Энциклопедия техники

Д4

Д-4
Единственные известные на сегодняшний день фото Д-4, На фото 1 хорошо видна конструкция гусениц и железнодорожные скаты под днищем корпуса (фото из коллекции автора).

лет вооружить Красную армию всеми видами современной бронетанковой техники. Для этого были развернуты широкомасштабные опытно-конструкторские работы, в рамках которых началось проектирование танка сопровождения (Т-18 или МС-1) и маневренного танка (Т-12). Через несколько лет были изготовлены опытные образцы и развернуто их серийное изготовление.">
2 июня 1926 года командованием РККА и руководством Главного управления военной промышленности (ГУВП) была принята "Трехлетняя программа танкостроения". Она предусматривала в течение трех лет вооружить Красную армию всеми видами современной бронетанковой техники. Для этого были развернуты широкомасштабные опытно-конструкторские работы, в рамках которых началось проектирование танка сопровождения (Т-18 или МС-1) и маневренного танка (Т-12). Через несколько лет были изготовлены опытные образцы и развернуто их серийное изготовление.
Но мало кто знает, что одновременно с постройкой опытного образца Т-12 у нас в стране шла разработка еще одного маневренного танка не упомянутого ни в одном справочнике.Эта забытая машина именовалась в документах того времени как "танк Дыренкова", Д-4 или просто "танк Д". Он был построен по проекту изобретателя-самоучки Н.Дыренкова, известного любителям бронетехники как разработчик легких бронеавтомобилей Д-8 и Д-12.
Следует сказать, что Николай Дыренков имел только начальное образование, но, судя по документам, он был очень напористый и пробивной человек, умевший убеждать в своей правоте. Кроме того, без сомнения, он имел природные инженерные способности и был неплохим организатором. Карьера Дыренкова началась в 1928 году с постройки санитарного моторного вагона-автомотриссы с оригинальной конструкцией трансмиссии. 5 октября 1929 года Дыренков обратился в РВС СССР с проектом сконструированного им оригинального колесно-гусеничного танка. 18 ноября того же года на заседании комиссии РВС был заслушан доклад Дыренкова о "конструктивно-технических данных, боевых и тактических свойствах разработанной им системы - проект среднего маневренного танка". По результатам доклада было принято постановление следующего содержания:
"Признать целесообразным подвергнуть испытанию танк системы Д с каковой целью дать срочный заказ Ижорскому заводу на 6 опытных экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не позднее 1 апреля 1930 года".
Первоначальным вариантом предусматривалось размещение основного вооружения - трех 45-мм орудий Соколова - в трех башнях, но впоследствии число башен сократили до двух.
В декабре 1929 года на Ижорском заводе в Ленинграде создается опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА, которое возглавил Дыренков. КБ начало активную работу по проектированию танка, получившего обозначение Д-4. Кроме этого, Дыренков сразу же развернул бурную деятельность по ряду других проектов - он вел работы по созданию бронеавтомобилей, бронированных тракторов, боевых химических машин, мотоброневагонов, разрабатывал сварные и штампованные корпуса для танков, новый состав брони, вездеходы и трансмиссии - всего более 50 различных конструкций (часть из которых изготовлена в металле) за полтора года! Но природная изобретательность не могла скомпенсировать отсутствия инженерного образования - почти все проекты оказались неудачными.
Общая компоновка Д-4 была закончена к февралю 1930 года, после чего приступили к изготовлению рабочих чертежей. Согласно проекту это был 12-тонный танк, защищенный 15-20-мм броней, вооруженный двумя 45-мм пушками Соколова и четырьмя пулеметами ДТ. Вооружение размещалось в двух башнях (с углами обстрела в 270 градусов у каждой) и передней части корпуса. Но самой оригинальной частью Д-4 являлась его ходовая часть - так как он задумывался конструктором как "танк-вездеход", предполагалось использование колесно-гусеничного движителя.
Гусеничный ход состоял из ведущего (звездочка) и направляющего (ленивец) колес и трех сдвоенных опорных катков большого диаметра (на борт) без поддерживающих роликов. В качестве элементов подвески использовались горизонтальные пластинчатые рессоры автомобильного типа. Каждый трак гусеницы склепывался из двух половинок - нижней штампованной и верхней литой.
Снаружи вся ходовая часть закрывалась экраном. Между экраном и корпусом танка монтировалась массивная клепаная стальная коробка, на которой крепились опорные катки вместе с рессорами.
Колесный ход состоял из двух пар автомобильных колес, установленных с внешней стороны экрана на осях ленивца и звездочки. Привод осуществлялся на задние колеса, а передняя пара была управляемой.
Переход с гусениц на колеса (и обратно) осуществлялся при помощи двух домкратов с приводом от двигателя танка, которыми поднималась (или опускалась) клепаная коробка с опорными катками. Таким образом танк вставал на автомобильные колеса (или на гусеницы), смонтированные на осях ленивца и звездочки.
Кроме того, в передней и задней части танка под днищем монтировались железнодорожные скаты. Благодаря им Д-4 мог самостоятельно передвигаться по рельсам, превращаясь таким образом в бронедрезину, а для форсирования водных преград машина оснащалась оборудованием для подводного хода.
