Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

НАРЕЖНЫЙ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ

(1780, Устивице Миргород. у. Полтав. губ. — 21.VI.(3.VII).1825, Петербург) — писатель. Ок. дворянскую гимназию при Моск. ун-те (1799), учился в том же ун-те (1799—1801), служил в канцелярии гражд. правительства Коваленского в Грузии (1801—02), коллеж. регистратором соляного отд-ния (1803—07), столоначальником в инспекторском отд-нии воен. министерства (1815—21). Автор стихов, драм, рассказов, повестей и романов: «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (изд. 1814), «Черный год, или Горские князья» (изд. 1829), «Бурсак» (1824), «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825), «Гаркуша» (не закончен).

Первое подражание Н. мотивам С. исследователи обнаруживают в стихотворении «Песнь Владимиру киевских баянов», помещенном в ж. «Приятное и полезное препровождение времени» (1798).Елеонскийпишет, что с содержанием С. Н. «не был еще знаком, если судить по тому, что в „Песни Владимиру...“, кроме имени „баянов“, нет ни одной черты, заимствованной из „Слова“», и доказывает, что Н. «был знаком не со статьей Карамзина в „Spectateur du Nord“», а с новым изд. Хераскова поэмы «Владимир» (Поэтические образы... С. 100). Первый отклик на это употребление «баянов» встречается уВостокова, который был «согласен с г. Нарежным принимать имя Баянов во множественном числе, разумевая под тем Поэтов, какие должны были находиться при дворе Государей древних» (Опыты лирические... С. 97).

Под непосредств. впечатлением С. были созданы «Славенские вечера» Н. (Ч. 1 — 1809; Ч. 2. — 1819), напис. прозой по мотивам древней слав. истории.

Более всего интересна в этом отношении повесть «Игорь», напечат. впервые в виде отрывка в «Укр. вест.» (1819. № 4. С. 85—88), а полностью лишь после смерти Н. во 2-м дополн. изд. «Славенских вечеров» (1826). По мнению Н. Белозерской, «Игорь» написан около 1800 сразу после публикацииМусиным-Пушкинымдревнерус. памятника и является прямым подражанием С. «В повести „Игорь“, — пишет исследовательница, — как и в „Слове о полку Игореве“ различные знамения предвещают грядущую беду, равно и грозные явления

306

природы соответствуют изображаемым событиям, что видно из следующего описания: „Туманом покрыты были власы востекающего над градом Киевом Световида. Сизый Днепр с глухим ревом медленно катил в берегах волны свои; умолкло пение птиц сладкогласных. Один вран чернокрылый издавал вопли по дубраве, и хищный волк вторил ему грозным завыванием...“. Юная княгиня Ольга, подобно Ярославне, тоскует в отсутствии супруга своего Игоря: „Друзья мои и сверстники, вещала она к избранным старейшинам двора княжеского, сердце мое ноет в груди мутящейся, и слезы текут из очей моих, дабы подобно перловому ожерелью унизать выю мою...“» (Василий Трофимович Нарежный. С. 100).

Влияние С. сказывается и на др. повестях «Славенских вечеров» Н. Елеонский выделяет 1-й «вечер» («Кий и Дулеб»), где выступает «вещий старец», который «налагает персты свои на златые струны». Кроме этого, в 9-м «вечере» («Михаил») «образ „вещих перстов“, накладываемых на „живые струны“, получил еще неожиданное применение в ориентальной манере: „Тогда Зюлима... берет арфу художеств цареградских, налагает на блестящие струны ее персты свои...“» (Поэтические образы... С. 107). Есть подражания С. в повестях «Рогдай» и «Александр».

По замечанию Елеонского, реминисценции из С. смешались у Н. «с отголосками восточных повестей, песен Оссиана, русской былины, ...а больше всего волшебно-рыцарских романов XVIII в.», что придавало «Славенским вечерам» пестроту содержания и стиля и являлось, по мнению исследователя, их главным недостатком (Там же).

Соч.: Песнь Владимиру киевских баянов // Приятное и полезное препровождение времени. СПб., 1798. Ч. 20. С. 378—384; Славенские вечера. СПб., 1809. Ч. 1; СПб., 1819. Ч. 2. (2-е изд., доп. — СПб., 1826. Ч. 1—2).

Лит.: Востоков А. Х.Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах СПб., 1806. Ч. 2. С. 97 (то же:Востоков А. Х.Стихотворения. Л., 1935. С. 390—391);Белозерская Н.Василий Трофимович Нарежный: Историко-литературный очерк. СПб., 1896. С. 17, 65—70, 100;Елеонский С. Ф.Поэтические образы «Слова о полку Игореве» в русской литературе конца XVIII — начала XIX вв. // Слово. Сб. — 1947. С. 99—108;Головенченко — 1955. С. 7—9, 19—20.

РБС; КЛЭ.

М. А. Федотова

  1. нарежный василий трофимовичНарежный Василий Трофимович русский писатель родоначальник реалистической школы предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни Гадячского пове...Биографический словарь
  2. нарежный, василий трофимовичписатель род. в г. в местечке Устовицы Миргородской сотни Гадячского повета. Отец его мелкий польский шляхтич в г. по выходе из Черниговского Карабинерного полка с обя...Большая биографическая энциклопедия
  3. нарежный василий трофимовичНарежныйstrong Василий Трофимович [ с. Устивица ныне Великобагачанского района Полтавской области . Петербург] русский писатель. Родился в семье мелкопоместного шляхтича...Большая Советская энциклопедия II
  4. нарежный василий трофимовичНАРЕЖНЫЙ Василий Трофимович русский писатель. Роман Российский Жилблаз или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова ч. сатира на дворянкрепостников....Большой Энциклопедический словарь V
  5. нарежный василий трофимовичНарежный Василий Трофимович в Миргород у. Полтав. губ. июня писательПсевдонимыi В. Н.u Улан поселянин Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена