Энциклопедия мифологии

ДАВИД

ДАВИД

(евр. Dâvîd, возможно, «любимец»), царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 - 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см.Мессия).
Согласно ветхозаветному повествованию, Д. - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из коленаИуды),пастух; предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве (1 Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях: Д. был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (16, 14-23); Д. снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.
Рассказ о поединке Д. и Голиафа (1 Царств 17), отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа». Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним. И только юноша-пастух Д., оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя...бога воинств израильских», - Д. поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Д. отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам: филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (2 Царств 21, 19), победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Д.- его позднее прозвище.
Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Д. стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Д. для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч»). Царь замышляет убить Д. Далее идёт полное драматизма описание преследования Д. Саулом. Д. бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Д. держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Д. удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (1 Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Д. же провозглашён царём в Хевроне (т. е. над Иудеей); «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет» (2 Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Д. их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Д. же провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.
Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Д., о завоевании у иевусеев города Иерусалима («град Давидов») и перенесении сюда ковчега завета, о попытке воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях. Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятия Д. сопровождаются «вопрошанием» Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведённой по повелению Д. переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Д. навлёк «гнев Яхве», который насылает на израильтян в наказание моровую язву; ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того, как Д. ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Д. построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Д., что храм будет дано воздвигнуть не Д., но его потомку).
Д. изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Д. к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть. Яхве наказывает Д. смертью младенца, рождённого Вирсавией; однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Д., как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома); перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Д. вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом); Д. оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Д. - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Д. назначить наследником Соломона.
Ветхозаветный образ Д. противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы - современники Д. воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Д. В дальнейшем, когда положение династии Давидидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве ещё при жизни Саула сам помазал на царство юношу Д., младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (1 Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Д. как мессии («помазаннике») и о богоизбранности не только Д., но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Д. Самуилом потомком Д. считали помазанниками божьими.
В книге израильского пророка Амоса (6, 5) Д. упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции Д. приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь). В книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9) - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова» (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Д., потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» - Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Д. - только в силу такого происхождения Иисус (как и Д., родом из Вифлеема), будучи «помазанником» (букв. значение слова «Христос»), имел право на «престол Давидов» и царский титул (Лук. 1, 27-33).
В духе богословского т. н. типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Д. оказывается всего лишь «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Д. истолковываются как спасительные деяния Иисуса (напр., поединок с Голиафом - как поединок Христа с антихристом). Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Д., выражено в средневековой каббалистической книге «Зогар»: царь Д. был на этом свете и будет царём в грядущем времени. Ожидание пришествия «помазанника» (самого Д. или его потомков) - один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально - проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.
Внешности Д. уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (1 Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга «Берешит рабба» 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Д., которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот «рыжий» будет проливать кровь, какИсав,о котором рассказывали, что и он был красным; однако бог успокоил пророка, сказав, что Д. будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Д. были цвета радуги и блестели, но после «греха» (с Вирсавией?) стали тускнеть.
Лит.:Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ. 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Weill К., La cité de David, [t. 1-2], P., 1947; Desnoyers L., Histoire du peuple hébreu, des Juges a la captivité, t. 2, P., 1930; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.
Образ Д. широко представлен в европейском искусстве. Наиболее популярно изображение Д. как победителя Голиафа (пластика раннехристианских саркофагов, росписи в римских катакомбах, скульптура собора в Реймсе, 13 в., позднее - статуи Донателло, А. Верроккьо, Микеланджело, у которого образ Д. отличается мощью и героичностью; в живописи 15-18 вв.- картины А. Поллайоло, Я. Тинторетто, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, П. Ластмана, Н. Пуссена и др.). Часто Д. предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири - т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.; картины «Д. играет на арфе перед Саулом» Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других художников).
Широко разрабатывается в живописи и круг сцен, связанных с любовью Д. к Вирсавии (картины X. Мемлинга, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Ластмана, Я. Йорданса, Пуссена, Рембрандта, Дж. Б. Тьеполо и др.). Среди других сюжетов, отражённых в живописи, - «Самуил помазывает Д. на царство» (П. Веронезе, К. Лоррен, Тьеполо), «Авигея перед Д.» (Мартен де Воc, Ф. Бассано, Рени, Рубенс, Гверчино и др.), «Д. и Ионафан» (Рембрандт) и др. Создаются циклы, посвящённые разным эпизодам жизни Д. (фрески Рафаэля и его учеников в ватиканских лоджиях, фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе и др.).
В художественной литературе сюжету поединка Д. с Голиафом посвящён ряд драматических произведений уже в 16 в.; в числе произведений 20 в. на этот сюжет - драма А. Пауля «Д. и Голиаф». Ещё большей популярностью пользовалась в драматургии начиная с 16 в. (Г. Сакс) история любви Д. к Вирсавии (в 19 в. - произведения А. Мейснера, Э. фон Гартмана и др., в 20 в. - Л. Фейхтвангера, А. Гейгера, М. Бетхера и др.). Драматические столкновения Д. и Саула послужили сюжетом трагедий Вольтера и Альфьери, драмы Ф. Рюккерта и др. произведений. Всю историю Д. пытались освоить в 17 в. Л. Мазюр (в его трилогии Д. наделён чертами молодого протестанта-гугенота), Й. ван дер Вондел («Царь Д.»), А. Коули, в 18 в. - Г. Лемс (его трёхчастный роман - первый опыт обращения к истории Д. в прозе), позднее - Ш. Коген, И. Нейман, Р. Беер-Гофман, Г. Шмитт. Переложение псалмов Д. сделано многими поэтами, в т. ч. русскими (Симеон Полоцкий, 17 в., «Псалтырь рифмованная» которого была положена на музыку В. Титовым; М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков); в виде вставок даны псалмы и в экспрессионистской драме 20 в. Р. Зорге «Царь Д.». Трагедию музыканта-гения, обреченного стать царём, показал в своей драме X. X. Янн.
Среди композиторов, обращавшихся к истории Д. в 15-17 вв., - Жоскен де Пре, Г. Шюц; в числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье «Д. и Ионафан», А. Кальдара («Кающийся Д.»), Н. Порпоры («Д. и Вирсавия»), И. Рейтера, П. А. Гульельми («Триумф Д.»), оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Бизе «Д.». Наиболее значительные из произведений 20 в. - симфоническая поэма Й. Вагенара «Саул и Д.», оратория А. Онеггера «Д.», симфония М. Авидома «Д.», оперы Л. Кортезе «Д., царь-пастух» и Д. Мийо «Д.». В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), А. Шёнберг и другие композиторы.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Давид.


Давид.
Бронзовая статуя работы Донателло.
1440—43.
Флоренция.
Национальный музей.

Давид.


Давид.
Скульптура Микеланджело.
1501—04.
Флоренция.
Галерея Академии художеств.

Давид с головой Голиафа.


Давид с головой Голиафа.
Картина Караваджо.
1605—10.
Рим.
Галерея Боргезе.

Прощание Давида с Ионафаном.


Прощание Давида с Ионафаном.
Картина Рембрандта.
1642.
Ленинград.
Эрмитаж.


Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1605-1606 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.


Синонимы:
имя


  1. давидДавидstrong е. любимый....Ты и твоё имя (список имён)
  2. давидум. до н.э. По Библии ум. до н.э. Пастух наемный воин разбойник лирический певец ритуальный танцор многоженец победитель Голиафа прелюбодей завоеватель строитель импери...100 великих евреев
  3. давидДавид виднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программ...1000 биографий
  4. давидвиднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.д. ...1000+ биографических данных - словарь
  5. давидмуж. Дающий знание....Армянские имена
  6. давидкон. в. до н. э. ок. до н. э. царь Изр.Иуд. госва. Прославляется церковью как кроткий праведник хотя из библ. описания его жизни видно что это был вероломный и жестоки...Атеистический словарь
  7. давидкон. в. до н. э. ок. до н. э. царь Изр.Иуд. госва. Прославляется церковью как кроткий праведник хотя из библ. описания его жизни видно что это был вероломный и жесток...Атеистический словарь II
  8. давидДавид повидимому брат отца или любимец. I.strong ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕД. был младшим из восьми сыновей Иессея вифлеемлянина из колена Иуды Цар и след. Пар правнук...Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. давидт.е. возлюбленный. Младший сын Иессея рожденный в Вифлееме около г. до Р.Хр. царь израильский и иудейский г. До Р.Хр. Его история подробно описана в Цар. Цар. Цар. ...Библейский энциклопедический словарь
  10. давидвозлюбленный Цар. был младший сын Иессея из колена Иудина правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился по мнению большинства историков в году до Р.Х. в г.Вифлееме. Г...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  11. давидДавид возлюбленный младший восьмой сын Иессея из колена Иудина великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств от Цар. до Цар. и в Пар. . Как полаг...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  12. давидредакт. газ. Голос в Варшаве г.ВенгеровСинонимы имя...Большая биографическая энциклопедия
  13. давидимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  14. давидДавид ружейный мастер. Франция. XVIII в....Большой словарь оружия
  15. давидвласна назва мен. чол. родуДавыдвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  16. давидЕрмопольский в. преподобный бывший разбойник. Память вПравославной церкви сентября....Большой энциклопедический словарь II
  17. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племен...Большой энциклопедический словарь III
  18. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племе...Большой Энциклопедический словарь V
  19. давидд.вр. мя Dauid коханий улюблений. Давидко Давидонько Давидочко. Був у Давида брат Роман був вн князь Смоленський . Франко Уже кращого бочкаря як Давид Каневський що жив...Власні імена людей
  20. давидполулегенд. царь Израильскоиудейск. госуд. кон. в. ок. до н.э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозр. в измене бежал в степи Юж. Палестины а затем поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. давидполулегенд. царь Израильскоиудейск. госуд. кон. в. ок. до н.э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозр. в измене бежал в степи Юж. Палестины а затем поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. давидмуж. Давид означает любимый друг. Давид был вторым царм Израиля от него происходят еврейские цари и царь Машиах будет из дома Давида....Еврейские мужские имена
  23. давидцарь ИзраильскоИудейского государства в конце в. около до нашей эры. Создал централизованную державу победив филистимлян и другие соседние племена провел перепись насе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. давидДавид царь ИзраильскоИудейского государства который правил около лет конец в.Ч около г. до н.э. Давид выходец из иудейского города Вифлеем пастух. Во время царствова...Исторический словарь
  25. давидДАВИД а м. davide. Во французских картах в. король пик. На картах этого типа фигуры изображались в виде исторических или библейских персонажейem. Ироиком. поэма . Повин...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. давидвиднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.д. ...Исторический справочник русского марксиста
  27. давидНачиная с зари цивилизации и до наших дней Давида изображают играющим на арфе которая в древние времена была киннором. Судя по дошедшим до нас многочисленным текстам он б...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  28. давидДавид евр. младший сын пастуха Иессея ставший царем израильскоиудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя победив в поединке вел...Мифологический словарь
  29. давидНачальная форма Давид единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. давидАНАХТ НЕПОБЕДИМЫЙ ок. пол. в. армянский философнеоплатоник. Получил образование и преподавал в Византии. В х в. вернулся в Армению и возглавил т.н. грекофильскую шко...Новейший философский словарь II
  31. давидДавид David ум. ок. г. до н.э. второй царь Израиля ок. ок. . В библейских текстах изображается как певецарфист при дворе царя Саула или как победитель филистимлянского в...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  32. давидДавидstrong а м. разг. Давыд а. Отч. Давидович Давидовна разг. Давидыч. Производные Давидка Давидок Додя Дава Видя Давыдка Давыдок. [Др.евр. имя Dauid любимый.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  33. давидДавид Давид а царь библ. Давид и Голиаф Давид и Ионафан...Орфографический словарь
  34. давидДавид менник чоловчого роду стота мя...Орфографічний словник української мови
  35. давидДавидвозлюбленный Цар. был младший сын Иессея из колена Иудина правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился по мнению большинства историков в году до Р.Х. в г.Вифлее...Полная популярная библейская энциклопедия
  36. давидОрфографическая запись слова давид Ударение в слове Давид Деление слова на слоги перенос слова давид Фонетическая транскрипция слова давид [двит] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  37. давидДавид да дов....Правописний словник Голоскевича
  38. давидконец в. до Р.Х. ок. г. до Р.Х.святой память в первое воскресенье после праздника Рождества Христова царь израильский автор многих знаменитых псалмов прославляющих Бог...Православный энциклопедический словарь
  39. давидНа Давида не зич у жида.Свято Давида липня. Не позичай нколи у жида.Ой сину Давидв хлб би ся тоб привидв.Говорять тому що не хоче сти псний хлб....Приповідки або українсько-народня філософія
  40. давидкон. II тыс. до н.э. ок. до н.э. израильскоиудейский царь создатель централизованного государства со столицей в Иерусалиме. Ветхозаветное повествование придает ему чер...Религиоведческий словарь
  41. давидДавид а царь библ. Давид и Голиаф Давид и Ионафанem Синонимы имя...Русский орфографический словарь
  42. давидСинонимы имя...Русско-китайский словарь
  43. давидЖак Луи франц. живописец пионер классицизма. В период своего первого пребывания в Риме изучал труды Винкельмана копировал антики работу с которыми он воспринимал ка...Словарь античности
  44. давидПобедитель Голиафа...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  45. давидОйстрах Тухманов...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  46. давидДАВИД евр. David. Мужское имя любимый. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. имя...Словарь иностранных слов русского языка
  47. давидДавид а муж.em разг.em Давыд а.Отч.strong Давидович Давидовна разг.em Давидыч. Производныеstrong Давидка Давидок Додя Дава Видя Давыдка Давыдок. Происхождениеstrong Др.ев...Словарь личных имен
  48. давидНастоящее имя ШтейнбокuПериодические изданияi Невская Звезда Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  49. давидЦарь Израиля и Иудеи начало X в. до н.э. завоевавший Иерусалим и изгнавший филистимлян. Бог обещал ему вечное потомство. Его сын Соломон построил Иерусалимский храм. Трад...Словарь религий, обрядов и верований
  50. давидДавид любимый Давыд Давидка Давидок Додя Дава Видя Словарь русских синонимов. давид сущ. колво синонимов имя Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы имя...Словарь синонимов II
  51. давидДавид любимый Давыд Давидка Давидок Додя Дава Видя...Словарь синонимов
  52. давидh Давидbig сущ.муж.одуш.i ед.им. ДавидС загл....Словарь языка Грибоедова
  53. давидевр. возлюбленный второй царь Иудейский и Израильский правивший в XIХ вв. до Р.Х. Выходец из Вифлеема Иудейского младший сын Иессея см. Древо Иессеево. Помазан на царство...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  54. давидЦАРЬДАВИД...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  55. давид. библ. XIX вв. до н. э. царь ИзраильскоИудейского государства в знач. см. тж ДАВИДЦАРЬ ЦАРЬДАВИД День и ночь пойдут Давиды Да священники в енотах Да рыданье панихиды В...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  56. давидДАВИД . библ. XIX вв. до н. э. царь ИзраильскоИудейского государства тж в знач. нариц см. тж ДАВИДЦАРЬ ЦАРЬДАВИД День и ночь пойдут Давиды Да священники в енотах Да рыд...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  57. давидДАВИД см. ЦАРЬДАВИД...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  58. давид.полулегендарный царь Израильскоиудейского госва кон. в. ок. до н. э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозренный в измене бежал в степи Юж. Палестины а за...Советская историческая энциклопедия
  59. давидДАВИД Рене французский ученый специалист в области сравнительного правоведения. Фундаментальный труд Основные правовые системы современности. Сравнительное право е изд...Современная энциклопедия
  60. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в конце в. около до нашей эры. Создал централизованную державу победив филистимлян и другие соседние племена провел перепис...Современная энциклопедия
  61. давидДАВИД Ярославский ум . благоверный князь сын святого Феодора Смоленского чудотворец. Память в Православной церкви марта и сентября октября....Современный энциклопедический словарь
  62. давидДАВИД Фелисьен французский композитор. Пропагандировал идеи сенсимонизма. Творчество романтического характера. Сочинения Давида на ориентальные темы вызвали большой инте...Современный энциклопедический словарь
  63. давидДАВИД Ермопольский в . преподобный бывший разбойник. Память в Православной церкви сентября....Современный энциклопедический словарь
  64. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племен...Современный энциклопедический словарь
  65. давидДАВИД David Герард между и нидерландский живописец. Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи в. сочетал с мягкой поэтичностью настроения Суд К...Современный энциклопедический словарь
  66. давидДАВИД Гареджийский Иверский в. христианский монах ученик Иоанна Зедазнийского пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства один из основателей грузинск...Современный энциклопедический словарь
  67. давидДАВИД в миру Димитрий Сербский в . князь преподобный основатель монастыря в Бродарове на реке Лиме племянник Стефана Сербского. Память в Православной церкви сентября о...Современный энциклопедический словарь
  68. давидДАВИД David Рене французский ученый специалист в области сравнительного правоведения. Главный труд Основные правовые системы современности. Сравнительное право русский ...Современный энциклопедический словарь
  69. давидДАВИД David Жак Луи французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности исполнил строгие по композиции и ритму произведен...Современный энциклопедический словарь
  70. давидЦарь Иудеи в гг. до Р. Х. Царь Израиля в гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей. После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула Он велел прор...Справочник. Все монархи мира. Древний Восток
  71. давидDavid гл. город зап. Панамы на р.Давид жителей . Был основан в г. как город золотодобытчиков является адм. центром пров. Чирики....Страны и города мира. Словарь
  72. давидУдарение в слове ДавидУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Давид...Ударение и правописание
  73. давидгреч.u миф.u Давид Микеланджело мраморная статуя работы Микеланджело. Для большей выразительности скульптор исказил пропорции тела между правой лопаткой и позвоночником...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  74. давидRzeczownik Давид Dawid David...Универсальный русско-польский словарь
  75. давидIЖак Луstrong франц. маляр представник класицизму учасник франц. революц придворний художник Наполеона I античн теми Клятва Горацвem сюжети повязан з епохою революц та ...Універсальний словник-енциклопедія
  76. давидI David Жак Лу франц. маляр представник класицизму учасник франц. революц придворний художник Наполеона I античн теми Клятва Горацв сюжети повязан з епохою революц та м...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  77. давидДАВИД ДАВИД Фессалоникийскийср. Vat. gr. f. v. кон. нач. в. греческий философ представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажа...Философская энциклопедия
  78. давидДавидdavid Жак Луи Париж Брюссель французский живописец портретист автор исторических картин представитель стиля ампирem. Сын коммерсанта. В гг. обучался в Королевско...Художественная энциклопедия
  79. давидВид Вади Ида Вад Давид Див...Электронный словарь анаграмм русского языка
  80. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племе...Энциклопедический словарь естествознания
  81. давидвторой царь израильский царствовал по общепринятой хронологии с по г. до Р. X. младший сын жителя Вифлеема Иессея. В отрочестве пас овец. Это не подавило в нем богатых ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  82. давидДавид David город на Западе Панамы административный центр провинции Чирики. тыс. жителей . Железнодорожная станция узел автомобильных дорог международный аэропорт. Предп...Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
  83. давидвеличайший из еврейских царей правивший с по гг. до н. э. утвердивший Иерусалим как вечную столицу страны и передавший в руки своего сына Шломо Соломона процветающее го...Энциклопедия иудаизма
  84. давидДАВИДок. ок. до н.э. второй царь Израиля но если включать в число израильских царей Иевосфея который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми колен...Энциклопедия Кольера II
  85. давидDAVIDБарселона Испания hБольшой любитель бобслея нового вида санного спорта испанец Хосе Мария Арманхэ Jose Maria Armangue переживал когда снега в горах не было. Однажды ...Энциклопедия легковых автомобилей 20-го века
  86. давидDavidРене французский ученый один из основателей сравнительного правоведения как самостоятельного направления в юридической науке. Профессор Парижского университета с г....Энциклопедия юриста