Энциклопедия социологии

АРЕНД

Аренд (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер - 04.12.1975, Нью-Йорк) - немецко-американский философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге и Фрайбурге, с 1933 г. в эмиграции в Париже, с 1941 г.- в Нью-Йорке, профессор Новой школы социальных исследований. В этот период близка позициям неомарксизма (Франкфуртская школа). Аренд приобрела известность работами о происхождении и сущности тоталитаризма, в которых тоталитарные идеология и система господства (отличаемая от тирании, деспотии и диктатуры) прослеживались от их истоков в европейской культуре 18-19 вв.Тоталитаризм, по Аренд- "вещь в себе", "конкретная универсалия", обладающая собственной формой и логикой. Характерные черты тоталитарной идеологии: расизм и антисемитизм, империализм, засилье бюрократии. Террористический характер тоталитарного режима - не результат прагматического расчета или выражение человеческой агрессивности, но "дедукция" из идеологии, не затрагивающая душевных глубин человека. Антропология Аренд оптимистична. Человеческая деятельность делится на три типа: труд, работа, активность. Труд присущ человеку наряду с животными (animal laborans) и диктуется биологической необходимостью продолжения жизни; в работе - в обработке и трансформации природы - человек (homo faber) создает собственный "надприродный" мир. Труд и работа - основа активности, которая "не физична", а обнаруживается лишь в результате феноменологического описания. Благодаря активности человек творит нечто принципиально новое. Универсальные определения существования - врожденность" и "смертность". "Рожденность" реализуется в активности, "смертность" - в пассивности, "окостенении" индивида. В обществ, жизни "смертность" связана с тоталитаризмом, "рожденность" - с революцией, которая есть проявление активности, следовательно, глубоко антропологична. Революция - "перехват истории", выход из "приватности" труда и работы, это - "единственное политическое явление, которое сталкивает нас с началом", т. е. с "рожденностью". Взгляды Аренд носят либерально-гуманистический характер. Модель тоталитаризма вырабатывалась Аренд на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20-30-х гг., и прежде всего нацистской Германии. В то же время представления о тоталитаризме были ею распространены на Советский Союз. Идеи Аренд сыграли важную роль в формировании современной западной политологии, в частности советологии, а ее антропологическая концепция - в становлении проблематики ряда отраслей социальной психологии, философии и социологии труда. Широкая публицистическая деятельность Аренд привлекала внимание к проблемам гуманизма. Соч.: 1) Human condition. Chic., 1958. 2) On revolution. L.-N. Y., 1963. 3) The origins of tota-litarianism. N. Y., 1973. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009

  1. арендкорень АРЕНД нулевое окончаниеОснова слова АРЕНДВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АРЕНД Слово Аренд содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  2. арендАРЕНД Arendt Ханна немецкоамериканский философ и политолог доктор философии членкорреспондент Германской академии языка и литературы ФРГ действительный член Американск...Новейший философский словарь
  3. арендArendt Ханна немецкоамериканский философ и политолог доктор философии членкорреспондент Германской академии языка и литературы ФРГ действительный член Американской ака...Новейший философский словарь II
  4. арендаренда аренды исын арендовать аренды райсын взять в аренду арендовать исты аренды раттын сдать в...Осетинско-русский словарь
  5. арендArendt Ханна немецкоамериканский философ и политолог доктор философии членкорреспондент Германской академии языка и литературы ФРГ действительный член Американской ака...Словарь постмодернизма