Энциклопедия русской эмиграции

МОГИЛЯНСКИЙ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

(18.12.1871, Чернигов 1933, Прага) этнограф, антрополог. Отец судебный деятель. В 1889 окончил черниговскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Слушал лекции Д.Менделеева, П.Лесгафта, П.Фан-дер-Флита и др. На последних курсах специализировался по географии и антропологии. В 1893 окончил университет с дипломом 1-й степени. Испытывая особый .интерес к антропологии, поступил на 2-й курс Военно-медицинской академии, однако и здесь уровень образования не удовлетворял требованиям М* и весной 1894, сдав экзамены, он решил оставить академию. В июне того же года отправился в Берлин, прослушал ряд лекций в университете. Здесь он познакомился с социалистическим движением, бывал на собраниях социал-демократов. В августе, получив известие о кончине отца, вернулся в Чернигов; начал работать в земской статистике. Через год снова выехал за границу: Берлин, Женева, затем обосновался в Париже. До 1897 проходил курс обучения в «Ecole dAnthropologie», поступил в лабораторию профессора Л.Мануврие; специализировался по антропологии, археологии и этнографии. Первая научная работа «Etude sur les ossementes humious de la grolta sepul crale ge Livry-surVesle» была напечатана в «Revue de lEcole dAnthropologie de Paris». В мае 1897 вернулся в Петербург. С 1898 работал в Музее антропологии Академии наук. Тогда же началась его педагогическая деятельность: в 1898-1910 М. преподавал географию в Учительском институте и 1-м кадетском корпусе. В конце 1901 перешел на службу в Русский музей в качестве хранителя этнографического отдела, курировал район Центральной России. Работа отдела была ориентирована на создание «этнического портрета» каждого из народов Российской империи. Этот исследовательский подход соответствовал замыслам М* полагавшего, что объектом этнографической науки должен быть «народ коллективная единица этнический индивидуум, поражающий исследователя изумительным блеском своих особых, ему одному свойственных граней своего быта внешнего и духовного». В 1902-7 неоднократно выезжал в экспедиции для сбора этнографического материала. В 1900-2 М. заведовал научным отделом журнала «Мир Божий», печатал статьи в журналах «Библиотека для самообразования», «Журнал для всех», «Образование», «Сборник Музея антропологии и демографии» и др. С 1907 М. состоял профессором педагогических курсов военного ведомства при Военнопедагогическом музее в Петербурге, в том же году был избран на кафедру географии и этнографии Высших женских курсов М.ЛохвицкойСкалон (в обоих учебных заведениях работал до конца 1918, когда они были закрыты по распоряжению большевистской власти). В 1907-8 М. знакомился с музейным делом в Швеции, Норвегии, Дании, присутствовал на открытии «Nordiska Museet» в Стокгольме. Был избран действительным членом Российского географического общества. Научные установки М. вступали в противоречие с теоретическими посылками российской этнографии, связанными с устаревшей, заимствованной из Западной Европы парадигмой эволюционизма. В 1916 он опубликовал в журнале «Живая старина» программную статью «Предмет и задачи этнографии», где настаивал на необходимости поставить в центр внимания этнографии не вопросы культуры, как это предусматривалось традиционными подходами, а проблему установления «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов». Именно этнос, полагал он, и составляет подлинную базу этнографии, единственное, «что поможет сохранить ее в качестве науки». Сформулированное в статье М. понимание предмета этнографии, ее задач, места в системе наук оказалось в центре ожесточенной дискуссии, результаты которой не были обнадеживающими: сторонники эволюционизма, не желавшие уступать своих главенствующих позиций, выхолостили содержание диспута, придав ему характер спора о терминах. Идеи одного из наиболее интересных российских этнологов рубежа веков остались невостребованными. По своим политическим взглядам М. принадлежал к либеральной интеллигенции, был членом кадетской партии. Присутствовал в качестве делегата от Украины на 8-м съезде партии в мае 1917, возражал против положений проекта Ф.Кокошкина по национальному вопросу. Выступая решительным противником сепаратизма, М. тем не менее отстаивал принцип децентрализации, федерализма, культурной автономии Украины. В 1918 входил в правительство гетмана П.Скоропадского (товарищ государственного секретаря. В мае 1920 М. выехал в Константинополь, спустя месяц перебрался в Париж.М. стал редактором журнала «La jeune Ukraine», выпустив 5 номеров. В целях борьбы с украинскими сепаратистами и противодействия проводимой ими в европейских странах пропагандистской кампании создал немногочисленную организацию Украинский национальный комитет. В сентябре 1920 был вызван в Крым на совещание по украинскому вопросу с представителями администрации генерала Врангеля. Принимал участие в работе Парижской кадетской группы. В годы эмиграции М. не прекращал своей научной и педагогической работы. В 1921-23 он преподавал в Сорбонне (Faculte des Sciences), в «Lyc6e Henri IV» и «Lyc6e Janson de Sailly». Позднее, обосновавшись в Праге (1923), он читал лекции в Русском педагогическом институте Яна Каменского (1923-26), в Русском народном университете (1924-26), в Русском институте сельскохозяйственной кооперации (1926). Был членом Русской академической группы в Париже и Праге, членом Педагогического бюро в Праге. Участвовал в работе съезда русских ученых (окт. 1921, Прага). Публиковал статьи и библиографические заметки в различных органах печати: «Последние новости», «Руль», «Общее дело», «Сегодня», «Родное слово», «Голос минувшего», «Звено», «Архив русской революции», «Научные труды Русского народного университета в Праге», «Slavia», «Prager Presse» и др.М. был автором книг: «Основы антропологии», «Украина во время мировой войны», «Воспоминания о Петербургском университете 90-х годов». М. жил в Праге одиноко, его жена и дочь остались в России. Он получал профессорскую стипендию от чехословацкого правительства. Можно предположить, что отъезд М. и С.Широкогорова ученых, наиболее продвинувшихся в разработке теоретических подходов к изучению этноса стал одной из причин, в силу которых в отечественной этнологии на несколько десятилетий практически угас интерес к этносу как объекту научного изучения.

  1. могилянский николай михайловичМогилянский Николай Михайлович сотр. журн. Мир. Божий х гг.Псевдонимыi Н. М. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена