Энциклопедия техники

СТОЙКА ШАССИ

Стойка шасси
основной силовой элемент шасси летательного аппарата, воспринимающий и передающий на конструкцию планёра концентрированные статические и динамические нагрузки, возникающие при взлёте и особенно при посадке летательного аппарата. Основные элементы С. ш.: амортизатор шасси (см.Амортизация шасси), при балочной схеме тележки шасси он встроен в С.ш., при рычажной — вынесен; тележка шасси; складывающийся подкос, воспринимающий нагрузку от лотовых сил (уменьшающийся по длине при убирании С. ш.); раскосы — стержни, расположенные по диагонали шарнирного многоугольника, образованного С. ш. и подкосом, и обеспечивающие геометрическую неизменяемость этого многоугольника; траверса — элемент крепления стойки к крылу или фюзеляжу (при подкосной С. ш. связь с летательным аппаратом осуществляется с помощью подкосов); механизм ориентации С. ш., предназначенный для разворота стойки при её убирании или выпуске; узел у нижнего основания С. ш. для крепления оси колёс или тележки к С. ш.; замки, обеспечивающие фиксацию С. ш. в выпущенном и убранном положениях; цилиндры механизма выпуска и убирания шасси. Консольная конструкция С. ш., отличающаяся большой жёсткостью, исключает необходимость заднего подкоса. При рычажной и полурычажной схемах к С. ш. относятся также рычаги, на которых крепятся колёса. Передняя С. ш. включает цилиндры демпфера шимми летательного аппарата — устройство, защищающее летательный аппарат от вибрации колёс, и рулёжное устройство (с гидроцилиндром), предназначенное для поворота передней С. ш. при движении (рулении) летательного аппарата по земле, разбеге перед взлётом и пробеге после посадки.
• В начальный период развития авиации С. ш. при полёте самолёта находились в воздушном потоке и являлись одним из основных источников аэродинамического сопротивления. Для его снижения сначала стали устанавливать обтекатели на колёса и С. ш., а в 30-х гг. при создании скоростных самолётов началось широкое применение убирающегося шасси, хотя это и связано с увеличением массы и усложнением конструкции шасси.
Кинематика убирания С. ш. весьма разнообразна. На большинстве отечественных и зарубежных пассажирских самолётов они убираются вдоль по размаху крыла в сторону фюзеляжа; на самолётах семейства Ту, как правило, — назад по потоку в специальные обтекатели; при этом тележка шасси поворачивается на 180(°) так, что передние колёса оказываются сзади. Такая компоновка предельно уменьшает размеры обтекателя.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. стойка шассишасси тааны...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  2. стойка шассиundercarriage leg...Русско-английский аэрокосмический словарь
  3. стойка шассиshock strut...Русско-английский политехнический словарь
  4. стойка шассиlanding gear...Русско-английский словарь по авиации
  5. стойка шассиampLTaeron.ampGT landing gear...Русско-английский технический словарь
  6. стойка шассистояк шас...Русско-украинский политехнический словарь
  7. стойка шассиpodvozkov noha...Русско-чешский словарь
  8. стойка шассиСтойка шасси основной силовой элемент шасси летательного аппарата воспринимающий и передающий на конструкцию планра концентрированные статические и динамические нагрузки...Энциклопедия «Авиация» (1998)