Философия науки и техники

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

знания, передающиеся от одного поколения ученых к другому, и сохраняющиеся в научных сообществах. Основателем учения о традициях в науке является Т. Кун, который назвал традиционной науку, опирающуюся на одно или несколько прошлых достижений, которые лежат в основе научной парадигмы и признаются научным сообществом на протяжении определенного времени. Традиционную науку Кун называл нормальной. Кун доказывал, что традиция – это условие быстрого накопления научных знаний, т.к. ученые воспроизводят одно и то же действие в разных условиях по определенному стандарту, но поразному осмысливают ее в различных ситуациях. Такой подход организует научное сообщество, создавая условие для понимания и сопоставимости результатов исследования. Т. Кун критиковал тех ученых, которые рассматривали традиции как тормоз в науке. Он доказывал, что нормальная наука быстро развивается и накапливает огромную информацию именно в силу своей традиционности. Традиции создают возможность выбора новому поколению ученых. Но они могут быть не только положительными, но и отрицательными для развития науки (отношение к генетике, к кибернетике и т.д.). По способу получения знаний традиции бывают: 1) вербализованными (явными) – когда знания передаются на основе методологии и существующих в науке традиционных способов решения задач; 2) невербализованными (неявными) – когда знания передаются от учителя к ученику путем непосредственной демонстрации образцов. На основе принципов организации знаний традиции различают: 1) сформировавшиеся знания, когда уже созданы соответствующие образцы знаний и учебных курсов, когда новое развивается на основе старого (принцип соответствия, сформулированный Н. Бором: смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, а новая теория приходит на смену старой в качестве предельного случая, при этом новая теория характеризует как достоинства, так и ограничения старой теории); 2) несформировавшиеся знания – знания единичные, не опирающиеся на научную парадигму, и не принятые еще научным сообществом, в роли которых могут выступать или совершенно новые идеи или концепции, еще недостаточно проверенные опытными наблюдениями, но которые в будущем могут стать основой формирования новой научной парадигмы, или же знания ненаучные, только претендующие на этот статус.

  1. традиции в наукеТРАДИЦИИ В НАУКЕ термин обозначающий культурную схему накопления сохранения и трансляции научного опыта интегральные основания научного знания позволяющие объединить нау...Философская энциклопедия
  2. традиции в наукеТРАДИЦИИ В НАУКЕ термин обозначающий культурную схему накопления сохранения и трансляции научного опыта в ходе личного общения интегральные основания научного знания поз...Энциклопедия эпистемологии и философии науки