеллекта» (рус. пер. в кн. «Избранные психологические труды», 1969) излагается операциональная концепция интеллекта. По мнению П., функционирование и развитие психики происходит через адаптацию индивида к среде. Природные схемы поведения позволяют ассимилировать материал через устоявшиеся механизмы восприятия, но в то же время эти схемы приспосабливаются к реальным жизненным ситуациям. П. различает четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций.
Для описания систем интеллектуальных операций П. использует математическую логику.В области экспериментальной психологии заслуга П. в том, что он проанализировал механизмы выражения основных психических функций и прежде всего важнейшие понятия и принципы человеческого мышления. Психологические и логические идеи П. получили теоретическую проработку в рамках особого направления исследований, которое он назвал генетической эпистемологией. Ее основной принцип — возрастание инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. принадлежит многотомный труд «Экспериментальная психология» (совместно с П. Фрессом).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ПИАЖЕ
(Piaget)Жан(9.8.1896, Невшатель,—16.9.1980, Женева),швейц.психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемологии. Проф. университетов Невшателя(1926—29), Женевы(с 1929)и Лозанны(1937—54). Основатель Междунар. центра генетич. эпистемологии в Париже(1955). Директор(с 1929)института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах(1921—25)ключом к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи(«Речь и мышление ребенка»,1923,рус.пер.1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта(«Психология интеллекта» — «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления(аккомодации)этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образованиет. н.операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр. действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия(см.Интериоризация)и скоординированное сдр.действиями в определ. систему. П. выделил четыреосн.стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. П. внёс значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции(переоценка роли логического в пси-хологич. анализе мышления идр.)были подвергнуты критике всов.психологии.
Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1—3, P., 1949—50; Les mecanismes perceptifs, P.,1961; L'epistemologie genetique, P.,1970; Problemes de psychologie Kenetique, P.,1972; врус.пер.— Генезис элементарных логич. структур, М.,1963(совм.с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М.,1969(лит.).
Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П.,пер.сангл., М.,1967; Обухова Л. Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И.,1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse,1974; Piaget phylosophy and the human sciences, ed. by H. J. Silverman, Atlantic Brighton(N. Y.), 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ПИАЖЕ
(Piaget)
Жан (род. 9 авг. 1896, Невшатель – ум. 16 сент. 1980, Женева) – швейц. психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В одной из первых работ («Речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932) описал специфику детского мышления, выделив эгоцентризм (см.Эгоцентричный)в качестве главной отличительной характеристики его познавательной деятельности; в силу этого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) и анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей); см.Первобытные формы религии.В трудах «Генезис элементарных логических структур» (1939 – 1941; рус. пер. 1963) и «Психология интеллекта» («La psychologie de l'inteligence», 1946) построил операциональную концепцию интеллекта. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использовал исчисления математической логики. В серии работ по экспериментальной психологии проанализировал механизмы формулирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках особого направления исследований, названного им генетической эпистемологией (симбиоз генетического и историко-критического подхода к анализу знания). Кроме указанных работ, выпустил (совместно с П. Фрессом) многотомный труд «Экспериментальная психология». На рус. яз. в 1969 вышли в свет «Избр. психологические труды».

Философский энциклопедический словарь.2010.

ПИАЖЕ́
(Piaget), Жан (род. 9 авг. 1896) – швейц. психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии; создатель т.н. "генетической эпистемологии". С 1929 руководит Институтом Ж. Ж. Руссо; с 1940 заведует кафедрой экспериментальной психологии и психологич. лабораторией в Женевском ун-те. В 1955 создал "Международный центр по генетической эпистемологии".
В первом цикле эксперимент. работ (1921–25) П. исходит из того, что мысль происходит от действия, но при этом необоснованно считает, что речь непосредственно отражает действие, и полагает, что для понимания логики детей достаточно анализа одной их речи. В 30-е гг. П. приходит к выводу, что между речью и мышлением ребенка не существует строгого соответствия. В ранних работах П. делает упор на "социализацию" как на главный фактор интеллектуального развития (в этом пункте взгляды П. тесно сближаются с идеями французской социологической школы – Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). Однако попытка непосредственно связать генезис интеллекта с эволюцией социальных образований и вывести первое из второго не увенчалась успехом. В связи с этим основным для него в проблеме взаимоотношения социальной действительности и индивидуального психич. развития становится исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими и социальными.
В 30-е и 40-е гг. П. сформулировал осн. положения т.н. операциональной концепции интеллекта (см. "La psychologie de l'intelligence", P., 1946). Исходным в ней является положение, что развитие и функционирование психики, с одной стороны, есть ассимиляция данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой – аккомодация (приспособление) этих схем к определ. ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшая форма уравновешивания – образование операциональных структур; поэтому центральным в концепции П. является понятие операции – внутр. действия субъекта, генетически производного от внешнего предметного действия и скоординированного с др. операциями так, что они образуют структурное целое, систему. Для системы операций характерна обратимость, т.е. наличие для каждой прямой операции ей обратной, к-рая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние.
П. выделяет четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект (до 2-х лет), когда имеется лишь тенденция к обратимости действий; дооперациональный интеллект (2–7 лет), когда формируются речь и представление; стадия конкретных операций (7–12 лет), когда операции становятся обратимыми, но выполняются лишь на реальных предметах, в силу чего дети не могут логически правильно строить речь независимо от реальных действий; стадия формальных операций (с 12 лет), на к-рой появляется теоретич. мышление – "чистое" мышление, не зависимое от предметных действий. На основе операциональной концепции П. рассматривает генезис эмоцион. деятельности ребенка, функции выражения (см. "La formation du symbole chez l'enfant", Nchât. – P., 1945), a также развитие восприятия (см. "Le développement des perceptions", P., 1960).
Методологически очень важной является идея П. о единстве психологич. и логич. методов исследования мышления. Алгебра логики, аппарат к-рой применяется им для описания операциональных структур, понимается как аксиоматика мышления, а психология – как соответствующая ей эксперимент. наука. Логика как идеальная модель мышления не нуждается в апелляции к психологич. фактам. Но между логикой и психологией должно быть определ. соответствие (хотя и не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, к-рых достигает развитый интеллект (см. "Traité de logique", P., 1949; "Logic and psyhology", Manch., 1953). Синтез психологич. и логич. воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетич. эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологич. исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики.
Важнейшие достижения П. относятся к индивидуальной психологии. Однако полученные им результаты показали ограниченность индивидуального подхода к психике и необходимость ее общественно-историч. понимания. Сняв проблему овладения индивидом миром социальной культуры, П. не смог вывести объективное содержание знания из деятельности индивидуального субъекта. Поэтому у П. тезис о взаимодействии субъекта и объекта нередко подменяется другим, производным от него – взаимоотношением субъективного и объективного в знании.
П. и его сотрудники и в наст. время продолжают разработку операцион. концепции на основе синтеза методов различных наук (логики, психологии, социологии и т.д.). Результаты этих исследований публикуются в серии "Études d'epistemologie génétique", основателем (1957) и гл. ред. к-рой является П.
Соч.:Recherche, Lausanne, 1918; La naissance de l'intelligence chez l'enfant, Nchât.–P., 1936; La construction du réel chez l'enfant, Nchât.–P., 1937; La représentation de l'espace chez l'enfant, P., 1948 (совм. с В. Inhelder); La genèse du nombre chez l'enfant, P.–Nchât., 1950 (совм. с A. Szeminska); Introduction à l'épistémologie génétique, v. 1–3, P., 1950; Essai sur les transformations des opérations logiques, P., 1952; De la logique de l'enfant à la logique de l'adolescent, P., 1955 (совм. с В. Inhelder); в рус. пер. – Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления, "Вопр. психологии", 1965, No 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук, "ВФ", 1966, No 12.
Лит.:Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. П., в кн.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Комм А. Г., Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. П., "Вопр. психологии", 1957, No 1; Непомнящая Н. И., Анализ нек-рых понятий психологич. концепции Ж. П., там же, 1964, No 4; Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П. – психолог, логик, философ, там же, 1966, No 4; Лекторский В. Α., Садовский В. Н., Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепции Ж. П., в кн.: Осн. направления исследований психологии мышления в капиталистич. странах, М., 1966; Thought in the young child, ed. by W. Kessen and С Küblman, "Monographs of the Society for Research in Child Development", 1962, serial M 83, v. 27, No 2; Flavell J., The developmental psychology of Jean Piaget, N. Y., 1963.
В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ПИАЖЕ
ПИАЖЕ (PIAGET) Жан (9 августа 1896, Невшатель — 16 сентября 1980, Женева) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемояогии. Профессор университетов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).
В ранних работах (1923—46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи (“Речь и мышление ребенка”.— La langage et pensйe chez l'enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта (“Психология интеллекта”.— La psychologie de l'intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие” субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект (“Трактат по логике”,—Traitй de logique. P., 1950). Синтезлогических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии (“Introduction a l'йpistйmologie gйnйtique”, vol. 1—3. P, 1949—1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан “Международный центр генетической эпистемологии”; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей “Йtudes d'йpistйmologie gйnйtique”, в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60—80-х га и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т. п.
Сот.: Les mécanismes perceptifs. Modèles probabilistes, analyse génétique, relations avec l'intelligence. P., 1961; Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; L'épistémologie génétique. P., 1970; Problèmes de psychologie génétique. P., 1972; Behavior and evolution. N. Y, 1978; в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В. Инельдер); Избранные психологические труды. М., 1969; Экспериментальная психология, редакторы-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение.— В сб.: Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка.— Там же.
Лит.: Лекторский В. А., Садовский В. ΰ. Основные идеи “генетической эпистемологии” Жана Пиаже.— “Вопросы психологии”, 1964, № 4; ФлеивылД. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Обухова Л. ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981; Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by Н. J. Silvennan. N.Y, 1980;
Legendre-Bergeeon M.-F. Lexique de la psychologie du développment de J. Piaget. Morin, 1980; Furth H. G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.—L., 1981; Revue internationale de philosophie, 1982. ¹ 142—43, fasc, 4; Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L.— Canberra, 1983; Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.-L., 1983; Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.
В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан р. . Невшатель швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. iУчился в унтах Невшателя Цюриха и Париж...Большая советская энциклопедия
  2. пиажеPiaget Жан швейцарский психолог создательоперациональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элементарныхло...Большой энциклопедический словарь II
  3. пиажеPiaget Жан всемирно известный швейцарский психолог специалист в области теории познания генетической эпистемологии психологии развития психологии образования эксперимент...История психологии в лицах
  4. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский ученый один из ведущих психологов в. Создал новое научное направление генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человечес...Новейший философский словарь
  5. пиажеPiaget Жан швейцарский ученый один из ведущих психологов в. Создал новое научное направление генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого с...Новейший философский словарь II
  6. пиажеЖан Пиаже который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понят...Оксфордский толковый словарь по психологии
  7. пиажеЖан Пиаже который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понят...Оксфордский толковый словарь по психологии
  8. пиажешвейцарский психолог и педагог Невшатель КолоньБелльрив . Один из основателей и пионеров детской психологии. Его работы о поэтапном развитии мысли и языка у ребенка его...Сверхкраткий философский словарь
  9. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения....Современная энциклопедия
  10. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элемент...Современный энциклопедический словарь
  11. пиажеPiaget Жан род. авг. швейц. психолог специалист в области общей психологии психологии мышления и детской психологии создатель т.н. генетической эпистемологии. С руков...Философская Энциклопедия (в 5 томах)