Энциклопедия техники

АЭРОСТАТ

аэроста́т
летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. На аэростат у поверхности земли (в плотных слоях воздуха) действует выталкивающая (архимедова) сила так же, как на погружённый в воду шарик от пинг-понга. Под действием этой силы (она называется аэростатической) аэростат поднимается до тех пор, пока выталкивающая сила не сравняется с его силой тяжести (см.Воздухоплавание).
Первый практически пригодный аэростат создали в 1783 г. во Франции братья Ж. и Э.Монгольфье. Аэростат был изготовлен из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой, и наполнялся на земле нагретым до 70—100 °C воздухом. Такие аэростаты позже стали называться монгольфьерами. В том же году французский учёный Ж. Шарль вместе с механиками братьями Робер разработал и построил свой аэростат, наполненный водородом. Оболочка этого аэростата была выполнена из лёгкого тонкого шёлка и покрыта раствором каучука. Аэростат получил название «шарльер».
Монгольфьер»">
Аэростат «Монгольфьер»

Современные аэростаты могут быть с экипажем и без него, совершать кратковременные или длительные полёты на расстояния от нескольких километров до нескольких десятков тысяч километров.Оболочки пилотируемых аэростатов изготавливают из специальных тканей и нетканых материалов, и рассчитаны они на многократное применение; их объём от 2000 до 6000 мі. У беспилотных аэростатов, предназначенных для исследовательских целей, оболочки плёночные, одноразовые; объём от 500 до 3000 мі. Оболочки стратостатов первоначально изготавливали из прорезиненной хлопчатобумажной ткани, с кон. 1950-х гг. стали применять плёночные оболочки; объём оболочек стратостатов от 15 000 до 25 0000 мі и более. Аэростаты подразделяются на свободные, привязные и дирижабли.
Свободные аэростаты(в т. ч. стратостаты) – неуправляемые летательные аппараты, могут быть с экипажем и без него, совершать кратковременные или длительные полёты. Пилотируемые аэростаты имеют, как правило, устройства для регулирования высоты подъёма, скорости взлёта и спуска; экипаж по желанию может прекратить полёт, но направление движения аэростата зависит только от воздушных течений. Свободный аэростат имеет мягкую оболочку, наполняемую подъёмным газом, и гондолу для экипажа, подвешиваемую на стропах к оболочке. Гондола может быть открытой (для полётов на высотах до 12 км) и герметичной (для высот св. 12 км). Беспилотные аэростаты снабжаются контейнерами для научной аппаратуры и пр. Свободные полёты аэростатов используют для изучения атмосферы, астрономических наблюдений, испытания аппаратуры и снаряжения, а также в спортивных, рекламных, разведывательных и иных целях.
Привязные аэростатыпо конструкции и принципу действия схожи со свободными аэростатами, но, поднявшись, они не могут лететь, т. к. удерживаются привязным тросом, нижний конец которого закреплён на лебёдке. Изменяя длину троса, регулируют высоту подъёма аэростата. Привязной аэростат имеет наполняемый газом (водородом, гелием) обтекаемый корпус-оболочку с хвостовым оперением, гондолу для экипажа (или контейнер) и устройство для крепления привязного троса к корпусу. Высота подъёма с экипажем – до 2 км, без экипажа – до 8—10 км. В 1971 г. французский привязной аэростат был поднят на высоту 18 км с научной аппаратурой общей массой 60 кг. Привязные аэростаты с экипажем применяют в военных целях, для тренировки парашютистов, как обзорные вышки; аэростат без экипажа используют в научных целях, для связи и т. д.
Стратостат– свободный аэростат для подъёма в стратосферу (св. 15 км) экипажа и аппаратуры для научных исследований. От обычных аэростатов отличаются большим объёмом оболочки и, как правило, наличием герметично закрытой гондолы – кабины для экипажа. Подъёмы на стратостатах используют для научных исследований, астрономических наблюдений, в спортивных целях (рекордные подъёмы). Наибольшее число полётов стратостатов в стратосферу было совершено в 1930-х гг. Первые стратостаты строились в Бельгии, Франции, США, СССР. В 1931 г. бельгийские воздухоплаватели О.Пиккари П. Кипфер поднялись на высоту 15 781 м. В 1933 г. стратостат «СССР-1» с тремя воздухоплавателями на борту достиг высоты 18 800 м. Пилотируемый стратостат «Стратолаб» (США) с двумя воздухоплавателями – М. Россом и В. Пратером – в 1961 г. поднялся на рекордную высоту 34 668 м.
В 1962 г. на стратостате «Волга» пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев совершили полёт на 25 458 м и оттуда спустились на индивидуальных парашютах. В 1972 г. в США на высоту 52 км был поднят стратостат объёмом 1.36 млн. мі с научной аппаратурой массой 113 кг.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.2006.

Аэростат
(от греческого аеr — воздух и statos — стоящий, неподвижный) — летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, светильный газ, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха (см.Аэростатика). А. подразделяются на свободные аэростаты (СА), привязные аэростаты (ПА) и дирижабли.
Подъём СА, ПА и статический подъём дирижабля осуществляются вследствие избыточной аэростатической силы. Изменение высоты полёта СА при подъёме достигается увеличением подъёмной силы посредством сбрасывания части балласта или повышением температуры подъёмного газа, а при снижении — уменьшением подъёмной силы путём выпуска части газа через специальный клапан или охлаждением подъёмного газа. ПА при подъёме, стоянке на высоте и спуске удерживается привязным тросом. СА используются для многосуточных полётов (дрейфов) с различной аппаратурой (см.Дрейфующий аэростат). для кратковременных полётов в автоматическом режиме и с экипажем (см.Стратостат), для спортивных, исследовательских, военных и других целей. ПА используются для подъёма исследовательской аппаратуры, средств связи, радиолокаторов, ретрансляторов, метеозондирования и других целей. Дирижабли могут использоваться для транспортных перевозок, экспедиционных полётов, ведения разведки, поиска подводных лодок, затонувших судов, мин, косяков рыб, для спасательных работ, рекламы, туристических полётов и т. п.
Историческая справка. Первый проект А. был разработан итальянским учёным Франческо де Лана Торци в 1670. А. представлял собой летающую лодку (барку), подъёмная сила которой создавалась путём откачки воздуха из четырёх медных шаров, движителем являлся парус.
5 июня 1783 во Франции братья Ж. и Э. Монгольфье продемонстрировали полёт СА. Тепловые аэростаты братьев Монгольфье, название «монгольфьерами», изготовлялись из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой. Они наполнялись у земли воздухом, нагретым до 70—100°С. 21 ноября 1783 французские воздухоплаватели Пилатр де Розье и д'Арланд на «монгольфьере» совершили полёт, продолжавшийся около 25 мин. В том же году член Петербургской АН Л. Эйлер вывел формулы для расчёта подъёмной силы А.
По поручению французской АН Ж. Шарль в 1783 вместе с механиками братьями Робер разработал и построил А., наполненный водородом. Оболочка А. была изготовлена из лёгкой шёлковой ткани, покрытой раствором каучука. 1 декабря 1783 Шарль и М. Н. Робер совершили на этом А. («шарльере») первый полёт, длившийся 2 ч. В полёте была определена температура воздуха на высоте 3400 м. В дальнейшем применялись как «монгольфьеры», так и «шарльеры», получившие общее название «воздушные шары». В 1785 Пилатр де Розье для перелёта через Ла-Манш построил А. особой конструкции, так называем «розьер». С 1794 для наблюдения за полем боя стали использоваться ПА, имевшие шаровидную форму и поднимавшиеся на двух канатах на высоте до 500 м. СА использовались для развлекательных и научных целей.
Демонстрации полёта СА без людей («шарльера») в России впервые состоялись в Петербурге (24 ноября 1783) и Москве (19 марта 1784). Первые полёты с человеком были осуществлены Ж. Гарнереном 20 июня и 18 июля 1803 в Петербурге и 20 сентября 1803 в Москве. В 1804 летом Петербургской АН был организован полёт академик Я. Д. Захарова и фламандского физика и воздухоплавателя Э. Робертсона. Во время этого полёта на высоте 2500 м впервые проводились аэрологические наблюдения.
16 сентября 1804 французский физик Ж. Гей-Люссак поднялся на СА на высоту 7 км. С 1823 для наполнения СА, кроме водорода, стал применяться более дешёвый светильный газ, что способствовало значительному увеличению числа полётов в Европе и США. В 1861—1866 в Великобритании на СА проводились систематические метеорологические наблюдения. В 1875 Г. Тиссандье поднялся на СА на высоту 8,6 км, применяя кислородные подушки.
Большой вклад- в развитие воздухоплавания внёс Д. И. Менделеев, внедривший (1874—1875) в практику полётов А. высотомер высокой точности и выдвинувший идею стратостата с герметичной кабиной. Пионером аэрологии в России был академик М. А. Рыкачёв. С 1868 он совершал полёты на СА. на которых устанавливались психрометр, анероид и термометры. Учитывая сложность и высокую стоимость полётов с людьми, профессор М. М. Поморцев предложил применять небольшие шары-зонды для замера скорости ветра на высотах. В 1892 в Германии был осуществлён запуск первого шара-зонда, т. е. небольшого А., снабжённого самопишущими приборами для замера температуры и давления.
