Энциклопедия Кольера II

ХОМЯКОВ, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

ХОМЯКОВ, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ(1804-1860), русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве 1 мая 1804 в старинной дворянской семье. В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838/1839 он познакомил друзей со своей работой О старом и новом. Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. В ней была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?"Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и "соборно" объединяющую множество верующих "в любви и истине". В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного "духу Церкви".Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея "волящего разума" как первоначала всего сущего: "и мир явлений возникает из свободной воли". Собственно, его онтология - это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики,. Существенное значение имеет утверждаемая им неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает позицию Хомякова от различных вариантов волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков обосновывал необходимость цельного знания ("живознания"), источником которого выступает соборность - "совокупность мышлений, связанных любовью". Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т.е. "вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры".Славянофильская историософия представлена в основном в Семирамиде Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Хомяков в то же время полагал бессмысленным возвращение к традиционной нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в Семирамиде становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же поддерживается в "истории" Хомякова взаимодействием двух полярных духовных начал: "иранского" и "кушитского", действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Придавая древнему миру мифологические очертания, Хомяков в определенной мере сближается с Шеллингом. Н.А.Бердяев справедливо отметил в свое время: "мифология и есть древняя история... история религии и... есть содержание первобытной истории, эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом". Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо "иранства" как символа свободы духа, либо "кушитства", которое символизирует "преобладание вещественной необходимости, т.е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении". Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия, два возможных варианта метафизической позиции. Существенно то, что деление на "иранство" и "кушитство" в Семирамиде не абсолютно, а относительно. Христианство же в историософии Хомякова - не столько высший тип "иранского" сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих "кушитский" тип. Идея абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни отвергается в Семирамиде: " История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий".Сталкивая в своей историософии "свободу духа" (иранство) и "вещественный", фетишистский взгляд, названный "кушизмом", Хомяков продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте "внешне-юридический" формализм общественной и религиозной жизни. Критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России (в отличие от Аксакова), ни ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного "духовного благоденствия" (царствования Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). В эти периоды не было "великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире" и создались условия для органического, естественного развития "духа жизни народа".Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории. Он надеялся на "воскресение Древней Руси", хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение - "в просвещенных и стройных размерах", на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.Умер Хомяков в с.Ивановское 23 сентября 1860.

  1. хомяков алексей степановичРелигиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику со металась у Хомякова с элементами философского ...100 великих мыслителей
  2. хомяков алексей степановичрус. философидеалист богослов поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс нем. философии. Развивал учение о церкви как жив...Атеистический словарь
  3. хомяков алексей степановичрус. философидеалист богослов поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс нем. философии. Развивал учение о церкви как жив...Атеистический словарь II
  4. хомяков алексей степановичРусский поэт философ публицист. Автор статей на различные темы в том числе О старом и новом Опера Глинки Жизнь за царя О возможности русской художественной школы О соврем...Афоризмы русских писателей
  5. хомяков алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из наиболее видных вождей славянофильства см. XXX . Родился в Москве мая г. Отец Х. Степан Александрович умер в г. был слабовольный че...Биографический словарь
  6. хомяков, алексей степановичсын Степана Александровича Хомякова и Марьи Aлексеевны урожденной Киреевской род. мая г. в Москве умер сентября г. в селе Ивановском Донковского уезда Рязанской губер...Большая биографическая энциклопедия
  7. хомяков алексей степановичХомяковstrong Алексей Степанович [. Москва . с. Ивановское ныне Данковского района Липецкой области] русский религиозный философ поэт публицист основатель славянофильств...Большая Советская энциклопедия II
  8. хомяков алексей степановичодин из наиболее видных вождей славянофильства см. XXX . Родился в Москве мая г. Отец Х. Степан Александрович умер в г. был слабовольный человек член английского клуба...Большой российский биографический словарь
  9. хомяков алексей степановичХОМЯКОВ Алексей Степанович русский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Ориентация ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. хомяков алексей степановичрусский философ развивал идеи славянофильства в философии. Родился в семье дворянинапомещика умер от холеры. Хомяков заложил основы метафизической философской системы раз...Великие философы
  11. хомяков, алексей степановичАлексей Степанович российский религиозный философ поэт публицист один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику учение о соборности и др....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. хомяков алексей степановичроссийский общественный деятель религиозный философ писатель поэт публицист членкорреспондент Петербургской АН пред. Общества любителей русской словесности при Московско...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. хомяков алексей степанович. Москва. с. Ивановское ныне Данковского рна Липецкой обл. Рус. религ. философ поэт публицист основоположник славянофильства. В х гг. в. в России кит. культура редко ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  14. хомяков алексей степановичгг. поэт публицист философ один из основоположников славянофильства выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права смертной казни за введение свободы слова п...Краткий исторический словарь II
  15. хомяков алексей степановичХОМЯКОВstrong Алексей Степанович рус. философ поэт и публицист член кружка любомудров впоследствии один из вождей славянофильства см. Славянофилы. В е гг. печатал свои п...Лермонтовская энциклопедия
  16. хомяков алексей степановичХОМЯКОВ Алексей Степанович русский поэт публицист. Стихи филос.религ. ист. и публицистич. содержания в т. ч. России распространялось в списках. Стихотв. трагедии Ермак ...Литературный энциклопедический словарь
  17. хомяков алексей степанович. . философ писатель публицист один из основателей славянофильства. Получил домашнее образование изучал философию историю математику и другие науки овладел несколькими и...Святая Русь - энциклопедический словарь
  18. хомяков, алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из вождей и теоретиков раннего славянофильства поэт драматург публицист богослов. . О его пьесе Пушкин писал Ермак лирическое произв...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  19. хомяков алексей степановичХомяков Алексей Степанович мая в М. сент. в с. Ивановском Данковск. у. Рязан. губ. поэт славянофилПсевдонимыi А. Х.u Воспитанник третьей гимназии Э. И.оu Ред.u Русс...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  20. хомяков алексей степановичрусский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства....Словарь-справочник по философии
  21. хомяков алексей степанович. Москва . с. Ивановское ныне Данковского рна Липецкой обл. рус. публицист религ. философ поэт основатель славянофильства см. Славянофилы. Был близок моск. кружку любомуд...Советский философский словарь
  22. хомяков алексей степановичрусский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской Академии Наук год. Ориентация на восточную п...Философия политики - словарь персоналий
  23. хомяков алексей степановичмая сент. рус. религ. философ писатель поэт публицист идейный вождь славянофильства х гг. см. Славянофилы. Род. в Москве в старинной дворянской семье. Получил домашн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  24. хомяков алексей степановичрод. мая Москва ум. сент. с. Ивановское ныне Липецкой обл. рус. религиозный философ публицист и поэт один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о со...Философский энциклопедический словарь II
  25. хомяков алексей степановичрод. мая Москва ум. сент. с. Ивановское ныне Липецкой обл. рус. религиозный философ публицист и поэт один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о ...Философский энциклопедический словарь
  26. хомяков, алексей степановичХомяков Алексей Степанович один из наиболее видных вождей славянофильства см. Род. в Москве мая г. Отец X. Степан Александрович ум. в г. был слабовольный человек член...Энциклопедический словарь
  27. хомяков алексей степановичодин из наиболее видных вождей славянофильства см. Род. в Москве мая г. Отец X. Степан Александрович ум. в г. был слабовольный человек член Английского клуба и игрок о...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  28. хомяков алексей степановичрелигиозный философ публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Считал самодержавие единственно приемлемой для России формой г...Энциклопедия История отечества
  29. хомяков алексей степановичрелигиозный философ публицист один из основоположников славянофильства членкорреспондент Петербургской АН . Считал самодержавие единственно приемлемой для России формой г...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия