Энциклопедия мифологии

АДАМ

АДАМ

(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И сказал бог Яхве: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5, ... 7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: «И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1, 26-28).Содержание сказаний расходится по ряду мотивов. По одному сказанию, создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе. По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее добрым садовником и умелым гончаром, по другому, бог - бесплотный, единый творец вселенной, частью которой является человек. Если, по одному сказанию, А. «создан», «образован» из «праха земного» и «дыхания жизни», природа человека двояка (плоть от праха, душа из дыхания божьего), человек мудр, он даёт всем имена, то по другому - всё мироздание и люди сотворены силой «слова божьего» из ничего, человек богоподобен (и однороден), мудр бог, и он даёт имя человеку (5, 2). Соответственно двум вариантам сказания в одном случае сначала создан А. - для возделывания земли, для труда, а затем, чтобы он не был одинок, - растительность и животные (женщина создана позднее), в другом - мужчина и женщина сотворены одинаково и одновременно «по образу и подобию божьему», в завершение его замысла, в последний день творения накануне субботы и благословлены богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом и всею землёй и гадами.
Оба сказания, предписывая поведение человека, дают объяснение этим предписаниям (связывают их с происхождением человека и др.), например объясняют причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (объяснение запрета употреблять в пищу кровь содержится в Быт. 9, 3-7 - тексте, который может считаться продолжением жреческого варианта сказания об А.), т. е. носят этиологический характер.
По библейской традиции (в частности, по жреческому преданию), все люди восходят к А., которого сделал бог (А. не рождён, а сотворён, и этим отличается от всех будущих людей); отсюда выводится «рукотворность», «праховость» человека, но и божественность его как потомка А. (и его «право» обращаться к своему создателю и «отцу» за помощью). О последующей судьбе первой человеческой пары рассказывает другое сказание (первоначально не связанное с рассказом об А., но объединённое с ним в каноническом тексте Библии - Быт. 3) - сказание о том, как поддавшаяся искушению змеи «жена» (Ева), а за ней и «муж», «человек» (А.) вкушают в саду едемском (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание бога, что имело роковые последствия для А., Евы и всего рода человеческого: человек, наказанный богом, «в поте лица» должен добывать свой хлеб, он лишился бессмертия и (по одной из версий) изгнан с женой из рая, - сюжет, истолкованный в христианском богословии как «грехопадение», как «первородный грех», исказивший исконную натуру человека, его «богоподобие» (подробнее разработку этих сюжетов см. в ст. "Грехопадение"). По жреческому источнику, А. имел потомство, которое продолжало размножаться: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (5, 3-5). Далее продолжается родословие потомков Сифа: Енос (евр. ìnôð- «человек»; âdâm - не единственное обозначение слова «человек» по-еврейски), Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и его сыновья - Сим, Хам, Иафет (5, б-32). Это дало фиктивную хронологию человечества - «от Адама» (или «сотворения мира») (принята в еврейском календаре, в русском допетровском). Рассказ о Каине (как старшем сыне А.) и Авеле, имеющийся в каноническом тексте Библии, исконно не был связан со сказанием об А.
Библейским преданиям о сотворении человека предшествовали и сопутствовали им - у евреев и у их соседей - мифы о возникновении человека, так или иначе связанные с мотивами, а то и с текстами обоих сказаний.
Сотворение человека из земли, глины встречается вантропогонических мифахмногих народов, например египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причём они были созданы парами, а жизнь в них вселена через пуповины (вопрос, имел ли пуповину А., не будучи рождён от женщины, веками обсуждался христианскими богословами, волнуя иконописцев; на французской миниатюре 11 в. изображено, как бог перстом делает углубление на животе глиняного А.). С «землёй» связано имя А. (женский род евр. âdâmâh означает «земля», первоначально, по-видимому, «краснозём»). Является ли эта связь действительной (как лат. homo, «человек» связано с humus, «земля» и т. п.) или же «народно-этимологической», не установлено. Несмотря на то, что имя А. означает «человек» (как таковой), он, подобно Еносу, не обязательно всегда рассматривался как первочеловек - он мог считаться предком только определённого племени или группы племён. Если âdâm означает буквально «красный» (в древнейшей афроазиатской традиции люди, во всяком случае мужчины, изображались красно-бурого цвета), то «красненьким» (уменьшительное 'udam, как бы «маленький А.»; отсюда в Библии Эдом, «страна Иудемея») называется одно конкретное семитское племя, родственное израильтянам; предок этого племениИсавизображён в Библии «красным» (Быт. 25, 25).
Сотворение женщины из ребра мужчины (Быт. 2, 22) - тёмное место в тексте Библии. Может показаться, что здесь отразился имевшийся уже у виноградарей опыт размножения лозы от черенка. Однако вернее освещается мотив на основе шумерского мифологического текста (по интерпретации американского шумеролога С. Н. Крамера). Согласно этому тексту, для исцеления больного ребра (на шумер. языке - «ти») бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово «ти» означало не только «ребро», но и «давать жизнь». Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о «дающей жизнь» (этимология имени Ева в Быт. 3, 20), но и как «женщине от ребра».
Послебиблейские своды и толкования библейских текстов нередко обращают внимание на противоречия в преданиях об А., комментируют спорные положения. Буквальное толкование текста (Быт. 2, 18), допускающее чьё-то участие в сотворении человека богом (совет бога с кем-то), даёт толчок воображению талмудистов. Как утверждает талмудическая книга «Берешит рабба», небесный совет ангелов будто бы разошёлся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно делается попытка устранить противоречие в вопросе о создании А. единолично - волей одного бога-творца («ангелы» трактуются как ипостаси - аллегории божьих качеств, так что получается, что бог как бы совещался «сам с собой»). У некоторых толкователей вопрос о поле А. был решён в духе неоплатонизма, рассматривавшего первочеловека как существо двуполое (распространённое мифологическое представление, см. ст.Двуполые существа) или бесполое. Появляются и другие подробности, связанные с сотворением и жизнью А. Адам и его жена были сотворены двадцатилетними («Берешит рабба» 14), т. е. в самом зрелом возрасте (предвосхищая подозрения о характере их сношений, комментаторы указывают, что изгнание их из рая последовало сразу же после того, как они увидели себя нагими, так что в раю не было совокупления). Впрочем, согласно некоторым толкователям, А. (до изгнания из рая или до появления жены?) рождал злых духов, что связано с преданием о том, что первой женой А. былаЛилит(трактат «Эрубин» 186 и др.). А. исконно был великаном - его тело простиралось от земли до неба (трактат «Хагига» 12 а; в этом фольклористы видят влияние иранской мифологии); но впоследствии, после грехопадения, он стал ниже ростом («Берешит рабба» 12 и др.). А. представлялся провидцем, которому бог открыл будущее рода людского (трактат «Сангедрин» 37), мудрым мужем, владевшим «всеми 70 языками мира» (софистически обсуждается вопрос, у кого же он научился языкам, когда ему ещё не у кого было учиться?). По одному из преданий, которое должно было подтвердить мудрость А., сатана не мог справиться с наименованием животных, а А. смог; этим бог доказал превосходство земного человека над небесными ангелами; сатана был в отчаянии, так как человек оказался сильней (отсюда зависть и вражда сатаны к человеку). В соответствии с религиозно-этическими нормами в талмудической литературе обыгрывается вопрос о времени появления человека (противоречиво толкуемый в Библии): если человек достойный, ему могут сказать, что он предшествовал сотворению ангелов, если не достойный, ему могут указать: муха тебя опередила («Берешит рабба» 8; последнее утверждение строится на том, что, согласно библейскому мифу о шестидневном творении мироздания, мухи должны были быть сотворены до человека).
Представления об А. получили дальнейшее развитие в христианстве. В Евангелиях Иисус Христос называет себя «Сын человеческий» (арам. bar 'enas, евр. ben 'âdâm, «сын А.»). Библейские представления о богоподобности А., с одной стороны, о двойственности его природы, с другой - определили осмысление новозаветного «Сына человеческого» как типологического соответствия ветхозаветному А., что в значительной мере сказалось на понимании образа А. христианством. В генеалогии Иисуса (Лук. 3, 23-38) Христос - прямой потомок А., Авраама и царя Давида. Это само по себе лишь указывало на человеческое и еврейское, притом царское происхождение Иисуса Христа. Но одновременно в Евангелиях развивается учение о Христе (идущее от Павла), как о «втором А.», «новом А.». Жизнь А. как бы предопределяет то, что свершится с родом человеческим в будущие времена - времена грядущего «второго», или «нового». А.; А. трактуется как «образ будущего» (Рим. 5, 14). Общность судьбы А. и Иисуса усматривалась толкователями Библии, напр. в искушениях, которым подвергался и тот и другой со стороны сатаны-дьявола (ср. Быт. 3 и Мк. 1, 12-13), однако лишь «второй А.» преодолел их и тем самым явился спасителем рода человеческого от «первородного греха». Улавливалась аналогия и в отношениях А. (в раю) и Христа (в пустыне) к зверям, что символически толковалось как вечный мир в будущие времена. Как А. (в талмудической литературе), так и Христос питаются ангельскими подношениями; новая (духовная) пища, данная «вторым А.», возвращает райское блаженство, утраченное «первым А.».
Из типологического совмещения образов А. и Христа черпали христианские богословие и иконография. Так, место распятия Христа -Голгофа(букв. «место черепа») подчас изображалось и как могила А., у ног распятого часто рисовался череп (или весь скелет) - подразумевалось, что это череп (скелет) А. На мозаике византийской церкви 11 в. в Дафни (близ Афин) изображено, как кровь распятого проливается на череп А., который от этого пробуждается к жизни и молитвенно поднимает руки или собирает кровь христову в сосуд. В сюжете сошествия воадвоскресший Христос освобождает из преисподней в числе других праведников и прощённого А. В основе типологического отождествления А. и Христа лежало апокалиптическое восприятие и библейского А., родоначальника людей, и «нового А.» как спасителя рода человеческого, при этом Христос осмысляется как своего рода антитип А.: если А. впал в первородный грех и обрёк таким образом человечество на смерть, то «новый А.»
очистит людей от греха и даст человечеству «жизнь вечную» (Рим. 5, 12- 21; 1 Кор. 15, 22 - «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»).
Большое место занял образ А. в средневековых мистических учениях и связанных с ними алхимии, магии и т. д. (см.Адам Кадмон); ему была сообщена богом вся «мудрость» (т. е. искомый философами сокровенный смысл происхождения и назначения мироздания). Каббалистические и другие мистические учения средневековья (для которых вообще характерна идеализация «начала» и мудрости учителей, родоначальников) возводили (в конечном счёте) к А„ который уже в талмудической литературе представлен светочем, мудрецом, первым пророком, «тайную мудрость». В нём видели провидца судьбы каждого человека [в сочинении 10 в. «Разиэль» содержится рассказ о том, как А. после изгнания из рая стал молить бога явить ему будущее каждого потомка всех поколений до конца времён и как пришёл к нему ангел по имени Разиэль («божьи тайны») с книгой судеб людей]. Из распространённых пантеистических воззрений об отражении в человеке как микрокосме макрокосма и отождествлений А. с природой (где и заложена мудрость, которую надлежит познать любыми, в т. ч. и магическими, путями) родилось каббалистическое учение о взаимозависимости между частями «адамова тела» и небесными телами, которые в макрокосме выполняют телесные функции кожи, мяса, костей, жил и т. д. (ср. близкие представления в мифологии многих народов). Поскольку все люди восходят к А., то и душа каждого человека содержит в себе частицы («искры») божественной души А., представляющей собой огненное божье дыхание, отданное во временное пользование человеку. Материя, из которой создан А., и есть «философский камень», искомый астрологами (магическая книга «Великий секрет»). Чтобы постичь тайну мироздания, необходимо, по мнению каббалистов, вернуться в «адамово» (т. е. исходное, первобытное) состояние, для чего были испытаны разные пути - от попыток воссоздания А. из глины (ср., напр., предание оГолеме)или сотворения Гомункулуса в реторте алхимиков до демонстративного отказа от «послеадамовой» культуры, преодоления стыдливости как чувства, которое было исконно чуждо А. (отсюда практика нудизма некоторых средневековых сект, в т. ч. и называвшихся адамитами).
Лит.:Лафарг П.. Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ, 1906; Тренчени - Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М„ 1964; Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gött., 1911; Hübner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, [1969]; Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942; Quispel G.. Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, •Eranos Jahrbuch 1953, Bd 22; Rohriсh L.. Adam und Eva, [Stuttg.]. 1968; Schöpfungsmуthen, Darmstadt, 1977; Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung in alten Testament, Münster, 1933; Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma., 1967, Jg. 13, Н. 4.

В средние века в Европе были распространены переводы восточных (сирийских, коптских и др.) повествований о жизни прародителей человечества (восходящих к утерянным еврейским и арамейским оригиналам), «Жизнь А. и Евы» (лат. перевод греч. «Книги об А.», 4 в.), в которой повествовалось о судьбе первой человеческой пары после грехопадения, и др.; позднее наибольшей известностью пользовалась «Книга об А.» армянского епископа Аракела Сюнеци (около 1400). Первое произведение средневековой европейской драматургии, действие которого посвящено жизни А. и Евы, - англо-нормандское «Действо об А.» (середина 12 в.); эта тема входила составной частью во многие средневековые мистерии. Среди драматических произведений 16 в. - «Трагедия о сотворении А. и изгнании его из рая» Г. Сакса, «А. и Ева» Я. Руофа, «А.» Г. Макропедиуса, «Действо о начале и конце мира» Б. Крюгера. Наиболее значительные произведения 17 в. - трагедии «А.» Дж. Андреини и «А. в изгнании» И. ван ден Вондела, особенно поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай» (где центральным персонажем становится, однако, не А., а сатана), оказавшая значительное влияние на последующих авторов, в числе которых Ф. Г. Клопшток (поэма «Мессиада», драма «Смерть А.») и И. Я. Водмер (драма «Смерть первого человека»); к поэме Мильтона восходит и литературная основа музыкально-драматических произведений - оратории И. Гайдна «Сотворение мира» и оперы А. Г. Рубинштейна «Потерянный рай». Среди литературных произведений 19 в. на этот сюжет - драматическая поэма И. Мадача «Трагедия человека».
Изображения А. и Евы встречаются в раннехристианском искусстве (фрески катакомб, рельефы саркофагов), в средневековье (книжная миниатюра, пластика, рельефы бронзовой двери церкви св. Михаила в Хильдесхейме, скульптурный декор соборов - портал «Врата А.» в бамбергском соборе и др.). Для средневековой живописи изображение прародителей человечества давало редкую возможность воплощения нагой натуры. Среди живописцев 15-17 вв., обращавшихся к образу А., - Г. и Я. ван Эйки, Мазаччо, Г. ван дер Гус, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, Лука Лейденский, Я. Госсарт, Тинторетто, X. Голциус и др.; Микеланджело создаёт на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане фрески «Сотворение А.», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая». См. также «Грехопадение».