Военное применение СА началось в 1849 во время войны Италии против Австрии за независимость. Австрийцы для бомбардировки Венеции применили небольшие тепловые СА (объёмом 82 м3) с подвешенными к ним зажигательными и разрывными бомбами. ПА применялись во время Гражданской войны в США в 1861—1865.
Французский воздухоплаватель А. Жиффар в 1867 построил ПА объёмом 5 тысяч м3, а для Парижской выставки 1878 — ПА сферической формы объёмом 25 тысяч м3 и высотой 55 м, в гондоле которого на высоте 500 м поднималось 40 пассажиров. ПА и СА применялись во время франко-прусской войны 1870—1871. При осаде прусскими войсками Парижа за 4 месяца блокады на 66 СА объёмом 1000—2000 м3 из Парижа было отправлено около 3 миллионов писем и более 150 пассажиров, причём обратная связь осуществлялась при помощи голубей, вывозимых на А. Во время Парижской коммуны СА применялись для разбрасывания листовок. Англичане использовали ПА в колониальных войнах 1885 и в войне с бурами 1899—1902. Япония применяла ПА с 1891, сначала в войне с Китаем, а позднее против русский войск в боях под Порт-Артуром.
В 1893 в Германии капитан А. Парзеваль разработал более совершенную конструкцию ПА так называемого змейкового типа с удлинённым корпусом, позволявшим вести наблюдения при скоростях ветра до 15—17 м/с на высоте до 1 км. В 1885 в России была создана воздухоплавательная кадровая часть, возглавляемая А. М. Кованько. В 1897 шведский исследователь С. Андре безуспешно пытался на специально оборудованном СА объёмом 5 тысяч м3 достигнуть Северного полюса.
В конце XIX в. начали организовываться аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей. 12 апреля 1899 состоялось первое состязание СА. К началу Первой мировой войны в этих соревнованиях участвовали сотни СА. Спортивные СА поднимались на высоту свыше 8500 м, продолжительность полётов составляла до 36 ч. Рекордная высота 10800 м была достигнута в 1901 немецкими воздухоплавателями Дермсоном и Зюрингом. 8—10 февраля 1914 пилот Берлинер пролетел 3052,7 км. Рекорд продолжительности полёта принадлежал немецкому пилоту Каулену, находившемуся в полёте 13—17 февраля 1914 в течение 87 ч. Развитие воздухоплавания на ПА и СА в значительной мере способствовало развитию практической метеорологии и созданию дирижаблей.
К началу Первой мировой войны в армиях всех воюющих стран были созданы воинские подразделения, имевшие на вооружении ПА конструкции Парзеваля, позднее и типа «Како», а также дирижабли. Для обшей и артиллерийский разведки использовались А. наблюдения, для защиты от налёта бомбардировочной авиации городов и портов — А. заграждения. К концу войны в армиях и флотах Франции, Германии, Великобритании, Италии и США применяли по 200—300 А. наблюдения, поднимавшихся на высоту 600—1000 м. По несколько сотен А. заграждения, поднимавшихся на стальных тросах на высоту 2—4 км, имелось во Франции, Великобритании, Германии и Италии. В России А. наблюдения использовались для фронтовой разведки. К концу 1917 на всех фронтах было 87 воздухоплавательных отрядов, на вооружении которых состояло около 200 А. наблюдения. В Петрограде действовала офицерская воздухоплавательная школа.
В первые дни установления советской власти, в ноябре 1917, для руководства Воздушным флотом было создано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания. В начале 1918 состоялся 1 й Всероссийский воздухоплавательный съезд, который наметил программу развития отечественного воздухоплавания. В первом советском научном авиационном учреждении «Летучая лаборатория» (Москва), руководимом профессор Н. Е. Жуковским, в мае 1918 был создан аэростатный отдел. 10 августа 1918 при Реввоенсовете Республики создаётся Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). В годы Гражданской войны наряду с авиацией широко использовались воздухоплавательные части. Было проведено около 7 тысяч боевых подъёмов А. с пребыванием в воздухе около 10 тысяч ч. А. использовались речными флотилиями на Волге, Каме и Днепре.
В 1920—1930 е гг. велись работы по улучшению А. наблюдения и А. заграждения, проходили национальные и международные соревнования спортивных СА.
В Великобритании, США, Франции и СССР осуществлялись исследования по аэродинамике и прочности А. Применение А. заграждения как составной части противовоздушной обороны отрабатывалось совместно с авиацией, зенитной артиллерией, прожекторными, а позднее и с локаторными установками. Работы по усовершенствованию А. заграждения проводились во Франции, Великобритании, Германии. В Великобритании были разработаны А. заграждения, способные поднимать стальные тросы диаметр 5—8 мм на высоту 1—4 км при скорости ветра до 25 м/с. Привязной трос имел систему вооружения (соответствующим образом подвешенные на нём боевые заряды), способствующую разрушению налетевшего на него самолёта. Для повышения манёвренности А. наблюдения в Италии, Германии, Великобритании и США были разработаны моторизованные аэростаты, а во Франции — геликостат системы Эмишена, имевший винты вертикальной и горизонтальной тяги, что придавало ему качества А. и вертолёта. Для изучения стратосферы с 1931 в Бельгии, Польше, Франции и США строились стратостаты для подъёма экипажа в герметичной кабине (8). В СССР и во многие странах мира с 1931 стали применять радиозонд, разработанный П. А. Молчановым, что позволило уже к 40 м гг. регулярно изучать атмосферу на высоте до 30 км. 30 сентября 1933 на стратостате «СССР-1» воздухоплаватели Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум совершили подъём на высоту около 19 км. 3 сентября 1935 на СА объёмом 2200 м3 пилотами И. И. Зыковым и А. М. Тропиным был совершён рекордный полёт продолжительностью 91 ч 15 мин из Москвы в Актюбинскую область. В 1935—1939 разрабатывался и испытывался стратостат-парашют конструкции Т. М. Кулинченко. К 1940 было совершено более 1000 учебных, тренировочных и научных полётов на А. объёмом от 150 до 2200 м3. Регулярно совершались полёты на высоте до 10 тысяч м на субстратостатах, экипаж которых находился в открытых гондолах, применяя на высоте более 4 км кислородные маски. СА использовались для подъёма планеров и высотных прыжков парашютистов. В марте 1941 на СА воздухоплаватели С. С. Гайгеров и Б. А. Невернов совершили рекордный полёт из Москвы в Новосибирскую область, пролетев за 69 ч 20 мин 2767 км. К началу 1941 советские воздухоплаватели завоевали 17 международных рекордов из 24 в сетке Международной авиационной федерации. Во время Второй мировой войны применялись А. всех видов. А. заграждения использовались для защиты городов, портов, караванов судов и прикрытия десантных операций, они заставляли самолёты противника либо обходить защищаемую зону, либо подниматься выше А., что снижало точность бомбометания. В Великобритании применялись А. заграждения двух типов: MK-VI объёмом 76 м3 для защиты флота и MK-VII объёмом 540 м3 для защиты городов и наземных объектов. Многие английские А. заграждения имели вооружение. В июле 1944 в районе Лондона поднималось около 2 тысяч А., из которых 1600 имели подвесные снаряды.
Немецкие А. заграждения объёмом от 70 до 200 м3 поднимались на высоту до 1500 м. А. наблюдения успешно использовались в Германии до конца Второй мировой войны (имели объём 1 тысяч м3).
В Японии в 1937—1939 применялись А. наблюдения и моторизов. А. С 1939 Япония разрабатывала автоматические А. (АА) для заброса на территорию противника авиабомб. В 1944 серийно строились АА объёмом 540 м с оболочками из специальной бумаги для полётов на высоте до 11 км в течение 50—70 ч, имевшие боевую нагрузку 50 кг. А. имел автоматическое устройство, регулирующее высоту полёта (днём 11,5 км, ночью 6—9 км). Используя струйные течения в атмосфере на высоте 9—11 км, АА, запускавшиеся в Японии, могли долетать до центральных районов США и Канады, поджигая посевы и леса и производя разрушения. Было изготовлено около 10 тысяч АА, запуск которых начался 3 ноября 1944. К маю 1945 было запущено около 9 тысяч АА. Долетело не менее 1000. После появления над территорией США первых японских АА более 500 самолётов участвовало в операциях по их обнаружению и уничтожению, проводившихся с 1 декабря 1944 по 1 сентября 1945. Сбито авиацией было только 2 АА.
В СССР были созданы различные А. наблюдения и всепогодные А. заграждения (конструкции Годунова и Центрального аэрогидродинамического института): БАЗ-136 объёмом 490 м3, КАЗ объёмом 675 м3 и другие, способные поднимать стальные тросы (тросы имели вооружение) диаметром 5—8 мм на высоту до 1 км, а в ряде случаев до 4800 м, находясь в воздухе при скорости ветра до 25 м/с. А. заграждения применялись для защиты Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Ярославля, Сталинграда и Севастополя, на Тихоокеанском флоте и в других местах. В Москве в конце войны поднималось до 445 А., в Ленинграде — до 360. Советские А. наблюдения успешно применялись для артиллерийской разведки и корректирования огня артиллерии на Ленинградском, Волховском, Карельском, Прибалтийском фронтах, во время боёв под Москвой, в Карпатах и в завершающих боях в Берлинском сражении. В 1943 было осуществлено 5 тысяч боевых подъёмов, в 1944 — 7 тысяч За 1943—1944 А. наблюдения провели в воздухе свыше 13 тысяч ч. ПА применялись в СССР и для подготовки парашютистов. После Второй мировой войны воздухоплавание интенсивно развивалось в СССР, США, Великобритании, Франции, Японии и других странах. Успехи в улучшении конструкции, лётно-технических характеристик стали возможны благодаря созданию полимерных плёночных материалов для изготовления оболочек, достижениям радиоэлектроники, позволившим автоматизировать управление А.
С началом 50 х гг. в США стали применять АА, полёт которых происходит в стратосфере. АА могут летать на высоте от 6 до 50 км в заданном диапазоне высот, совершая длительные и кратковременные полёты. АА используются для изучения воздушных течений, метеозондирования, физических исследований, разведки, дальней радиосвязи и других целей. Проводятся запуски как одиночных АА, так и массовые запуски с использованием механизированных видов старта. Длительность полета АА может изменяться от нескольких часов до несколько лет. На высоте 45—52 км эти А. могут летать с аппаратурой массой в несколько десятков кг, на высоте до 30 км — с полезным грузом массой в сотни кг, а на высоте 20—25 км — с грузом массой 5—6 т и более.
С 1951 во Франции проводятся астрономические исследования на высотных СА. Вначале исследования проводились на СА с экипажем в герметичной гондоле, которая крепилась к оболочке из прорезиненной материи или к гирлянде из резиновых оболочек (полёты астронома О. Дольфюса), а в дальнейшем с использованием АА с плёночными оболочками, поднимавшихся на высоту 32 км. 19—20 августа 1957 на стратостате «Манхай II» с плёночной оболочкой объёмом 84,95 тысячи м3 американский пилот Сименс в герметичной кабине совершил полёт на высоте 30933 м продолжительностью 33 ч 10 мин. 4 мая 1961 американские пилоты М. Росс и В. Пратер поднялись на стратостате с оболочкой объёмом 283,17 тысяч м3 на высоту 34668 м. Воздухоплаватели находились в гермокостюмах в открытой гондоле.
В США астрономические исследования на АА (так называем баллонная астрономия) проводятся с 1960. В марте 1963 на АА с оболочкой объёмом 148,666 тысяч м3 на высоте 24,5 км была поднята астрономическая станция массой 4,5 т. При этом общая масса поднимаемого груза была 6,9 т. 27 октября 1972 на АА с оболочкой объёмом около 1,4 миллиона м3 на высоту 52 км была поднята аппаратура массой 113 кг. С 1962 проводились большие международные программы по изучению атмосферы и физических явлений путем массовых запусков АА и применения высотных грузоподъёмных АА для астрономических исследований и других целей. Исследования атмосферы, космических излучений с использованием АА проводились научными организациями США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и других стран. В ряде стран созданы специальные воздухоплавательные полигоны (Австралия, Новая Зеландия, Индия, Египет, Турция, Норвегия и другие). Только в США с 1950 по 1970 было запущено 20 тысяч высотных АА.
В 50 е гг. в США и Западной Европе возобновились спортивные полёты на СА, наполняемых водородом, а с 60 х гг. — наполняемых тёплым воздухом. Спортивные полёты на дальние расстояния с экипажем проводились на А. с плёночными оболочками с использованием техники, разработанной при создании АА. В 1978 на пилотируемом СА «Дабл игл-2» с упрочнённой пленочной оболочкой американские воздухоплаватели М. Андерсон, Б. Абруццо и Л. Ньюмен пересекли Атлантический океан, установив при этом рекорд продолжительности полёта (137 ч 5 мин 50 с), а в 1984 американец Д. Киттингер пересек Атлантический океан в одиночку. В ноябре 1981 четверо воздухоплавателей из США и Японии на СА «Дабл игл-5» совершили перелёт через Тихий океан, пролетев 8328,54 тысяч км за 3,5 дня. Наряду с АА во многих странах применяются радиозонды, передающие показания аппаратуры, замеряющей температуру, давление и влажность воздуха (потолки их достигают 45—48 км).
В СССР после Великой Отечественной войны разрабатывались и применялись СА различных конструкций для проведения научных исследований. С помощью СА изучались структура атмосферы, запылённость, турбулентность, облачность, космические излучения и т. п. Исследования проводились на СА, поднимавшихся на высоту до 30 км. Для систематических исследований атмосферной турбулентности применялись плёночные автоматические А.-парашюты объёмом 3,4 тысяч м3, поднимавшиеся на высоту 23 км. Затем газ выпускался, а оболочка, принимавшая форму парашюта, опускала аппаратуру, допуская многократное использование А. Для пиковых (кратковременных) полётов на высоте 25—28 км применялись А.-парашюты объёмом 20 тысяч м3, изготовленные из графитизированной шёлковой материи, что исключало воспламенение водорода от электрических разрядов. Для подъёма грузов массой до 150 кг на высоту до 30 км использовались АА гирляндной системы с резиновыми оболочками. Для проведения исследований на высоте до 30 км применялись и АА с плёночными оболочками различных объёмов. Наряду с запуском АА в СССР выполнялись полёты СА с экипажем на высоте до 4 км. 25—28 октября 1950 на субстратостате «СССР ВР-79» воздухоплаватели С. А. Зиновеев, С. С. Гайгеров и М. Н. Кирпичев совершили рекордный полёт длительностью 84 ч 24 мин, пролетев более 4000 км. 1 ноября 1962 на стратостате «Волга» с плёночной оболочкой объёмом 72,9 тысячи м3 пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев в герметичной гондоле поднялись на высоту около 25,5 км. С 60 х гг. в СССР проводились полёты АА с плёночной оболочкой объёмом 107 тысяч м3, поднимающего астрономическую станцию массой 6 т на высоту 20 км.
К началу 1981 в США было построено около 2500 спортивных тепловых СА, в других странах — около 500. С 1968 в США и Франции осуществляются разработки ПА для подъёма ретрансляторов, исследовательской и разведывательной аппаратуры. В США проводятся опытные работы по использованию ПА для крановых работ и транспортировки древесины в горных районах. В 1972 в США были разработаны ПА типа «Фамили-II» объёмом от 5,7 до 11,3 тысяч м3 для различных военных и коммерческих целей (обеспечение радиорелейной и телефонной связи, радарного обзора и т. п.). Наибольшая высота подъёма этих ПА достигала 5500 м. Одновременно с ПА типа «Фамили-II» для ретрансляции разрабатывались ПА типа «TKOM» объёмом от 1.4 до 17 тысяч м3. Наиболее распространёнными из ПА типа «TKOM» являются ПА «Марк-VI» объёмом 2,8 тысяч м3 и «Марк-VII» объёмом 7 тысяч м3. ПА «Марк-VII» поднимает на высоту 3 км груз массой до 2000 кг при скорости ветра на высоте подъёма до 39 м/с. При флюгерном закреплении у земли ПА «Марк-VII» рассчитан на скорость ветра 46 м/с. Подъём ПА типа «TKOM» может проводиться на тросах из стальной проволоки и синтетических волокон.
В США, Великобритании, Франции, Японии и другие странах проводятся программы по исследованию атмосферы с использованием АА, создаются более совершенные системы АА и ПА и изучаются возможности их применения для решения ряда транспортных и военных задач.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.


  1. аэростатАЭРОСТАТ от аэро. и греч. statos стоящий неподвижный летательный аппарат легче воздуха. Подъмная сила А. рис. создатся заключнным в оболочке газом водород гелий с плотно...Большая советская энциклопедия
  2. аэростатот Аэро. и греч. states стоящий неподвижный летательный аппарат легче воздуха. Подъмная сила А. рис. создатся заключнным в оболочке газом водород гелий с плотностью мень...Большая Советская энциклопедия II
  3. аэростатм. aerostato pallone привязной аэростат pallone frenato Итальянорусский словарь. Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер страт...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. аэростатаэростат м Luftballon l O N ] m pl s аэростат воздушного заграждения Sperrballon m привязной аэростат Fesselballon mСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. аэростатмLuftballon m plem sаэростат воздушного заграждения Sperrballon mпривязной аэростат Fesselballon m аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер ро...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. аэростатм.aerstato mem globo aerostticoй аэростаuт globo cautivoт заграждеuния globo de barrera...Большой русско-испанский словарь
  7. аэростатсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. аэростатм. arostat m ballon m привязной аэростат ballon captif аэростат заграждения ballon de barrage илиem de protection аэростат наблюдения ballon dobservation...Большой русско-французский словарь
  9. аэростатм.arostat m ballon mпривязной аэростат ballon captifаэростат заграждения ballon de barrage или de protectionаэростат наблюдения ballon dobservation аэрозонд барраз воз...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. аэростатот аэро.i и .стат i ЛА легче воздуха использующий аэростатич. подъмную силу образующуюся за счт разности плотностей атм. воздуха и заключ. в оболочку А. см рис. более лгк...Большой энциклопедический политехнический словарь
  11. аэростатот аэро. и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеетоболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различаютпривязные свободные управляемые дирижабли и аэроста...Большой энциклопедический словарь II
  12. аэростатАЭРОСТАТ от аэро. и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различают привязные свободные управляемые дирижабл...Большой Энциклопедический словарь V
  13. аэростататтестат об окончании авиашколы агентство академия эротической статистики перепись населения с помощью аэрофотосъмки...Весёлый этимологический словарь
  14. аэростатАЭРОСТАТ состоит из оболочки обыкновенно сферической формы наполненной газом более легким чем воздух из корзины или гондолы в которой находятся пассажиры инструменты и не...Военная энциклопедия (1911-1915)
  15. аэростатАмериканский аэростат ПТДС фирмыЛокхидМартин у причальной платформыАэростат от греч. aero воздух и statos стоящий неподвижный летательный аппарат использующий подъмную ...Военный энциклопедический словарь
  16. аэростатот аэро. и греческого statos стоящий неподвижный летательный аппарат использующий аэростатическую подъемную силу обусловленную разностью плотностей атмосфер воздуха и за...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. аэростатАЭРОСТАТ а м. arostat m. Летательный аппарат легче воздуха поднимающийся благодаря подъемной силе газа заключенного в его оболочке.em СИС . Воздушный шар или баллон напол...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. аэростатаэростат....Киргизско-русский словарь
  19. аэростатаэростат...Коми (зырянский)-русский словарь
  20. аэростата м.em Летательный аппарат наполненный газом легче воздуха дирижабль воздушный шар и т. д.[От греч. воздух и поставленный стоящий] аэрозонд барраз воздушный шар дириж...Малый академический словарь
  21. аэростатЛетательный аппарат легче воздуха плавающий в атмосфере благодаря подъемной силе заключенного в оболочке газа обычно водорода иногда гелия. К неуправляемым А. с командой ...Метеорологический словарь
  22. аэростатАЭРОСТАТ Aerostat летательный аппарат легче воздуха подъемная сила которого обеспечивается разностью веса воздуха в объеме вытесняемом аппаратом и газа заключенного в об...Морской словарь
  23. аэростаткорень АЭРО корень СТАТ нулевое окончаниеОснова слова АЭРОСТАТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АЭРО СТАТ Слово Аэростат содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  24. аэростатНачальная форма Аэростат винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. аэростатаэростат м. Летательный аппарат дирижабль воздушный шар и т.п. с оболочкой наполненной газом который легче воздуха....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. аэростатаэростат аэростат а...Орфографический словарь
  27. аэростатu мu мн.u аэростаты Р.u аэростатов аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Орфографический словарь русского языка
  28. аэростатмех. воен. аэростат...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  29. аэростатав. аэростат....Осетинско-русский словарь
  30. аэростат. аэростат летательный аппарат подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяютс...Официальная терминология
  31. аэростатarostat...Политехнический русско-французский словарь
  32. аэростатаэростат аэростаты аэростата аэростатов аэростату аэростатам аэростат аэростаты аэростатом аэростатами аэростате аэростатах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. аэростатОрфографическая запись слова аэростат Ударение в слове аэростат Деление слова на слоги перенос слова аэростат Фонетическая транскрипция слова аэростат [растат] Характери...Полный фонетический разбор слов
  34. аэростатаеростат....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. аэростатаэростат аСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русский орфографический словарь
  36. аэростатballon eo balono...Русский-африкаанс словарь
  37. аэростатМ av. aerostat hava balonu....Русско-азербайджанский словарь
  38. аэростатобъемом тыс. куб. м. и болееem blimp аэростат м.uaerostat balloon lighterthanair aircraftзапускать аэростат launch a balloonнаполнять аэростат газом inflate a balloon...Русско-английский политехнический словарь
  39. аэростатаэростат м.iballoon аэростат заграждения barrage balloon...Русско-английский словарь
  40. аэростатаэростат м. balloon....Русско-английский словарь II
  41. аэростатaerostat airship balloon аэростат наблюдения аэростат привязной баллонетный аэростат беспилотный аэростат запускать аэростат змейковый аэростат наполнять аэростат привязн...Русско-английский технический словарь
  42. аэростатN...Русско-армянский словарь
  43. аэростатАэрастат...Русско-белорусский словарь
  44. аэростатаэрастат муж.i...Русско-белорусский словарь II
  45. аэростатаэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-ивритский словарь
  46. аэростатм. авиац. aerostato m pallone m aerostatico баллонетный аэростат аэростат заграждения змейковый аэростат моторизованный аэростат аэростат наблюдения неуправляемый аэрост...Русско-итальянский политехнический словарь
  47. аэростатаэростат ауа шары...Русско-казахский словарь
  48. аэростатм. аэростат абаданжеил учуучу аппарат привязной аэростат байланма аэростат байлап коюлма аэростат....Русско-киргизский словарь
  49. аэростатqqiСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-китайский словарь
  50. аэростатaerostats...Русско-латышский словарь
  51. аэростатАгаарын бмблг...Русско-монгольский словарь
  52. аэростатBallon Luftballon...Русско-немецкий политехнический словарь
  53. аэростатаэростатм ....Русско-новогреческий словарь
  54. аэростатмaerstato mu balo mu balo aerosttico аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-португальский словарь
  55. аэростатАэростатbofu lа angani ma ndege ya puto...Русско-суахили словарь
  56. аэростатаэростат аэростат...Русско-таджикский словарь
  57. аэростатbalon аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-турецкий словарь
  58. аэростатhava balonu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  59. аэростаттехн. аеростат змейковый аэростат управляемый аэростат Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин...Русско-украинский политехнический словарь
  60. аэростатmemilmapallo aerostaatti аэрофотосъмка...Русско-финский словарь
  61. аэростатaerostat baln...Русско-чешский словарь
  62. аэростат.strong aerostaat.strong hupallisiduk...Русско-эстонский словарь
  63. аэростатаэростатСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русское словесное ударение
  64. аэростатаэростат аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  65. аэростатаэростат а Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  66. аэростатЛА легче воздуха подъмная сила которого создатся с помощью заключнного в оболочку баллон более лгкого чем атмосферный воздух газа водорода гелия нагретого воздуха. Различ...Словарь военных терминов
  67. аэростатАЭРОСТАТ этим. см. пред. сл. Воздухоплавательный шар наполняемый газом легче воздуха и поднимающийся потому на воздух. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского...Словарь иностранных слов русского языка
  68. аэростатАЭРОСТАТ аеро а м.iФр. arostat lt гр.Воздушный шар или баллон наполненный горючим воздухом то же что аэростатическая машина. Ян. I . Лекс.em Ян. аэростат....Словарь русского языка XVIII в
  69. аэростатаэростат цеппелин трансозонд стратостат метеозонд монгольфьер аэрозонд дирижабль воздушный шар зонд Словарь русских синонимов. аэростат дирижабль воздушный шар монгольфье...Словарь синонимов II
  70. аэростатаэростат цеппелин трансозонд стратостат метеозонд монгольфьер аэрозонд дирижабль воздушный шар зонд...Словарь синонимов
  71. аэростатАЭРОСТАТ от аэро . и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различают привязные свободные управляемые дирижабл...Современный энциклопедический словарь
  72. аэростатаэростат [ааро. гр. states стоящий] летательный аппарат легче воздуха поднимающийся благодаря подъемной силе газа заключенного в его оболочке аэростаты используются в п...Толковый словарь иностранных слов
  73. аэростатАЭРОСТАТ а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусомнаполненным газом. Привязной а. Управляемый а. дирижабль.II прил.аэростатный ая ое....Толковый словарь Ожегова
  74. аэростатАЭРОСТАТ аэростата м. от греч. aer воздух и states стоящий спец. Воздухоплавательный аппарат то же что воздушный шар...Толковый словарь русского языка II
  75. аэростатаэростат аэростат а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом. Привязной а. Управляемый а. дирижабль.прил. ный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  76. аэростатАЭРОСТАТ а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом. Привязной аэростат Управляемый аэростат дирижабль. прилагательное аэростатный ая ое....Толковый словарь русского языка
  77. аэростатУдарение в слове аэростатУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове аэростат...Ударение и правописание
  78. аэростатRzeczownik аэростат m balon m Archaiczny aerostat m...Универсальный русско-польский словарь
  79. аэростатаэростат аэростаты аэростата аэростатов аэростату аэростатам аэростат аэростаты аэростатом аэростатами аэростате аэростатах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  80. аэростатТорт Торс Тор Татра Татаро Тата Таро Тарас Тара Сэта Сэр Страта Стр Статор Стат Старт Сотр Сорт Сор Сарта Сара Саар Рота Рот Тост Трас Рост Траст Роса Раст Раса Рао Трата...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. аэростатАэростат греч. или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес то каждое тело находящееся в воздухе проявл...Энциклопедический словарь
  82. аэростатгреч. или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес то каждое тело находящееся в воздухе проявляет те же...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. аэростатРис. . Летающая лодка Франческо де Лана Торци Италия .аэростат от греч. аr воздух и stats стоящий неподвижный летательный аппарат использующий подъмную силу заключнног...Энциклопедия «Авиация» (1998)