Энциклопедия техники

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

авиацио́нный дви́гатель
двигатель, предназначенный для использования на самолётах, вертолётах, дирижаблях и других летательных аппаратах. Главным отличием авиационных двигателей от двигателей, применяемых на других транспортных средствах, является большая мощность при сравнительно малых размерах, высокая надёжность, экономичность в расходе топлива, способность бесперебойно работать в условиях перевёрнутого полёта и при действии на него любых перегрузок, возникающих в полёте.
С момента зарождения авиации и до сер.40-х гг. 20 в. в качестве авиационных использовались поршневые двигатели внутреннего сгорания. В сочетании с воздушным винтом (движителем) двигатель образовывал винтомоторную установку самолёта, и самолёты называли винтомоторными. Поршневые двигатели выпускались с жидкостным и воздушным охлаждением. В зависимости от мощности двигателя он мог иметь от 8 до 36 цилиндров. В двигателях с воздушным охлаждением цилиндры располагались радиально относительно оси двигателя по 5–9 в одной плоскости (т. н. звезда). Наиболее мощные двигатели воздушного охлаждения имели две, а иногда и четыре звезды. К сер. 40-х гг. поршневые двигатели достигли высокого уровня совершенства. Самолёты-истребители, напр., оснащённые такими двигателями, к кон. 2-й мировой войны летали со скоростью 700–750 км/ч и могли подниматься на высоту до 10 км. Однако дальнейшее увеличение высотности и скорости этих самолётов ограничивалось необходимостью значительного увеличения мощности двигателя и падением кпд воздушного винта на скоростях, приближавшихся к скорости звука. В сер. 40-х гг. появились силовые установки на базе газотурбинных воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Последние в авиации практически не применялись (гл. обр. из-за большого удельного расхода топлива), кроме как на экспериментальных летательных аппаратах, и сохранились лишь в ракетостроении. ВРД получили преимущественное распространение, вытеснив поршневые двигатели сначала в военной, а затем и в гражданской авиации. С 80-х гг. поршневые двигатели остаются лишь на легкомоторных спортивных и учебных самолётах и на лёгких вертолётах. Основное отличие ВРД от силовых винтомоторных установок с поршневыми двигателями заключается в том, что у поршневого двигателя мощность на валу и, следовательно, тяга винта с увеличением скорости полёта уменьшается, тогда как мощность ВРД с увеличением скорости растёт. Применение ВРД позволило сначала освоить околозвуковые скорости полёта, а затем достичь скоростей, в 2–3 раза превышающих скорость звука. С 80—90-х гг. на пассажирских авиалайнерах и самолётах военной авиации устанавливаются преимущественно турбореактивные двигатели, а на самолётах местных воздушных линий и на вертолётах – турбовинтовые двигатели. Созданы турбореактивные двигатели с поворотными соплами, позволяющие самолётам осуществлять вертикальные взлёт и посадку (их называют подъёмно-маршевыми двигателями), двигатели специально для работы в вертикальном положении, действующие только во время взлёта и посадки.
Поршневой авиационный двигатель

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.2006.


  1. авиационный двигательАВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов самолтов вертолтов дирижаблей и др.i. К А. д. предъявляются весьма высокие требов...Большая советская энциклопедия
  2. авиационный двигательтепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов самолтов вертолтов дирижаблей и др. К А. д. предъявляются весьма высокие требования максимальная мощнос...Большая Советская энциклопедия II
  3. авиационный двигательдвигатель для приведения в движение ЛА совершающих полты в околоземном возд. пространстве. Осн. типы А. д. турбовинтовые двигателиi и воздушнореактивные двигатели гл. об...Большой энциклопедический политехнический словарь
  4. авиационный двигательосн. часть силовой установки авиац. ЛА. М.б. поршневыми газотурбинными турбовинтовыми турбовальными и воздушнореакт. турбореакт. и бескомпрессорными. Возможно применение ...Военный энциклопедический словарь
  5. авиационный двигательАвиационный двигатель силовая энергетическая установка самолетов вертолетов. Авиационный двигатель подразделяются на поршневые газотурбинные и реактивные. EdwART.Толковый...Морской словарь
  6. авиационный двигательmoteur mu davion...Политехнический русско-французский словарь
  7. авиационный двигательaeroengine...Русско-английский аэрокосмический словарь
  8. авиационный двигательaircraft engine aviation engine aircraft engine...Русско-английский политехнический словарь
  9. авиационный двигательaeroengine...Русско-английский словарь по авиации
  10. авиационный двигательmotore aereo per aeromobile aeronautico di aviazione...Русско-итальянский политехнический словарь
  11. авиационный двигательFlugzeugmotor Flugmotor Flugtriebwerk...Русско-немецкий политехнический словарь
  12. авиационный двигательflymotor...Русско-норвежский словарь
  13. авиационный двигательleteck motor...Русско-чешский словарь
  14. авиационный двигательосновная часть силовой установки самолтов вертолтов и других авиационных ЛА. А. д. бывают поршневые газотурбинные турбовинтовые турбовальные и реактивные. К последним отн...Словарь военных терминов