Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ПИАЖЕ

Piaget), Жан (род. 9 авг. 1896) – швейц. психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии; создатель т.н. "генетической эпистемологии". С 1929 руководит Институтом Ж. Ж. Руссо; с 1940 заведует кафедрой экспериментальной психологии и психологич. лабораторией в Женевском ун-те. В 1955 создал "Международный центр по генетической эпистемологии". В первом цикле эксперимент. работ (1921–25) П. исходит из того, что мысль происходит от действия, но при этом необоснованно считает, что речь непосредственно отражает действие, и полагает, что для понимания логики детей достаточно анализа одной их речи. В 30-е гг. П. приходит к выводу, что между речью и мышлением ребенка не существует строгого соответствия. В ранних работах П. делает упор на "социализацию" как на главный фактор интеллектуального развития (в этом пункте взгляды П. тесно сближаются с идеями французской социологической школы – Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). Однако попытка непосредственно связать генезис интеллекта с эволюцией социальных образований и вывести первое из второго не увенчалась успехом. В связи с этим основным для него в проблеме взаимоотношения социальной действительности и индивидуального психич. развития становится исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими и социальными. В 30-е и 40-е гг. П. сформулировал осн. положения т.н. операциональной концепции интеллекта (см. "La psychologie de l´intelligence", P., 1946). Исходным в ней является положение, что развитие и функционирование психики, с одной стороны, есть ассимиляция данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой – аккомодация (приспособление) этих схем к определ. ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшая форма уравновешивания – образование операциональных структур; поэтому центральным в концепции П. является понятие операции – внутр. действия субъекта, генетически производного от внешнего предметного действия и скоординированного с др. операциями так, что они образуют структурное целое, систему. Для системы операций характерна обратимость, т.е. наличие для каждой прямой операции ей обратной, к-рая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние. П. выделяет четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект (до 2-х лет), когда имеется лишь тенденция к обратимости действий; дооперациональный интеллект (2–7 лет), когда формируются речь и представление; стадия конкретных операций (7–12 лет), когда операции становятся обратимыми, но выполняются лишь на реальных предметах, в силу чего дети не могут логически правильно строить речь независимо от реальных действий; стадия формальных операций (с 12 лет), на к-рой появляется теоретич. мышление – "чистое" мышление, не зависимое от предметных действий. На основе операциональной концепции П. рассматривает генезис эмоцион. деятельности ребенка, функции выражения (см. "La formation du symbole chez l´enfant", Nch?t. – P., 1945), a также развитие восприятия (см. "Le d?veloppement des perceptions", P., 1960). Методологически очень важной является идея П. о единстве психологич. и логич. методов исследования мышления. Алгебра логики, аппарат к-рой применяется им для описания операциональных структур, понимается как аксиоматика мышления, а психология – как соответствующая ей эксперимент. наука. Логика как идеальная модель мышления не нуждается в апелляции к психологич. фактам. Но между логикой и психологией должно быть определ. соответствие (хотя и не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, к-рых достигает развитый интеллект (см. "Trait? de logique", P., 1949; "Logic and psyhology", Manch., 1953). Синтез психологич. и логич. воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетич. эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологич. исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики. Важнейшие достижения П. относятся к индивидуальной психологии. Однако полученные им результаты показали ограниченность индивидуального подхода к психике и необходимость ее общественно-историч. понимания. Сняв проблему овладения индивидом миром социальной культуры, П. не смог вывести объективное содержание знания из деятельности индивидуального субъекта. Поэтому у П. тезис о взаимодействии субъекта и объекта нередко подменяется другим, производным от него – взаимоотношением субъективного и объективного в знании. П. и его сотрудники и в наст. время продолжают разработку операцион. концепции на основе синтеза методов различных наук (логики, психологии, социологии и т.д.). Результаты этих исследований публикуются в серии "?tudes d´epistemologie g?n?tique", основателем (1957) и гл. ред. к-рой является П. Соч.: Recherche, Lausanne, 1918; La naissance de l´intelligence chez l´enfant, Nch?t.–P., 1936; La construction du r?el chez l´enfant, Nch?t.–P., 1937; La repr?sentation de l´espace chez l´enfant, P., 1948 (совм. с В. Inhelder); La gen?se du nombre chez l´enfant, P.–Nch?t., 1950 (совм. с A. Szeminska); Introduction ? l´?pist?mologie g?n?tique, v. 1–3, P., 1950; Essai sur les transformations des op?rations logiques, P., 1952; De la logique de l´enfant ? la logique de l´adolescent, P., 1955 (совм. с В. Inhelder); в рус. пер. – Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления, "Вопр. психологии", 1965, No 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук, "ВФ", 1966, No 12. Лит.: Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. П., в кн.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Комм А. Г., Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. П., "Вопр. психологии", 1957, No 1; Непомнящая Н. И., Анализ нек-рых понятий психологич. концепции Ж. П., там же, 1964, No 4; Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П. – психолог, логик, философ, там же, 1966, No 4; Лекторский В. ?., Садовский В. Н., Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепции Ж. П., в кн.: Осн. направления исследований психологии мышления в капиталистич. странах, М., 1966; Thought in the young child, ed. by W. Kessen and С K?blman, "Monographs of the Society for Research in Child Development", 1962, serial M 83, v. 27, No 2; Flavell J., The developmental psychology of Jean Piaget, N. Y., 1963. В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

  1. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан р. . Невшатель швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. iУчился в унтах Невшателя Цюриха и Париж...Большая советская энциклопедия
  2. пиажеPiaget Жан швейцарский психолог создательоперациональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элементарныхло...Большой энциклопедический словарь II
  3. пиажеPiaget Жан всемирно известный швейцарский психолог специалист в области теории познания генетической эпистемологии психологии развития психологии образования эксперимент...История психологии в лицах
  4. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский ученый один из ведущих психологов в. Создал новое научное направление генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человечес...Новейший философский словарь
  5. пиажеPiaget Жан швейцарский ученый один из ведущих психологов в. Создал новое научное направление генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого с...Новейший философский словарь II
  6. пиажеЖан Пиаже который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понят...Оксфордский толковый словарь по психологии
  7. пиажеЖан Пиаже который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понят...Оксфордский толковый словарь по психологии
  8. пиажешвейцарский психолог и педагог Невшатель КолоньБелльрив . Один из основателей и пионеров детской психологии. Его работы о поэтапном развитии мысли и языка у ребенка его...Сверхкраткий философский словарь
  9. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог основатель Женевской школы генетической психологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения....Современная энциклопедия
  10. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейцарский психолог создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды Речь и мышление ребенка Генезис элемент...Современный энциклопедический словарь
  11. пиажеПИАЖЕ Piaget Жан швейц. психолог философ и логик. С директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка...Философская энциклопедия