Энциклопедия «Авиация» (1998)

АЭРОСТАТ

Рис. 1. Летающая лодка Франческо де Лана Торци (Италия, 1670).

аэроста́т(от греч. аḗr — воздух и statós — стоящий, неподвижный) — летательный аппарат, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа (водород, гелий, светильный газ, тёплый воздух), имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха (см. Аэростатика).А.подразделяются на свободные аэростаты (СА), привязные аэростаты (ПА) и дирижабли.

Подъём СА, ПА и статический подъём дирижабля осуществляются вследствие избыточной аэростатической силы. Изменение высоты полёта СА при подъёме достигается увеличением подъёмной силы посредством сбрасывания части балласта или повышением температуры подъёмного газа, а при снижении — уменьшением подъёмной силы путём выпуска части газа через специальный клапан или охлаждением подъёмного газа. ПА при подъёме, стоянке на высоте и спуске удерживается привязным тросом. СА используются для многосуточных полётов (дрейфов) с различной аппаратурой (см. Дрейфующий аэростат) для кратковременных полётов в автоматическом режиме и с экипажем (см. Стратостат), для спортивных, исследовательских, военных и других целей. ПА используются для подъёма исследовательской аппаратуры, средств связи, радиолокаторов, ретрансляторов, метеозондирования и других целей. Дирижабли могут использоваться для транспортных перевозок, экспедиционных полётов, ведения разведки, поиска подводных лодок, затонувших судов, мин, косяков рыб, для спасательных работ, рекламы, туристических полётов и т. п.

Историческая справка.Первый проектА.был разработан итальянским учёным Франческо де Лана Торци в 1670.А.представлял собой летающую лодку (барку), подъёмная сила которой создавалась путём откачки воздуха из четырёх медных шаров, движителем являлся парус (рис. 1).

5 июня 1783 во Франции братья Ж. и Э. Монгольфье продемонстрировали полёт СА. Тепловые аэростаты братьев Монгольфье, название «монгольфьерами», изготовлялись из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой. Они наполнялись у земли воздухом, нагретым до 70—100°С. 21 ноября 1783 французские воздухоплаватели Пилатр де Розье и д’Арланд на «монгольфьере» (рис. 2) совершили полёт, продолжавшийся около 25 мин. В том же году член Петербургской АН Л. Эйлер вывел формулы для расчёта подъёмной силыА.

По поручению французской АН Ж. Шарль в 1783 вместе с механиками братьями Робер разработал и построилА., наполненный водородом (рис. 3). ОболочкаА.была изготовлена из лёгкой шёлковой ткани, покрытой раствором каучука. 1 декабря 1783 Шарль и М. Н. Робер совершили на этомА.(«шарльере») первый полёт, длившийся 2 ч. В полёте была определена температура воздуха на высоте 3400 м. В дальнейшем применялись как «монгольфьеры», так и «шарльеры», получившие общее название «воздушные шары». В 1785 Пилатр де Розье для перелёта через Ла-Манш построилА.особой конструкции, так называемый «розьер» (рис. 4). С 1794 для наблюдения за полем боя стали использоваться ПА, имевшие шаровидную форму и поднимавшиеся на двух канатах на высоте до 500 м. СА использовались для развлекательных и научных целей.

Демонстрации полёта СА без людей («шарльера») в России впервые состоялись в Петербурге (24 ноября 1783) и Москве (19 марта 1784). Первые полёты с человеком были осуществлены Ж. Гарнереном 20 июня и 18 июля 1803 в Петербурге и 20 сентября 1803 в Москве. В 1804 летом Петербургской АН был организован полёт академик Я. Д. Захарова и фламандского физика и воздухоплавателя Э. Робертсона. Во время этого полёта на высоте 2500 м впервые проводились аэрологические наблюдения.

16 сентября 1804 французский физик Ж. Гей-Люссак поднялся на СА на высоту 7 км. С 1823 для наполнения СА, кроме водорода, стал применяться более дешёвый светильный газ, что способствовало значительному увеличению числа полётов в Европе и США. В 1861—66 в Великобритании на СА проводились систематические метеорологические наблюдения. В 1875 Г. Тиссандье поднялся на СА на высоту 8,6 км, применяя кислородные подушки.

Большой вклад в развитие воздухоплавания внёс Д. И. Менделеев, внедривший (1874—75) в практику полётовА.высотомер высокой точности и выдвинувший идею стратостата с герметичной кабиной. Пионером аэрологии в России был академик М. А. Рыкачёв. С 1868 он совершал полёты на СА, на которых устанавливались психрометр, анероид и термометры. Учитывая сложность и высокую стоимость полётов с людьми, профессор М. М. Поморцев предложил применять небольшие шары-зонды для замера скорости ветра на высотах. В 1892 в Германии был осуществлён запуск первого шара-зонда, т. е. небольшогоА., снабжённого самопишущими приборами для замера температуры и давления.

Военное применение СА началось в 1849 во время войны Италии против Австрии за независимость. Австрийцы для бомбардировки Венеции применили небольшие тепловые СА (объёмом 82 м3) с подвешенными к ним зажигательными и разрывными бомбами. ПА применялись во время Гражданской войны в США в 1861—65.

Французский воздухоплаватель А. Жиффар в 1867 построил ПА объёмом 5 тыс. м3, а для Парижской выставки 1878 — ПА сферической формы объёмом 25 тыс. м3и высотой 55 м, в гондоле которого на высоте 500 м поднималось 40 пассажиров. ПА и СА применялись во время франко-прусской войны 1870—71. При осаде прусскими войсками Парижа за 4 месяца блокады на 66 СА объёмом 1000—2000 м3из Парижа было отправлено около 3 млн. писем и более 150 пассажиров, причём обратная связь осуществлялась при помощи голубей, вывозимых наА.Во время Парижской коммуны СА применялись для разбрасывания листовок. Англичане использовали ПА в колониальных войнах 1885 и в войне с бурами 1899—1902. Япония применяла ПА с 1891, сначала в войне с Китаем, а позднее против русских войск в боях под Порт-Артуром.

В 1893 в Германии капитан А. Парзеваль разработал более совершенную конструкцию ПА так называемого змейкового типа с удлинённым корпусом (рис. 5), позволявшим вести наблюдения при скоростях ветра до 15—17 м/с на высоте до 1 км. В 1885 в России была создана воздухоплавательная кадровая часть, возглавляемая А. М. Кованько. В 1897 шведский исследователь С. Андре безуспешно пытался на специально оборудованном СА объёмом 5 тыс. м3достигнуть Северного полюса.

В конце XIX в. начали организовываться аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей. 12 апреля 1899 состоялось первое состязание СА. К началу 1-й мировой войны в этих соревнованиях участвовали сотни СА. Спортивные СА поднимались на высоту свыше 8500 м, продолжительность полётов составляла до 36 ч. Рекордная высота 10800 м была достигнута в 1901 немецкими воздухоплавателями Дермсоном и Зюрингом. 8—10 февраля 1914 пилот Берлинер пролетел 3052,7 км. Рекорд продолжительности полёта принадлежал немецкому пилоту Каулену, находившемуся в полёте 13—17 февраля 1914 в течение 87 ч. Развитие воздухоплавания на ПА и СА в значительной мере способствовало развитию практической метеорологии и созданию дирижаблей.

К началу 1-й мировой войны в армиях всех воюющих стран были созданы воинские подразделения, имевшие на вооружении ПА конструкции Парзеваля, позднее и типа «Како» (рис. 6), а также дирижабли. Для обшей и артиллерийский разведки использовалисьА.наблюдения, для защиты от налёта бомбардировочной авиации городов и портов —А.заграждения. К концу войны в армиях и флотах Франции, Германии, Великобритании, Италии и США применяли по 200—300А.наблюдения, поднимавшихся на высоту 600—1000 м. По несколько сотенА.заграждения, поднимавшихся на стальных тросах на высоту 2—4 км, имелось во Франции, Великобритании, Германии и Италии. В РоссииА.наблюдения использовались для фронтовой разведки. К концу 1917 на всех фронтах было 87 воздухоплавательных отрядов, на вооружении которых состояло около 200А.наблюдения. В Петрограде действовала офицерская воздухоплавательная школа.

В первые дни установления советской власти, в ноябре 1917, для руководства Воздушным флотом было создано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания. В начале 1918 состоялся 1-й Всероссийский воздухоплавательный съезд, который наметил программу развития отечественного воздухоплавания. В первом советском научном авиационном учреждении «Летучая лаборатория» (Москва), руководимом профессор Н. Е. Жуковским, в мае 1918 был создан аэростатный отдел. 10 августа 1918 при Реввоенсовете Республики создаётся Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). В годы Гражданской войны наряду с авиацией широко использовались воздухоплавательные части. Было проведено около 7 тыс. боевых подъёмовА.с пребыванием в воздухе около 10 тыс. ч.А.использовались речными флотилиями на Волге, Каме и Днепре.

