Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ИЛОВАЙСКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

(1832, Раненбург Рязан. губ. — 15.II.1920, Москва) — историк. Ок. ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1854). С 1862, выйдя в отставку, занялся науч. и публицистич. деятельностью. Действит. чл. Моск. археол. об-ва (с 1864), ОЛРС (с 1865), чл. ОИДР (с 1875). Автор многочисл. исследований и статей по вопросам рус. истории, в том числе пятитомной «Истории России»

293

(1876—1905). Автор учебников для гимназий, переиздававшихся более 100 раз. По убеждениям славянофил.

Первым выступлением И. в печати на тему С. был отклик на статьюФ. И. Буслаева«Русская поэзия XI и начала XII в.», в которой С. рассматривается как поэтич. произведение, сохранившее мифологию и героич. эпос рус. народа более ранней поры. И., высоко оценивая труд Буслаева, обратился к др. проблеме. Он доказывал, что С. является произведением, свидетельствующим о наличии в XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его был княж. певцом из придворной среды. В конце статьи И. сравнивает текст С., где говорится оБояне, с отрывками из Жития Феодосия, игумена Печерского.

Мысли, высказ. относительно С. в 1859, развиты были И. в его «Истории России», в разделе, озаглавл. «Поэзия, придворные певцы». В Юж. Руси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с их подвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя Мстислава Удалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом был Боян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, Романа Святославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241Митусаназван «словутным певцом». «Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор С. По мнению И., он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшим пользоваться нар. преданиями: рус. княж. род — потомокДажь-Бога, Боян и вообще певец называется внуком богаВелеса, ветры — внукиСтрибога, Солнце называетсяХорсом. Он служил черниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись (Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора С., представителя придворно-княж. поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На с. 557—559 «Истории России» И. дает перечень трудов по С., вышедших в 1876—79. Здесь же И. возражаетМ. А. Максимовичу, который считал Митусу церк. певцом, добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, где говорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводу победы Даниила и Василька над ятвягами сказано — «И песнь славну пояху има».

В 1873 И. опубликовал статью, посвящ. толкованию текста С. «...дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати ... и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ» (С. 9). И. обращает в этой связи внимание на то, что среди слав. слов с корнем «бал» имеется польск. слово bałwan, которое одновременно означает чурбан и волну. Это слово, как предполагает И., в древнеслав. яз. также имело значение волны и употреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О. Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См.Болван). «Тмутараканский болван» в контексте С., по мнению И., можно перевести как «Тмутараканский пролив». В следующем году И. откликнулся на появившуюся статью Н. Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противника норманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина оТмутаракани. Племя таврич.готов, уцелевшее в юж. горной части Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает И., должны были отличаться от языч. Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение к Руси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве» (К вопросу...

294

С. 574). Против толкования И. текста С. с упоминанием о Тмутараканском болване выступил Е. Марков в газ. «Голос» (1878. № 347. Раздел «Лит. летопись»).

В книге «Разыскания о начале Руси», посвящ. критике норманнской теории происхождения Руси, И. наряду с летописными материалами пользовался С. как достоверным источником. Так, он отметил, что в С. нет намека на призвание варяжских князей, хотя упоминается о векеТрояна, называются имена князей, которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в С. о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами. Автор С. знал о готах, проживавших на юж. берегу Крыма, поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределы Тмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северской земле, поэтому для автора С. памятны связи с Тмутараканью. Как возражение норманистам о зап. происхождении Руси И. указал на слав. происхождение мн. названий («карна» — «печаль», «беда», «Боян» — от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» — «бог воды», «Хорс» — «хороший», «были» — «бояре», «каган» — наименование доверенных лиц и др.).

В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» И. комментирует текст С. оЯрославе Осмомысле: «Высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки» (С. 30). Ист. и археол. данные свидетельствуют о том, что Галицкий кремль, находясь на высоком холме, господствовал над долиной с рекой, а береговые холмы, являющиеся отрогами Карпат, на которых стояли полки, «представляются как бы подпирающими сами Карпаты». И. заключает, что это является подтверждением тому, насколько хорошо автор С. знал совр. ему Русь, особенно южную.

Соч.:Несколько слов по поводу вопроса о древней русской поэзии // Рус. слово. 1859. № 12, Отд. 1. С. 515—520; Несколько соображений о памятниках Тмутраканской (так!) Руси и Тмутраканском болване, упоминаемом в Слове о полку Игореве // Древности: Тр. Моск. археол. об-ва. М., 1873. Т. 4, вып. 2. С. 58—64; К вопросу о начале Руси: Тмутраканская Русь Г. Ламбина // Рус. старина. СПб., 1874. Т. 9, март. С. 569—574; Разыскания о начале Руси. М., 1876. С. 57—59, 243—248, 260—262, 393; Воспоминания о Галиче на Днестре // Древняя и новая Россия. СПб., 1878. С. 120—123; История России. М., 1880. [Т. 1]. Ч. 2. С. 343—346, 557—559 (Раздел «Поэзия. Придворные певцы» включен в сб.: Слово о полку Игореве / Под ред. А. Н. Чудинова. 13-е изд. СПб., 1915.

Лит.: Жданов И.Литература Слова о полку Игореве. Киев, 1880. Отд. II. Литература Слова за 1876—1880 гг. (отт. из КУИ); СИЭ; СДР.

Р. П. Дмитриева

  1. иловайский дмитрий ивановичИловайский Дмитрий Иванович историк и публицист. Родился в г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за Историю Рязанского княжества М....Биографический словарь
  2. иловайский, дмитрий ивановичрусский историк род. в г. в г. окончил Моск. унив. где короткое время состоял в числе преподавателей затем отдался исключительно литературной и публицистической деятель...Большая биографическая энциклопедия
  3. иловайский дмитрий ивановичИловайскийstrong Дмитрий Иванович русский историк. Родился в г. Раненбург ныне г. Чаплыгин Липецкой области. Окончил Московский университет . Первые монографии История Р...Большая Советская энциклопедия II
  4. иловайский дмитрий ивановичисторик и публицист. Родился в г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за Историю Рязанского княжества М. переиздано в Собрании сочин...Большой российский биографический словарь
  5. иловайский дмитрий ивановичИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович российский историк публицист. Труды Разыскания о начале Руси полемика с норманистами История России т. учебники по русской и всеобщей истор...Большой Энциклопедический словарь V
  6. иловайский дмитрий ивановичРусский историк заслуженный профессор Московского университета. Публицист монархическиохранительного направления единолично издавал соответствующую газету Кремль. Выступи...Историки Курского края - Биографический словарь
  7. иловайский дмитрий ивановичИсторик публицист. Окончил Моск. унт преподавал там же профессор. С в отставке занимался научной и публицистической деятельностью. В изд. и ред. газ. Кремль в Москве. ...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  8. иловайский дмитрий иванович. . русский историк общественный деятель и публицист патриотического направления твердо стоял на позициях Православие Самодержавие Народность. После окончания Московско...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. иловайский дмитрий ивановичИловайский Дмитрий Иванович русский историк и публицист наряду с научными трудами автор официозных выдержавших множество изданий школьных учебников по всеобщей и русско...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  10. иловайский дмитрий ивановичИловайский Дмитрий Иванович февр. историк и публицистПсевдонимыi Д. И.u Студент Д. И. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятел...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  11. иловайский дмитрий иванович. . тайный советник историк публицист педагог общественный деятель участник правомонархического движения. Родился в г.Раненбурге Рязанской губ. в семье мещанина служившег...Черная сотня. Историческая энциклопедия
  12. иловайский, дмитрий ивановичИловайский Дмитрий Иванович рус. историк род. в г. в г. окончил Моск. унив. где короткое время состоял в числе преподавателей затем отдался исключительно литературной ...Энциклопедический словарь
  13. иловайский дмитрий ивановичрус. историк род. в г. в г. окончил Моск. унив. где короткое время состоял в числе преподавателей затем отдался исключительно литературной и публицистической деятельнос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона