Евразийская мудрость от А до Я

ЦЗЮНЬЦЗЫ

(кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. Цзюнь-цзы – норматив конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяожэнь) – воплощению эгоистического прагмптизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). Важнейшее качество цзюнь-цзы – «неорудийность», что означает, с одной стороны, духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой – приверженность Дао.

  1. цзюньцзыкит. благородный муж в толковании конфуцианцев...Восточные единоборства
  2. цзюньцзыST. Благородный муж совершенный муж исходное значение дитя правителя. Синонимы великий человек да жэнь гуманный человек жэнь жэнь см. Жэнь []. Норматив конф. личности в...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  3. цзюньцзыЦЗЮНЬЦЗЫ кит. благородный человек термин конфуцианской философии означающий высоконравственную и гармонически развитую личность. Первоначально этот термин означал сына ...Философская энциклопедия
  4. цзюньцзыкит. благородный человек термин конфуцианской философии означающий высоконравственную и гармонически развитую личность. Первоначально этот термин означал сына государя ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)