Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ИДЕАЛ

от греч. ????) – образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или обществ. класса. Творчество по И., формирование вещества природы на основе И. представляют собой специфически человеч. форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности И. выступает во всех областях обществ. жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория И. обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм обществ. отношений черпали свой энтузиазм в высоких И. свободы, равенства, братства. В наше время И. трудящихся всего мира является коммунизм, построение коммунистич. общества, осуществляемое в СССР. "Каждый новый шаг к сияющим вершинам коммунизма, – говорится в Программе КПСС, – воодушевляет трудящиеся массы всех стран, служит огромной моральной поддержкой в борьбе за освобождение всех народов от социального и национального гнета, ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе" (1961, с. 141). Наиболее остро проблема И. была поставлена в нем. классич. философии. Кант, связав проблему И. с проблемой внутр. цели, рассмотрел ее в анализе эстетич. способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, к-рая могла бы быть представлена образно, не имеют и И., напр. естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь И. и предметы, имеющие свою цель "вне себя", как, напр., орудия труда, инструменты и пр. Единственным из известных нам явлений, – говорил Кант, – действующих по внутр. целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутр. целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно. Для человека характерно свободное, т.е. сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. И. и есть это представление об итоговом совершенстве человеч. рода. Он включает в себя, т. о., осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе. Согласно Канту, И. как состояние достигнутого совершенства человеч. рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирич. миром, между долгом и влечением и т.д. Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации этого И., к-рый люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот И. и теоретически. Однако при таком толковании этот И. оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. И., как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной, данной ступенью "совершенствования" человеч. рода и И. всегда лежит бесконечность – бесконечность эмпирич. многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политич. строе, в морали и т. д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде антиномий, в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно оправданные ист. зр. "чистой логики", ист. зр. опыта. Эти антиномии – индикаторы вечной незавершенности познания и нравственной сферы ("практики") – Кант анализирует в "Критике чистого разума" и в "Критике практического разума". Согласно Канту, ни теоретич., ни практич. И. невозможно задать в виде образа – в виде чувственно созерцаемой картины "совершенного" и "завершенного" состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение "вещи в себе", а в "практическом разуме" – на изображение бога. Но ни "вещь в себе", ни бога чувственно представить себе нельзя. Их можно только мыслить как условия возможности и науки, и нравственности, как гарантии "теоретического" и "практического" разума, всегда остающиеся "по ту сторону" рассудка и опыта, как необходимые априорные допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок. Иными словами, в теоретич. разуме (в науке) И. может выступать только в виде постулата "запрета противоречия", а в "практическом разуме" – в виде категорического императива. Эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые "регулятивные принципы" деятельности. Единственно, где И. как непосредственно созерцаемый образ "совершенства" и "завершенности" может быть дан, это – в искусстве, в художеств. творении гения. Здесь достигается "примирение" всеобщего (нормативного) и индивидуального (характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего и пр. Поэтому И. выступает как прекрасное. Если "характеристичное" (индивидуальное) преувеличено за счет "нормального" (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура. Если же, наоборот, на первый план выпячивается "нормальное" (средне-общее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не художественно-эстетич., а лишь школьно-академич. образ. Из этого понимания И. развились эстетич. и филос-теоретич. концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об И. на непосредственно-политич. проблематике, ясно показал, что под категорическим императивом на самом деле скрывалось требование абс. равенства всех индивидов перед лицом закона, а под "эмпирическими" условиями его осуществления – реальное сословное неравенство, расцененное как "безнравственное" состояние общества и индивида. И Кант, и Фихте полагали, что И. этот есть высшая, конечная цель на пути постепенного "нравственного самоусовершенствования", на пути постепенного осознания "достоинства человека" (индивида) как высшего и единственного принципа "идеального" законодательства. Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое равенство любого индивида любому др. индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие всех "естественных" задатков и способностей каждого индивида. Т.о., в виде И., в виде постулата и императива ими был сформулирован принцип, бурж. права, идеального бурж. общества. Фихте изобразил этот И. в виде всемирного содружества абсолютно равноправных "Я", добровольно установленного ими самими. Но при таком толковании И. кантовско-фихтевской философии начинал казаться чем-то очень трудно достижимым, чем-то очень далеким. Обращаясь к "притеснителям" нравств. человека (т.е. к сторонникам сословного неравенства и феод. раздробленности страны), Фихте восклицал: "Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи человечества?" (Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 403). Толкуя этот И. как абсолютное равенство всех индивидов "...во Едином великом Единстве чистого духа..." (там же, с. 405), он констатировал: "Единство чистого духа есть для меня н е д о с я г а е м ы й и д е а л, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности" (там же, прим.). Это – неизбежный вывод из представления, согласно к-рому полное раскрытие личности, гармонич. развитие индивида, может быть лишь результатом постепенного нравств. самоусовершенствования всех людей, всех "эмпирических" (т.е. нравственно-испорченных сословным строем) индивидов, в т.ч. князей, попов, чиновников всей Земли. Впоследствии эта идея "нравственного самоусовершенствования" как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюц. концепций (напр., религиозно-этич. учения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ганди и далее – вплоть до учений совр. правых социалистов). Этот И. направлен одним острием против всякой формы "неравенства" человека человеку, другим – против революц. пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, ст. зр. этого И. выглядит так же, как "безнравственно-кровавый" акт; с т. зр. нравств. императива он ничуть не лучше того состояния, против к-рого он направлен. Гегель, глубоко понявший бессилие этого "прекраснодушного" И., сравнил последователей идеи нравств. самоусовершенствования с благороднейшим человеком, к-рый боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть "испачкан" кровью врага. В итоге меч остается, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит... Абсолютное бессилие абстрактного нравств. императива перед лицом эмпирич. условий его осуществления (непосредственно перед лицом сословно-феод. неравенства и всей его культуры – теоретич., эстетич., моральной, бытовой и т. д.) заставило Гегеля искать др. путь решения проблемы И. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить логич. фундамент этой концепции – теорию "чистого разума". Для Канта И. теоретич. разума, т.е. всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, т.е. в полном тождестве науч. представлений всех людей об одной и той же вещи "в одно и то же время и в одном и том же отношении". Этот И. науки и выступает у Канта в виде категорич. императива рассудка, т.е. в виде запрета логич. противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение "конечного времени" достигнута не будет. Поэтому появление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности знания, указывающий теоретич. разуму, что его претензия "объять необъятное" (т.е. вещь в себе) обречена на вечную неудачу. И., однако (как и в нравств. сфере), – полный теоретич. синтез всех эмпирич. сведений, их "единство в духе" (т.е. в мышлении) – составляет неустранимую потребность этого разума, его "регулятивный принцип" и И., к к-рому он стремится и никогда не достигает. Тем самым непротиворечивое единство знания выступает у Канта как "необходимая иллюзия разума". Т. о., запрет противоречия выступает как высший априорный закон рассудка, а наличие противоречия – как вечное "эмпирическое" состояние разума, гоняющегося за полным синтезом, за своим И. Запрет противоречия – должное, а наличие необходимо возникающего противоречия – сущее, действительное и необходимое состояние разума, его форма и закон. Так почему же, – спрашивает Гегель, – неосуществимое должное мы обязаны считать и почитать за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную форму и закон развития человеч. научной культуры – за "иллюзию", хотя бы и необходимую, за "фикцию" разума, гоняющегося за синей птицей "полного синтеза знания", за познанием "вещи в себе?" Не разумнее ли рассудить как раз наоборот? Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорич. императив) с позиции историзма. Против них он заставляет свидетельствовать историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса, "... 1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство" ("Людвиг Фейербах...", см. Соч., 2 изд., т. 21, с. 295). История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический императив были тем И., к к-рому изначально стремилась история человечества. Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося духа (мышления). Диалектич. противоречие, т.е. столкновение двух взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих тезисов есть поэтому не "фикция", не "иллюзия", не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять "вещь в себе", а его "естественная", имманентная ему форма и закономерность развития, а потому и форма постижения "вещи в себе". Действительный И. науки – это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все "конечные", зафиксированные свои состояния. И. знания и нравственности, к-рый выдвигает Гегель против Канта, – это не застывшая мертвая "вещь", а "суть дела" – категория, диалектически противоречивая природа духа. Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия – в рождении новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей "снятию", – таков идеал Гегеля. Это и было гл. заслугой Гегеля в истории мысли. Однако это огромное завоевание было нейтрализовано идеализмом гегелевской философии. Гегель исходил из того, что именно мышление, саморазвивающееся через противоречие тезиса и антитезиса, есть причина развития и науки, и нравственности (т.е. истории). Поэтому И. в его чистом виде вырисовывается перед человеком не в образах иск-ва и не в образе "идеального строя" жизни и нравственности, а только в "Науке логики", в виде системы диалектически развивающихся категорий. Все же остальное – и иск-во, и политич. история человечества, и промышленность, – короче говоря, все предметное тело цивилизации, – есть только "побочный продукт", издержки производства "чистой логики", сами по себе не имеющие значения. Т. о., все др. (кроме логики) формы сознания и самосознания человечества – конкретные науки, право, иск-во и т.д. – суть только "несовершенные воплощения" творч. силы диалектич. мышления, земные воплощения И., представленного в "Науке логики". В результате гегелевское учение об И. оказалось в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный образ к-рого задан в "Науке логики", диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как И., преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеч. материала. Поэтому Гегель под видом единственно-возможного в земных условиях "воплощения" И. и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпирию, к-рая ему исторически была дана. В том числе экономич. (хозяйственную) структуру "гражданского" – бурж. общества, а далее, ее надстройку – конституц. монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им истолкована как весьма близкая к этому И. форма государства или как система, воплощающая этот И. единственно-возможным в нац.-нем. условиях способом. Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики. Это было абсолютно-необходимым последствием и выводом из идеалистич. диалектики. Соответственно И. человека для Гегеля – это уже не всесторонне и гармонически развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом совершенно безразлично, кем эта личность является во всем остальном – чиновником или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Т.о., в качестве эмпирич. предпосылки идеального (т.е. диалектически-мыслящего) человека эта теория И. увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую. Разумеется, что ближе всего к И. с этой т. зр. стоит представитель диалектич. логики. Т.о., эта т. зр. идеализирует профессиональный кретинизм, возводит уродство в добродетель. Условия же, обеспечивающие всесторонне-гармонич. развитие личности в совр. (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького антич. полиса с его демократией. Большие размеры "современных" гос-в и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократич. организацию общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной, т.е. соответствующей И. формой, является только иерархически-бюрократич. система управления обществ. делами. Против этой стороны гегелевской философии гос. права прежде всего и была направлена критика Гегеля "слева", левогегельянская версия диалектики и учения об И. С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского учения об И. гегелевский И. органически враждебен коммунистич. И., принципиально несовместим с ним. В силу этого выход из тупика, в к-рый неумолимо попадала идеалистич. концепция И., был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революц. борьбой пролетариата и порвала с формально-юридич. представлением о "равенстве" и об условиях развития личности. Рассмотрев бурж. ограниченность как кантовско-фихтеанского, так и гегелевского понимания И. и подвергнув их критике с позиций пролетариата, Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классич. идеалистич. учения об И. Человек отличается от животного не "мышлением" и не "моральностью", а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его "подлинная природа". Этим исторически определяется и высшая цель, т.е. И. человеч. деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практич. преобразования природы и обществ. отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме И. Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый И. буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историч. форма экономич. неравенства – капиталиста и наемного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономич. отношении и предполагает абс. рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике, и ведет к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот И. вовсе не так заманчив, как для философа – идеолога буржуазии. Первой формой преодоления бурж. И. в истории оказались учения социалистов-утопистов – Фурье, Сен-Симона, Оуэна (см. Утопический социализм). В противоположность реальному положению человека внутри бурж. общества утописты провозгласили социалистич. И. обществ. устройства, основанного на принципах обществ. собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при обосновании своего И. к абстрактным принципам разума и справедливости, хотя по существу их И. был отражением интересов пролетариата в бурж. обществе. Пролетариат силой реально-бесчеловечных условий своего существования внутри бурж. мира оказывается естеств. врагом этого общества и его И. Но только теоретики пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода человека может быть достигнута лишь на основе коммунистич. обобществления материальных средств и условий жизни и прежде всего – средств производства. Иными словами, социалистический И. может быть осуществлен только через коммунистич. революцию. Этот акт в силах совершить только класс, и никогда – не индивидуум, каким бы он ни был нравственно или интеллектуально совершенным. А класс поднимается на борьбу не силой И., как бы заманчив тот ни был, а только силой реальной жизни, т.е. когда И. совпадает с назревшей в обществ. организме массовой потребностью, с массовым материальным интересом класса. Только при условии такого совпадения И. и вызывает в массах отклик и вдохновляет их на действие. В этом смысле Маркс и Энгельс категорически возражали против толкования коммунизма как идеала: "Коммунизм для нас не с о с т о я н и е, которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом д е й с т в и т е л ь н о е движение, которое уничтожает теперешнее состояние" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 34). В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемич. направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания И. него отношения к "теперешнему состоянию", к совокупности налично-эмпирич. условий борьбы. Реальное движение вызывается давлением реальных же, и прежде всего экономич. противоречий, и направляется на их разрешение путем действия, путем установления нового состояния, в к-ром прежние противоречия "снимаются". Это новое состояние, единственно способное разрешить существующие противоречия, и есть тот образ, к-рый называется И. В мышлении он рождается раньше, чем противоречия будут разрешены реально, т.е. раньше его собственного предметного осуществления. Это оригинальное положение, когда образ предмета рождается раньше того предмета, к-рый он отражает, и создает всю трудность проблемы И., неразрешимую для метафизич. материализма с его вариантом теории отражения. Предмета как непосредственно-созерцаемой вещи еще нет, а его образ уже есть. Этот образ – коммунизм как единственно-возможная форма разрешения противоречий бурж. капиталистич. системы производства. Именно поэтому контуры И. как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние. В этом – вся суть диалектико-материалистич. понимания И. Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ желаемого, но не реального состояния, – не императив, к-рый противостоит эмпирич. действительности и условиями места и времени, как что-то вне их и против них стоящее. Это – сама действительность в полном теоретич. синтезе ее имманентных противоречий, т.е. с т. зр. тех перспектив, к-рые ей же самой имманентны. Из этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики кантовско-фихтеанского понимания И. как должного, как априорного императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистич. толкования диалектики И. и действительности – от идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы. Конкретный состав И. дается, т.о., только науч. анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с т. зр. тех противоречий, к-рые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В чем и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного И. И., к-рый был выведен Марксом и Энгельсом из анализа противоречий бурж. общества и хода классовой борьбы, был четко обрисован в ряде произведений и, в частности, в "Критике Готской программы" в виде контурного изображения (образа) коммунистич. строя. Этот теоретически выверенный И. совпадает с художеств.-эстетич. И., вызревшим внутри иск-ва. И. в данном случае выступает как теоретич. и художественно-эстетич. выражение реального, происходящего у нас на глазах движения, с необходимостью ведущего к установлению строя, обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Такой И. не имеет ровно ничего общего с априорно постулированным императивом, нравств. постулатом, как это пытаются изобразить правые социалисты, базирующие свою социологию и политику на неокантианских схемах, идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма (напр., К. Реннер, Б. Каутский, А. Стрейчи и др.), прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб императива, с необходимостью приходят к выводу, что революция и революционная борьба противоречат высшим И. человечности, поскольку связаны с насилием и т.д. Но тот же самый императив приводит их к лакейской позиции по отношению к империалистическому, т.н. "свободному миру". Этот мир под их И. подходит. И не случайно, ибо сам императив уже у Канта был скроен по мерке "совершенного" буржуазного строя с его иллюзиями "свободы личности", "свободы мысли" и т.д. и т.п. В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об И., марксистско-ленинское понимание И. и его отношения к действит. развитию общества предполагает осуществимость И. – при условии, разумеется, его адэкватности действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистско-ленинское учение об И. отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени общественно-человеч. развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному в И., этот И. вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова и снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав И. вырабатывается по ходу развития обществ. деятельности, т.е. является исторически творимым, т.е. творимым историей. Этот процесс конкретизации И. (коммунистич. строя) очень ясно прослеживается на эволюции теоретич. и практич. представлений об образе коммунистич. строя – от Готской программы до Программы КПСС, принятой на XXII съезде. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными и зримыми, более конкретными, становятся черты его образа, складывающегося уже сегодня в труде миллионов. И. коммунизма, сформулированный в Программе, включает в себя представление не только о конечной цели, но и о средствах, о путях ее достижения. Именно в этом – конкретность и жизненная сила этого И. И. теоретич. познания (науки) излагается в диалектико-материалистич. теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма-ленинизма. Эстетически-художеств. И. разрабатывается мировым искусством и задается индивиду через его эстетич. развитие, через потребление сокровищ мирового искусства. Можно говорить о политич. И., о нравственном И. и т.д. Деятельность индивида, а потому и форма его продукта, всегда "отклоняется" от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего И., это и есть сам И., скорректированный условиями места и времени, характером материала, в к-ром он осуществляется, особенностями личности индивидуума и т.д. То же самое относится и к реализации И. в специфически-национальных условиях развития целых стран, народов и т.д. В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального. Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от И., как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически или эстетически выверенный И. Иначе этот И. так и остается неосуществимым "благим намерением", разбивающимся о неодолимое упрямство "грубой" реальности. В марксистско-ленинском понимании И. выступает как активная форма общественного сознания, организующая массу индивидуальных сознаний и воли вокруг решения одной, исторически назревшей задачи, проблемы. Таков в наши дни И. коммунизма. Э. Ильенков. Москва. Идеал эстетический – конкретно-чувственное представление о высшей норме эстетич. совершенства и пути его достижения. Практич. осуществление и выражение эстетич. И. предполагает в качестве своей необходимой предпосылки свободу во всей сфере жизнедеятельности обществ. человека. Будучи тесно связан с эмоциональным, конкретно чувственным отношением людей к окружающему их миру, эстетич. И. находит свое воплощение в чувств. формах. В этом состоит его отличие от нравств., политич. и др. обществ. И., к-рые могут существовать как более или менее отвлеченные понятия о имеющемся или желаемом, обществ. совершенстве. Обладая специфич. содержанием, эстетич. И. в то же время находится в единстве с обществ. и этич. И. Так же, как и последние, эстетич. И. имеет исторически определ. содержание, обусловленное в конечном счете обществ. практикой, развитием материальной жизни и классовой борьбы, а также процессом развития иск-ва. В ходе общественной практики и человеч. познания изменяются и развиваются эстетич. И. людей, отражающие объективные тенденции развития реального мира. Передовой эстетич. И. в каждую эпоху не противоречит развитию действительности, а опирается на объективно заложенные в ней возможности, ее объективные свойства и закономерности, являясь конкретно-чувств. выражением ее развития. Трудности и противоречия, на к-рые наталкивалось эстетич. сознание в своем развитии, невозможность в те или иные историч. эпохи найти эстетич. И. в самой действительности приводили к тому, что проблема эстетич. И. становилась специальным предметом филос. исследования. В антич. эстетике проблема эстетич. И. была впервые выдвинута Платоном, к-рый выступил с критикой тенденций к индивидуализму и изнеженности, обнаружившихся в иск-ве его времени. Эти тенденции рассматривались у Платона как отступление от монументальной гражданственности греч. иск-ва классич. периода. В противоположность им Платон выдвигал такие критерии эстетич. оценки, к-рые стояли бы выше чувственного и индивидуального, связывая их с вечными и неизменными "идеями" красоты, добра и т.д. Другая точка зрения на эстетич. И. вырастала из материалистич. трактовки теории подражания. Аристотель решал эту проблему в связи с необходимостью для иск-ва его времени сохранять высокое идеальное содержание. Согласно Аристотелю, художник должен создавать свой И., заимствуя у разных типов людей наиболее прекрасные и совершенные черты. "... Должно подражать хорошим портретистам: они именно, давая изображение какого-нибудь лица и делая портреты похожими, в то же время изображают людей более красивыми" ("Поэтика", 14, 1454в; рус. пер., М., 1957). Указывая на существование разных типов идеализации, он писал: "Полигнот, например, изображал лучших людей, Павсон – худших, а Дионисий – обыкновенных" (там же, 2, 1448а). С понятием эстетич. И. в Древней Греции было тесно связано учение о калокагатии – идеальном и совершенном типе человека (calos – "прекрасный", a agathos – "хороший", "благой"). Учение о калокагатии основывалось на представлении о гармонии души и тела, внутреннего и внешнего. В Греции классич. периода в учении об иск-ве нет осознанного противопоставления природы и произведений иск-в. Природа и обществ. устройство были тем источником, откуда они черпали свои представления о мере и принципах гармонии, к-рые вошли составной частью в учение о калокагатии. Дальнейшее развитие античности, приближение упадка греч. общества нашли отражение в росте религ. и дуалистич. воззрений на мир. Изменяется и понятие платоновской "идеи", к-рая все в большей степени связывается с божеств. духом. Дуалистич. противопоставление двух миров в эстетич. плане выдвигает проблему И. как "внутреннего зрения", позволяющего отличать прекрасное от безобразного. Так, Плотин, филос. учение к-рого основывается на теории о двойственности бытия – идеального и материального, исходил из положения, что "душа становится безобразной в силу смешения и соединения с телом и материей и склонности к ним" ("Эннеада", I, VI, 5; рус. пер. "Античные мыслители об искусстве", М., 1937). Противопоставление идеального и реального приводит Плотина к идеалистич. трактовке очищения (катарсиса), с помощью к-рого и возникает прекрасное высшей степени: "... Душа очищенная становится идеею и умом, вполне бестелесною, разумною... всецело принадлежит божеству, в котором источник прекрасного и всего подобного, что сродни ему" (там же, I, VI, 6). Превращением души в идею, а идеи – в высшее выражение прекрасного и хорошего заканчивается цикл эстетич. познания мира. Категория И. у Плотина служила критерием разграничения "истинного", идеального бытия от низменного. В эстетике средних веков И. окончательно теряет всякую связь с объективной реальностью, превращаясь в категорию божеств. порядка. Согласно ср.-век. мыслителям, критерий оценки находится в первоформе, в уме, в интеллекте бога. Даже внешняя "телесная красота" объяснялась творчеством бога. Согласно Фоме Аквинскому, "все является хорошим, так как все исходит от бога". Художник не творец, он лишь воплощает идеи бога. В эстетике средневековья происходит окончат. вычленение термина "И.", что было связано с необходимостью в противоположность древним грекам, "подражавшим" природе, узаконить "идеальное", "божественное", "духовное" как осн. критерий оценки художеств. деятельности. Дальнейшее развитие категория И. получает в эпоху Возрождения в связи с новым пониманием человека. В трактатах Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Фиренцуолы идеальной нормой красоты провозглашается сам человек, гармония его чувств, и познават. способностей. Человек сам творец своей собственной формы. Реализм иск-ва Возрождения получил обоснование в соч. таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Вазари. В то же время подражание природе не означало ее копирования. Так, Вазари, высказываясь за подражание природе, в основу своей классификации истории иск-ва кладет принцип "разнообразия идеального типа художников". Понимая красоту как пропорцию и строгое соответствие частей, мыслители эпохи Возрождения основу ее видели в гармонии, к-рая трактовалась как некое идеальное целое, обнимающее собой все части. Альберти, рассматривая красоту как единство трех элементов – числа, ограничения и размещения, писал: "но есть и нечто большее, слагающееся из сочетания и связи всех этих трех вещей, нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы назовем гармонией (concinnitas), которая, без сомнения, есть источник всей прелести и красы" ("Десять книг о зодчестве", т. 1, М., 1935, с. 318). Новую грань в понимании И. открывает эстетика классицизма, к-рая выдвинула идею "улучшения" природы посредством иск-ва. Согласно Беллори, напр., через отбор естеств. красот составляется идея природы, к-рая является действительностью в чистом виде. Взятая из природы, пройдя через чувств. опыт художника, идея иск-ва становится И., к-рый вновь возвращается в природу в художеств. произведении. Эстетика классицизма развивает также идею об "улучшении" действительности средствами иск-ва. Согласно Буало, напр., красота природы в иск-ве подвергается рацион. очищению, освобождается от грубого и случайного. Эстетика классицизма, сближая прекрасное с истиной, привнесла в понимание прекрасного момент рационализма. Эстетика Просвещения расширила понятие "подражания природе", включила в него всю действительность, в т.ч. и обществ. среду. Согласно Дидро, слепое подражание натуре не приводит еще к художеств. правде, к-рая возникает только там, где есть "соответствие действий, речи, лица, голоса, движений, жестов; идеальному образу, созданному воображением поэта..." ("Парадокс об актере", см. Собр. соч., т. 5, М.–Л., 1936, с. 580). В своих взглядах Дидро колебался между призывом точно подражать природе, в к-рой "нет ничего неправильного" ("Опыт о живописи", там же, т. 6, М., 1946, с. 212), и требованием следовать идеальному образу, к-рого нет в природе и к-рый привносится в нее художником. Связав И. с художественной правдой, Дидро более глубоко поставил кардинальную для всей эпохи проблему соотношения искусства и действительности. Нем. Просвещение в лице Винкельмана и Лессинга поставило проблему соотношения И. и действительности, И. и правды. Винкельман выдвинул новую художеств. доктрину – подражание грекам, к-рые создали на основе греч. демократии особый И. красоты. Обращение к греч. представлениям о красоте у Винкельмана связано с идеализацией греч. иск-ва, в к-ром он видел идеал "благородной простоты" и "спокойного величия" (см. Избр. произв. и письма, М.–Л., 1935, с. 107). Эстетич. И. у Винкельмана выступает как цель художеств. творчества: утверждение высшей красоты есть кульминация иск-ва, без чего художник обречен на простое подражание. В то же время эстетич. И. рассматривался им: как художеств. мера, следование к-рой способствует очищению красоты от посторонних моментов. Мера – идеал стоит выше правды, к-рая отступает на второй план перед эстетич. проблемами. Господство эстетич. принципа связывает теорию Винкел

  1. идеалИдеал. [.] в период расцвета своей работы над национальнореалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет высокопарным мечтаньям своей весны теории возвышенного ...История слов
  2. идеалот греч. idea идея образ понятие в самом общем смысле то что человеком группой классом или всем обществом рассматривается в качестве образца совершенства высш. цели желан...Атеистический словарь
  3. идеалот греч. idea идея образ понятие в самом общем смысле то что человеком группой классом или всем обществом рассматривается в качестве образца совершенства высш. цели жел...Атеистический словарь II
  4. идеалидеаuл м...Болгарско-русский словарь
  5. идеалгреч. idea представление понятие идея . совершенство . совершенный образец чеголибо. Так идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказы...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. идеалм. ideale идеал красоты ideale di bellezza Итальянорусский словарь. Синонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец на...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. идеалидеал м Ideal n a Vorbild n b образецСинонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мач...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. идеалмIdeal n Vorbild n образец абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик н...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. идеалм.ideal mть за идеаuл tomar de modelo a...Большой русско-испанский словарь
  10. идеалсущ. муж. рода. то что составляет высшую цель деятельности стремлений. чего чей совершенное воплощение чегон.деал уem . высшие идеалы вищ деали . идеал доброты деал до...Большой русско-украинский словарь
  11. идеалм. idal m...Большой русско-французский словарь
  12. идеалИДЕАЛ .Испанский автоматический пистолет калибра мм и мм. Подражание браунингу г. . Чехословацкий автоматический пистолет....Большой словарь оружия
  13. идеалот лат. idealis идеальный англ. ideal нем. Ideal. Представление о совершенстве крое будучи высшей целью и образцом определяет способ мышления и деятельности человека о...Большой толковый социологический словарь II
  14. идеалм.idal m абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик несбыточное желание...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. идеалИДЕАЛ франц. ideal образец нечто совершенное высшая цель стремлений....Большой Энциклопедический словарь V
  16. идеалИрк. обл. с. Аларский рн селение возникло на пустом степном месте при формировании одной из первых коммун в Иркутской губернии в г. под названием Идеал. В коммуне вперв...Географические названия Восточной Сибири
  17. идеалот греч. idea образец норма идеальный образ имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения деятельности человека или социальной группы. Одни фи...Глоссарий философских терминов
  18. идеалто к чему мы стремимся совершенный образец. Представление об идеале предполагает состояние совершенства воображаемое духом который не может всецело его достигнуть такое с...Евразийская мудрость от А до Я
  19. идеалфранцузское ideal относящийся к идее образец нечто совершенное высшая цель стремлений....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. идеалИДЕАЛ а м. idal m. strong. Высшая руководящая деятельностью общества или личности цель которой стремятся достичь предел чьихл. стремлений желаний. emБАС. Другого идеалы м...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  21. идеалфр. idial образец совершенство нечто возвышенное представление о высших чел. способностях. Проблема И. была разработана в классической немецкой философии. Она была поста...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  22. идеалидеал....Киргизско-русский словарь
  23. идеалсм. церемонииСинонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик несбыт...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  24. идеалидеал йз идеалъяс всна тыш борьба за идеалы народамортлн идеал идеал человека...Коми (зырянский)-русский словарь
  25. идеалИдеал effigia effigies justi imperii perfectae eloquentiae species specimen idea ideale ipsum optimum forma optimi exemplar summum bonum singularis summae perfectionis sp...Латинский словарь
  26. идеалИдеал Совершенно бесполезен.Синонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоя...Лексикон прописных истин
  27. идеала м.em Высшая цель к которой стремятся люди и которая руководит ихдеятельностью.Возвышенные идеалы.em Какие идеалы могут волновать души этих людейem СалтыковЩедрин Письм...Малый академический словарь
  28. идеалспециального рода подобъект в иекрой алгебраич. структуре. Понятие И. возникло первоначально в теории колец. Название И. ведет свое происхождение от идеальных чисел. Для ...Математическая энциклопедия
  29. идеалфранц. ideal от греч. idea идея первообраз в общеупотребительном смысле а высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какоголибо явления б индивидуально п...Материалы к курсу «Психология личности»
  30. идеалИдеал Фармакологические группы БАДы полифенольные соединения БАДы естественные метаболиты БАДы продукты растительного животного или минерального происхождения Нозоло...Медицинские препараты
  31. идеалв онтологии наиболее абстрактное и существенное представление о развивающемся нечто содержанием которого выступает наиболее развитое состояние нечто в социокультурном быт...Методологический словарь для управленцев
  32. идеалфр. Ideal образец прообраз совершенный образец идеальный образ высшая цель стремлений и деятельности человека. В пластических искусствах идеал высший образец духовной ...Мировая художественная культура. Словарь
  33. идеалкорень ИДЕ суффикс АЛ нулевое окончаниеОснова слова ИДЕАЛВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИДЕ АЛ Слово Идеал содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  34. идеалНачальная форма Идеал винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  35. идеалНижегородской Ардатовского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  36. идеалУстьОрдынский Бурятского АО Аларского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  37. идеалот фр. ideal образец прообраз понятие совершенства высшая как правило недостижимая цель стремлений. Начала современного естествознания. Тезаурус. РостовнаДону.В.Н. Савч...Начала современного естествознания
  38. идеалфранц. ideal от греч. первообраз образец нечто возвышенное совершенное благое и прекрасное высшая цель стремления. Исторически понятие И. было введено для гармонизации чу...Новая философская энциклопедия
  39. идеалИДЕАЛ греч. idea образец норма идеальный образ имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения деятельности человека или социальной группы. В ми...Новейший философский словарь
  40. идеалгреч. idea образец норма идеальный образ имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения деятельности человека или социальной группы. В мировозз...Новейший философский словарь II
  41. идеалидеал м. То что составляет высшую цель деятельности устремлений. Совершенное воплощение чегол....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  42. идеалто к чему мы стремимся совершенный образец. Представление об идеале предполагает состояние совершенства воображаемое духом который не может всецело его достигнуть такое с...Новый философский словарь
  43. идеалнравственный понятие морального сознания в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности представления ...Нравственное развитие взрослого человека
  44. идеалидеал идеал а...Орфографический словарь
  45. идеалu мu мн.u идеалы Р.u идеалов абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик...Орфографический словарь русского языка
  46. идеалмнсздк...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  47. идеалидеал...Орысша-қазақша «Математика» терминологиялық сөздік
  48. идеалидеал....Осетинско-русский словарь
  49. идеалфокус системы ценностей гиперцентр нравственного идеала субкультуры личностной культуры эмоционально и интеллектуально нацеливающей личность общество на его достижение. И...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  50. идеалгр. первообраз нравственный это эталон мысленный образ совершенства который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты совершен...Основы духовной культуры
  51. идеалфранц.u idеal от греч.u idеa идея первообраз . в общеупотребительном смысле а высшая степень ценного или наилучшее завершнное состояние к.л. явления б индивидуально прин...Педагогический терминологический словарь
  52. идеалmathidal m...Политехнический русско-французский словарь
  53. идеалИдеал политический франц. ideal совершенный образец политического и государственного устройства общества наилучший для данного конкретноисторического этапа образ сознания...Политическая наука - Словарь-справочник
  54. идеалИдеал Идеал политический франц.em ideal совершенный образец политического и государственного устройства общества наилучший для данного конкретноисторического этапа образ ...Политология. Словарь.
  55. идеалидеал идеалы идеала идеалов идеалу идеалам идеал идеалы идеалом идеалами идеале идеалах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  56. идеалОрфографическая запись слова идеал Ударение в слове идеал Деление слова на слоги перенос слова идеал Фонетическая транскрипция слова идеал [диал] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  57. идеалот франц. ideal греч. idea идея первообраз образ являющийся воплощением совершенства образец высшая цель стремлений человека....Прикладные аспекты современной психологии
  58. идеалпонятие морального самосознания в котором представления о моральных требованиях предъявляемых обществом к личности о положительных личностных качествах выражаются не в от...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  59. идеалфранц. ideal от греч. ideaидея понятие образец прообраз понятие совершенства высшая цель стремлений. Идеалы живые и действенные высокие представления и цели могут приобр...Профессиональное образование
  60. идеал[греч. ida идея образ] образ человека являющегося образцом для других. И. является предметом изучения разных наук и рассматривается как нечто совершенное чего быть може...Психологический лексикон
  61. идеалдеал лу. [Ну чи думали вони колинебудь про громадськ деали Крим.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  62. идеалфранц. ideal от греч. idea идея первообраз образ совершенства наиболее ценного и величественного в культуре искве отношениях между людьми нравств. и абсолютное основание...Российская педагогическая энциклопедия
  63. идеалидеал аСинонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик несбыточное ...Русский орфографический словарь
  64. идеалМ . ideal qay n yksk arzu n yksk mqsd высокие идеалы yksk ideallar . ideal n gzl nmun n mkmml nmun n yax nmun он идеал честности o namuskarlq idealdr....Русско-азербайджанский словарь
  65. идеалSuch gases will deviate from ideality strongto some extent. Синонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий д...Русско-английский научно-технический словарь
  66. идеалидеал м.u мат.uidealСинонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик...Русско-английский политехнический словарь
  67. идеалм.в соответствии с идеалами ideally абстрактный идеал идеал Я идеал отца конкретный идеал нравственный идеал общественный идеал платонический идеал социальный идеал...Русско-английский психологический словарь
  68. идеалидеал м.iideal идеалы коммунизма ideals of communism...Русско-английский словарь
  69. идеалидеал м. ideal идеализация ж. idealization идеализировать несов. и сов. вн. idealize smb. smth....Русско-английский словарь II
  70. идеалm.ideal linear setСинонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик н...Русско-английский словарь математических терминов
  71. идеалм. мат....Русско-английский словарь по физике
  72. идеалвид подмножества кольца ideal вчт. ultimate...Русско-английский словарь по электронике
  73. идеалideal...Русско-английский словарь политической терминологии
  74. идеалideal блочный идеал единообразный идеал идеал порядковый левый идеал модулярный идеал отмеченный идеал правый идеал превращать в идеал примарный идеал простой идеал секон...Русско-английский технический словарь
  75. идеалдэал...Русско-белорусский математический словарь
  76. идеалдэал...Русско-белорусский словарь
  77. идеалдэал муж.i...Русско-белорусский словарь II
  78. идеалдэаuл ла идеал двусторонний идеал кольца идеал модулярной групповой алгебры идеал фундаментальный...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  79. идеалмат. объект дэал ла...Русско-белорусский физико-математический словарь
  80. идеалИдеаuл м...Русско-болгарский словарь
  81. идеалeszmny eszmny idel mintakp pldakp blvny абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо нас...Русско-венгерский словарь
  82. идеалидеал м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  83. идеалидеа [ ] Синонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик нес...Русско-ивритский словарь
  84. идеалм. матем. ideale m идеал кольца нулевой идеал...Русско-итальянский политехнический словарь
  85. идеал. мрат масат идеал идеал эстетический эстетикалы мрат высокие идеал бик мраттар. только ед.ч. воплощение чегол алаан тлеген он идеал честности ол адалдыты лгс идеал нравс...Русско-казахский словарь
  86. идеаларман мрат перен.i алаан тлеген...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  87. идеалидеал мрат...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  88. идеалмрат...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  89. идеалм. идеал . умтулуулардын тпк максаты . бир нерсени э жогорку болумдуу лгс....Русско-киргизский словарь
  90. идеалlxingвысокие идеалы коммунизма образецem bngyng biozhnэтот человек мой идеал идеал красоты абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентль...Русско-китайский словарь
  91. идеалIdeal...Русско-крымскотатарский словарь
  92. идеалидеаль...Русско-крымскотатарский словарь II
  93. идеалidels...Русско-латышский словарь
  94. идеалХслэн туйлын зорилго туйл сайны туйл в тэгш бодит бус...Русско-монгольский словарь
  95. идеалм. Ideal n....Русско-немецкий словарь
  96. идеалIdeaal...Русско-нидерландский словарь
  97. идеалидеалм в разн. знач....Русско-новогреческий словарь
  98. идеалideal абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен настоящий мачо настоящий мужик несбыточное желание об...Русско-норвежский словарь
  99. идеал...Русско-персидский словарь
  100. идеалidea...Русско-польский словарь
  101. идеалмideal mu совершенный образецem modelo ideal perfeito абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий джентльмен насто...Русско-португальский словарь
  102. идеалИдеалkipeo vi maelekeo ya maono мн....Русско-суахили словарь
  103. идеалидеал масади ол...Русско-таджикский словарь
  104. идеалм .идеал олы максат идеалы молоджи яшлрне идеаллары .идеал камил рнк и. красоты матурлык идеалы...Русско-татарский словарь
  105. идеалidealmkemmel ideal liem lkидеалы мира и дружбы bar ve dostluk lkleri абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен лучший образец настоящий...Русско-турецкий словарь
  106. идеалматем. деал лу аннуляторный идеал вложенный идеал допустимый идеал дробный идеал единичный идеал замкнутый идеал изолированный идеал многочленный идеал неприводи...Русско-украинский политехнический словарь
  107. идеалm идеальный...Русско-финский словарь
  108. идеалhlavn idel idel...Русско-чешский словарь
  109. идеалсущ.муж. идеал тллев мт гуманистические идеалы гуманизм тллевсем. син. образец тслх он мой идеал вал маншн те слх пулса трать...Русско-чувашский словарь
  110. идеалideal.strong ideal ungdomen saknar idealу современной молоджи нет идеалов idealet r att alla har arbeteв идеале у всех должна быть работа...Русско-шведский словарь
  111. идеалIdeal...Русско-шведский словарь II
  112. идеал.strong ideaal.strong paleus...Русско-эстонский словарь
  113. идеалИдеалсм. Совершенство Источник Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости. www.foxdesign.ru абсолют венец творения верх совершенства воплощение высшая цель джентльмен ...Сводная энциклопедия афоризмов
  114. идеалм.идеал...Сербско-русский словарь
  115. идеалот греч. idea идея прообраз то что рассматривается в качестве образца совершенства высшей цели желаний и деятельности т. е. некая совершенная модель действительности. И...Символы, знаки, эмблемы
  116. идеалВерхний предел стремлений...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  117. идеалСамо совершенство...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  118. идеалОбразец без изъянов...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  119. идеалИДЕАЛ воображаемый образец совершенства в к.н. отношении нпр. идеал добродетели красоты мужества и т. д. высшая задача цель в направлении которой совершается чьялибо де...Словарь иностранных слов русского языка
  120. идеалфр. idйal образ чегол. совершенного образец высшая цель устремлений человека социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного...Словарь конфликтолога
  121. идеалгреч. idea представление идея понятие морального сознания и категория этики содержащие высшие моральные требования возможная реализация которых личностью позволила бы е...Словарь по биомедицинской этике
  122. идеалэмоциональноположительно окрашенное Представление мысль человека о чемто или о комто что рассматривается как самое желанное самое лучшее для него. Идеал определяет смысл ...Словарь по конфликтологии
  123. идеалэмоциональноположительно окрашенное Представление мысль человека о чемто или о комто что рассматривается как самое желанное самое лучшее для него. Идеал определяет смысл ...Словарь по конфликтологии II
  124. идеалот лат. идеалис идеальный представление о совершенстве которое будучи высшей целью и образцом определяет способ мышления и деятельности человека общественного класса. Иде...Словарь по педагогической антропологии
  125. идеалгреч idea представление идея. . Нравственный понятие морального сознания в кром предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно соверше...Словарь по этике
  126. идеалСовершенство высшая цель к крой стремятся люди. И. общественный представление о наиболее совершенном общественном строе соответствующее экономическим и политическим инт...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  127. идеалИдеал совершенство верх образец мечта несбыточное желание. См. образец цель...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  128. идеалИДЕАЛ ял а м.iФр. idal.Лучший самый совершенный образец.Приду ли к вам на пир вельможи Искать подвижника сего Дерзну сказать как мало схожи На идеала моего! Длгрк. Соч....Словарь русского языка XVIII в
  129. идеалидеалСовершенство верх образец мечта несбыточное желание.См. образец цель....Словарь синонимов II
  130. идеалидеал Совершенство верх образец мечта несбыточное желание. См. образец цель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские сло...Словарь синонимов II
  131. идеалидеал совершенство верх образец мечта несбыточное желание цель настоящий мужик предел мечтаний верх совершенства высшая цель рыцарь абсолют настоящий мачо пример прекрасн...Словарь синонимов
  132. идеалобраз совершенства наиболее ценного и величественного в культуреискусстве отношениях между людьми нравственное и абсолютное основаниеморального долга критерий разделения ...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  133. идеалидеал возвышенный Потапенко высокий Льдов заветный Жадовская лучезарный Майков немеркнущий Ратгауз светлый Жуковский Чюмина святой Надсон чистый Плещеевdd Эпитеты литерат...Словарь эпитетов III
  134. идеалh идеалbig сущ.муж.неод.i ед.им. Мужмальчик мужслуга из жениных пажей Высокий идеал московских всех мужей.ГоУ . Мой идеал!.Студ. . Входит женщина молодая ни дать ни взят...Словарь языка Грибоедова
  135. идеалфранц. ideal первообраз идеальный образ определяющий способ мышления и деятельности человека или обществ. класса. Формирование природных предметов сообразно И. представля...Советский философский словарь
  136. идеалИДЕАЛ французское ideal относящийся к идее образец нечто совершенное высшая цель стремлений....Современная энциклопедия
  137. идеалИДЕАЛ франц . ideal образец нечто совершенное высшая цель стремлений....Современный энциклопедический словарь
  138. идеалЕсли во сне вы восторгаетесь чемто что кажется вам идеалом непревзойденным образцом и верхом совершенства такой сон сулит положительные и скорые перемены в делах. Если в...Сонник от А до Я
  139. идеалСвой видеть займешь почетное положение....Сонник Хассе
  140. идеалгреч. idea образец норма идеальный образ имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения деятельности человека или социальной группы. В мировоззре...Социологическая энциклопедия
  141. идеалидеальный образ определяющий ход мыслей и практические действия людей социальных групп общества в целом. Существует два главных подхода к пониманию природы идеала идеал ...Тематический философский словарь
  142. идеалиноск.em предмет мечты представляемый образцом совершенства и вообще желательный Идеалистstrong наклонный к мечтанию о более или менее несбыточном Ср.em Я останусь до ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  143. идеалИдеалъstrong иноск.em предметъ мечты представляемый образцомъ совершенства и вообще желательный. Идеалистъstrong наклонный къ мечтаню о боле или мене несбыточномъ. Ср.e...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  144. идеалидеал сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего идеалаstrong чему идеалуstrong вижу что идеалstrong чем идеаломstrong о чм об идеалеstrong мн. что идеалыstrong ...Толковый словарь Дмитриева
  145. идеалидеал [фр. ideal lt гр. idea идея понятие представление] совершенство совершенный образец чегол. высшая конечная цель стремлений деятельности....Толковый словарь иностранных слов
  146. идеалИДЕАЛ а м. . То что составляет высшую цель деятельностистремлений. Высокие гуманистические идеалы. . чего и чей. Совершенноевоплощение чегон. Я. доброты. Этот человек мо...Толковый словарь Ожегова
  147. идеалдалекий прогноз воспринимаемый интуитивно....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  148. идеалИДЕАЛ идеала м. от греч. idea идея книжн. Высшая трудно достижимая степень совершенства в чемн. мыслимый предел стремлений желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеа...Толковый словарь русского языка II
  149. идеалидеал идеал а м. То что составляет высшую цель деятельности стремлений. Высокие гуманистические ы. чего и чей. Совершенное воплощение чегон. И. доброты. Этот человек мой ...Толковый словарь русского языка II
  150. идеалИДЕАЛ а м. . То что составляет высшую цель деятельности стремлений. Высокие гуманистические идеалы. . чего и чей. Совершенное воплощение чегонибудь Я. доброты. Этот челов...Толковый словарь русского языка
  151. идеалУдарение в слове идеалУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове идеал...Ударение и правописание
  152. идеалRzeczownik идеал m idea m wzr m...Универсальный русско-польский словарь
  153. идеалЕсли во сне вы видите себя идеалом красоты то в реальной жизни скорее всего сталкиваетесь с открытой враждебностью окружающих....Универсальный семейный сонник
  154. идеалобразец понятие обозначающее совершенство в какойлибо области высшая цель стремлений человека. Идеал это мысленная конструкция общества человека или другого объекта в ко...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  155. идеалD Ideal Е Ideal F Ideal Еsр. Ideal. Философская категория для отражения совершенного образа высшей нормы эталона абсолюта предельной цели к которой стремится человек соци...Философия, практическое руководство
  156. идеалИДЕАЛ от лат. idealis греч. idea образ идея в общеупотребительном смыслеа высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние к.л. явленияб индивидуально приняты...Философская энциклопедия
  157. идеалпредельное представление получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград . С. . Содержание И. о...Философский глоссарий
  158. идеалфранц. ideal образец прообраз понятие совершенства высшая цель стремлений идеализировать значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства у...Философский энциклопедический словарь II
  159. идеалфранц. ideal образец прообраз понятие совершенства высшая цель стремлений идеализировать значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства ...Философский энциклопедический словарь
  160. идеалидеал идеалы идеала идеалов идеалу идеалам идеал идеалы идеалом идеалами идеале идеалах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы абсолют в...Формы слова
  161. идеалЛед Идеал Ида Еда Аил Лида Дели Лад Леди...Электронный словарь анаграмм русского языка
  162. идеалИдеал представление высшего совершенства в какомнибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам И. добра И....Энциклопедический словарь
  163. идеалпредставление высшего совершенства в какомнибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам И. добра И. женско...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  164. идеалИдеал греч.em idea идея понятие представление совершенство совершенный образец какоголибо объекта явления события процесса с точки зрения конкретного человека или группы...Энциклопедия культурологии
  165. идеалот лат. idealis идеальный англ. ideal нем. Ideal. Представление о совершенстве крое будучи высшей целью и образцом определяет способ мышления и деятельности человека об...Энциклопедия социологии
  166. идеалИДЕАЛ от греч. iea лат. idealis понятие образ представление в широком смысле образец прообраз высшая цель стремлений совершенное воплощение чеголибо представление о выс...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  167. идеалИдеалstrong.Немецкое ideal.Латинское idea видеть созерцать.Слово проникло в русский язык из немецкого в начале xviii в. Интересно что в россии первоначально появилось п...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  168. идеалИдеалstrong. Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз. где idali lt лат. idealisi суф. производного от ideai см. идеяi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  169. идеалЗаимств. в конце XVIII в. из франц. яз. где idalem ampLT лат. idealisem суф. производного от ideaem см. идеяem.Синонимы абсолют венец творения верх совершенства воплощени...Этимологический словарь русского языка
  170. идеалНемецкое Ideal.Латинское idea видеть созерцать.Слово проникло в русский язык из немецкого в начале XVIII в. Интересно что в России первоначально появилось прилагательно...Этимологический словарь русского языка Семенова