Библейская энциклопедия Брокгауза

ДАВИД

Давид (по-видимому,"брат отца" или "любимец").
I.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ
Д. был младшим из восьми сыновей Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды(1Цар 16:1, 10 и след.; 1Пар 2:13-16), правнуком Вооза и моавитянки Руфи(Руфь 4:18-22). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Д. показал себя человеком надежным и смелым(1Цар 16:12,18; 17:34-36), мужем по сердцу Господню(1Цар 13:14). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пр. Самуила помазать Д. в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Д. снизошел Дух Божий и почивал на нем(1Цар 16:1-13).
II.ПРИ ДВОРЕ САУЛА
Призванный к Саулу, Д. игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Д., пришедший в израил. войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруж. филистим. воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончат. взял его ко двору(1Цар 16:14 - 18:2). Как придворный и воин, Д. завоевал дружбу цар. сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что "с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида"(1Цар 18:7-9). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Д. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако хотя он и подверг Д. опасности во время войны с филистимлянами - причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Д. рисковать жизнью, - тот проявил себя человеком храбрым и мужественным(1Цар 18:3-30).Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, к-рое царь метнул в Д., и угроза попасть в темницу, от к-рой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Д., что примирение с Саулом невозможно(1Цар 19; 20).
III.БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Д. получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Д. хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным(1Цар 21; Пс 33:1; 55:1). Затем Д. искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Д. и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пр. Гада, идти в землю Иуды(1Цар 22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Д., повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единств. священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Д. в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника(1Цар 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Д. дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары(1Цар 23; 24; 26). Осознавая возможные последствия(1Цар 27:1), Д. с 600 воинами и обеими женами, на к-рых к тому времени женился(1Цар 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, к-рый предоставил ему для жительства Секелаг(1Цар 27:2-7). В последующие 16 месяцев Бог заставил Д. до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав т.о. доверие филистимлянина, Д. вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам(1Цар 27:8 - 28:2; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Д. взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Д. сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Д. захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Д. горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвящ. Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля(2Цар 1).
IV.ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ
После того как Д. вновь вопросил Господа, он двинулся (возм., с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Д. постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Д., к-рый прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончат. соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь т.о. отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Д. тотчас же приказал их казнить(2Цар 2-4). После семи лет царствования Д. над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Д. на царство(2Цар 5:1-5; 1Пар 11:1-3; 12:23-40).
V.ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ
После воцарения Д. первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, располож. на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, т.наз. "градом Давидовым" - с воен. и политич. т.зр. необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Д. заново укрепил город, и приказал соорудить там цар. дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей(2Цар 5:6-16; 1Пар 3:4-9; 14:1-7). Как только первые победы обеспечили Д. внешнеполитич. спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религ. столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме(1Цар 7:1). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Д. все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжеств. процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию(ср. Пс 23; 131). В пути сам царь, облаченный в священнич. накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Д. перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной(2Цар 6; 1Пар 13; 15 и след.). Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Д. были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарств. песнь Господу, в честь перенесения ковчега(1Пар 6:16-32; 9:22; 16:4-42; 23:1 - 26:28). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях зап. и вост. Иордана(1Пар 26:29-32). В связи с этим могло быть окончат. проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином(Чис 35:6 и след.; Нав 20:7 и след.)выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку нек-рые из соотв. городов (напр., Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Д. подпали под власть израильтян. Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротвор. царства, с шатром ковчега завета (см. Скиния, V), желание построить для ковчега Божьего дом - храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Д., а лишь его сын осуществит строит-во, ибо Д., участвуя в войнах, пролил много крови(1Пар 22:8). Но зато Господь устроит дом Д.; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Д. и не должен был строить храм, он начал подготавливать строит-во, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строит. материалы и планы(2Цар 7; 1Пар 17; 22; 28:1 - 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Д., была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, - на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Д. было указано место, на к-ром Соломон позже начал строит-во храма(2Цар 24; 2Пар 3:1).
VI.ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ
Как только Д. стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, к-рым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Д., действовавшим по наставлениям Господа(2Цар 5:17-25). Последующие сражения(2Цар 21:15-22)привели к покорению филистимлян(2Цар 8:1; 1Пар 18:1). На севере Д. побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Д. установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами(2Цар 8:2-14). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Д. спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), к-рые после этого окончат. покорились Д. Через год Д. взял Равву и сделал пленных аммонитян (см. Аммонитяне) рабами на тяжелых работах(2Цар 10; 11:1; 12:26-31). Царство Д. простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за искл. узких прибреж. полосок, насел. филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной(Чис 34:2-12; Иез 47:15-20).
Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в евр. текст2Цар 12:31(Синод. пер. ему в целом соответствует) вкралась ошибка. - Прим. ред.
VII.СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА
Обширное царство требовало упорядоч. организации управления и войска. При дворе Д. создал, во многом по егип. образцу, должности дееписателя и писца (гос. секретаря)(2Цар 8:16 и след.). Далее мы узнаем о советниках царя(1Пар 27:32-34), о чиновниках, управлявших цар. имуществом (ст. 25-31), и о надзирателе за сбором податей(2Цар 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами(1Пар 27:16-22)действовали уже упоминавшиеся левит. судьи и чиновники(1Пар 26:29-32). Д. произвел также всеобщее исчисление народа, к-рое, однако, было противно воле Господней и не было завершено(1Пар 27:23 и след.). Высшим воин. чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, к-рое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев(2Цар 20:23), наемников критского и филистим. происхождения. Особое положение занимали храбрые Д. - его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Нек-рых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях(2Цар 23:8-39; 1Пар 11:10 - 12:22; 20:4-8).
VIII.ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ
Когда Д. вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Д. выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, к-рые были подвергнуты жестокой казни. После того как Д. приказал предать земле их останки, "умилостивился Бог над страною"(2Цар 21:1-14). Д. должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Д. призвал Мемфи-восфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за цар. столом вместе со своими сыновьями(2Цар 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Д. проявил по отношению к последнему внуку Саула царств. милосердие.
IX.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Д. впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Д., несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Д., надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Д. послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия офиц. сделалась женою Д. и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пр. Нафана, к-рый объявил приговор: не отступит меч от дома Д. вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Д. будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от к-рой теперь родился преемник Д. - Соломон(2Цар 11:2 - 12:25). С этого времени жизнь Д. была одноврем. подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Д., узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, к-рый велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур. Иоав придумал предлог, под к-рым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения(2Цар 14)и подготовил восстание против Д. Внезапно начав воен. действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Д.(2Цар 15; 16). Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, довер. лицо Д. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Д. не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорич. приказ сохранить жизнь Авессалому, к-рым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у гор. ворот(2Цар 17:1 - 19:9). На обратном пути в Иерусалим Д., полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одноврем. Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назнач. Д. военачальником вместо него(2Цар 19:10 - 20:22).
Х.ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ
Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент цар. сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пр. Нафану и Вирсавии удалось побудить Д. к действию. Соломон был своеврем. помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Д. при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Д. завещал сыну совершить цар. правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказ. Семея. Д. умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме(3Цар 1:1 - 2:12).
XI.ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ
За время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внут-риполитич., воен. и организац. успехов, Д. не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одноврем. полководцем и гос. мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погреб. песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь(ср. загл. псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и др., а также 2Цар 22; 2Цар 23:1-5; евр. ле давид можно также перевести "для Д."). Было у Д. много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собств. семьи и особенно племяннику Иоаву вело Д. к нарушению цар. долга, что усугубляло его собств. грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основ. на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Д. твердо держался и к Которому постоянно обращался. В глазах Божьих грехи Д. были прощены и смыты. Д. остался царем, "которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои"(3Цар 11:32 и след.), "который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим"(3Цар 14:8). С образцом "любимца" Божьего - как переводится его имя - вновь и вновь соизмерялись цари иуд. и израил. - от Соломона(2Пар 7:17; 3Цар 3:3; 11:4,6)и Иеровоама(3Цар 11:38; 14:8)до Езекии(4Цар 18:3)и Иосии(4Цар 22:2). Ради Д. Господь пощадил Соломона, как было обещано в2Цар 7:15 (3Цар 11:12,13), Авию(3Цар 15:4 и след.), Иуду(4Цар 8:19)и Иерусалим(4Цар 19:34; 20:6); ради Д. молят Бога о царе(Пс 131:10-18). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Д. обетование(Ис 55:3; Иер 33:14-17). НЗ видит в Д. пророка(Деян 2:30)и героя веры(Евр 11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца(Деян 13:22 и след.; Мф 1:1,6)"Сына Давидова"(Мф 9:27; 15:22; Рим 1:3), Который одноврем. есть Давидов Господь, Христос(Мф 22:42-45). В этом исполняются данные Д. обетования(Лк 1:32,33).

Синонимы:
имя


  1. давидДавидstrong е. любимый....Ты и твоё имя (список имён)
  2. давидум. до н.э. По Библии ум. до н.э. Пастух наемный воин разбойник лирический певец ритуальный танцор многоженец победитель Голиафа прелюбодей завоеватель строитель импери...100 великих евреев
  3. давидДавид виднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программ...1000 биографий
  4. давидвиднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.д. ...1000+ биографических данных - словарь
  5. давидмуж. Дающий знание....Армянские имена
  6. давидкон. в. до н. э. ок. до н. э. царь Изр.Иуд. госва. Прославляется церковью как кроткий праведник хотя из библ. описания его жизни видно что это был вероломный и жестоки...Атеистический словарь
  7. давидкон. в. до н. э. ок. до н. э. царь Изр.Иуд. госва. Прославляется церковью как кроткий праведник хотя из библ. описания его жизни видно что это был вероломный и жесток...Атеистический словарь II
  8. давидт.е. возлюбленный. Младший сын Иессея рожденный в Вифлееме около г. до Р.Хр. царь израильский и иудейский г. До Р.Хр. Его история подробно описана в Цар. Цар. Цар. ...Библейский энциклопедический словарь
  9. давидвозлюбленный Цар. был младший сын Иессея из колена Иудина правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился по мнению большинства историков в году до Р.Х. в г.Вифлееме. Г...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  10. давидДавид возлюбленный младший восьмой сын Иессея из колена Иудина великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств от Цар. до Цар. и в Пар. . Как полаг...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  11. давидредакт. газ. Голос в Варшаве г.ВенгеровСинонимы имя...Большая биографическая энциклопедия
  12. давидимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. давидДавид ружейный мастер. Франция. XVIII в....Большой словарь оружия
  14. давидвласна назва мен. чол. родуДавыдвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  15. давидЕрмопольский в. преподобный бывший разбойник. Память вПравославной церкви сентября....Большой энциклопедический словарь II
  16. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племен...Большой энциклопедический словарь III
  17. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племе...Большой Энциклопедический словарь V
  18. давидд.вр. мя Dauid коханий улюблений. Давидко Давидонько Давидочко. Був у Давида брат Роман був вн князь Смоленський . Франко Уже кращого бочкаря як Давид Каневський що жив...Власні імена людей
  19. давидполулегенд. царь Израильскоиудейск. госуд. кон. в. ок. до н.э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозр. в измене бежал в степи Юж. Палестины а затем поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. давидполулегенд. царь Израильскоиудейск. госуд. кон. в. ок. до н.э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозр. в измене бежал в степи Юж. Палестины а затем поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. давидмуж. Давид означает любимый друг. Давид был вторым царм Израиля от него происходят еврейские цари и царь Машиах будет из дома Давида....Еврейские мужские имена
  22. давидцарь ИзраильскоИудейского государства в конце в. около до нашей эры. Создал централизованную державу победив филистимлян и другие соседние племена провел перепись насе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. давидДавид царь ИзраильскоИудейского государства который правил около лет конец в.Ч около г. до н.э. Давид выходец из иудейского города Вифлеем пастух. Во время царствова...Исторический словарь
  24. давидДАВИД а м. davide. Во французских картах в. король пик. На картах этого типа фигуры изображались в виде исторических или библейских персонажейem. Ироиком. поэма . Повин...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  25. давидвиднейший теоретик ревизионизма и реформизма главным образом его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.д. ...Исторический справочник русского марксиста
  26. давидНачиная с зари цивилизации и до наших дней Давида изображают играющим на арфе которая в древние времена была киннором. Судя по дошедшим до нас многочисленным текстам он б...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  27. давидДавид евр. младший сын пастуха Иессея ставший царем израильскоиудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя победив в поединке вел...Мифологический словарь
  28. давидНачальная форма Давид единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. давидАНАХТ НЕПОБЕДИМЫЙ ок. пол. в. армянский философнеоплатоник. Получил образование и преподавал в Византии. В х в. вернулся в Армению и возглавил т.н. грекофильскую шко...Новейший философский словарь II
  30. давидДавид David ум. ок. г. до н.э. второй царь Израиля ок. ок. . В библейских текстах изображается как певецарфист при дворе царя Саула или как победитель филистимлянского в...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  31. давидДавидstrong а м. разг. Давыд а. Отч. Давидович Давидовна разг. Давидыч. Производные Давидка Давидок Додя Дава Видя Давыдка Давыдок. [Др.евр. имя Dauid любимый.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  32. давидДавид Давид а царь библ. Давид и Голиаф Давид и Ионафан...Орфографический словарь
  33. давидДавид менник чоловчого роду стота мя...Орфографічний словник української мови
  34. давидДавидвозлюбленный Цар. был младший сын Иессея из колена Иудина правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился по мнению большинства историков в году до Р.Х. в г.Вифлее...Полная популярная библейская энциклопедия
  35. давидОрфографическая запись слова давид Ударение в слове Давид Деление слова на слоги перенос слова давид Фонетическая транскрипция слова давид [двит] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  36. давидДавид да дов....Правописний словник Голоскевича
  37. давидконец в. до Р.Х. ок. г. до Р.Х.святой память в первое воскресенье после праздника Рождества Христова царь израильский автор многих знаменитых псалмов прославляющих Бог...Православный энциклопедический словарь
  38. давидНа Давида не зич у жида.Свято Давида липня. Не позичай нколи у жида.Ой сину Давидв хлб би ся тоб привидв.Говорять тому що не хоче сти псний хлб....Приповідки або українсько-народня філософія
  39. давидкон. II тыс. до н.э. ок. до н.э. израильскоиудейский царь создатель централизованного государства со столицей в Иерусалиме. Ветхозаветное повествование придает ему чер...Религиоведческий словарь
  40. давидДавид а царь библ. Давид и Голиаф Давид и Ионафанem Синонимы имя...Русский орфографический словарь
  41. давидСинонимы имя...Русско-китайский словарь
  42. давидЖак Луи франц. живописец пионер классицизма. В период своего первого пребывания в Риме изучал труды Винкельмана копировал антики работу с которыми он воспринимал ка...Словарь античности
  43. давидПобедитель Голиафа...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  44. давидОйстрах Тухманов...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  45. давидДАВИД евр. David. Мужское имя любимый. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. имя...Словарь иностранных слов русского языка
  46. давидДавид а муж.em разг.em Давыд а.Отч.strong Давидович Давидовна разг.em Давидыч. Производныеstrong Давидка Давидок Додя Дава Видя Давыдка Давыдок. Происхождениеstrong Др.ев...Словарь личных имен
  47. давидНастоящее имя ШтейнбокuПериодические изданияi Невская Звезда Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  48. давидЦарь Израиля и Иудеи начало X в. до н.э. завоевавший Иерусалим и изгнавший филистимлян. Бог обещал ему вечное потомство. Его сын Соломон построил Иерусалимский храм. Трад...Словарь религий, обрядов и верований
  49. давидДавид любимый Давыд Давидка Давидок Додя Дава Видя Словарь русских синонимов. давид сущ. колво синонимов имя Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы имя...Словарь синонимов II
  50. давидДавид любимый Давыд Давидка Давидок Додя Дава Видя...Словарь синонимов
  51. давидh Давидbig сущ.муж.одуш.i ед.им. ДавидС загл....Словарь языка Грибоедова
  52. давидевр. возлюбленный второй царь Иудейский и Израильский правивший в XIХ вв. до Р.Х. Выходец из Вифлеема Иудейского младший сын Иессея см. Древо Иессеево. Помазан на царство...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  53. давидЦАРЬДАВИД...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  54. давид. библ. XIX вв. до н. э. царь ИзраильскоИудейского государства в знач. см. тж ДАВИДЦАРЬ ЦАРЬДАВИД День и ночь пойдут Давиды Да священники в енотах Да рыданье панихиды В...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  55. давидДАВИД . библ. XIX вв. до н. э. царь ИзраильскоИудейского государства тж в знач. нариц см. тж ДАВИДЦАРЬ ЦАРЬДАВИД День и ночь пойдут Давиды Да священники в енотах Да рыд...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  56. давидДАВИД см. ЦАРЬДАВИД...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  57. давид.полулегендарный царь Израильскоиудейского госва кон. в. ок. до н. э. Был оруженосцем затем зятем царя Саула но заподозренный в измене бежал в степи Юж. Палестины а за...Советская историческая энциклопедия
  58. давидДАВИД Рене французский ученый специалист в области сравнительного правоведения. Фундаментальный труд Основные правовые системы современности. Сравнительное право е изд...Современная энциклопедия
  59. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в конце в. около до нашей эры. Создал централизованную державу победив филистимлян и другие соседние племена провел перепис...Современная энциклопедия
  60. давидДАВИД Ярославский ум . благоверный князь сын святого Феодора Смоленского чудотворец. Память в Православной церкви марта и сентября октября....Современный энциклопедический словарь
