Эстетика

БРЕХТ (BRECHT) БЕРТОЛЬТ

(1898— 1956) — нем. драматург, режиссер, теоретик театра, один из создателей нем. социалистического иск-ва; художник-антифашист, остросоциальное творчество к-рого проникнуто гуманистическим пафосом. В 1933—47 гг. находился в антифашистской эмиграции; с 1948 г.— в ГДР, где создал и возглавил театр «Берлинский ансамбль», в спектаклях к-рого (как и в пьесах Б.) получила воплощение теория эпического театра, разрабатывавшаяся им с 20-х гг. Б. не принимал буржуазного театра с его тенденцией к развлекательности, порабощения зрителя иллюзией правдоподобия. Стремясь сделать сцену средством воспитания классового сознания, он подвергал пересмотру систему выразительных средств театра. В противоположность театру традиционному (в терминологии Б.— «драматическому», «аристотелевскому») эпический театр — это не столько воплощение на сцене событий, сколько рассказ о них; обращаясь прежде всего к разуму зрителя, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать сценическим событиям, сколько анализировать их. Осн. принцип эпического театра — «эффект очуждения», при помощи к-рого изображаемое явление «очуждает-ся», «остраняется»: то, что «само собой разумеется, знакомо, очевидно», неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», рождая потребность социального действия«Эффект очуждения» в пьесах и спектаклях Б. достигается комплексом выразительных средств (гротеск, парадокс, введение в ткань драмы элементов повествовательного жанра, т, наз. зонги — песни, останавливающие действие, и др.). Б. отмечал, что «эффект очуждения» не есть особенность именно его театра, а изначально свойствен иск-ву, к-рое всегда не тождественно жизни и очуждает ее. В эстетике Б. эта особенность иск-ва осмыслена и разработана как сознательный прием. В теории эпического театра Б. опирался на мн. положения эстетики Просвещения, опыт восточного театра, в частности китайского. Яркое выражение принципы эпического театра нашли в драматургии Б. Созданный им тип интеллектуальной драмы (Интеллектуализм в искусстве) являет собой пьесу-параболу, суть к-рой — в философском осмыслении посредством иносказания социально-нравственных проблем совр. действительности («Трехгрошовая опера», 1928; «Мамаша Кураж и ее дети», 1939; «Добрый человек из Сезуана», 1938—40; «Кавказский меловой круг», 1944—45; и др.). Теория эпического театра оказала большое влияние на развитие мировой театральной эстетики XX в., а в связи с разработкой проблемы взаимодействия сцены и публики — совр. социологии иск-ва. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды Б.: «Уличная сцена» (1940), «Покупка меди» (1940), «Малый органон» для театра» (1948), «Диалектика на театре» (1953).

  1. брехт (brecht) бертольтБРЕХТ Brecht Бертольт.II Аугсбург .VIII Берлн нм. письменник театр. громад. дяч НДР член AM НДР з . Навчався в Мюнхен. унт. Учасник Листопадово революц в Нмеччин....Українська літературна енциклопедія