Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

НАВЕЗ

, Франсуа Жозеф (Navez, Francois Joseph) 1787, Шарлеруа — 1869, Брюссель. Бельгийский живописец. С 1803 посещал Академию рисунка в Брюсселе. В 1807—1812 занимался в Академии художеств Брюсселя, изучал искусство Рубенса и Ван Дейка. В 1813—1816 как пенсионер брюссельского Общества изящных искусств обучался в Париже у Давида, дружил с Энгром, Ф. М. Гране. В 1817—1821 как пенсионер Общества работал в Риме. В 1819 посетил Неаполь. С 1822 жил и работал в Брюсселе, став в том же году почетным членом Общества изящных искусств, в салонах которого постоянно выставлялся. С 1822 — член Академии художеств Амстердама, с 1826 — член Института Нидерландов, с 1832 — член Института Франции, в 1835—1862 — директор Академии художеств Брюсселя, с 1845 — член Королевской академии Бельгии, с 1856 — Академии Св.Луки в Риме. Имел в Брюсселе художественную мастерскую, которая в 1849 перешла к его зятю Я. Порталсу. С 1863 — почетный директор Академии художеств Брюсселя. Писал портреты, а также картины на мифологические и литературные сюжеты. В раннем полотне Сон Атала (1834, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) на популярный в нач. XIX в. сюжет из повести Р. де Шатобриана Атала темный колорит, четкая определенность фигур, уподобленных рельефу, указывают на следование классической традиции в трактовке романтической темы. Портреты Семья Хемптинне (1816, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Семейство аптекаря Сени (1822, Брюссель, частное собрание), Мадам Ф. Ж. Навез с сыном (1825, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Мадам Латюи и дети художника (1831, Брюссель, частное собрание) исполнены в форме романтического группового портрета. Художник часто изображает фигуры в пейзаже, реже — в интерьере, придавая сценам несколько бытовой настрой, свойственный портрету сентиментализма. В традициях романтической портретной живописи начала XIX в. написан Автопортрет (ок. 1826, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Резкий поворот головы, обращенный к зрителю, таящий глубокое внутреннее беспокойство взгляд рождают ощущение, что портрет создавался в переломный момент судьбы. Более репрезентативен портрет Ж. Л. Давида (1818, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Как всегда в портретах Навеза, зеленоватый фон, оживленный световыми нюансами, позволяет эффектно выделить объем фигуры, подчеркнуть красочное разнообразие деталей костюма. Живописную и композиционную манеру Давида напоминают естественная спокойная поза портретируемого, несколько напряженное выражение лица, прием последовательных тонких лессировок, придающих гладкость красочным слоям и оживляющих цвета палитры. Ранним портретам Навеза присущи сентиментальный оттенок и изящная грация персонажей (Мадам Фабер, 1816, Брюссель, Королевский музей изящных искусств; Мадам Шапель, 1814, Гент, Музей изящных искусств; Мадам Фруамон, 1827, Брюссель, частное собрание), а поздним (Ж. Латюи, 1840; Мадам А. Д. де Хемптинне, 1847; Месье А. Д. де Хемптинне, 1847, все — Брюссель, частные собрания) — натуралистичность и парадная репрезентативность образов. Тонкий колорит ранних произведений сменяется в работах 1830—1850-х более однообразной и темной гаммой. Вошедший в историю искусства XIX в. как крупнейший мастер бельгийского классицизма художник имел много учеников, среди которых де Гру, Менье и др.
Лит.: Alvin M. L. Fz. J. Navez. Bruxelles, 1871; Puyvelde L. van. Francois Joseph Navez. Bruxelles, 1931; Maret F. Francois Joseph Navez. Bruxelles, 1962.
Е. Федотова

  1. навезприставка НА корень ВЕЗ нулевое окончаниеОснова слова НАВЕЗВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный НА ВЕЗ Слово Навез содержит следующие ...Морфемный разбор слова по составу