  61. давидДАВИД Фелисьен французский композитор. Пропагандировал идеи сенсимонизма. Творчество романтического характера. Сочинения Давида на ориентальные темы вызвали большой инте...Современный энциклопедический словарь
  62. давидДАВИД Ермопольский в . преподобный бывший разбойник. Память в Православной церкви сентября....Современный энциклопедический словарь
  63. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племен...Современный энциклопедический словарь
  64. давидДАВИД David Герард между и нидерландский живописец. Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи в. сочетал с мягкой поэтичностью настроения Суд К...Современный энциклопедический словарь
  65. давидДАВИД Гареджийский Иверский в. христианский монах ученик Иоанна Зедазнийского пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства один из основателей грузинск...Современный энциклопедический словарь
  66. давидДАВИД в миру Димитрий Сербский в . князь преподобный основатель монастыря в Бродарове на реке Лиме племянник Стефана Сербского. Память в Православной церкви сентября о...Современный энциклопедический словарь
  67. давидДАВИД David Рене французский ученый специалист в области сравнительного правоведения. Главный труд Основные правовые системы современности. Сравнительное право русский ...Современный энциклопедический словарь
  68. давидДАВИД David Жак Луи французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности исполнил строгие по композиции и ритму произведен...Современный энциклопедический словарь
  69. давидЦарь Иудеи в гг. до Р. Х. Царь Израиля в гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей. После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула Он велел прор...Справочник. Все монархи мира. Древний Восток
  70. давидDavid гл. город зап. Панамы на р.Давид жителей . Был основан в г. как город золотодобытчиков является адм. центром пров. Чирики....Страны и города мира. Словарь
  71. давидУдарение в слове ДавидУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Давид...Ударение и правописание
  72. давидгреч.u миф.u Давид Микеланджело мраморная статуя работы Микеланджело. Для большей выразительности скульптор исказил пропорции тела между правой лопаткой и позвоночником...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  73. давидRzeczownik Давид Dawid David...Универсальный русско-польский словарь
  74. давидIЖак Луstrong франц. маляр представник класицизму учасник франц. революц придворний художник Наполеона I античн теми Клятва Горацвem сюжети повязан з епохою революц та ...Універсальний словник-енциклопедія
  75. давидI David Жак Лу франц. маляр представник класицизму учасник франц. революц придворний художник Наполеона I античн теми Клятва Горацв сюжети повязан з епохою революц та м...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  76. давидДАВИД ДАВИД Фессалоникийскийср. Vat. gr. f. v. кон. нач. в. греческий философ представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажа...Философская энциклопедия
  77. давидДавидdavid Жак Луи Париж Брюссель французский живописец портретист автор исторических картин представитель стиля ампирem. Сын коммерсанта. В гг. обучался в Королевско...Художественная энциклопедия
  78. давидВид Вади Ида Вад Давид Див...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. давидДАВИД царь ИзраильскоИудейского государства в кон. в. ок. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула Давид присоединил к ней территории израильских племе...Энциклопедический словарь естествознания
  80. давидвторой царь израильский царствовал по общепринятой хронологии с по г. до Р. X. младший сын жителя Вифлеема Иессея. В отрочестве пас овец. Это не подавило в нем богатых ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  81. давидДавид David город на Западе Панамы административный центр провинции Чирики. тыс. жителей . Железнодорожная станция узел автомобильных дорог международный аэропорт. Предп...Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
  82. давидвеличайший из еврейских царей правивший с по гг. до н. э. утвердивший Иерусалим как вечную столицу страны и передавший в руки своего сына Шломо Соломона процветающее го...Энциклопедия иудаизма
  83. давидДАВИДок. ок. до н.э. второй царь Израиля но если включать в число израильских царей Иевосфея который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми колен...Энциклопедия Кольера II
  84. давидDAVIDБарселона Испания hБольшой любитель бобслея нового вида санного спорта испанец Хосе Мария Арманхэ Jose Maria Armangue переживал когда снега в горах не было. Однажды ...Энциклопедия легковых автомобилей 20-го века
  85. давидДАВИДевр. Dvd возможно любимец царь ИзраильскоИудейского государства в. до н. э. ветхозаветное повествование о котором Царств Царств Парал. придало ему черты эпи...Энциклопедия мифологии
  86. давидDavidРене французский ученый один из основателей сравнительного правоведения как самостоятельного направления в юридической науке. Профессор Парижского университета с г....Энциклопедия юриста