Энциклопедия русской эмиграции

ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ

(13.10.1864, Москва 4.1.1956, Нью-Йорк) композитор. Из семьи мелкого торговца. Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов С.Танеев, А.Аренский, В.Сафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции Н.Римского-Корсакова). С 1896 жил в Москве. Сотрудничал с Художественным театром (муз. к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Снегурочка» А.Островского). С 1903 заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных. Г. начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы. Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова. В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл. партии выступал Ф.Шаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и т.д. Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г. по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и т.д.), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии. Со 2-й половины 1890-х Г. обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора. В русский период своей жизни он, вместе с А.Кастальским, являлся крупнейшим представителем т.н. «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви «школы Синодального училища». Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала). В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г. писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе»... Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении». В другом выступлении на ту же тему Г. развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь... Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1). В «русский период» Г. создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор. 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом. Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье. В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г. дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века. В конце 1900-х начале 1910-х Г. пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по М.Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С.Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш.Бодлера и русских поэтов-символистов. В 19 10-х Г. пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред. 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. с хором 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным). Г. сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти Н.Баумана), а потом Февральскую революцию (совм. с К.Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России»). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке. За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы Н.Кошиц. В зарубежный период Г. были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М.Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение). Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-е 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением С.Кусевицкого, премьера одной из малых месс в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л.Стоковского. В России духовная музыка Г. зарубежного периода, как и др. его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г. с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз.). Г. скончался в возрасте 91 года. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива в Музее музыкальной культуры им.М.Глинки.

  1. гречанинов александр тихоновичГречанинов Александр Тихонович выдающийся композитор. Родился в г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до го класса Гречанинов оставил гимназию и поступил в г. в москов...Биографический словарь
  2. гречанинов, александр тихоновичкомпозитор. Род. в г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения струнный квартет музыка к Снегурочке Островского Царю Федору и Иоан...Большая биографическая энциклопедия
  3. гречанинов александр тихоновичГречаниновstrong Александр Тихонович [. Москва . НьюЙорк] русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской у strongВ. И. Сафонова А. С. Аренского С....Большая Советская энциклопедия II
  4. гречанинов александр тихоновичГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович российский композитор. Музыка для детей в т. ч. оперы. С жил за границей. Романсы хоры опера Добрыня Никитич песни фортепианные пьесы....Большой Энциклопедический словарь V
  5. гречанинов, александр тихоновичАлександр Тихонович российский композитор. С жил за рубежом. Наиболее известна музыка для детей фортепьяно вокала оперы удачно сочетающая художественные и инструктивн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. гречанинов александр тихоновичГРЕЧАНИНОВstrong Александр Тихонович рус. композитор. По его признанию начал сочинять романсы в Моск. консерватории учась у С. И. Танеева крому в показал первый законче...Лермонтовская энциклопедия
  7. гречанинов александр тихоновичГречанинов Александр Тихонович Москва НьюЙорк композитор. Из семьи мелкого торговца. Учился в Московской консерватории закончил Петербургскую консерваторию по классу ...Москва (энциклопедия)
  8. гречанинов александр тихоновичX Москва I НьюЙорк С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг. А. Гречанинов Было в ег...Музыкальный словарь
  9. гречанинов, александр тихоновичГречанинов Александр Тихонович композитор. Род. в г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения струнный квартет музыка к Снегурочк...Энциклопедический словарь
  10. гречанинов александр тихоновичкомпозитор. Род. в г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения струнный квартет музыка к Снегурочке Островского Царю Федору и Иоан...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  11. гречанинов, александр тихоновичГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ русский композитор живший после во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился октября в ...Энциклопедия Кольера II