Философия. Словарь по обществознанию

СОБОРНОСТЬ

термин, представляющий особый тип единения индивидов, принцип коммуникации, не допускающий окончательных дефиниций, невыразимый в рациональном дискурсе. Его теоретическая интерпретация представлена в работах А. Хомякова, В. Соловьева, Е. Трубецкого, С. Трубецкого, В. Эрна, Вс. Иванова, С. Булгакова, С. Франка, А. Лосева, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бахтина. Идея С., сформулированная А. Хомяковым, опирается на мистико-романтическую, пантеистическую традицию мировой философии в русской философии становится фундаментальным принципом славянофильской мировоззренческой ориентации, утверждающим онтологическое единство человечества. С., всеединство, единство во множестве — идея, объединяющая несовместимые другими способами свободу и организацию, является универсальным конструктивным принципом эмпирических форм общения индивидов, символом органической целостности, мировоззренческой парадигмой. В онтологическом аспекте С. рассматривается как космическая связь, принцип совершенного единства множественности, внутренняя форма мистического тождества индивидов друг с другом и с целым; в гносеологическом — как смысл познаваемого бытия, доступный интуиции, духовно-чувственному опыту, теоретически обобщенному в концепциях цельного знания как органического синтеза веры и разума, науки и религии, истины и добра, субъекта и объекта. В нравственном аспекте С. представляет личностную ответственность как основание эмпирического морального выбора. Исторически С, как сверхвременное единство проявляется в трех сферах коммуникации: в семье — духовно-телесном проявлении С; в религии — в мистическом единстве индивидуальной человеческой души с абсолютным духом; в культурной традиции, закрепленной в ритуалах и обрядах (формах символической организации), посредством которых осознается и закрепляется чувство общей судьбы, истории, связи поколений. С, таким образом, — органическая связь времен и народов, вне которой невозможны никакие эмпирические коммуникации. С наибольшей полнотой принцип С. представлен в Православной Церкви как общении неслиянных (разделенных) душ; но видимая Церковь есть лишь эмпирическое воплощение в настоящем невидимой вневременной Церкви, мистической (иррациональной) целостности, охраняемой Благодатью. Фундаментальной коммуникацией, определяющей характер этой целостности, является любовь. Без любви единение возможно только на основе внешнего объединения, взаимного расчета, контракта и общественного договора, через закон и власть. Католическая Церковь представляет собой аналог государства, поскольку построена на законе, а не на Благодати. Подлинно действенная вера поддерживается не силлогизмами, а братской любовью. Истинная соборная Церковь — мистическое целое, индивид в Церкви не теряет, а обретает свою индивидуальную свободу. Соборная мудрость как народное хоровое начало противопоставляется индивидуалистическому рассудку и чувственности. Любовь является ведущей потребностью в коммуникации, которой определяются целостность и ценность индивидуального бытия. Любовь есть особый акт социального поведения, обращенности к чужой жизни. Предмет любви предстает как сосредоточение ценностей. Через любовь, преданность людям, которые эти ценности представляют, они переживаются индивидом и тем самым обретаются. Через любовь к детям переживается и обретается ценность материнства и отцовства. Через любовь к Родине — ценность патриотизма. Через любовь к Богу — ценность служения ценностям и ценность самой любви. В любви осуществляется высшая форма самоактуализации человека через переживание им полноты и целостности своей личности. Любовь, таким образом, есть реальная манифестация всеединства, живой целостности человеческого рода, утверждение индивидуальности жертвою эгоизма. Всеединство — собрание, сообщество личностей, силой своей любви образующих единую личность. Любовь — опыт самопожертвования в личностном, но не в вещественном бытии. Всеединство — результат всесозидающей силы любви. Вне любви многообразие индивидуальных коммуникаций редуцируется к роли господина или раба, закрепленной в отчужденных социальных нормах и реализованной в их эмпирических модификациях. Психологическим следствием отчужденных общественных отношений становится неприятие всего высшего низшим, противопоставление «Я» всему иному, отделенность и разделенность индивидов. Философская формула С. — «Мы». «Мы» — принцип общества в отдельных его членах, первичное единство субъектов. Структура взаимосвязей этого единства раскрывается в философских категориях «Я», «Ты», «Мы», «Он», «Они». Дифференциация на «Я» и «Они», «Я» и «Ты» возможна только на основе признанной целостности «Мы». Даже разделенность и враждебность коммуникаций «Я» и «Он», «Я» и «Они» есть проявление изначальной целостности, утверждение единства в самой враждебности. Дифференциация на «Я» и «Ты» есть форма сохранения «Мы». Коммуникация «Я — Ты» — путь преодоления эгоистической замкнутости и отчуждения. С, таким образом, — исток и суть социальности. С. как мировоззренческий принцип является методом оценки истории, права, религии, искусства, литературы, народной психологии и быта, форм государственного правления и организации общественной жизни. Полемика западников и славянофилов была выражением исторической ограниченности, исчерпанности коммуникаций традиционного общества, мировоззренческой реакцией на идейные, социально-политические и экономические новации в России, связанные с ее вступлением в индустриальную фазу развития. С. — центральный термин, выразивший столкновение двух мировоззренческих установок: религиозной и рационалистической по проблеме самоидентификации индивида и общества; двух программ социальных преобразований и социального устройства: внутреннее устроение личности и рациональное совершенствование общественных форм внешнего принуждения. Славянофильский социальный проект строился на утверждении приоритета личности над обществом и государством. Западническая реконструкция общества предполагала перестройку древних учреждений, традиционных воззрений и быта на рациональных принципах целесообразности и справедливости. В полемике двух социокультурных ориентации было раскрыто значение иррациональных элементов в культуре, традиционных форм, психологии и религии в жизни народов вообще и России в особенности. В этом контексте С. рассматривалась как способ бытия органической целостности, как проявление народного творчества в производстве особого типа общности. Церковь, община, народ — общности, не тождественные государственным институтам и официальным организациям, С, особенно в России, — выражение народного миросозерцания, основы всей общественной жизни, переделать которую, по убеждению славянофилов, невозможно, не разрушив самые основания культуры. Это базовая коммуникация, определяющая содержание и порядок всех социальных форм. В славянофильских концепциях историческими формами общинного начала являются сельский сход, вече, земское собрание. В России внешняя организация общественного быта уступлена народом государству, «земля», земство сохраняют самостоятельность как вольное братство, как метафизическая душа политического союза. Сила государства не раздроблена между классами и партиями, а сосредоточена в руках царя, который и является субъектом власти, другим субъектом политической органической целостности является община. Неограниченность царской власти опирается на свободу выражения общественного мнения в Думе, на соборном собрании. Вследствие реформ Петра I был искажен народный строй России: власть была отчуждена от народа и стала осуществляться бюрократическим окружением царя. За этими оценками исторического процесса отчетливо проявился славянофильский мессианизм, признание социальной будущности за иранским началом в истории, за общинным способом его проявления. В Европе народ посредством общественного договора становится государством, признавая и в юридических формах закрепляя индивидуализм и эгоизм. В России народ — субъект мирового прогресса, цель которого — заменить царство рационального эгоизма гармоническим синтезом общинности в качестве основы любых форм общения и объединения людей. Тем самым утверждается реальная общность без потери индивидуальности, действительное преодоление одиночества. С. и всеединству противостоит коллективизм как принцип ложных, превращенных форм объединения людей и самоидентификации индивида. Коллектив (объективированная общность) враждебен личности, которая посредством различных форм общественной организации превращается в объект манипулирования, теряя свою свободу. Свобода личности в коллективе реализуется как прорыв к подлинному бытию, к чистой духовности, экзистенции через разрушение «мира объективации», природных и социальных ограничений, как личностное изживание греховности, путь из отчужденности к С. церковного сознания, к вселенскому космическому универсализму.

  1. соборностьтермин правосл. богословия и рус. релит философии означающий что в церкви осуществляется добровольное соединение собор индивидов на основе любви к богу и друг к другу. О ...Атеистический словарь
  2. соборностьтермин правосл. богословия и рус. релит философии означающий что в церкви осуществляется добровольное соединение собор индивидов на основе любви к богу и друг к другу. О ...Атеистический словарь II
  3. соборностьсущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  4. соборностькафоличность греч. Katholikos всеобщий один из основныхпризнаков христианской церкви фиксирующий ее самопонимание как всеобщейуниверсальной единая святая соборная и апо...Большой энциклопедический словарь II
  5. соборностьСОБОРНОСТЬ кафоличность греч. Katholikos всеобщий один из основных признаков христианской церкви фиксирующий ее самопонимание как всеобщей универсальной единая святая с...Большой Энциклопедический словарь V
  6. соборностьспецифическое понятие русской философии выработанное А. Хомяковым означающее единство людей на духовной основе....Глоссарий философских терминов
  7. соборностьтермин введенный русским славянофилом А.С. Хомяковым обозначающий самобытность русской общественной организации самоорганизации в основе которой лежит православие с его п...Евразийская мудрость от А до Я
  8. соборностьрусскоязычный аналог кафоличности ее неточный перевод. У А.Хомякова свободное единство членов Церкви в постижении истины и в спасении в любви к Богу к Богочеловеку Христу...Краткий религиозно-философский словарь
  9. соборностькорень СОБОР суффикс Н суффикс ОСТЬ нулевое окончаниеОснова слова СОБОРНОСТЬВычисленный способ образования слова Суффиксальный СОБОР Н ОСТЬ Слово Соборность содер...Морфемный разбор слова по составу
  10. соборностьНачальная форма Соборность винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. соборностьспецифическая социальнофилософская концепция функционирующая как правило в религиознофилософских системах европейской и отечественной мысли. Данным термином обычно опреде...Новая философская энциклопедия
  12. соборностьСОБОРНОСТЬ понятие русской философии выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом как о теле главой которого является Иисус Христос. Церков...Новейший философский словарь
  13. соборностьпонятие русской философии выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом как о теле главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде все...Новейший философский словарь II
  14. соборностьсоборность ж. устар. Отвлеч. сущ. по знач. прил. соборный ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. соборностьсоборность соборность и...Орфографический словарь
  16. соборностьu жu Р.u Д.u Пр.u соборности единство коллективизм общность...Орфографический словарь русского языка
  17. соборностьэто тип социального единения людей на духовной основе на основе взаимной любви и добра это принцип духовного собирания единичного сознания в общее в сознание народа наци...Основы духовной культуры
  18. соборностьОбщность единение единство. Одно из основных свойств Церкви. Понимается и как общность всех людей составляющих православную Церковь. Это и наиболее конкретный образ Божес...Основы православной культуры
  19. соборностькачество личности выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности....Педагогический словарь
  20. соборностьтермин православного богословия и русской религиозной философии означающий что в церкви осуществляется добровольное соединение единение собор индивидов на основе любви к ...Педагогический словарь по темам
  21. соборностькафоличность греч. Katholikos всеобщий один из основных признаков христианской церкви фиксирующий ее самопонимание как всеобщей универсальной единая святая соборная и апо...Политическая наука - Словарь-справочник
  22. соборностьСоборность кафоличность греч.em Katholikos всеобщий один из основных признаков христианской церкви фиксирующий ее самопонимание как всеобщей универсальной единая святая с...Политология. Словарь.
  23. соборностьсоборность соборности соборности соборностей соборности соборностям соборность соборности соборностью соборностями соборности соборностях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. соборностьОрфографическая запись слова соборность Ударение в слове соборность Деление слова на слоги перенос слова соборность Фонетическая транскрипция слова соборность [саборнаст...Полный фонетический разбор слов
  25. соборностьили собор форма О. способствующая социальному благополучию личности ее духовному здоровью. С. это единство во множестве собрание людей не обязательно соединенных в како...Психология общения. Энциклопедический словарь
  26. соборностьРелиг. богословское понятие означающее единство целостность церк. организма. Соборный значит собранный из множества в единство единый во множестве. Объявляя себя соборно...Религии народов современной России
  27. соборностьспецифическое понятие рус. философии выработанное Хомяковым. Этимологически оно связано со словом собор имеющим два осн. значения собрание выборных или должностных лиц с...Русская философия
  28. соборностьодно из главных понятий Святой Руси имеющее основу в христианском учении о Церкви которое присутствует в Никейском Символе веры Верую во святую соборную и апостольскую це...Русская энциклопедия
  29. соборностьсоборность иСинонимы единство коллективизм общность...Русский орфографический словарь
  30. соборностьСаборнасць...Русско-белорусский словарь
  31. соборностьцерк.i саборнасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  32. соборность. Синонимы единство коллективизм общность...Русско-китайский словарь
  33. соборностьюг.мгать булып яш...Русско-татарский словарь
  34. соборностьсоборность иСинонимы единство коллективизм общность...Русское словесное ударение
  35. соборностьтермин православного богословия и русской философии означающий что в церкви осуществляется добровольное соединение собор индивидов на основе любви к Богу и друг к другу. ...Словарь исторических терминов
  36. соборностьсоборность единство общность Словарь русских синонимов. соборность сущ. колво синонимов единство коллективизм общность объединенность Словарь синонимов ASIS.В.Н....Словарь синонимов II
  37. соборностьсоборность единство общность...Словарь синонимов
  38. соборностьСОБОРНОСТЬ кафоличность греч . Katholikos всеобщий один из основных признаков христианской церкви фиксирующий ее самопонимание как всеобщей универсальной единая святая с...Современный энциклопедический словарь
  39. соборностьСОБОРНОСТЬ и ж. высок. Духовная общность многих совместно живущихлюдей....Толковый словарь Ожегова
  40. соборностьСОБОРНОСТЬ соборности мн. нет ж. книжн. церк. Отвлеч. сущ. к соборный во и знач. публичное общественное участие в чемн. обсуждение. Принцип соборности....Толковый словарь русского языка II
  41. соборностьсоборность соборность и ж. высок. Духовная общность многих совместно живущих людей....Толковый словарь русского языка II
  42. соборностьСОБОРНОСТЬ и ж. высок. Духовная общность многих совместно живущих людей....Толковый словарь русского языка
  43. соборностьУдарение в слове соборностьУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове соборность...Ударение и правописание
  44. соборностьСОБОРНОСТЬ СОБОРНОСТЬ понятие русской философии означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни так и в мирской общности общение в братстве и любви. Т...Философская энциклопедия
  45. соборностьВ православной теологии С. это единство людей на основе их свободной любви к Богу. В русской философии такое понимание С. развивал А.С. Хомяков. В ХХ столетии эта идея по...Философские категории
  46. соборностьсоборность соборности соборности соборностей соборности соборностям соборность соборности соборностью соборностями соборности соборностях Источник Полная акцентуированная...Формы слова
  47. соборностьСноб Сбс Сброс Сборность Сбор Ротон Рот Рось Рост Росс Росно Рон Робот Робость Отсос Относ Отброс Отбор Ось Ость Остро Ост Осот Особь Особость Особо Орь Орт Орс Орн Ооо О...Электронный словарь анаграмм русского языка