Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

УЧЧЕЛЛО

, Паоло (Uccello, Paolo), наст. имя Паоло Дони 1397, Флоренция — 1475, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. С 1407 обучался в мастерской скульптора Л. Гиберти. В 1415 был принят в цех живописцев. В 1425—1430 работал в Венеции, участвовал в создании мозаик фасада базилики Сан Марко (не сохранилась). В 1431—1445 получил во Флоренции ряд крупных заказов, связанных с украшением собора Санта Мария дель Фьоре. В 1445—1446 работал в Падуе, куда, по сведениям источников, был вызван своим земляком и другом Донателло, дабы помочь последнему в работе над конной статуей Гаттамелаты. В Падуе выполнил фресковый цикл Гиганты в Каза Виталиани (не сохранился). В 1446—1465 работал во Флоренции. В 1465—1468 работал в Урбино над серией композиций Чудо с остией для пределлы алтаря церкви Корпус Домини. Уччелло принадлежал к поколению новаторов и экспериментаторов флорентийского Раннего Возрождения. Своеобразие творческого облика Уччелло выразилось в восприимчивости к самым разнородным тенденциям современной ему художественной жизни — от тяготения к монументальности, лаконизму и мощи изобразительного языка до увлечения деталями изображаемого события, мотивами современной художнику жизни, от экспериментов в области перспективы до элементов готической стилизации и вкуса к сказочности. Дошедшее до нас живописное наследие Уччелло относится, за исключением выполненного в технике фрески т. н. Табернакля Липпи и Мачо (1416, Флоренция, галерея Уффици), к периоду творческой зрелости, который может быть разделен на два основных этапа. Первый, охватывающий 1430—1440-е, включает главным образом монументальные работы: росписи двора Кьостро Верде (История Адама и Евы, ок. 1430; История Ноя, ок. 1446—1448, обе — Флоренция, монастырь Санта Мария Новелла), фреску Кондотьер Джованни Акуто (1436, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), фресковый цикл История святых (ок. 1440, Флоренция, церковь Сан Миньято, монастырский двор) и работы монументально-декоративного плана — два витража (1443) и роспись циферблата церковных часов (1443, обе — Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре).Фрески Уччелло выполнены в достаточно распространенной во Флоренции этого времени технике "терраверде" (зеленой земли). Лепка фигур оттенками зеленого тона создает сильный пластический эффект, подчеркнутый введением темно-красного фона, уподобляет их скульптурным изваяниям; этот эффект усиливается работой крупными, обобщенными массами, выдающими влияние живописи Мазаччо. В то же время в самой ранней из монументальных росписей Уччелло — История Адама и Евы — есть обращение к мотивам и стилистике Гиберти (Создание Адама) и Мазолино (Грехопадение). Наибольшей силы экспрессии Уччелло достигает в Истории Ноя. Новаторские устремления Уччелло проявились и в 8-метровой фресковой композиции Кондотьер Джованни Акуто, изображающей конный памятник наемному флорентийскому полководцу англичанину Джону Хауквуду, предвосхитивший стилистику конных статуй XV в. По-видимому, в 1430—1440-е Уччелло много экспериментировал в области перспективы: в частности, в полуразрушенной фреске Рождество из госпиталя Сан Мартино алла Скала (ок. 1446, Флоренция, галерея Уффици) он попытался передать эффект бинокулярного зрения при помощи перспективного сокращения с двумя точками схода. С сер. 1450-х ориентация творчества Уччелло существенно меняется. Работая теперь преимущественно в области станковой живописи, он создает тип станковой картины, сугубо светской и по назначению, и по сюжету, опираясь на опыт решения светской тематики в искусстве Северной Европы, у Пизанелло, флорентийских мастеров росписей свадебных сундуков — кассони. Отсюда новая стилистика этих картин: сохраняя вкус к обобщенной, укрупненной трактовке форм, увлечение перспективными построениями и ракурсами, он вносит в них множество живых, выразительных подробностей, оттенок сказочности или рыцарской романтики, элементы условности и стилизации, красочной зрелищности. Эта стилистика в равной степени свойственна его картинам, связанным с религиозной тематикой (два варианта Битвы св. Георгия с драконом (ок. 1456, Лондон, Нац. галерея; ок. 1456—1460, Париж, Музей Жакмар-Андре) и написанным на сугубо светские темы (Охота, ок. 1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан). Кульминацией творчества Уччелло этого периода является триптих Битва при Сан Романо, написанный в 1456 для дворца Медичи во Флоренции, ныне разрозненный (Флоренция, галерея Уффици; Париж, Лувр; Лондон, Нац. галерея), в котором победоносное сражение флорентийцев с миланскими войсками приобретает облик красочного рыцарского турнира. С именем Уччелло связывают также несколько станковых профильных портретов (Маттео Оливетти, ок. 1433—1434, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Микеле Оливетти, ок. 1433—1434, Нью-Йорк, собрание Ротшильда; Женский портрет, ок. 1456, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Лит.: Boeck W. Paolo Uccello. Berlin, 1939; Pope-Hennesy J. Paolo Uccello. London, 1950; Sindona E. Paolo Uccello. Milano, 1957; Berti L. Paolo Uccello. Milano, 1964; Rlaitano E., Tongiorgi Tomasi L. L’opera completa di Paolo Uccello. Milano, 1971.
И. Смирнова

  1. уччеллоУЧЧЕЛЛО Uccello собств. ди Доно di Dono Паоло Флоренция . . там же итальянский живописец. Представитель флорентинской школы iкватроченто. Испытал влияние Донателло iФ. Б...Большая советская энциклопедия
  2. уччеллоUccello наст. имя ди Доно di Dono Паоло итальянский живописец. Жизненность наблюдений пытливый научный интерес кперспективе сочетал со сказочностью наивностью образов Би...Большой энциклопедический словарь II
  3. уччеллоУЧЧЕЛЛО Uccello настоящее имя ди Доно Паоло итальянский живописец Раннего Возрождения. Жизненность наблюдений пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочн...Современная энциклопедия
  4. уччеллоУЧЧЕЛЛО Uccello наст . имя ди Доно di Dono Паоло итальянский живописец. Жизненность наблюдений пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью наивностью ...Современный энциклопедический словарь
  5. уччеллоUccello псевдонм П. д Доно тал. маляр представник раннього флорентйського Ренесансу фрески в тому числ у церкв Санта Маря Новелла у Флоренц релгйний та батальний живопис...Універсальний словник-енциклопедія
  6. уччеллоUccello Паоло псевдонм П. д Доно тал. маляр представник раннього флорентйського Ренесансу фрески в тому числ у церкв Санта Маря Новелла у Флоренц релгйний та батальний ж...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  7. уччеллоУччеллоuccello Паоло настоящее имя Паоло ди Донно ок. Флоренция там же итальянский живописец эпохи Раннего Возрожденияem. Учился ювелирному делу у Л. Гибертиem помога...Художественная энциклопедия
  8. уччеллоУччелло Паоло Uccello собственно Паоло ди Доноi итальянский флорентийский живописец сначала золотых дел мастер и ученик Лоренцо Гиберти помогавший ему при исполнении зн...Энциклопедический словарь
  9. уччеллоПаоло Uccello собственно Паоло ди Доно итальянский флорентийский живописец сначала золотых дел мастер и ученик Лоренцо Гиберти помогавший ему при исполнении знаменитых ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона