Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

ЗИЧИ МИХАЙ

(Михаил Александрович; Zichy Mihály; 1827, Зала, Венгрия — 1906) — венг. художник; с 1847 работал при росс. царском

226

дворе, выезжая время от времени на родину. Он совершил ряд поездок по России, в частности на Кавказ. В его наследии немало картин, портретов и множество акварелей, отразивших парадный и частный быт царской семьи. Известны книжные илл. З. к лит. произведениям И. В. Гете, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ш. Петефи, Я. Ароня и др.

Особое место в творчестве З. принадлежит рис. и акварелям к средневековым лит. памятникам: к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1880-е) и к С. (1853). З. оказался первым иллюстратором С. Оригиналы рисунков З. не сохранились (не обнаружены); судить о них позволяют тоновые литографии, выполн. сначала в Петерб. литограф. заведении А. Мюнстера — для 1-го и 2-го изд. поэмыН. В. Гербеля«Игорь, князь Северский» (СПб., 1854 и 1855), а затем и более поздние литографии 1875. На каждой из четырех илл. без названий читаются две подписи лат. шрифтом, с одной стороны «Zichy 1953», с другой — «Jmp. Lith. di Munster». Первый лист помещен перед Предисл. к поэме, на нем представленыБоянс гуслями и с разбитым щитом у ног, а на заднем плане как бы в дымке — князья-воины, княгиня в смятении, половецкий хан с пленником. Перед текстом первой песни (по переводу Гербеля) изображен Игорь с дружиной на конях в момент затмения солнца; перед текстом пятой песни — битва Игоря с половцами, перед песнью одиннадцатой — встреча Игоря и Овлура с Донцом. Все эти картинки динамичны, занимательны, композиции их продуманны, они указывают на следование художника основному содержанию С. Вместе с тем илл. З. достаточно театральны и внешне декоративны. Они мало связаны с текстом. Напр., облик Игоря, бежавшего из плена, безмятежен, костюм и прическа его парадны и безупречны. Художник не был знаком с рус. традицией изображения ист. персонажей; в его илл. нет сколько-нибудь определ. этногр. и археол. окраски; р. Донец (в облике почтенного старца) приданы черты известной эллинистич. скульптуры, олицетворяющей р. Нил.

В 1875, когда З. находился в Венгрии, с трех его рисунков были выполнены по заказуА. И. Шарлеманяновые литографии к 5-му изд. поэмы Гербеля (СПб., 1876). Эти илл. дополнены тремя рис. Шарлеманя и отпечатаны в литогр. картогр. заведении А. Ильина. Формат книги здесь увеличен, расположение картинок изменено, сцена затмения солнца исключена (она заменена Шарлеманем); все илл. получили рус. названия и подписи — «Зичи» (или «А. Шарлемань»). В этом изд. заново литогр. рисунки З. потеряли присущую им мягкую живописность.

Илл. З были созданы художником, почти не знакомым с рус. нац. искусством. В среде исследователей С. и худ. критиков илл. к поэме Гербеля не нашли признания (см.:Барсов. Слово. Т. 1. С. 461). Интерес к картинкам З. возник в XX в. в связи с изучением рус.-венг. культурных контактов XIX в.

Воспроизведения: Игорь, князь Северский: Поэма // Пер. Николая Гербеля. СПб., 1854 (то же: 2-е изд. СПб., 1855; 5-е изд. с доп. илл. А. И. Шарлеманя — СПб. 1876;Пини. Слово. С. 142 и 212).

Лит.: Сидоров А. А.Искусство русской книги XIX—XX веков. // Книга в России. Ч. 2. XIX век / Под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова. М., 1925. С. 245—246;Беркович И.Иллюстрации Михаила Зичи к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ.

227

1958. Т. 14. С. 576—580;Berkovits I.Michaly Zichy: Leben und Werk. Budapest, 1964;Алешина Л.Михай Зичи. М., 1975; Худож. СССР. Т. 4, кн. 1.

О. А. Белоброва

  1. зичи михайвенг. график живописец. Иллюстратор. В и с работал в России. Автор выразит. виртуозных по исполнению иллюстраций к произв. М. Ю. Лермонтова Ш. Руставели У. Шекспира и д...Российский гуманитарный энциклопедический словарь