Философская Энциклопедия (в 5 томах)

НАГАРДЖУНА

инд. мыслитель, основоположник буддийской филос. школы мадхьямика. Согласно свидетельствам тибетских и кит. историков, время жизни Н. относится ко 2 в. н.э. Осн. положения своей философии Н. сформулировал в трактате "Карики срединного учения" ("M?lamadhyamakak?rik?s"). В этом трактате он выступил с опровержением учений вайбхашики, ньяи и санкхьи, используя метод свед?ния к абсурду филос. положений своих противников. Так, он доказывал, что все объяснения причинной связи, к-рые приводились различными филос. школами его времени, противоречивы. Полемизируя с последователями санкхьи, утверждавшими, что вещь возникает "из себя", что следствие содержится в причине, Н. указывал, что если следствие тождественно своей причине, то тогда нет никакого различия между причиной и следствием и следствие бессмысленно. Поэтому порождение следствия становится простым удвоением причины, и весь мир сводится к бесконечному повторению самого себя, к однообразной, тождественной, лишенной различий массе. Н. опровергал и учение ньяи о том, что вещи возникают "из другого", что следствие и причина различны. Он показал, что учение о возникновении ведет к абс. различию причины и следствия, к упразднению связи между ними, к распадению причины и следствия. Н. отрицал также и учения, отвергающие и тождество и различие причины и следствия, т.е. считающие, что вещи происходят случайно, беспричинно. Следуя своему методу, Н. показал также противоречивость и всех др. понятий совр. ему филос. систем: движения, времени, субъекта и объекта, бытия и небытия, субстанции и аттрибута. Н. назвал свою философию "средним путем", т.е. учением, к-рое отрицает как тезис, так и антитезис, как единую субстанцию, так и отд. дхармы. Осн. содержанием споров Н. с вайбхашиками и саутрантиками была защита последовательно идеалистич. философии против материалистич. тенденции в раннем буддизме. Отрицание реальных субстанций мира, отрицание реальности причинной связи, движения, возникновения и уничтожения субъекта и объекта, учение об интуитивном сверхразумном знании открыло путь идеализму, интуитивизму и религ. фантазии. На систему Н. опирались йогачары и зен-буддизм, тантризм и философия Шанкары. Н. был одним из первых мыслителей в истории инд. философии, к-рый дал рацион. опровержение бытия бога. Если бог создает несуществующее, – говорится в одном из трактатов Н., специально написанном для опровержения бытия бога, – то пусть он создает такие вещи, как масло, выжатое из песка, шерсть на черепахе и т.д. (см. Ф. И. Щербатской, Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904, с. 072). Н. опроверг понятие бога-творца как логически несостоятельное, как немыслимое понятие. "Когда нет семени, то не может быть ни ростка, ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов и т.д. Почему? Потому что нет семени. Точно также, если Бог не имеет начала, то он и сам не существует" (там же, с. 074). Диалектика понятий Н. близка к диалектике элеатов и скептиков, она представляет своеобразную параллель той диалектике, к-рую развивали Зенон Элейский, Секст Эмпирик, Пиррон и Прокл. Однако если элеаты считали, что единое постигается разумом, то Н. отвергает все понятия человеч. разума, считая, что разум приводит к неразрешимым противоречиям. Соч.: издания на санскрите M?lamadhyamakak?rik?s (M?dhyamikas?tras). De N?g?rjuna avec la Prasannapad?. Commentaire de Candrakirti. Publi? par L. de la Vall?e Poussin, St.-P?tersbourg, 1903-1913 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); переводы на европ. яз. - Щербатской Ф., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; Die mittlere Lehre [M?dhyamika-??stra ] des N?g?rjuna. ?bertragung von M. Walleser, в кн.: Walleser M., Die buddhistische Philosophie..., Tl 2, Hdlb., 1911; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956. Лит.: Wаlleser M., The life oi N?g?rjuna, "Asia Major", L., [1923 ]; его же, Die Lebenszeit des N?g?rjuna, "?. f?r Buddhismus und verwandte Gebiete", 1925, Jg. 6, H. 1, 2; Bu-ston, History of Buddhism, [v. ] 2, trans, by ?. Obermiller, Hdlb., 1932, в серии: Materialien zur Kunde des Buddhismus, 19. И. Кутасова. Москва.

  1. нагарджунаСмерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он как уже говорилось заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения ...100 великих пророков и вероучителей
  2. нагарджунаок. в. др.инд. философ теолог поэт реформатор буддизма основатель школы шуньявада мадхьямика. Н. доказывал что в мире нет ничего кроме следствий обусловленных причинами ...Атеистический словарь
  3. нагарджунаок. в. др.инд. философ теолог поэт реформатор буддизма основатель школы шуньявада мадхьямика. Н. доказывал что в мире нет ничего кроме следствий обусловленных причинами...Атеистический словарь II
  4. нагарджунаоколо в. индийский мыслитель влиянием которого отмечено е пятисотлетие религиозной и философской истории Буддизма. В трактате Муламадхьямикакарика [Изложение учения об и...Большая Советская энциклопедия II
  5. нагарджунадревнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики.Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой энциклопедический словарь II
  6. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой энциклопедический словарь III
  7. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Большой Энциклопедический словарь V
  8. нагарджуналегендарный инд. основоположник махаяны и автор базисных текстов ее первой филос. школы мадхьямики крые создавались во _ вв. Н. причислен к лику бодхисаттв махаяны и си...Буддизм
  9. нагарджунадревнеиндийский философ около в. основатель буддийской школы мадхьямики. Называл свою философию срединным путем истинного буддизма. Главное сочинение Мадхьямикакарика и...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. нагарджунаNagarjuna ок. гг. выдающийся буд. философ основатель шуньявады учения мадхьямиков ветви махаяна. Уроженец Юж. Индии. Был монахоммистиком гл. соч. Мадхьямикакарика или М...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  11. нагарджунаНАГАРДЖУНА в. н.э. индийский мыслитель основоположник буддийской философской школы мадхьямика учения о срединности представитель школы махаяны. В буддизме Н. является А...Новейший философский словарь
  12. нагарджунав. н.э. индийский мыслитель основоположник буддийской философской школы мадхьямика учения о срединности представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом м Пат...Новейший философский словарь II
  13. нагарджунабуддистский философ выходец с юга Индии преимущественно легендарная фигура кон. I нач. II в. после Р.Х. Но легенда создана вокруг действительно гениального человека кото...Новый философский словарь
  14. нагарджунаСанскр. Архат отшельник уроженец Западной Индии обращенный в Буддизм Капималой четырнадцатый Патриарх теперь считается БодхисаттвойНираманакайей. Он был знаменит своей ди...Религиозные термины
  15. нагарджунабуддистский философ выходец с юга Индии преимущественно легендарная фигура кон. I нач. II в. после Р.Х. Но легенда создана вокруг действительно гениального человека кото...Сверхкраткий философский словарь
  16. нагарджунаок. великий мыслитель школы мадхьямика в буддизме махаяна. Известен своим учением о пустоте шуньята любого существования....Словарь религий, обрядов и верований
  17. нагарджунав. н. э. инд. философ основатель буддийской школы мадхъямика один из учителей махаяны. Согласно традиции проповедовал в Наланде учение Праджнапарамитасутр. Гл. соч. Н. Ма...Советский философский словарь
  18. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ около в. основатель буддийской школы мадхьямики. Называл свою философию срединным путем истинного буддизма. Главное сочинение Мадхьям...Современная энциклопедия
  19. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Современный энциклопедический словарь
  20. нагарджунаНАГАРДЖУНА санскр. Nagarjuna основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на вв. ...Философская энциклопедия
  21. нагарджунаНАГАРДЖУНА древнеиндийский философ ок. в. основатель мадхьямики. Главное сочинение Мадхьямикакарика или Мадхьямикасутра....Энциклопедический словарь естествознания