Философская энциклопедия

НАГАРДЖУНА

НАГАРДЖУНА
(санскр. Nagarjuna) — основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на 2—3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4—5 вв.) Н. род. в брахманской семье на юге Индии и прошел полный курс брахманского образования, а затем обратился в буддизм сам и обратил местного царя; по сообщениям Сюань Цзана (7 в.), деятельность Н. проходила в Северо-Вост. Индии. Имя его окутано густым туманом легенд и чисто фольклорных сюжетов. Существенно только то, что он подверг критике классическое буддийское учение, обратившись в махаяну, полемизировал с противниками буддизма, участвовал в миссионерской деятельности, уже при жизни почитался бод-хисаттвой, а после смерти стал объектом культа. Из приписываемых Н. порядка 200 сочинений наиболее достоверными считаются пять.
Основное из них — «Мулямадхьямака-карика». («Строфы, основополагающие для (учения) о срединном пути») — около 450 стихов, распределенных по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеинд. и классических буддийских филос. категорий, в ходе которой раскрывается «пустотность» эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена критической интерпретации одного из философско-религиозных топиков, в последовательности: причинность; движение; три классификации дхарм по 12 опорам сознания, пяти «группам» и 18 «элементам»; аффекты и их носители; возникновение, пребывание и разрушение вещей; действие и деятель; воспринимаемое и воспринимающий; «огонь и топливо»; круговорот бытия; страдание и его истоки; категория реальности; взаимодействие факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимость и освобождение; действия и результаты; Атман; время; причины и следствия; появление и исчезновение вещей; Будда как «совершенный»; ошибки мышления; четыре «благородные» истины Будды; нирвана; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложные мнения.Критика общепринятых понятий осуществляется Н. в контексте различения двух уровней истины — конвенциональной и абсолютной: Н. прямо объявляет, что «те, кто не распознают различия этих двух истин, не распознают и глубинный смысл учения Будды». Излюбленный метод «негативной диалектики» Н. — восходящая уже к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Н. открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей: от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность предицирования ее существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.
В семидесятистишье «Виграка-вьявартани» («То, что устраняет дискуссии»), сопровождаемом автокомментарием, развивается центральная доктрина Н. — учение о «пустотности», которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида и отсутствием у вещей собственной природы. Здесь же Н. критикует общеинд. эпистемологию — учение об источниках знания — и пытается опровергнуть основной довод противников «негативной диалектики» (которая, чтобы быть последовательной, должна отрицать, по их суждению, и самое себя).
«Юктишаштика» («Шестьдесят стихов о (логической) когерентности») перекрывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с зависимого происхождения состояний бытия индивида и завершая характеристикой «великих душ», которые уже достигли «освобождения» или приближаются к нему и которым противопоставляются души, приверженные страстям и «заключенные в клетку объектов».
В «Вайдалья-пракаране» («Трактат об обращении в пыль (ложных учений)») подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 диалектических то-пиков. Это произведение важно для хронологизации текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Н.
«Ратна-вали» («Гирлянда драгоценностей») — стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой — посвящена этической, сотериологической и политической проблематикам в перспективе философии мадхьямики. В главах 1—3 благосостоянию в этом мире противопоставляется высшее благо «освобождения». В главе 4 — «Поведение царя» — представлена буддийская концепция царской власти, даются практические советы монарху. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства» следующего путем бодхисаттвы: щедрость, нравственность и терпение. В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй — духовное пробуждение.
Перу Н., возможно, принадлежит и «Упая-хридал» («Сердцевина средств (дискуссии)») — один из ранних буддийских учебников по теории аргументации.
Н. стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников выделяются Арья-дэва (3 в.) и такие комментаторы его основного труда, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандра-кирти (7 в.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

НАГАРДЖУНА
(2в.н. э.),инд.философ, основатель буддийской школы мадхъямика, один из учителей ма-хаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение «Праджнапарамита-сутр». Гл.соч.Н. «Мадхья-мика-карика»(«Карики срединного учения»), известное как «Н.-шастра» или «Сутры H.». H. назвал свою философию «средним путём», в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложениесобств.концепции, а опровержение существующих уже концепций(вайбхашики, саутрантики идр.)своеобразным «диалектич.» методом демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своёмгл.соч.Н, опровергая учение вайбхашики(и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной связи идр.понятий.
Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии,СПБ,1904;
см. такжелит.к ст. Мадхъямика.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

НАГАРДЖУНА
инд. мыслитель, основоположник буддийской филос. школы мадхьямика. Согласно свидетельствам тибетских и кит. историков, время жизни Н. относится ко 2 в. н.э. Осн. положения своей философии Н. сформулировал в трактате "Карики срединного учения" ("Mūlamadhyamakakārikās"). В этом трактате он выступил с опровержением учений вайбхашики, ньяи и санкхьи, используя метод сведéния к абсурду филос. положений своих противников. Так, он доказывал, что все объяснения причинной связи, к-рые приводились различными филос. школами его времени, противоречивы. Полемизируя с последователями санкхьи, утверждавшими, что вещь возникает "из себя", что следствие содержится в причине, Н. указывал, что если следствие тождественно своей причине, то тогда нет никакого различия между причиной и следствием и следствие бессмысленно. Поэтому порождение следствия становится простым удвоением причины, и весь мир сводится к бесконечному повторению самого себя, к однообразной, тождественной, лишенной различий массе. Н. опровергал и учение ньяи о том, что вещи возникают "из другого", что следствие и причина различны. Он показал, что учение о возникновении ведет к абс. различию причины и следствия, к упразднению связи между ними, к распадению причины и следствия. Н. отрицал также и учения, отвергающие и тождество и различие причины и следствия, т.е. считающие, что вещи происходят случайно, беспричинно.
Следуя своему методу, Н. показал также противоречивость и всех др. понятий совр. ему филос. систем: движения, времени, субъекта и объекта, бытия и небытия, субстанции и аттрибута. Н. назвал свою философию "средним путем", т.е. учением, к-рое отрицает как тезис, так и антитезис, как единую субстанцию, так и отд. дхармы. Осн. содержанием споров Н. с вайбхашиками и саутрантиками была защита последовательно идеалистич. философии против материалистич. тенденции в раннем буддизме. Отрицание реальных субстанций мира, отрицание реальности причинной связи, движения, возникновения и уничтожения субъекта и объекта, учение об интуитивном сверхразумном знании открыло путь идеализму, интуитивизму и религ. фантазии. На систему Н. опирались йогачары и зен-буддизм, тантризм и философия Шанкары.
Н. был одним из первых мыслителей в истории инд. философии, к-рый дал рацион. опровержение бытия бога. Если бог создает несуществующее, – говорится в одном из трактатов Н., специально написанном для опровержения бытия бога, – то пусть он создает такие вещи, как масло, выжатое из песка, шерсть на черепахе и т.д. (см. Ф. И. Щербатской, Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904, с. 072). Н. опроверг понятие бога-творца как логически несостоятельное, как немыслимое понятие. "Когда нет семени, то не может быть ни ростка, ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов и т.д. Почему? Потому что нет семени. Точно также, если Бог не имеет начала, то он и сам не существует" (там же, с. 074).
Диалектика понятий Н. близка к диалектике элеатов и скептиков, она представляет своеобразную параллель той диалектике, к-рую развивали Зенон Элейский, Секст Эмпирик, Пиррон и Прокл. Однако если элеаты считали, что единое постигается разумом, то Н. отвергает все понятия человеч. разума, считая, что разум приводит к неразрешимым противоречиям.
Соч.:издания на санскрите Mūlamadhyamakakārikās (Mādhyamikasūtras). De Nāgārjuna avec la Prasannapadā. Commentaire de Candrakirti. Publié par L. de la Vallée Poussin, St.-Pétersbourg, 1903-1913 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); переводы на европ. яз. - Щербатской Ф., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; Die mittlere Lehre [Mādhyamika-śāstra ] des Nāgārjuna. Übertragung von M. Walleser, в кн.: Walleser M., Die buddhistische Philosophie..., Tl 2, Hdlb., 1911; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956.
Лит.:Wаlleser M., The life oi Nāgārjuna, "Asia Major", L., [1923 ]; его же, Die Lebenszeit des Nāgārjuna, "Ζ. für Buddhismus und verwandte Gebiete", 1925, Jg. 6, H. 1, 2; Bu-ston, History of Buddhism, [v. ] 2, trans, by Ε. Obermiller, Hdlb., 1932, в серии: Materialien zur Kunde des Buddhismus, 19.
И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

НАГАРДЖУНА
НАГАРДЖУНА (санскр. Naga-arjuna — Змей-древо) (150 до н. э.— 250) — основоположник мадхытики, автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачевашпо, металлургии и т. д.
В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором *.Мадхьямика-карики” и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (нзкоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т. ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковскне учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах — условной и безусловной, о двух телах Будда, о двоякой практике Просветления — посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т. д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.
Лит.: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Lamotle É. Le Trailé de la grande vertu de saggesse de Nagaijuna (Mahaprana-pâramitasliastra), t. 1—5. Louvain, 1944—80; Ramanaii K. V. Nâgarjuna's Philosophy. Delhi, 1978; Undiner Ch. N.igaijunia.u. Studies in the Writings and Philosophy ofNagarjuna. Cpli., 1982; Tolu F., DragoriettiC. On Voidness. A siudy on Buddhist Nigilisni. Deil'ii, 1995.
В. П. Андросов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. нагарджунаСмерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он как уже говорилось заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения ...100 великих пророков и вероучителей
  2. нагарджунаок. в. др.инд. философ теолог поэт реформатор буддизма основатель школы шуньявада мадхьямика. Н. доказывал что в мире нет ничего кроме следствий обусловленных причинами ...Атеистический словарь
  3. нагарджунаок. в. др.инд. философ теолог поэт реформатор буддизма основатель школы шуньявада мадхьямика. Н. доказывал что в мире нет ничего кроме следствий обусловленных причинами...Атеистический словарь II
  4. нагарджунаоколо в. индийский мыслитель влиянием которого отмечено е пятисотлетие религиозной и философской истории Буддизма. В трактате Муламадхьямикакарика [Изложение учения об и...Большая Советская энциклопедия II
  5. нагарджунадревнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики.Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой энциклопедический словарь II
  6. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой энциклопедический словарь III
  7. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой Энциклопедический словарь V
  8. нагарджуналегендарный инд. основоположник махаяны и автор базисных текстов ее первой филос. школы мадхьямики крые создавались во _ вв. Н. причислен к лику бодхисаттв махаяны и си...Буддизм
  9. нагарджунадревнеиндийский философ около в. основатель буддийской школы мадхьямики. Называл свою философию срединным путем истинного буддизма. Главное сочинение Мадхьямикакарика и...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. нагарджунаNagarjuna ок. гг. выдающийся буд. философ основатель шуньявады учения мадхьямиков ветви махаяна. Уроженец Юж. Индии. Был монахоммистиком гл. соч. Мадхьямикакарика или М...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  11. нагарджунаНАГАРДЖУНА в. н.э. индийский мыслитель основоположник буддийской философской школы мадхьямика учения о срединности представитель школы махаяны. В буддизме Н. является А...Новейший философский словарь
  12. нагарджунав. н.э. индийский мыслитель основоположник буддийской философской школы мадхьямика учения о срединности представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом м Пат...Новейший философский словарь II
  13. нагарджунабуддистский философ выходец с юга Индии преимущественно легендарная фигура кон. I нач. II в. после Р.Х. Но легенда создана вокруг действительно гениального человека кото...Новый философский словарь
  14. нагарджунаСанскр. Архат отшельник уроженец Западной Индии обращенный в Буддизм Капималой четырнадцатый Патриарх теперь считается БодхисаттвойНираманакайей. Он был знаменит своей ди...Религиозные термины
  15. нагарджунабуддистский философ выходец с юга Индии преимущественно легендарная фигура кон. I нач. II в. после Р.Х. Но легенда создана вокруг действительно гениального человека кото...Сверхкраткий философский словарь
  16. нагарджунаок. великий мыслитель школы мадхьямика в буддизме махаяна. Известен своим учением о пустоте шуньята любого существования....Словарь религий, обрядов и верований
  17. нагарджунав. н. э. инд. философ основатель буддийской школы мадхъямика один из учителей махаяны. Согласно традиции проповедовал в Наланде учение Праджнапарамитасутр. Гл. соч. Н. Ма...Советский философский словарь
  18. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ около в. основатель буддийской школы мадхьямики. Называл свою философию срединным путем истинного буддизма. Главное сочинение Мадхьям...Современная энциклопедия
  19. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Современный энциклопедический словарь
  20. нагарджунаинд. мыслитель основоположник буддийской филос. школы мадхьямика. Согласно свидетельствам тибетских и кит. историков время жизни Н. относится ко в. н.э. Осн. положения с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  21. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Энциклопедический словарь естествознания