Эстетика

БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ

(1859— 1941)—фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. Собственно эстетической проблематике посвящена только одна работа Б.— «Смех» (1900). Однако его философия, осн. понятия к-рой «интуиция» и «жизненный порыв» насыщены эстетическим содержанием, оказала большое влияние на иск-во и теории модернизма. Выступая против позитивистов с позиций мистицизма, Б. дал субъективно-психологическую интерпретацию времени, т. е. «длительности» («Непосредственные данные сознания», 1889). По Б., интеллект, пользующийся понятиями, соответствующими неподвижности материальных вещей, не в состоянии постичь движение и прежде всего творческую стихию «длительности» — атрибута . «жизненного порыва», сверхсознания, творящего реальность. Она может быть постигнута лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуиции, аналогичной инстинкту животных. Будучи бескорыстной, интуиция, согласно Б., открывает действительность более полно, чем интеллект, обремененный практицизмом и замечающий в мире лишь полезные для человека свойства. Примером интуитивного видения мира является иск-во. Б. противопоставляет «чистое» иск-во, лишенное якобы всякой заинтересованности, произв., отражающим социальные коллизии и идеалы. Комедию, напр., Б. не относит к подлинному иск-ву, ибо смех — несомненный жест социального осуждения. Первоначальный тезис, будто иск-во является более универсальной и глубокой формой познания, чем наука, позднее заменяется им толкованием иск-ва как побочного продукта мифотворческой способности, назначение к-рой — вырабатывать образы духов «статической» религии («Два источника морали и религии», 1932). Высшей ценностью для Б. становится интуиция святого, ведущая к богу, а иск-во — это попытка выразить невыразимое — внесоциальную, индивидуальную сущность человека. При этом оригинальность, определяемая неповторимостью интуиции художника, оказывается не только первым, но и единственным критерием художественности. Процесс восприятия произв. иск-ва Б. уподобляет сеансу гипноза, когда все сознательные силы личности парализованы загадочной силой (ею является, напр., ритм в музыке, архитектуре, поэзии). Философия Б., его концепция человека и сущности иск-ва нашли отражение в теоретических установках школы «потока сознания», фр. «нового романа» и др. Эстетические идеи бергсонизма, во мн. повторяющие взгляды Шопенгауэра,— один из феноменов буржуазного худож. сознания нач. в., отрекающегося от разума культивирующего индивидуализм.

  1. бергсон (bergson) анрифранцузский философ основоположник интуитивизма доктор философии профессор член Академии моральных и политических наук член Французской Академии лауреат Нобелевской п...Большая психологическая энциклопедия
  2. бергсон (bergson) анриБЕРГСОН Bergson Анри французский философ представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность по Бергсону жизнь как метафизическикосмиче...Большой Энциклопедический словарь V
  3. бергсон (bergson) анриБергсон Bergson Анри . . французский философ интуитивист. Работал с г. в качестве профессора в Коллеж де Франс с г. член французской академии. Рассматривал жизнь ка...Психологический словарь
  4. бергсон (bergson) анрифр. философидеалист представитель интуитивизма. Подвергнув критике механистическое понятие времени крым пользуется позитивная наука Б. дал психологическую интерпретацию в...Словарь по этике
  5. бергсон (bergson) анрифранц. философ. Проф. Коллеж де Франс член Франц. академии . Лауреат Нобелевской премии по литературе . Б. продолжил традицию франц. спиритуализма XIX в. Он поставил зад...Современная западная философия
  6. бергсон (bergson) анрирод. okt. Париж ум. янв. там же франц. философ с профессор в Коллеж де Франс. Франц. философия нового времени на протяжении нескольких десятилетий находилась под его...Философский энциклопедический словарь II