Философская энциклопедия

"АРТХАШАСТРА"

"АРТХАША́СТРА"
(санскр., букв. – "наука о пользе", о "практической жизни"; "наука об управлении государством" или "наука политики") – памятник др.-инд. общественно-политич. мысли. Обнаружен инд. ученым Р. Шама-Шастри в начале 20 в. Полный текст издан им в 1909 (Bibliotheca Sanskrita, No 37, Mysore). Первый рус. пер. "А.", подготовленный сов. индологами С. Ольденбургом, Ф. Щербатским, Е. Обер-Миллером, В. Кальяновым, Б. Семичевым и др., опубликован в 1959.
Большинство исследователей считает, что "А." была написана министром имп. Чандрагупты из династии Маурья Каутильей (4 в. до н.э.); нек-рые относят "А." к более позднему времени – вплоть до 4 в. н.э. "А." представляет собой нормативный трактат о правилах и принципах управления государством. Характер содержащихся в "А." данных дает основание считать, что памятник описывает раннефеодальное общество, еще сохранившее остатки рабовладения. "А." содержит ценный материал для характеристики идеологии и филос. мысли того времени. "А." отличается ярко выраженным рационализмом. В отличие от большинства инд. правовых и политич. кодексов, исходящих из определяющей роли религии в жизни общества, "А." отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой. В "А." говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеч.существование (XV, 180, 1), что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (I, 3, 7), что управление государством, политика (данда-нити) "обеспечивает сохранение и благополучие" философии, религии и экономики (I, 1, 4) и что эти три науки корнями своими уходят в политику (I, 2, 5).
"Артхашастра" выделяет философию в качестве самостоятельной отрасли знания. "Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – праведное и неправедное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений" (I, 1, 2). "А." называет лишь три школы в качестве подлинно философских – санкхью, йогу и локаяту, причем йога в "А."имеет вполне практич., далекое от всякой мистики истолкование. Йога в "А." призвана служить не подавлению человеч. страстей вообще, а удержанию их в разумных, не выходящих за общепринятые нормы, границах "золотой середины", разумно сочетая чувств. влечения и страсти (кама) с требованиями религии (дхарма) и приобретения пользы, богатства (артха), причем последнее должно преобладать (отсюда название трактата). Признание материалистич. учения локаяты в качестве подлинной философии вполне согласуется со всем духом "А.".
Лит.:Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., изд. подгот. В. И. Кальянов, М.–Л., 1959 (имеется библиогр.); Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 497–503.
Н. Аникеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.


  1. артхашастраАРТХАШАСТРА санскр. букв. наука о пользе о практич. жизни древний индийский трактат собрание наставлений по вопросам управления госвом. Авторство приписывают Каутилье в....Большая советская энциклопедия
  2. артхашастраАртхашастра древний индийский трактат собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье См. Каутилья в. до н. э. но вероятнее ему ...Большая Советская энциклопедия II
  3. артхашастрасанскр. букв. наука о пользе о практической жизнидревнеиндийский трактат собрание наставлений по управлению государствомважнейший источник для изучения Др. Индии. Соста...Большой энциклопедический словарь II
  4. артхашастраАРТХАШАСТРА санскр. букв. наука о пользе о практической жизни древнеиндийский трактат собрание наставлений по управлению государством важнейший источник для изучения Др...Большой Энциклопедический словарь V
  5. артхашастрасанскр. букв. наука о пользе о практической жизни древнейший индийский трактат о политике и государстве. Время написания и автор точно неизвестны. Являлся практическим ...Большой юридический словарь
  6. артхашастрадревнейший инд. трактат о политике и госуд. Время напис. и автор точно неизв. Есть предполож. что А. произв. министра царя Чандрагупты МаурьяКаутильи Вишнугупты Чанакьи ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. артхашастрадревнейший инд. трактат о политике и госуд. Время напис. и автор точно неизв. Есть предполож. что А. произв. министра царя Чандрагупты МаурьяКаутильи Вишнугупты Чанакьи ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. "артхашастра"санскр сочинение посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. как особой дисциплины формировалась во вт. пол. I тыс. до н. э. Ее божественным покровителе...Индуизм
  9. артхашастраф.п. артхашастра...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  10. артхашастраартхашастра...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  11. артхашастрав Древней Индии жанр светской литературы трактатов об искусстве политики и управления государством руководств к практической деятельности царя Артхашастра Каутильи....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  12. артхашастрасанскр. букв. наука о пользе о практической жизни древнейший инд. трактат о политике и госве. Время написания и автор точно неизвестны. Нскрые ученые Р. ШамаШастри Гана...Советская историческая энциклопедия
  13. артхашастраАРТХАШАСТРА санскр . букв. наука о пользе о практической жизни древнеиндийский трактат собрание наставлений по управлению государством важнейший источник для изучения Др...Современный энциклопедический словарь
  14. артхашастрасанскр. букв. наука о пользе о практической жизни наука об управлении государством или наука политики памятник др.инд. общественнополитич. мысли. Обнаружен инд. ученым ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)