В 1920—30-е гг. велись работы по улучшениюА.наблюдения иА.заграждения, проходили национальные и международные соревнования спортивных СА (рис. 7). В Великобритании, США, Франции и СССР осуществлялись исследования по аэродинамике и прочностиА.ПрименениеА.заграждения как составной части противовоздушной обороны отрабатывалось совместно с авиацией, зенитной артиллерией, прожекторными, а позднее и с локаторными установками. Работы по усовершенствованиюА.заграждения проводились во Франции, Великобритании, Германии. В Великобритании были разработаныА.заграждения, способные поднимать стальные тросы диаметр 5—8 мм на высоту 1—4 км при скорости ветра до 25 м/с. Привязной трос имел систему вооружения (соответствующим образом подвешенные на нём боевые заряды), способствующую разрушению налетевшего на него самолёта. Для повышения манёвренностиА.наблюдения в Италии, Германии, Великобритании и США были разработаны моторизованные аэростаты, а во Франции — геликостат системы Эмишена, имевший винты вертикальной и горизонтальной тяги, что придавало ему качестваА.и вертолёта. Для изучения стратосферы с 1931 в Бельгии, Польше, Франции и США строились стратостаты для подъёма экипажа в герметичной кабине (рис. 8). В СССР и во многие странах мира с 1931 стали применять радиозонд, разработанный П. А. Молчановым, что позволило уже к 40-м гг. регулярно изучать атмосферу на высоте до 30 км. 30 сентября 1933 на стратостате «СССР-1» (рис. 9) воздухоплаватели Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум совершили подъём на высоту около 19 км. 3 сентября 1935 на СА объёмом 2200 м3пилотами И. И. Зыковым и А. М. Тропиным был совершён рекордный полёт продолжительностью 91 ч 15 мин из Москвы в Актюбинскую область. В 1935—39 разрабатывался и испытывался стратостат-парашют конструкции Т. М. Кулинченко. К 1940 было совершено более 1000 учебных, тренировочных и научных полётов наА.объёмом от 150 до 2200 м3. Регулярно совершались полёты на высоте до 10 тыс. м на субстратостатах, экипаж которых находился в открытых гондолах, применяя на высоте более 4 км кислородные маски. СА использовались для подъёма планёров и высотных прыжков парашютистов. В марте 1941 на СА воздухоплаватели С. С. Гайгеров и Б. А. Невернов совершили рекордный полёт из Москвы в Новосибирскую область, пролетев за 69 ч 20 мин 2767 км. К началу 1941 советские воздухоплаватели завоевали 17 международных рекордов из 24 в сетке Международной авиационной федерации. Во время 2-й мировой войны применялисьА.всех видов.А.заграждения использовались для защиты городов, портов, караванов судов и прикрытия десантных операций, они заставляли самолёты противника либо обходить защищаемую зону, либо подниматься вышеА., что снижало точность бомбометания. В Великобритании применялисьА.заграждения двух типов: MK-VI объёмом 76 м3для защиты флота и MK-VII объёмом 540 м3для защиты городов и наземных объектов. Многие английскиеА.заграждения имели вооружение. В июле 1944 в районе Лондона поднималось около 2 тыс.А., из которых 1600 имели подвесные снаряды.

НемецкиеА.заграждения объёмом от 70 до 200 м3поднимались на высоту до 1500 м.А.наблюдения успешно использовались в Германии до конца 2-й мировой войны (имели объём 1 тыс. м3).

В Японии в 1937—39 применялисьА.наблюдения и моторизованныеА.С 1939 Япония разрабатывала автоматическиеА.(АА) для заброса на территорию противника авиабомб. В 1944 серийно строились АА объёмом 540 м с оболочками из специальной бумаги для полётов на высоте до 11 км в течение 50—70 ч, имевшие боевую нагрузку 50 кг (рис. 10).А.имел автоматическое устройство, регулирующее высоту полёта (днём 11,5 км, ночью 6—9 км). Используя струйные течения в атмосфере на высоте 9—11 км, АА, запускавшиеся в Японии, могли долетать до центральных районов США и Канады, поджигая посевы и леса и производя разрушения. Было изготовлено около 10 тыс. АА, запуск которых начался 3 ноября 1944. К маю 1945 было запущено около 9 тыс. АА. Долетело не менее 1000. После появления над территорией США первых японских АА более 500 самолётов участвовало в операциях по их обнаружению и уничтожению, проводившихся с 1 декабря 1944 по 1 сентября 1945. Сбито авиацией было только 2 АА.

В СССР были созданы различныеА.наблюдения и всепогодныеА.заграждения (конструкции Годунова и Центрального аэрогидродинамического института): БАЗ-136 объёмом 490 м3(рис. 11), КАЗ объёмом 675 м3и другие, способные поднимать стальные тросы (тросы имели вооружение) диаметром 5—8 мм на высоту до 1 км, а в ряде случаев до 4800 м, находясь в воздухе при скорости ветра до 25 м/с.А.заграждения применялись для защиты Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Ярославля, Сталинграда и Севастополя, на Тихоокеанском флоте и в других местах. В Москве в конце войны поднималось до 445А., в Ленинграде — до 360. СоветскиеА.наблюдения (рис. 12) успешно применялись для артиллерийской разведки и корректирования огня артиллерии на Ленинградском, Волховском, Карельском, Прибалтийском фронтах, во время боёв под Москвой, в Карпатах и в завершающих боях в Берлинском сражении. В 1943 было осуществлено 5 тысяч боевых подъёмов, в 1944 — 7 тыс. За 1943—44А.наблюдения провели в воздухе свыше 13 тыс. ч. ПА применялись в СССР и для подготовки парашютистов. После 2-й мировой войны воздухоплавание интенсивно развивалось в СССР, США, Великобритании, Франции, Японии и других странах. Успехи в улучшении конструкции, лётно-технических характеристик стали возможны благодаря созданию полимерных плёночных материалов для изготовления оболочек, достижениям радиоэлектроники, позволившим автоматизировать управлениеА.

С началом 50-х гг. в США стали применять АА, полёт которых происходит в стратосфере. АА могут летать на высоте от 6 до 50 км в заданном диапазоне высот, совершая длительные и кратковременные полёты. АА используются для изучения воздушных течений, метеозондирования, физических исследований, разведки, дальней радиосвязи и других целей. Проводятся запуски как одиночных АА, так и массовые запуски с использованием механизированных видов старта. Длительность полета АА может изменяться от нескольких часов до несколько лет. На высоте 45—52 км этиА.могут летать с аппаратурой массой в несколько десятков килограммов, на высоте до 30 км — с полезным грузом массой в сотни килограммов, а на высоте 20—25 км — с грузом массой 5—6 т и более.

С 1951 во Франции проводятся астрономические исследования на высотных СА. Вначале исследования проводились на СА с экипажем в герметичной гондоле, которая крепилась к оболочке из прорезиненной материи или к гирлянде из резиновых оболочек (полёты астронома О. Дольфюса), а в дальнейшем с использованием АА с плёночными оболочками, поднимавшихся на высоту 32 км. 19—20 августа 1957 на стратостате «Манхай II» с плёночной оболочкой объёмом 84,95 тыс. м3американский пилот Сименс в герметичной кабине совершил полёт на высоте 30 933 м продолжительностью 33 ч 10 мин. 4 мая 1961 американские пилоты М. Росс и В. Пратер поднялись на стратостате с оболочкой объёмом 283,17 тыс. м3на высоту 34668 м. Воздухоплаватели находились в гермокостюмах в открытой гондоле.

В США астрономические исследования на АА (так называемая баллонная астрономия) проводятся с 1960. В марте 1963 на АА с оболочкой объёмом 148,666 тыс. м3на высоте 24,5 км была поднята астрономическая станция массой 4,5 т. При этом общая масса поднимаемого груза была 6,9 т. 27 октября 1972 на АА с оболочкой объёмом около 1,4 млн. м3на высоту 52 км была поднята аппаратура массой 113 кг. С 1962 проводились большие международные программы по изучению атмосферы и физических явлений путем массовых запусков АА и применения высотных грузоподъёмных АА для астрономических исследований и других целей. Исследования атмосферы, космических излучений с использованием АА проводились научными организациями США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и других стран. В ряде стран созданы специальные воздухоплавательные полигоны (Австралия, Новая Зеландия, Индия, Египет, Турция, Норвегия и другие). Только в США с 1950 по 1970 было запущено 20 тыс. высотных АА.

В 50-е гг. в США и Западной Европе возобновились спортивные полёты на СА, наполняемых водородом, а с 60-х гг. — наполняемых тёплым воздухом. Спортивные полёты на дальние расстояния с экипажем проводились наА.с плёночными оболочками с использованием техники, разработанной при создании АА. В 1978 на пилотируемом СА «Дабл игл-2» с упрочнённой пленочной оболочкой американские воздухоплаватели М. Андерсон, Б. Абруццо и Л. Ньюмен пересекли Атлантический океан, установив при этом рекорд продолжительности полёта (137 ч 5 мин 50 с), а в 1984 американец Д. Киттингер пересек Атлантический океан в одиночку. В ноябре 1981 четверо воздухоплавателей из США и Японии на СА «Дабл игл-5» совершили перелёт через Тихий океан, пролетев 8328,54 тыс. км за 3,5 дня. Наряду с АА во многих странах применяются радиозонды, передающие показания аппаратуры, замеряющей температуру, давление и влажность воздуха (потолки их достигают 45—48 км).

В СССР после Великой Отечественной войны разрабатывались и применялись СА различных конструкций для проведения научных исследований. С помощью СА изучались структура атмосферы, запылённость, турбулентность, облачность, космические излучения и т. п. Исследования проводились на СА, поднимавшихся на высоту до 30 км. Для систематических исследований атмосферной турбулентности применялись плёночные автоматическиеА.-парашюты объёмом 3,4 тыс. м3, поднимавшиеся на высоту 23 км (рис. 13). Затем газ выпускался, а оболочка, принимавшая форму парашюта, опускала аппаратуру, допуская многократное использованиеА.Для пиковых (кратковременных) полётов на высоте 25—28 км применялисьА.-парашюты объёмом 20 тыс. м3, изготовленные из графитизированной шёлковой материи, что исключало воспламенение водорода от электрических разрядов. Для подъёма грузов массой до 150 кг на высоту до 30 км использовались АА гирляндной системы с резиновыми оболочками. Для проведения исследований на высоте до 30 км применялись и АА с плёночными оболочками различных объёмов. Наряду с запуском АА в СССР выполнялись полёты СА с экипажем на высоте до 4 км. 25—28 октября 1950 на субстратостате «СССР ВР-79» (рис. 14) воздухоплаватели С. А. Зиновеев, С. С. Гайгеров и М. Н. Кирпичев совершили рекордный полёт длительностью 84 ч 24 мин, пролетев более 4000 км. 1 ноября 1962 на стратостате «Волга» с плёночной оболочкой объёмом 72,9 тыс. м3(рис. 15) пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев в герметичной гондоле поднялись на высоту около 25,5 км. С 60-х гг. в СССР проводились полёты АА с плёночной оболочкой объёмом 107 тыс. м3, поднимающего астрономическую станцию массой 6 т на высоту 20 км (рис. 16).

К началу 1981 в США было построено около 2500 спортивных тепловых СА (рис. 17), в других странах — около 500. С 1968 в США и Франции осуществляются разработки ПА для подъёма ретрансляторов, исследовательской и разведывательной аппаратуры. В США проводятся опытные работы по использованию ПА для крановых работ и транспортировки древесины в горных районах. В 1972 в США были разработаны ПА типа «Фамили-II» объёмом от 5,7 до 11,3 тыс. м3для различных военных и коммерческих целей (обеспечение радиорелейной и телефонной связи, радарного обзора и т. п.). Наибольшая высота подъёма этих ПА достигала 5500 м. Одновременно с ПА типа «Фамили-II» для ретрансляции разрабатывались ПА типа «TKOM» объёмом от 1,4 до 17 тыс. м3. Наиболее распространёнными из ПА типа «TKOM» являются ПА «Марк-VI» объёмом 2,8 тыс. м3и «Марк-VII» объёмом 7 тыс. м3. ПА «Марк-VII» поднимает на высоту 3 км груз массой до 2000 кг при скорости ветра на высоте подъёма до 39 м/с. При флюгерном закреплении у земли ПА «Марк-VII» рассчитан на скорость ветра 46 м/с. Подъём ПА типа «TKOM» может проводиться на тросах из стальной проволоки и синтетических волокон (рис. 18).

В США, Великобритании, Франции, Японии и других странах проводятся программы по исследованию атмосферы с использованием АА, создаются более совершенные системы АА и ПА и изучаются возможности их применения для решения ряда транспортных и военных задач.

Литература:

Вейгслин К. Е., Очерки по истории летного дела, [кн. 1], М., 1940;

Полозов Н. П., Сорокин М. А., Воздухоплавание, М., 1940;

Стобровский Н. Г., Наша страна — родина воздухоплавания, М., 1954;

Применение аэростатов в исследовании свободной атмосферы. Труды ЦАО, в. 100, М., 1970;

Крат В. А., Котляр Л. М., Баллонная астрономия, М., 1972;

Чернов А. А., Путешествия на воздушном шаре, Л., 1975.

Р. В. Пятышев.

Рис. 2. «Монгольфьер» (Франция, 1783).

Рис. 3. «Шарльер» (Франция, 1783).

Рис. 4. «Розьер» (Франция, 1785).

Рис. 5. Привязной аэростат конструкции А. Парзеваля (Германия, 1893).

Рис. 6. Привязной аэростат типа «Како» (Франция, 1915).

Рис. 7. Спортивный свободный аэростат.

Рис. 8. Стратостат О. Пиккара (Бельгия, 1931).

Рис. 9. Стратостат «СССР-1» (СССР, 1933).

Рис. 10. Автоматический аэростат (Япония, 1944).

Рис. 11. Аэростат заграждения БАЗ-136 (СССР, 1941).

Рис. 12. Аэростат наблюдения АН-540 (СССР, 1941).

Рис. 13. Автоматический аэростат-парашют (СССР, 1950).

Рис. 14. Субстратостат «СССР ВР-79» (СССР, 1950).

Рис. 15. Стратостат «Волга» (СССР, 1960).

Рис. 16. Стратосферная астрономическая станция «Сатурн» (СССР, 1964).

Рис. 17. Современный тепловой аэростат (США, 1980-е гг.).

Рис. 18. Современный привязной аэростат (США, 1980-е гг.).

  1. аэростатАЭРОСТАТ от аэро. и греч. statos стоящий неподвижный летательный аппарат легче воздуха. Подъмная сила А. рис. создатся заключнным в оболочке газом водород гелий с плотно...Большая советская энциклопедия
  2. аэростатот Аэро. и греч. states стоящий неподвижный летательный аппарат легче воздуха. Подъмная сила А. рис. создатся заключнным в оболочке газом водород гелий с плотностью мень...Большая Советская энциклопедия II
  3. аэростатм. aerostato pallone привязной аэростат pallone frenato Итальянорусский словарь. Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер страт...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. аэростатаэростат м Luftballon l O N ] m pl s аэростат воздушного заграждения Sperrballon m привязной аэростат Fesselballon mСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. аэростатмLuftballon m plem sаэростат воздушного заграждения Sperrballon mпривязной аэростат Fesselballon m аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер ро...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. аэростатм.aerstato mem globo aerostticoй аэростаuт globo cautivoт заграждеuния globo de barrera...Большой русско-испанский словарь
  7. аэростатсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. аэростатм. arostat m ballon m привязной аэростат ballon captif аэростат заграждения ballon de barrage илиem de protection аэростат наблюдения ballon dobservation...Большой русско-французский словарь
  9. аэростатм.arostat m ballon mпривязной аэростат ballon captifаэростат заграждения ballon de barrage или de protectionаэростат наблюдения ballon dobservation аэрозонд барраз воз...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. аэростатот аэро.i и .стат i ЛА легче воздуха использующий аэростатич. подъмную силу образующуюся за счт разности плотностей атм. воздуха и заключ. в оболочку А. см рис. более лгк...Большой энциклопедический политехнический словарь
  11. аэростатот аэро. и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеетоболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различаютпривязные свободные управляемые дирижабли и аэроста...Большой энциклопедический словарь II
  12. аэростатАЭРОСТАТ от аэро. и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различают привязные свободные управляемые дирижабл...Большой Энциклопедический словарь V
  13. аэростататтестат об окончании авиашколы агентство академия эротической статистики перепись населения с помощью аэрофотосъмки...Весёлый этимологический словарь
  14. аэростатАЭРОСТАТ состоит из оболочки обыкновенно сферической формы наполненной газом более легким чем воздух из корзины или гондолы в которой находятся пассажиры инструменты и не...Военная энциклопедия (1911-1915)
  15. аэростатАмериканский аэростат ПТДС фирмыЛокхидМартин у причальной платформыАэростат от греч. aero воздух и statos стоящий неподвижный летательный аппарат использующий подъмную ...Военный энциклопедический словарь
  16. аэростатот аэро. и греческого statos стоящий неподвижный летательный аппарат использующий аэростатическую подъемную силу обусловленную разностью плотностей атмосфер воздуха и за...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. аэростатАЭРОСТАТ а м. arostat m. Летательный аппарат легче воздуха поднимающийся благодаря подъемной силе газа заключенного в его оболочке.em СИС . Воздушный шар или баллон напол...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  18. аэростатаэростат....Киргизско-русский словарь
  19. аэростатаэростат...Коми (зырянский)-русский словарь
  20. аэростата м.em Летательный аппарат наполненный газом легче воздуха дирижабль воздушный шар и т. д.[От греч. воздух и поставленный стоящий] аэрозонд барраз воздушный шар дириж...Малый академический словарь
  21. аэростатЛетательный аппарат легче воздуха плавающий в атмосфере благодаря подъемной силе заключенного в оболочке газа обычно водорода иногда гелия. К неуправляемым А. с командой ...Метеорологический словарь
  22. аэростатАЭРОСТАТ Aerostat летательный аппарат легче воздуха подъемная сила которого обеспечивается разностью веса воздуха в объеме вытесняемом аппаратом и газа заключенного в об...Морской словарь
  23. аэростаткорень АЭРО корень СТАТ нулевое окончаниеОснова слова АЭРОСТАТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АЭРО СТАТ Слово Аэростат содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  24. аэростатНачальная форма Аэростат винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. аэростатаэростат м. Летательный аппарат дирижабль воздушный шар и т.п. с оболочкой наполненной газом который легче воздуха....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. аэростатаэростат аэростат а...Орфографический словарь
  27. аэростатu мu мн.u аэростаты Р.u аэростатов аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Орфографический словарь русского языка
  28. аэростатмех. воен. аэростат...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  29. аэростатав. аэростат....Осетинско-русский словарь
  30. аэростат. аэростат летательный аппарат подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяютс...Официальная терминология
  31. аэростатarostat...Политехнический русско-французский словарь
  32. аэростатаэростат аэростаты аэростата аэростатов аэростату аэростатам аэростат аэростаты аэростатом аэростатами аэростате аэростатах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. аэростатОрфографическая запись слова аэростат Ударение в слове аэростат Деление слова на слоги перенос слова аэростат Фонетическая транскрипция слова аэростат [растат] Характери...Полный фонетический разбор слов
  34. аэростатаеростат....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. аэростатаэростат аСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русский орфографический словарь
  36. аэростатballon eo balono...Русский-африкаанс словарь
  37. аэростатМ av. aerostat hava balonu....Русско-азербайджанский словарь
  38. аэростатобъемом тыс. куб. м. и болееem blimp аэростат м.uaerostat balloon lighterthanair aircraftзапускать аэростат launch a balloonнаполнять аэростат газом inflate a balloon...Русско-английский политехнический словарь
  39. аэростатаэростат м.iballoon аэростат заграждения barrage balloon...Русско-английский словарь
  40. аэростатаэростат м. balloon....Русско-английский словарь II
  41. аэростатaerostat airship balloon аэростат наблюдения аэростат привязной баллонетный аэростат беспилотный аэростат запускать аэростат змейковый аэростат наполнять аэростат привязн...Русско-английский технический словарь
  42. аэростатN...Русско-армянский словарь
  43. аэростатАэрастат...Русско-белорусский словарь
  44. аэростатаэрастат муж.i...Русско-белорусский словарь II
  45. аэростатаэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-ивритский словарь
  46. аэростатм. авиац. aerostato m pallone m aerostatico баллонетный аэростат аэростат заграждения змейковый аэростат моторизованный аэростат аэростат наблюдения неуправляемый аэрост...Русско-итальянский политехнический словарь
  47. аэростатаэростат ауа шары...Русско-казахский словарь
  48. аэростатм. аэростат абаданжеил учуучу аппарат привязной аэростат байланма аэростат байлап коюлма аэростат....Русско-киргизский словарь
  49. аэростатqqiСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-китайский словарь
  50. аэростатaerostats...Русско-латышский словарь
  51. аэростатАгаарын бмблг...Русско-монгольский словарь
  52. аэростатBallon Luftballon...Русско-немецкий политехнический словарь
  53. аэростатаэростатм ....Русско-новогреческий словарь
  54. аэростатмaerstato mu balo mu balo aerosttico аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-португальский словарь
  55. аэростатАэростатbofu lа angani ma ndege ya puto...Русско-суахили словарь
  56. аэростатаэростат аэростат...Русско-таджикский словарь
  57. аэростатbalon аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русско-турецкий словарь
  58. аэростатhava balonu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  59. аэростаттехн. аеростат змейковый аэростат управляемый аэростат Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин...Русско-украинский политехнический словарь
  60. аэростатmemilmapallo aerostaatti аэрофотосъмка...Русско-финский словарь
  61. аэростатaerostat baln...Русско-чешский словарь
  62. аэростат.strong aerostaat.strong hupallisiduk...Русско-эстонский словарь
  63. аэростатаэростатСинонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Русское словесное ударение
  64. аэростатаэростат аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  65. аэростатаэростат а Синонимы аэрозонд барраз воздушный шар дирижабль зонд метеозонд монгольфьер розьер стратостат трансозонд цеппелин шарльер...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  66. аэростатЛА легче воздуха подъмная сила которого создатся с помощью заключнного в оболочку баллон более лгкого чем атмосферный воздух газа водорода гелия нагретого воздуха. Различ...Словарь военных терминов
  67. аэростатАЭРОСТАТ этим. см. пред. сл. Воздухоплавательный шар наполняемый газом легче воздуха и поднимающийся потому на воздух. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского...Словарь иностранных слов русского языка
  68. аэростатАЭРОСТАТ аеро а м.iФр. arostat lt гр.Воздушный шар или баллон наполненный горючим воздухом то же что аэростатическая машина. Ян. I . Лекс.em Ян. аэростат....Словарь русского языка XVIII в
  69. аэростатаэростат цеппелин трансозонд стратостат метеозонд монгольфьер аэрозонд дирижабль воздушный шар зонд Словарь русских синонимов. аэростат дирижабль воздушный шар монгольфье...Словарь синонимов II
  70. аэростатаэростат цеппелин трансозонд стратостат метеозонд монгольфьер аэрозонд дирижабль воздушный шар зонд...Словарь синонимов
  71. аэростатАЭРОСТАТ от аэро . и .стат летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку наполненную легким газом водородом гелием. Различают привязные свободные управляемые дирижабл...Современный энциклопедический словарь
  72. аэростатаэростат [ааро. гр. states стоящий] летательный аппарат легче воздуха поднимающийся благодаря подъемной силе газа заключенного в его оболочке аэростаты используются в п...Толковый словарь иностранных слов
  73. аэростатАЭРОСТАТ а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусомнаполненным газом. Привязной а. Управляемый а. дирижабль.II прил.аэростатный ая ое....Толковый словарь Ожегова
  74. аэростатАЭРОСТАТ аэростата м. от греч. aer воздух и states стоящий спец. Воздухоплавательный аппарат то же что воздушный шар...Толковый словарь русского языка II
  75. аэростатаэростат аэростат а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом. Привязной а. Управляемый а. дирижабль.прил. ный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  76. аэростатАЭРОСТАТ а м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом наполненным газом. Привязной аэростат Управляемый аэростат дирижабль. прилагательное аэростатный ая ое....Толковый словарь русского языка
  77. аэростатУдарение в слове аэростатУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове аэростат...Ударение и правописание
  78. аэростатRzeczownik аэростат m balon m Archaiczny aerostat m...Универсальный русско-польский словарь
  79. аэростатаэростат аэростаты аэростата аэростатов аэростату аэростатам аэростат аэростаты аэростатом аэростатами аэростате аэростатах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  80. аэростатТорт Торс Тор Татра Татаро Тата Таро Тарас Тара Сэта Сэр Страта Стр Статор Стат Старт Сотр Сорт Сор Сарта Сара Саар Рота Рот Тост Трас Рост Траст Роса Раст Раса Рао Трата...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. аэростатАэростат греч. или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес то каждое тело находящееся в воздухе проявл...Энциклопедический словарь
  82. аэростатгреч. или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес то каждое тело находящееся в воздухе проявляет те же...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  83. аэростатаэростат летательный аппарат использующий подъмную силу заключнного в газонепроницаемую оболочку подъмного газа водород гелий тплый воздух имеющего плотность меньшую чем ...Энциклопедия техники