Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

(1024—3.X.1078) — сын Ярослава Мудрого, княжил в Турове, после смерти отца стал киевским князем (1054), в 1068 бежал из столицы, когда мятежные киевляне возвели на киевский столВсеслава Брячиславича. Это вокняжение Всеслава упоминается в С. («дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго»). Семь месяцев спустя И. Я. вернул себе Киев, но был изгнан оттуда братьями Святославом и Всеволодом в 1073. В 1077, после смерти Святослава, И. Я. вновь стал киевским князем, но в окт. 1078 пал в битве на Нежатиной ниве у Чернигова. Эта битва упоминается в С.: «Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе... храбра и млада князя». Затем следует фраза: «Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святѣй Софіи къ Кіеву» (С. 16). По смыслу предыдущего текста речь в С. идет о И. Я. Но обратило на себя внимание существ. расхождение С. и рассказа ПВЛ о той же битве. В ПВЛ говорится: «Убьен бысть князь Изяслав месяца октямбря в 3 день. И вземше тело его, привезоша и́ в людьи, и поставиша противу Городьцю, изиде противу ему весь город Кыев, и възложивше тело его на сани, повезоша и́ ... Ярополк же идяше по немь, плачася с дружиною своею... И принесше положиша тело его в церкви святыя Богородица, вложивъше и́ в раку мраморяну» (С. 133).

Итак, согласно ПВЛ, тело И. Я. сопровождает с поля битвы его сынЯрополк(Святополккак участник битвы не упомянут), везут его на ладье, а не на конях, хоронят в Богородице Десятинной, а не в Софийском соборе. Поэтому комментаторы искали различные объяснения этим противоречиям.П. Г. Бутковпредположил: «Слово отца стоит здесь точно вместо тьстя, тстя, цтя = тестя. Сочинители указывают на происшествие в 1095 года: когда половцы с князем Тугорканом осадили 31 мая Переяславль, а от приближения великого князя Святополка бежали и преследованы к стороне Дона до самой р. Каялы, где русские одержали над ними 19 июля великую победу, в которой Тугоркан убит, то Святополк взял тело сего тестя своего и врага, привез в Киев и погреб на Берестове» (Нечто к «Слову о полку Игоря». С. 45). Гипотеза Буткова не лишена серьезных изъянов: во-первых, странен переход автора С. от битвы 1068 на Нежатиной ниве к войне 1096. Во-вторых, странно, что такое внимание автор С. уделяет перевозке тела Тугоркана, и совершенно необъяснимо упоминание в этом контексте святой Софии. Главное же, что мы знаем, где именно были разбиты половцы в 1096: в ПВЛ последним геогр. ориентиром названа р. Трубеж — левый приток Днепра, на котором стоит Переяславль. Представление, что, переправившись через Трубеж, русские «погнаша в след ратных» до Дона и Каялы (?), Бутков вывел, вероятно, из упоминания Каялы в С. Гипотезу Буткова, однако, приняли некоторые комментаторы С.:В. Ф. РжигаиС. К. Шамбинаго(Слово — 1934.

279

С. 267—268),Н. К. Гудзий(Слово — 1938. С. 342—343),А. С. Орлов(Слово. С. 107).

Др. исследователи искали объяснение тексту, считая его продолжением рассказа о событиях 1068.М. А. Максимовичпредложил заменить имя Святополка на Ярополка (Слово — 1859. С. 91).М. Д. Приселковвыдвинул такое объяснение несуразностям толкуемого эпизода: автор С. знал ПВЛ в сокращении, «где подробности погребения Изяслава, например, были опущены», и изложил их «в своем собственном толковании на черниговский лад: все князья Чернигова хоронились в главной церкви Киева, не зная, что в Киеве не всех князей хоронили в главной церкви» (История русского летописания. XI—XV вв. Л., 1940. С. 52).

Новое направление поискам далИв. М. Кудрявцев, указавший на текст Софийской первой летописи под 1079: «Того лета убиен бысть Изяслав Ярославич с Борисом Святославичем (так! —О. Т.), бьяся по Всеволоде с Олгом Святославичем и с Борисом Вечеславичем у града Чернигова ... и положиша и Изяслава в святей Софии в Киеве» (Софийская первая летопись. Вып. 1 // ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 5. С. 147).Д. С. Лихачев, опираясь на находку Кудрявцева, также считал, что речь идет об Изяславе, добавив при этом, что, так как «сам Святополк в битве на Нежатиной ниве не участвовал, было бы более правильно читать это место „повелѣяти“. ... Эта поправка была предложена еще Я. Пожарским» (Комм. ист. и геогр. С. 412—414).

А. А. Зимин, напротив, признал известие ПВЛ о похоронах Изяслава в Десятинной церкви верным, а указания Софийской и Новгородской летописей — ошибочными. Более того, он посчитал это известие вставкой, сделаннойА. И. Мусиным-Пушкинымв текст С.

В уст. сообщении автору статьиВ. А. Кучкинпривел некоторые дополнит. соображения. Во-первых, он указал, что сообщение Софийской первой летописи заслуживает доверия: оно находится среди ряда известий XI в., восходящих к новгородскому своду, который, по гипотезеА. А. Шахматова(см.: Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 515, 524—526), предшествовал по времени составления и Начальному своду (1095) и ПВЛ (нач. XII в.). Во-вторых, Кучкин считает возможным допустить, что между летописями нет противоречия, ибо речь идет о погребении И. Я. в приделе, посвящ. святой Богородице в гл. нефе Софийского собора. Но этому предположению противоречит текст ПВЛ, где присутствует словосочетание «церковь Богородицы», которое трудно понять как указание на придел в храме святой Софии. Третье соображение Кучкина состоит в следующем. Святополк, старший из живых сыновей И. Я., с апр. — мая 1078 был новгородским князем. Но напряженная обстановка в Южной Руси уже после битвы на Сожице 25 авг. Всеволода с Олегом и Борисом, а также нашествие половцев в р-н Переяславля и Чернигова могли побудить И. Я., к которому Всеволод обратился за помощью, не только собрать «вои от мала до велика» (ПВЛ. С. 133), но и вызвать на подмогу старшего сына с новгородскими полками. Если весть к Святополку была отправлена после битвы на Сожице, то к нач. октября новгородский князь мог успеть прибыть на помощь к отцу. Его участие в битве летопись не отмечает: вероятно, Изяслав опоздал и лишь смог отдать распоряжение о перенесении

280

тела отца в Киев. Но убедительность этой догадки ослаблена тем, что в ПВЛ в описании похорон И. Я. упомянут один Ярополк, который шел за гробом «с дружиною своею».

Н. А. Мещерскийи А. А. Бурыкин высказали следующее предположение: после опубликования статьи Кудрявцева «комментаторы „Слова“ стали склоняться к мысли, будто в древнерусской историографии существовали две различные версии о месте погребения Изяслава. Известно, однако, что Десятинная церковь до возведения Софийского собора, а возможно и позднее, иногда называлась Софией (Голубинский Е. Е.История русской церкви. 2-е изд. М., 1901. Т. 1. С. 182, примеч. к с. 181, со ссылкой на немецкого хрониста XI в. Титмара Мерзенбургского)». Напомнив о предположении Приселкова, что автор С. опирался на какой-то источник черниговского происхождения, исследователи продолжают: «Можно думать, что в Чернигове по старой традиции называли киевскую Десятинную церковь Софией» (Слово — 1985. С. 456—457). Однако Софией именовалась не Десятинная церковь, а деревянный кафедральный собор (см. комм. М. Б. Свердлова к известию Титмара: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX — первая половина XII в. М.; Л., 1989. С. 93—94).

Таким образом чтение С.: «Съ тоя же Каялы... къ Кіеву» все еще остается не до конца объясненным.

Лит.: Карамзин Н. М.История государства Российского (любое изд.). Т. 3. Примеч. 268;Пожарский.Слово. С. 62—63;Бутков П. Г.Нечто к «Слову о полку Игоря» // ВЕ. 1821. Ч. 121, № 21. С. 47;Дубенский.Слово. С. 76—77;Кудрявцев Ив. М.Заметка к тексту: «С тоя же Каялы Святоплъкь...» в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 409;Лихачев Д. С.1) Ист. и полит. кругозор. С. 20; 2) Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос о его подлинности // Слово. Сб. — 1962. С. 36; Обсуждение одной концепции о времени создания «Слова о полку Игореве» // ВИ. 1964. № 9. С. 128—129;Зимин А. А.Приписка к псковскому Апостолу 1307 года и «Слово о полку Игореве» // РЛ. 1966. № 2. С. 61—62;Рапов.Княжеские владения. С. 44—45.

О. В. Творогов

  1. изяслав ярославичв крещении Димитрий вел. кн. киевский сын Ярослава Владимировича род. в г. убит октября г. По завету отца Изяслав как старший должен был быть для младших братьев вмес...Большая биографическая энциклопедия
  2. изяслав ярославич. князь туровский с великий князь киевский старший сын Ярослава Мудрого. И. Я. один из трх составителей Правды Ярославичей. В результате народного восстания в Киеве бы...Большая Советская энциклопедия II
  3. изяслав ярославичИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ великий князь киевский . Изгонялся из Киева восстанием и братьями в возвращал власть с помощью иностранных войск. Участвовал в составлении Русской...Большой Энциклопедический словарь V
  4. изяслав ярославичсын Ярослава Владимировича Мудрого. Родился в году. При крещении по В.Н.Татищеву получил имя Дмитрий. Следующее известие о Изяславе мы также встречаем у В.Н.Татищева под...Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  5. изяслав ярославичВторой после умершего в г. Владимира сын Ярослава. Был оставлен отцом княжить в Киеве и оставался великим князем до г. когда киевляне недовольные его нерешительностью в...Князья Рюриковичи - краткие биографии
  6. изяслав ярославичИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ . князь Туровский в. . Киевский с старший сын Ярослава Мудрого отец Святополка ум. в был убит на Нежатиной Ниве во время сражения против князей Олега...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  7. изяслав ярославичвел. князь Киевский ст. сын Ярослава Мудрого. Один из трех составителей Правды Ярославичей. До княжил в Турове. По ряду отца получил Киев и старшинство над братьями . В ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  8. изяслав ярославич. великий русский князь. Сын вел. русского кн. Ярослава Владимировича Мудрого и вел. русской кн. Ирины до замужества шведской королевны Ингигерд. При жизни отца Изяслав ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. изяслав ярославичкнязь туровский с вел. кн. киевский старший сын Ярослава Мудрого. В результате нар. восстания был свергнут не раз обращался за помощью к герм. императору польск. корол...Советская историческая энциклопедия
  10. изяслав ярославичИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ великий князь киевский . Изгонялся из Киева восстанием и братьями в возвращал власть с помощью иностранных войск. Участвовал в составлении Русской ...Современный энциклопедический словарь
  11. изяслав ярославичвеликий князь киевский . Изгонялся из Киева восставшими против него киевлянами и братьями Святославом и Всеволодом . Участвовал в составлении Русской правды Правды Яр...Энциклопедия История отечества
  12. изяслав ярославичвеликий князь киевский . Изгонялся из Киева восставшими против него киевлянами и братьями Святославом и Всеволодом . Участвовал в составлении Русской правды Правды Яро...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия