Философия. Словарь по обществознанию

РУССКАЯ ИДЕЯ

понятие, введенное Вл. Соловьевым в 1888 г. Содержание понятия «Р. и.» представляет собой философско- религиозно-политический сйнтез, который необходим в качестве базиса для решения проблемы определения «смысла существования России во всемирной истории». Для Соловьева были неприемлемы социально-религиозные, национально-политические идеи русского мессианизма славянофилов, «представителей России прошлого»; сторонников «официозной России настоящего» и «нигилистов», выдвигающих проекты беспочвенного будущего России. Он выдвинул идею религиозно-творческого, культурно-политического лидерства России в истории. Понятие «Р. и.», считал Соловьев, должно быть освобождено от христианско-национального партикуляризма. Р. и. — это противопоставление «христианства социального» в широком смысле — христианству политизированному. «Истинное» христианство для Соловьева есть синтез всех религий. Если для христианина «роковой необходимостью» является быть «существом моральным», то и для любого народа «истинной национальной идеей» становится выполнение «органической функции» в общей жизни человечества. «Смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве». Соловьев сжимает всю социально-политическую проблематику национальной жизни до «социального организма как морального существа», смысл существования которого подчинен сверхличному человечеству как «живому телу Христа». Решение национального вопроса неотделимо от философско-религиозной концепции Соловьева. Путь к человечеству требует соответствующей организации самой Церкви, которая должна быть кафолической, вселенской. Критикуя обособленность христианских конфессий, Соловьев выделяет три принципа вселенской Церкви: традиция (предание), авторитет, свобода. Принцип традиции типичен для Православной Церкви, авторитета или власти — для Римско- католической, свободы — для Протестантской. Все Церкви являются отклонением от полноты христианства, и только вселенская Церковь во главе с Первосвященником может объединить эти принципы воедино, а все человечество — в единый всеобщий богочело- веческий организм. Человеческий элемент в этом единстве находит свое коллективное выражение в форме христианского государства. Упрекая русскую Церковь в забвении своего общественного призвания, Соловьев продолжает верить в универсальное предназначение русского царя. Проповедуя союз Верховного Первосвященника со светской властью, Соловьев считает, что так появится вселенская «третья и последняя империя» — после Константина и Карла Великого. В теократическом синтезе важнейшим элементом являются «пророки, которые творят свободно и вдохновенно социально важное, прогрессивное». Преображение мира, приближающегося к «свободной теократии», является и целью и средством. Главным в богословско-философском синтезе Соловьева становится творчество, «цельная эстетика» как «настоящее орудие Грядущего Бога». Из религиозного философа, взявшегося наметить контуры будущего «интернационального общества как идеала совершенного единства, вселенского братства», Соловьев превращается в эстетика-художника, вдохновенного поэта, вводящего все существующее в «формы красоты» идеального универсального общества, тождественного Царству Божию — цели истории, достижимой лишь за временными рамками истории. Своеобразие Русской Национальной Идеи Соловьева состоит в том, что она у него перерастает этнические, «племенные», национальные рамки и, в конечном счете, становится сверхнациональной идеей «всечеловечества». В дальнейшем Р. и. выходит за рамки религиозно-эстетического синтеза, заданного Соловьевым. В работах Е. Трубецкого, Вяч. Иванова, В. Розанова, Л. Карсавина, И. Ильина, Н. Бердяева Р. и. становится религиозно-философским символом христианского универсализма и русской духовности, «внятной» всем векам и всем народам. Наконец, понятие «Р. и.» все чаще используется для обозначения вполне определенных, исторически конкретных культурных, политических, экономических, эстетических, нравственных тенденций в развитии и функционировании национальной культуры. Реально они проявляют себя как назревшие проблемы социальной жизни, как «болевые» точки соприкосновения общества и государства, нравственности и права, личности и общества, национального и общечеловеческого. В этом смысле Р. и. как философема национальной жизни не сводится ни к религиозно- эсхатологическому аспекту, ни к мессианскому призванию России, ни к специфике национального характера. Р. и. — это попытка дать окончательный ответ на чисто русские, идущие из глубины веков вопросы «кто виноват?» и «что делать?» в проектах будущей, более органичной человеку повседневности, в государственно- политической, социально-правовой, экономической, культурно-эстетической и религиозной сферах жизни. Те или иные аспекты Р. и., корни которой лежат в XIX в., проявляются в реальных социальных реформах, политологических конструкциях, перестройке государственных структур современной российской действительности. На этом пути Р. и. окончательно утрачивает свое философское содержание. Размываясь в потоке сегодняшних проблем общества, она становится мифологемой, субъективно призванной компенсировать постоянные катаклизмы национальной жизни, зачастую отливаясь при этом в формы антирациональной болезненной исключительности.

  1. русская идеяфилософский термин введенный В. С. Соловьевым в гг. Широко использовался русскими философами в кон. и в. для осмысления русского самосознания культуры национальной и...Евразийская мудрость от А до Я
  2. русская идеяв философии Вл.Соловьева Н.Бердяева и др. идея об особой религиозноисторической миссии России быть примиряющим началом в вековом конфликте Запада и Востока местом становл...Краткий религиозно-философский словарь
  3. русская идеяфилософский термин введенный В. С. Соловьевым в гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. Е. Н. Трубецкой Розанов Иванов Франк Федотов И. А. Ильин Берд...Русская философия
  4. русская идеясовокупность понятий выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.Эта идея формулирует то что русскому народу уже присуще что составляет его бла...Русская энциклопедия
  5. русская идеяорыс идеясы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  6. русская идеяорыс идеясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. русская идеясовокупность понятий выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то что русскому народу уже присуще что составляет его бл...Святая Русь - энциклопедический словарь
  8. русская идеяидея особой судьбы и предназначения России которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX начала XX вв. П.Я. Чаадаев Ф.М. Достоевский В. Соловьев Н.А. Б...Тематический философский словарь
  9. русская идеярелигиозная доктрина. Ее идеологическое и политическое оформление происходит в х гг. XIX в. у славянофилов К. Аксаков А. Хомяков Ю. Самарин и др. В центре доктрины вопро...Толковый политический словарь
  10. русская идеярусская идея РУССКАЯ ИДЕЯ философский термин введенный Вл. С. Соловьевым в . Широко использовался русскими философами в кон. и в. E. H. Трубецкой В. В. Розанов Вяч. Ив...Философская энциклопедия