В качестве силовой установки использовалась пара импортных автомобильных двигателей "Гергулес" мощностью по 105 л.с. каждый, работавших на общую коробку перемены передач. Управление танком осуществлялось при помощи гидравлических усилителей, а благодаря установки реверса Д-4 мог передвигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Механик-водитель использовал для наблюдения стробоскопический прибор.
Из-за высокой сложности, а главным образом по вине самого Дыренкова, работа по изготовлению Д-4 затянулась. Дело в том, что Дыренков сам не мог сделать необходимых расчетов по танку (от помощи инженеров, выделенных в его КБ, он категорически отказался), поэтому многие вещи он делал "на глазок, по наитию". Кроме того, конструктор постоянно отвлекался для разработки своих очередных изобретений, не успев закончить начатое. В результате одни и те же чертежи переделывались по нескольку раз. 22 мая 1930 года Калиновский докладывал К.Ворошилову:
"Состояние работ по машине Д на Ижорском заводе таково, что Ваше задание по изготовлению опытного образца к 1 июля выполнено не будет. Основные причины следующие:
1. Рабочие чертежи по основным агрегатам Дыренков закончил только к 4 мая, в связи с чем детали по этим чертежам будут готовы только к 15 июня.
2. До настоящего времени нет чертежей: органов управления машиной, приводов к подъемным механизмам, рулевого управления при движении на колесном ходу".
Сам же Дыренков во всех грехах винил прежде всего завод и его инженеров. Так, 29 октября 1930 года он писал начальнику УММ РККА И.Халепскому:
"Сообщаю, что вследствие обычных для Ижорского завода неполадок, коробки, поддерживающие танк на гусеничном ходу, в третий раз испорчены заводом. В настоящее время они отлиты в четвертый раз. Корпус танка после переклепки сегодня ночью хвостовой части снят со станка. В работе остались шевронные шестерни передачи и редуктора, взамен испорченных заводом. С сегодняшнего дня начаты работы по сборке и монтажу наружных механизмов на корпусе".
Окончательная сборка танка Д-4 велась уже в Москве, куда в начале 1931 года было переведено опытно-конструкторское и испытательное бюро. КБ разместилось на территории Московского железнодорожного ремонтного завода, сокращенно Можерез (ныне это литейно-механический завод в Люблино). В марте Д-4 совершил первую пробежку по заводскому двору. Однако сразу стало ясно, что машина "не удалась". Несмотря на то что механизм перехода с гусениц на колеса работал, он оказался настолько громоздким, сложным и ненадежным, что ни о каком серийном производстве речь идти не могла. Масса танка оказалась выше рассчетной (около 15т), поэтому Д-4 с трудом мог передвигаться на колесах даже по бетонному полу заводского цеха. Правда, на гусеницах он двигался не лучше из-за неудачной конструкции трансмисии, которая постоянна ломалась. Из-за всего этого, а также из-за малой мощности двигателей, неудачной системы подвески опорных катков о достижении заявленной Дыренковым скорости - 35 км/ч на гусеницах - приходилось только мечтать.
Видимо поняв, что обещанная военным чудо-машина на получилась, горе-изобретатель тут же приступил к постройке нового танка - Д-5. По замыслу Дыренкова, при сохранении колесно-гусе-нично-железнодорожно-подводного хода Д-5 имел броню до 35 мм, две башни с 76-мм пушками и двигатель М-17. Ориентировочная масса нового танка оставляла 25 т. 8 сентября 1931 года председатель НТК УММ Г.Бокис, незадолго до этого посетивший завод Можерез и ознакомившись с ходом работ, докладывал И.Халепскому:
"Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег. Сам конструктор Дыренков как видно решил, что из этой машины ничего не выйдет и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет и не будут ли опять потрачены миллионы рублей и в результате опять получим коробку с разными не действующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4.
При рассмотрении проекта Д-4 в НТК УММ конструктор не представил никаких расчетов к своему проекту, и все объяснения сводились к авторитетным заявлениям, что "обязательно все механизмы будут действовать, что называется на большой палец.
Я считаю совершенно излишними проведенные т. Дыренковым затраты на изготовление стальных коробок для определения давления воды на танк. Все это можно было бы сделать теоретически, путем привлечения специалистов, знакомых с расчетами подводных лодок.
Все это заставляет меня просить Вас:
1. Поручить т. Дыренкову представить в НТК все основные чертежи Д-5 с необходимыми расчетами.
2. До рассмотрения в НТК проекта и расчетов по танку Д-5 пректатить изготовление отдельных агрегатов по танку этого типа".
Однако неугомонный Дыренков обратился за помощью к М.Тухачевскому и получил добро на постройку Д-5! Но из-за частых и длительных командировок Дыренкова на Мариупольский завод для разработки и внедрения в производство изобретенной им брони марки Д работы по новому танку затянулись. К ноябрю 1932 года был построен макет Д-5 в натуральную величину, подготовлены чертежи и изготовлен ряд деталей и агрегатов. Но 1 декабря 1932 года опытно-конструкторское и испытательное бюро расформировали и от дальнейших услуг Дыренкова отказались. Поэтому все работы по Д-5 были свернуты.

Опытный танк Д-4


Библиография:
Танкомастер №4 за 2000 год

Энциклопедия танков.2010.


  1. д104И ДЕЛО С КОНЦОМИ ДЕЛУ КОНЕЦ both collu sentthese forms onlyusu.u the concluding clause in a compound or complex sentusu.u refers to the completion of sth.u in the futuref...Большой русско-английский фразеологический словарь
  2. д114МО тво ваше и т. п. ДЕЛОNPuthese forms onlysubjcomplu with быть subju usu.u это or infinu or indep.u sent . it concerns me you etcu the decision is mine yours etcu thats...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. д140МЕЖДУ ДЕЛОМ ДЕЛPrepPuthese forms onlyadvuin ones free moments during intervals between other engagementsin between other things ones other activitiesbetweentimes betweenw...Большой русско-английский фразеологический словарь
  4. д141ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ДОЛГОМ colluNPumstrumthese forms onlyadvufixed WOu before doing anything elsefirst of allin the first placefirst offfirst thingthe first thing one does is.to...Большой русско-английский фразеологический словарь
  5. д14ДАЛЕКО комучему ДО когочего Invaruimpersu predicu with бытье some person or thing does not compare with is very inferior to some other person or thingXy далеко до Ya X ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  6. д147HE СЧИТАТЬ ДЕНЕГVPusubju human of s.o.u who is wealthy to spend ones wealth lavishly extravagantlyX денег не считает X spends money right and left left and rightX spends...Большой русско-английский фразеологический словарь
  7. д174ШАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИNPufixed WOu except when used asVPsubuj with быть money usu.u a large sum obtained easily without any effort on s.o.u s parteasy money. й мужик А тысячуто ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  8. д40ПРИ ЗАКРЫТЫХ ДВЕРЙХPrepPuInvaruadvufixed WOu in the presence of involved often official parties only without an outside audiencebehind closed doors.Я не приду на ваше зас...Большой русско-английский фразеологический словарь
  9. д401ОТДЫХАТЬОТДОХНУТЬ ДУШОЙ СЕРДЦЕМVPusubju human to free o.s.u from anxiety and stress often through a pleasant distractionX отдыхал душой X found peace of mind inner peace...Большой русско-английский фразеологический словарь
  10. д400НИ ДУШОЙ НИ ТЕЛОМ не виноват в чм не причастен к чему и т. п. obsu colluNPu instrumuthese forms onlyadvu intensifuusu.u this WOu absolutely not guilty etcu not guilty nei...Большой русско-английский фразеологический словарь
  11. д4ДАВАТЬДАТЬ О СЕБЕ ЗНАТЬVPu . \Д кому subju human to communicate with s.o.u send s.o.u information about o.s.u X дал о себе знать Yy \Д X let Y know how X was doinghow...Большой русско-английский фразеологический словарь
  12. д410влезатьвлезть лезть залезатьзалезть в душу чью кого к комуVPusubju human . collu to understand the inner world of another person anticipate his thoughts moods feelingsx в...Большой русско-английский фразеологический словарь
  13. д411входитьвойти в душу чью в сердце чь когоVPu . subju human to become the object of s.o.u s affection love respect etcu become very dear to s.o.u x влез Yy в душу x won s...Большой русско-английский фразеологический словарь
  14. д41НА СВОИХ НА ДВОИХ идти прийти добираться прибывать и т. п. collu humoruPrepPuthese forms onlyadvufixed WOu to go get to some place etcu on footon ones own two feet legsun...Большой русско-английский фразеологический словарь
  15. д417ВЫТРЯСТИ ДУШУ из кого substanduVPu . usu.u impersu s.o.u is exhausted from a ride on a bad bumpy road or in an uncomfortable vehicle из Xa душу вытрясло X had his insi...Большой русско-английский фразеологический словарь
  16. д407братьвзять забиратьзабрать хватать ЗА душу за сердце colluVPusubju usu.u abstru usu.u of a song melancholy music poetry etcu to move affect trouble s.o.u deeply cause s....Большой русско-английский фразеологический словарь
  17. д47ДЕВАТЬДЕТЬ НЕКУДА когочего у кого or где colluthese forms onlyusu.u quantit subjcomplu with copula subju genuany common nounusu.u impfvu an extremely large amount an e...Большой русско-английский фразеологический словарь
  18. д74ВСТУПАТЬВСТУПИТЬ В ДЕЛОVPusubju human collect or concru to begin to actX вступил в дело X went into actionthing X came into playin limited contexts X was called brought ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  19. д4Единственные известные на сегодняшний день фото Д На фото хорошо видна конструкция гусениц и железнодорожные скаты под днищем корпуса фото из коллекции автора. июня год...Энциклопедия танков