Эстетика

ФРОММ (FROMM) ЭРИХ

(1900— 80) — амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма (Неофрейдистские эстетические теории). Уроженец Германии, Ф. в 1933 г. эмигрировал в США, где окончательно и определилась его философско-теоретическая позиция. Отойдя от биологизма Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент на конфликтные ситуации, обусловленные социо-культурными причинами, вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой об-ва. Ф. проводит различие между патриархальным и матриархальным принципами организации бытия людей, «авторитарным» и «гуманистическим» сознанием, «эксплуататорским» и «рецептивным» (послушным) типами характера человека, под этим углом зрения анализирует появляющиеся в сновидениях людей образы, раскрывает символику различных сказок и мифов, по-своему интерпретирует худож. произв. Софокла, Гёте. Достоевского. ФКафки. Переосмысливая фрейдовское толкование мифа об Эдипе, он полагает, что этот миф может быть понят как символ не инцестуозной любви между матерью и сыном, а восстания сына против авторитета отца в патриархальной семье. Исходя из того, что в совр. буржуазном об-ве люди развивают не свое подлинное, а «мнимое Я», Ф. находит в худож. произв. прообразы отчужденных героев и меткие характеристики утраты человеком своего внутреннего мира. В романе Ф. Кафки «Процесс» (1915) он видит типичный пример иск-ва, вещающего истины символическим языком. Здесь, по Ф„ символически представлены два типа сознания и образно показана трагическая ситуация: слыша голос «гуманистического сознания», гл. герой ошибочно принимает его за «авторитарное» и придерживается «рецептивной» ориентации, вместо того чтобы бороться за самого себя. Посредством интерпретации мифов и произв. худож. лит-ры Ф. пытается осмыслить проблему сущности к существования человека, полагая, что подлинную основу человеческого бытия составляет любовь, поскольку она, как и сама жизнь, есть иск-во, а в мире нет ничего важнее иск-ва. Ф. привлек внимание психоаналитиков к исследованию социокультур-ного контекста мифов и худож. произв. Однако его утопические идеи искания человеком самого себя без преобразования социальных условий бытия наложили соответствующий отпечаток и на его эстетические взгляды, нашедшие отражение в таких его работах, как «Комплекс Эдипа и эдипов миф» (1949), «Забытый язык» (1951).

  1. фромм (fromm) эрихФРОММ Fromm Эрих немецкоамериканский философ психолог и социолог главный представитель неофрейдизма. С в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа экзистенциализм...Большой Энциклопедический словарь V
  2. фромм (fromm), эрихнемецкоамериканский психолог философ и социолог один из гл. представителей неофрейдизма. Работал в Германии вл психоаналитическую частную практику. Выступил с рядом стате...Педагогический терминологический словарь
  3. фромм (fromm) эрихнем.амер. философ социолог и психолог. В защитил диссертацию по философии в Гейдельбергском унте в прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине в н...Современная западная философия
  4. фромм (fromm) эрихнемецкоамериканский философ психолог социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В получил в Гейдельбергском университете степень доктора философ...Социологическая энциклопедия
  5. фромм (fromm) эрихрод. марта ФранкфуртнаМайне ум. марта Муральто Швейцария нем.амер. философ психолог социолог основоположник неофрейдизма ученыйгуманист поборник социального прогресса...Философский энциклопедический словарь II