Энциклопедия мифологии

ПУП ЗЕМЛИ

ПУП ЗЕМЛИ

мифопоэтический символ центра. Как таковой П. з. служит опорой других символов центра (например, мировой оси) или их вершиной (он обозначает вершину мировой горы или место, к которому пристал ковчег, когда стали спадать воды мировогопотопа).В рамках мифологическо-космической концепции, устанавливающей соответствия между элементами микрокосма и макрокосма (глаза - солнце, волосы - растения, кости - камни и т. п.), пуп занимает место, в котором совмещаются оба соотносимых объекта: пуппервочеловекаи есть пуп вселенной (ср. как исключение возникновение из пупа первочеловека Пуруши воздушного пространства - РВ Х 90, 14). Идёт ли речь о человеческом или космическом пупе, он обозначается одним словом (ср. рус. пуп, нем. Nabel, англ. navel, др.-греч. 'ομφαλός, др.-инд. nabhi). Особая сакральность П. з. объясняется его связью с родовым местом, с тем, что он несёт на себе след происхождения человека, вселенной (расширяющейся после взрыва: ср. др.-инд. nabh-, «взрываться», «лопаться») и земли (в некоторых центральноазиатских традициях она разрастается вокруг П. з. как своего центра). В отличие от других категорий моделирования пространства (ср. в связи с этим ст. осередине мира.репрезентацией которой является и П. з.), П. з. предельно отвлечён, геометричен и метафизичен, он служит идеальным мыслимым центром в медитативном трансе (напр., в буддийских и византийских мистических созерцаниях; считалось, что через созерцание собственного пупа можно изолироваться от «возмущающего» влияния субъективных факторов и охватить десубъективизированный мир как единое целое).
Согласно Страбону, в Дельфах встретились посланныеЗевсом свостока и с запада два орла. В память об этом обретённом сакральном центре в середине дельфийского храма был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам шара. У древних евреев священный щит имел форму пупа (выступ в центре круглого щита назывался пупом или словом того же корня в древнегреческом и латинском языках).В ряде традиций П. з. отмечается каменными полусферами (пол-яйца) или особыми межевыми камнями (в Южной Индии они называются «пуповыми камнями», ср. лат. umbo, «межевой камень» при umbilicus, «пуп»). В ряде традиций (напр., у индейцев суньи) существуют особые мифы, посвящённые теме отыскания П. з., и технология определения центра. У некоторых американских индейцев этот поиск мотивируется представлениями о происхождении племени из пупа или пупа - лона земли.
Распространён образ П. з. и в азиатских традициях. Так, в одной якутской легенде рассказывается о «спокойном месте - жёлтом П. восьмиугольной матери земли». Из П. растёт цветущее дерево с восемью ветвями: его кора из серебра, сок из золота, из кроны сочится божественный напиток с жёлтой пеной, утоляющий голод и жажду и устраняющий горе и печаль. В других легендах этот П. з. отмечает место рождения первого человека («белого юноши»). Понятие П. з. часто встречается в индийских ритуальных текстах («Этот алтарь - крайняя граница земли, это жертвоприношение - пуп мироздания», РВ I 164, 35). П. з. - это место, в котором пребываетАгни,когда он на земле, иногда в нём локализуетсяВивасват(I 139, 1). В странах юго-западной Азии и Дальнего Востока известно много примеров приурочения образа П. з. к храмам, святилищам, алтарям или к трону божества, особенно матери-земли. П. з. фигурирует в ряде финноязычных мифологий, В частности, в заговорах против болезней упоминается не только сам П. з., но и мотив его вырывания из земли.
П. з. может рассматриваться и как вход в лоно, в чрево, в преисподнюю. Так, например, у древних греков, кроме Дельф, П. з. считался и город Энна в центре Сицилии, где находился храм Деметры в память о том, что в этом месте Аид похитил Персефону. В связи с подобными представлениями пуп нередко табуируется, служит объектом оберегов и запретов. Считается, что злая сила внедряет в человека болезни и пороки именно через пуп. В одной тюркской мусульманской легенде рассказывается, что, увидев первого человека, дьявол плюнул ему в желудок, ноаллахвычистил плевок, отчего П. до сих пор имеет вид рубца, шрама.
Пуповину часто считают определяющей судьбу человека. Маори вешают пуповину новорожденной на ветвь священного дерева, чтобы, выросши, она стала плодовитой. Индейцы чироки хранят пуповину девочки под ступкой для растирания зерна, считая, что это сделает её искусной в печении хлеба. Туземцы Западной Австралии топят пуповину мальчика в воде: это поможет ему стать хорошим охотником. Древние германцы считали, что ребёнок, съевший свою пуповину, становится умным, а у испанцев бытует представление о том, что ребёнок, чья пуповина съедена каким-либо животным, вырастает плохим человеком.
Лит.:Худяков И. А., Верхоянский сборник, «Записки Восточносибирского Отдела Русского Географического Общества», т. 1, в. 3, Иркутск, 1890, с. 18, 112, 132, 144, 152; Hocart A. М., Kingship, L., 1927, ch. 14; Нarva U., Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker, Hels., 1938; Butterworth E. A. S., The Tree at the navel of the earth. В., 1970.
Д. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Синонимы:
главный, на певом месте, номер один, центр


  1. пуп землиПуп земли В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина в центре Палестины Иерусалим в центре Иерусалима храм в центре храма святое святых алтарь а в цен...Словарь крылатых слов и выражений
  2. пуп землиИрон. Центр средоточие самого главного самого важного о комлибо или о чмлибо. [Сержаem] чтото последнее время зансся да да! Ни самом деле решил что он понимаешь ли пуп ...Фразеологический словарь русского литературного языка
  3. пуп землиПУП ЗЕМЛИ [NPu singu only often subjcomplu with copula subju usu.u human or collectu may be used with plu subju fixed WOu] said sarcastically of s.o.u who considers hims...Большой русско-английский фразеологический словарь
  4. пуп земли. Разг. Ирон.em О комл. о чмл. являющемся а чаще считающем себя центром средоточием чегол. самым важным на свете. ФСРЯ ЗС . . Жарг. морскem. Точка на земле где начинае...Большой словарь русских поговорок
  5. пуп землисвященный центр мира. См. ГОЛГОФА.Источник Энциклопедия Русская цивилизация главный на певом месте номер один центр...Русская энциклопедия
  6. пуп землиглавный на певом месте номер один центр...Русско-ивритский словарь
  7. пуп землиирон centro do UniversoСинонимы главный на певом месте номер один центр...Русско-португальский словарь
  8. пуп землисогласно позднеантичному предположению центр Земли вторичное значение символизируемое каменным памятником Омфал восходящим предположительно к догреч. периоду и служившим ...Словарь античности
  9. пуп землиОлицетворяет космический центр из которого питается вселенная убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место где сообщаются три мира. Каждое священное...Словарь символов
  10. пуп землипуп земли центр главный на певом месте номер один Словарь русских синонимов. пуп земли сущ. колво синонимов главный на первом месте номер один центр Словарь сино...Словарь синонимов II
  11. пуп землипуп земли центр главный на певом месте номер один...Словарь синонимов
  12. пуп землиСр.em Так трактир Македония вам неизвестен. Это пуп землиem фараонской. Каждый день чем свет все хоры здесь выручку делят.П. Боборыкин. Из новых. . Ср.em Царьград тетень...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  13. пуп землиПупъ земли. Ср.em Такъ трактиръ Македоня вамъ неизвстенъ. Это пупъ землиem фараонской. Каждый день чмъ свтъ вс хоры здсь выручку длятъ.П. Боборыкинъ. Изъ новыхъ. . Ср.em...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  14. пуп землипуп земл...Українсько-російский і російсько-український фразеологичний словник (Олейник І. С., Сидоренко М. М.)
  15. пуп земликрыл. сл. В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина в центре Палестины Иерусалим в центре Иерусалима храм в центре храма святое святых алтарь а в цен...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  16. пуп землиПуп земли по средневековым преданиям город Иерусалим этот взгляд основывается отчасти на словах псалмопевца LXXIII ст. Бог же царь наш прежде века содела спасение по ср...Энциклопедический словарь
  17. пуп землипо средневековым преданиям город Иерусалим этот взгляд основывается отчасти на словах псалмопевца LXXIII ст. Бог же царь наш прежде века содела спасение по среде земли а...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона