Философия науки и техники

ЭНГЕЛЬМЕЙЕР ПЕТР КЛИМЕНТЬЕВИЧ

1855-1941) российский философствующий инженер-механик, сторонник позитивизма, который в условияхОктябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и технического прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологию эврологии П.К. Энгельмейер нашел в махизме, согласно которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного открытия является изобретение, создание новой мысли, позволяющей приспособить к опыту новые факты. В работе «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер впервые в развернутом виде сформулировал идеи гуманитарного социальнофилософского измерения техники и инженерной деятельности. С учетом достижений европейской научной мысли он изложил свои взгляды на философию техники и ее предмет, которые можно свести к следующему. 1) опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, и именно они служат свидетельством истинности законов науки; 2) опыт и наблюдения использования техники для борьбы с природой показывают, что природу надо побеждать природой;3) если без техники человек потерян, то без науки нет техники; 4) определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер); 5) способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре; 6) наука рождается из практических, т.е. технических, нужд обыденной жизни. Научный закон, техническое изобретение, и художественный образ одинаково являются результатами творчества. Он создает трехактную теорию творчества: акт догадки, акт знания и акт умения. Из этого же теоретического корня вырастает и философия техники Энгельмейера, или, как он ее кратко называет, техницизм. И теория творчества (эврология), и философия техники П.К. Энгельмейера, имеют общий теоретический исток – понимание человека как существа, обладающего способностью к целеполаганию и к целеисполнению, в отличие от природы и механизма.Теорию человеческой деятельности, он связывает с понятием «труд». В центре внимания Энгельмейера социальные аспекты техники. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров: философия техники нужна инженеру для успешного выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии.

  1. энгельмейер, петр климентьевич[. ] инж. механик историк и популяризатор техники занимавшийся также проблемами филос. техники и теории творч. Род. в Рязани из потомственных дворян. Окончил Императ. М...Большая биографическая энциклопедия
  2. энгельмейер петр климентьевич. . Рязань после инженермеханик основоположник философии техники в России. Стоял у истоков рус. автомобилизма и патентоведения способствовал развитию отечественной элек...Русская философия
  3. энгельмейер петр климентьевичЭнгельмейер Петр Климентьевич инженермеханик сотр. ЭСБ и ЭСГПсевдонимыi П. Э.u ръ Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена