Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

(1 мая 1804 – 23 сент. 1860) – рус. религ. философ, писатель, поэт, публицист, идейный вождь славянофильства 40-х гг. (см. Славянофилы). Род. в Москве в старинной дворянской семье. Получил домашнее воспитание, выдержал при Моск. ун-те экзамен на степень кандидата математич. наук (1822). В 1822–29 находился на воен. службе; оставив ее, занялся управлением своим имением. По собственно филос. вопросам стал выступать гл. обр. с сор. 50-х гг., в связи с публикацией филос. наследства И. Киреевского. Философия славянофильства выражена у X. наиболее полно и систематично; он разработал почти отсутствующую у Киреевского онтологию, в основе к-рой лежит идея "водящего разума" (т.е. бога) как первоначала всего сущего: "мир явлений возникает из свободной воли" (Соч., т. 1, М., 1900, с. 347; ср. также с. 325, 335–45). История человечества также должна быть рассмотрена, исходя из "одного великого начала", в ней надлежит отыскать "духовный смысл" (см. тамже, т. 5, М., 1900, с. 17–18, 29–30). Таким началом является "народная вера" (см. тамже, с. 191), религия, характер и типы к-рой определяются категориями воли – свободы и необходимости (см. тамже, с. 217). История знает две осн. формы религии – кушитскую и иранскую: "внутр. зерном" первой является "необходимость", второй – "свобода" (см. тамже, с. 235). Зап.-христ. церковь, по X., в своем развитии извратила принципы иранства, и потому зап. народы зашли в тупик, тогда как вост. христианство (православие) сохранило эти принципы в чистоте. Отсюда – идеи X. об особой историч. миссии рус. народа: "Мы не можем гордиться своим превосходством: оно происходит от милости промысла, позволившего нам почерпнуть веру из ее чистейшего источника – восточной церкви" (там же, т. 3, М., 1900, с. 83, прим.; см. также с. 335–37). На этой теоретич. основе X. строил концепцию рус. историч. процесса, к-рая, впрочем, только в деталях отличается от соответствующих взглядов Киреевского. Зап. церковь, по X., разрушила полноту духовных сил человека; рассудочность, рационализм стали осн. чертами зап.-европ. мышления, всей зап. философии (см. тамже, т. 1, с. 177–79, 264–68, 295–99), получив свое завершение в нем. философии, прежде всего у Гегеля. Гегелевская философия началом сущего объявляет отвлеченную абс. идею, а дух в качестве полноты развития идеи рассматривает лишь как итог развития сущего. (По X., именно дух и есть исходное начало всего.) С др. стороны, рационализм находит завершение в послегегелевском материализме, гл. обр. у Фейербаха. Материализм, по X., ставит на место гегелевской идеи материальный "субстрат" – начало еще более отвлеченное (см. тамже, с. 273, 302–04, а также 93–99, 296–97, 251, прим., 271). Двигаясь в русле иррационалистич. гносеологии, X" ищет форму познания, к-рая могла бы адекватно постигать сущность мира – "волящий разум", и его проявления – действит. мир. Последний познается неким синтезом всех естественных духовных функций человека – "внутренним знанием", "разумной зрячестью", "живознанием". Однако "вся лестница (познавательных функций. – З. К.) получает свою характеристику от высшей степени – веры" (там же, с. 281–82). X. критиковал зап.-европ. историографию (Ранке, Шлоссера, Тьерри и др. – см. там же, с. 36) за ее эмпиризм, потерю "внутренней связи" историч. событий и т.п. Отдавая дань философии истории Гегеля, X. подверг критике и ее (см. тамже, с. 36–37, 144–145). Враждебно относясь ко всем "социалистическим и коммунистическим учениям" (там же, с. 48), X. считал их болезнью зап. духа (см. тамже, с. 146,150–51,373). Социально-политич. взгляды X. могут быть рассмотрены как своеобразный рус. вариант феодального социализма. Идеализация патриархальной общины и общинных отношений, к-рые помогли бы, по X., избежать "язвы пролетариатства", революц. возмущений народа (см. тамже, т. 3, с. 19–20, 64–65, 70–71, 74, 82–84, 335–37, 466; т. 1, с. 92–93, 166–69, 173–74), апологетика православия и на нем основанного "просвещения" (см. тамже, т. 1, с. 26, 65, 87, 173–74, 244, 392), а также последоват. монархизм – таково самое общее содержание социально-политич. концепции X. В политич. программе X. содержались нек-рые требования в духе тогдашнего дворянского либерализма (всесословный земский собор, открытый суд с участием выборных присяжных заседателей, упразднение смертной казни, свобода слова и печати и т.д.). Будучи противником крепостного права, X. в период подготовки крест. реформы выдвинул свой проект освобождения крестьян, к-рый, в отличие от проектов революц. демократов, предусматривал передачу крестьянам лишь части земли и взимание с них выкупа. Неославянофильская традиция видела в X. выдающееся и оригинальное явление "истинно-русской философии". Начало этой традиции положил 10. Самарин в предисловии к первому изд. соч. X. (см. Полн. собр. соч., 3 изд., т. 2, М., 1886); ее продолжили В. Т. Завитневич (А. С. Хомяков, т. 1–2, К., 1902–13), Н. Бердяев (А. С. X. как философ, "Мир Божий", 1904, No 7; его же, А. С. Хомяков, М., 1912), а также эмигрантская литература – Н. О. Лосский (История рус. философии, пер. с англ., М., 1954, гл. 2), В. В. Зеньковский (История рус. философии, т. 1, М., 1956, гл. 3), Большаков (Учение о единстве церкви в работах X., Лондон, 1946). Передовые рус. просветители – П. Я. Чаадаев, т.н. Грановский (Ответ г-ну Хомякову, Соч., 4 изд., М., 1900) и революц. демократы В. Г. Белинский (Соч., т. 13, М., 1959, см. указат. имен) и А. И. Герцен (Полн. собр. соч. и писем, т. 22, П.–М., 1925, см. указат. имен) критиковали взгляды X. С позиций марксизма Г. В. Плеханов (О книге Н. А. Бердяева "А. С. Хомяков", Соч., т. 23, М.–Л., 1926) и советские историки славянофильства подвергли критич. разбору и оценке как взгляды самого X., так и попытки преувеличить его роль в истории русской философии. З. Каменский. Москва. Круг умств. и практич. занятий X. чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации; экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор с.-х. нововведений и технич. изобретений; полиглот-лингвист, врач, живописец. Полемич. талант и идейная страстность X. образно охарактеризованы Герценом: X., подобно средневековым рыцарям, стерегущим храм богородицы, "спал вооруженным" (см. Собр. соч., т. 9, 1956, с. 157). Исходным моментом филос. деятельности X. был анализ духовного и религ. кризиса на Западе, выразившегося и до конца самообнаружившегося в "титанич. труде" Гегеля – завершителя школы нем. идеализма. X. указывает на мнимую бытийственность "самосущего понятия", лежащего в основе гегелевского панлогизма. Гегель попытался воссоздать "мир без субстрата". "Никогда такой страшной задачи, такого дерзкого предприятия не задавал себе человек. Вечное, самовозрождающееся творение из недр отвлеченного понятия, не имеющего в себе никакой сущности. Самосильный переход из нагой возможности во всю разнообразную и разумную существенность мира" (Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 265–66). Гегелевская система свидетельствует в глазах X. о саморазложении отвлеченного рассудка, к-рым в нем. школе начиная с Канта был подменен целостный дух; "...знанию отвлеченному, рассудочному, в предмете доступен только его закон, а не действительность его" (там же, с. 271). Действительность в ее конкретном богатстве может быть познана только "цельным разумом", в истоке к-рого обнаруживается вера, понимаемая как непосредственное и живое знание ("живознание", "зрячесть разума"); в ней предмет познания не противостоит познающему, а объединен с ним единой жизненно-действенной стихией. Т.о., "живознание" фактически сближается с интеллектуальной интуицией, но без традиц. оттенка пассивной созерцательности, ибо X. включает в познание волевое движение. Апеллируя к целостному духу как к условию познания, X. (вслед за И. В. Киреевским) вводит в гносеологию антропологич. основания. Постижение живой реальности в ее этич. и эстетич. богатстве требует правильного нравств. устроения личности (мысли, затем повторенные и развитые В. Соловьевым). Необходимую жизненную предпосылку "цельного знания" X. видел в "соборности", т.е. в "... совокупности мышлений, связанных любовью" (там же, с. 280). Т.о., в гносеологии X. идея соборности не подчеркивает автоматич. преимущества коллективной правды перед индивидуальной, а указывает на гарантию включенности в познават. процесс нравств. стороны души. Отвлеч. рассудочность X. связывает с истощением нравств. сил изолированного субъекта (эту ситуацию X. находит в протестантском мире). X. обращается к соборному сознанию как к реальному бытийств. факту, а не как к идеальному принципу (ср. с "трансцендентальным", родовым субъектом кантианской и феноменологич. традиции). В соборной гносеологии X. принцип живого общения как условия истинности выступает первичным по отношению к принципу авторитета (в отличие от католич. романтизма де Местра и др.). Антропологич. мотивы у X. сравнимы с экзистенциалистскими учениями о человеке (человек "есть не сущий, но стремящийся быть" – ср. Кьеркегор). Но, в отличие от них, X. видит выход из драматич. положения обособившейся личности в общении, сердечной самоотдаче. Человек "... пополняет свою собственную ограниченность...", переносясь в других "... нравственною силою искренней любви" (там же, с. 269). Как христианский, близкий к вост. патристике мыслитель X. строит свою онтологию, исходя из теистич. предпосылки "вопящего разума", устрояющего мир осмысленно, но не подчиненного законам безличной необходимости. Акцент на волевом начале связан у X. с полемикой против детерминизма ("нецессарианизма", "безвольности") гегелевской рационалистич. системы, для к-рой, по X., недоступна сфера воли как допредметная, необнаружимая в мире явлений. В космич. плане коррелятом "волящего разума" у X. выступает сила как первооснова вещества, пространства и времени. Растворяя вещество (материю), предметно оформленное бытие в сплошном динамизме ("грядении"), X. оставляет за веществ. миром лишь феноменальный аспект и тем самым нарушает онтологизм своей исходной мысли. Но поскольку для X. в основании мира лежит положит. творч. сила, а не свобода как чистая возможность (Ungrund нем. мистиков и Шеллинга), мир сохраняет некий энергетический бытийств. фундамент. Обращение к воле как к онтологич. корню не сближает, однако, концепцию X. с иррационалистич. волюнтаризмом (Шопенгауэр, Э. Гартман, Шестов), разводящим волю и разум, – т.к. X. настаивает на разумном характере воли (X. вообще нечувствителен к проблеме иррационального и хаотического). Борьба между ориентациями на веществ. необходимость и на свободно творящий дух усматривается X. не только в разных типах умозрения, но во всей истории человечества. Считая религ. веру двигателем историч. развития, X. предлагает символическую (недостаточно корректную в отношении к историч. фактам) типологию религ. принципов: кушитского (магизм, натурализм, пантеизм, поклонение вещности, т.е. необходимости, – язычество) и иранского (теизм, почитание духовного начала, свобода, этицизм – ветхозаветная вера и в особенности христианство). На эту схему историч. процесса накладывается идея стихийно-органической обусловленности истории рас и народов в духе романтизма, что делает историософию X. непоследовательной и нецельной и дает его эпигонам (Данилевский и др.) аргументы для националистич. идеологии. Печатью романтизма отмечены и социологич. взгляды X., отрицавшего абс. право собственности на землю и рассматривавшего земельную собственность как вверенную народом помещичьему патронату. Р. Гальцева, И. Роднянская. Москва. Лит.: Лясковский В., А. С. X. Его жизнь и соч., М., 1897; Брусиловский И., К столетию рождения А. С. X., "Южные записки", 1904, No 22; Владимиров Л. Е., А. С. X. и его этико-социальное учение, М., 1904; Gratiеux ?., A. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, v. 1–2, P., 1939; Baron P., Un th?ologien la?c orthodoxe russe au XIX si?cle. A. S. Khomiakov, Roma, 1940 (Orientalia Christiana analecta, No 127); Lavrin J., Khomiakov and the Slavs, "Russian Review", 1964, v. 23, No 1, p. 35–48. См. также лит. при ст. Славянофилы.

  1. хомяков алексей степановичРелигиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику со металась у Хомякова с элементами философского ...100 великих мыслителей
  2. хомяков алексей степановичрус. философидеалист богослов поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс нем. философии. Развивал учение о церкви как жив...Атеистический словарь
  3. хомяков алексей степановичрус. философидеалист богослов поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс нем. философии. Развивал учение о церкви как жив...Атеистический словарь II
  4. хомяков алексей степановичРусский поэт философ публицист. Автор статей на различные темы в том числе О старом и новом Опера Глинки Жизнь за царя О возможности русской художественной школы О соврем...Афоризмы русских писателей
  5. хомяков алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из наиболее видных вождей славянофильства см. XXX . Родился в Москве мая г. Отец Х. Степан Александрович умер в г. был слабовольный че...Биографический словарь
  6. хомяков, алексей степановичсын Степана Александровича Хомякова и Марьи Aлексеевны урожденной Киреевской род. мая г. в Москве умер сентября г. в селе Ивановском Донковского уезда Рязанской губер...Большая биографическая энциклопедия
  7. хомяков алексей степановичХомяковstrong Алексей Степанович [. Москва . с. Ивановское ныне Данковского района Липецкой области] русский религиозный философ поэт публицист основатель славянофильств...Большая Советская энциклопедия II
  8. хомяков алексей степановичодин из наиболее видных вождей славянофильства см. XXX . Родился в Москве мая г. Отец Х. Степан Александрович умер в г. был слабовольный человек член английского клуба...Большой российский биографический словарь
  9. хомяков алексей степановичХОМЯКОВ Алексей Степанович русский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Ориентация ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. хомяков алексей степановичрусский философ развивал идеи славянофильства в философии. Родился в семье дворянинапомещика умер от холеры. Хомяков заложил основы метафизической философской системы раз...Великие философы
  11. хомяков, алексей степановичАлексей Степанович российский религиозный философ поэт публицист один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику учение о соборности и др....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. хомяков алексей степановичроссийский общественный деятель религиозный философ писатель поэт публицист членкорреспондент Петербургской АН пред. Общества любителей русской словесности при Московско...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. хомяков алексей степанович. Москва. с. Ивановское ныне Данковского рна Липецкой обл. Рус. религ. философ поэт публицист основоположник славянофильства. В х гг. в. в России кит. культура редко ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  14. хомяков алексей степановичгг. поэт публицист философ один из основоположников славянофильства выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права смертной казни за введение свободы слова п...Краткий исторический словарь II
  15. хомяков алексей степановичХОМЯКОВstrong Алексей Степанович рус. философ поэт и публицист член кружка любомудров впоследствии один из вождей славянофильства см. Славянофилы. В е гг. печатал свои п...Лермонтовская энциклопедия
  16. хомяков алексей степановичХОМЯКОВ Алексей Степанович русский поэт публицист. Стихи филос.религ. ист. и публицистич. содержания в т. ч. России распространялось в списках. Стихотв. трагедии Ермак ...Литературный энциклопедический словарь
  17. хомяков алексей степанович. . философ писатель публицист один из основателей славянофильства. Получил домашнее образование изучал философию историю математику и другие науки овладел несколькими и...Святая Русь - энциклопедический словарь
  18. хомяков, алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из вождей и теоретиков раннего славянофильства поэт драматург публицист богослов. . О его пьесе Пушкин писал Ермак лирическое произв...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  19. хомяков алексей степановичХомяков Алексей Степанович мая в М. сент. в с. Ивановском Данковск. у. Рязан. губ. поэт славянофилПсевдонимыi А. Х.u Воспитанник третьей гимназии Э. И.оu Ред.u Русс...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  20. хомяков алексей степановичрусский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства....Словарь-справочник по философии
  21. хомяков алексей степанович. Москва . с. Ивановское ныне Данковского рна Липецкой обл. рус. публицист религ. философ поэт основатель славянофильства см. Славянофилы. Был близок моск. кружку любомуд...Советский философский словарь
  22. хомяков алексей степановичрусский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской Академии Наук год. Ориентация на восточную п...Философия политики - словарь персоналий
  23. хомяков алексей степановичрод. мая Москва ум. сент. с. Ивановское ныне Липецкой обл. рус. религиозный философ публицист и поэт один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о со...Философский энциклопедический словарь II
  24. хомяков алексей степановичрод. мая Москва ум. сент. с. Ивановское ныне Липецкой обл. рус. религиозный философ публицист и поэт один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о ...Философский энциклопедический словарь
  25. хомяков, алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из наиболее видных вождей славянофильства см. Род. в Москве мая г. Отец X. Степан Александрович ум. в г. был слабовольный человек член...Энциклопедический словарь
  26. хомяков алексей степановичодин из наиболее видных вождей славянофильства см. Род. в Москве мая г. Отец X. Степан Александрович ум. в г. был слабовольный человек член Английского клуба и игрок о...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  27. хомяков алексей степановичрелигиозный философ публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Считал самодержавие единственно приемлемой для России формой г...Энциклопедия История отечества
  28. хомяков алексей степановичрелигиозный философ публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Считал самодержавие единственно приемлемой для России формой г...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  29. хомяков, алексей степановичХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ русский философ поэт драматург публицист. Родился в Москве мая в старинной дворянской семье. В и в находился на военной службе участвовал в...Энциклопедия Кольера II