(Adam), в мусульманской мифологии первый человек. Соответствует библейскомуАдаму.По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины (7:11), по другой - из праха земного (3:59), с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, которые этих имён не знали, пасть перед А. ниц. Отказался толькоИблис,за что и был изгнан из райского сада, в котором жили А. и его жена(Хавва)(2:28-33; 7:11 и след.; 15:26-35; 17:63-66; 18:48-49; 20:116). А. и его жене было запрещено приближаться к некоему дереву и вкушать от него, «чтобы не оказаться из неправедных».Шайтанпроник в райский сад и убедил их попробовать плодов запретного дерева, после чего «обнаружилась пред ними их скверна», А. ослушался аллаха и «сбился с пути» (20:119). Аллах изгнал первых людей на землю (2:34- 35; 7:19-23; 20:120 и след.), но обещал А. своё руководство и милость (2:36-37; 7:24-26; 20:115-125).
Коранические сюжеты, связанные с А., получили развитие в предании. Почти все мотивы мусульманского предания имеют параллели в послебиблейской мифологии иудеев и христиан. Оригинальны мусульманские мотивы, связывающие А. с Аравией. По некоторым версиям, глину или прах для тела А. брали из Мекки и Йемена; А. был низвергнут на землю в районе Адена (или Цейлона), а Хавва - около Джидды. Они встретились в Аравии, около мекканских святых мест - Муздалифы и Арафата. С неба А. был послан священный чёрный камень, для которого он построил Каабу. В раю А. говорил на арабском, а на земле - на многих языках, главным образом на сирийском. Он был похоронен вместе с Хаввой в «пещере сокровищ» около Мекки, а после потопа перенесён в Иерусалим.
Мусульманская традиция включает А. в число пророков, среди которых он был первым, а Мухаммад - последним. Представления о связи между А. и Мухаммадом, образ А. как идеального человека и воплощения истины занимают важное место в мусульманских теологических и мистических учениях.
Лит.:Beck Е, Iblie und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon. 1976, v. 89, fasc. 1-2.
M. Б. Пиотровский.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Сотворение Адама.


Сотворение Адама.
Рельеф Якопо делла Кверча на портале собора св. Петра в Болонье.
1425—35.

Адам.


Адам.
Фрагмент фрески «Сотворение Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана.
1508—12.

Бог создаёт Адама.


Бог создаёт Адама.
Иллюстрация У. Блейка к книге Бытия.
1795.
Лондон.
Галерея Тейт.

Сотворение Евы.


Сотворение Евы.
Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана.
1508—12.

Сотворение Евы.


Сотворение Евы.
Картина П. Веронезе.
1575—80.
Чикаго.
Художественный институт.


Синонимы:
имя, первочеловек


  1. адамАдамstrong е. человек. Вылепленный из земли. Первоначально и буквально красная земля краснозем....Ты и твоё имя (список имён)
  2. адамРоберт Второй из четырех сыновей Уильяма Адама шотландского архитектора издавшего альбом Шотландский Витрувий Vitruvius Scoticus. Окончил Эдинбургский университет в год...Архитектурный словарь
  3. адамсогласно Библии первый человек на земле созданный богом по своему образу и подобию из праха земного на й день творения после создания всего сущего Быт. . Библ. миф о...Атеистический словарь II
  4. адамотч.i Адамавч Адаманаимя мi Адам Адамович Адамовнаi...Белорусско-русский словарь белорусских личных имён
  5. адамI.strong ЧЕЛОВЕК ИМЯ СОБСТВЕННОЕЧеловек или собират. наименование для обознач. понятия людичеловечество. Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом а...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. адамобщее название всех людей как рода а также собственное имя первого человека праотца всех народов. На день творения мира Бог сказал Создадим человека евр. Адам по образу ...Библейский энциклопедический словарь
  7. адамАдам земля или земной может быть также красноватый а человек сотворенный Богом по Своему образу и подобию праотец всех людей на земле собирательное имя людей. Господь Иис...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. адамкрасная земля имя одного лица и название одного городаа Быт. . Имя первого человека родоначальника всего человечества Деян. . В шестой и последний день творения мира был...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  9. адамм. Adamo в костюме Адама in abito adamitico nudo come un verme от с Адама [и Евы] da Adamo in qua Итальянорусский словарь. Синонимы имя первочеловек...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. адамимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. адамНачинать начать с Адама.strong Книжн. Устар. часто Шутл. или ирон.em Вести изложение с самого начала с основополагающих фактов. БМС . От с Адама.strong Разг. Устар. част...Большой словарь русских поговорок
  12. адамвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  13. адамAdam Роберт английский архитектор представительклассицизма. Строгие рациональные по планировке усадебные домаКенвудхаус в Лондоне общественные здания университет вЭдин...Большой энциклопедический словарь II
  14. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный богом....Большой энциклопедический словарь III
  15. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный богом....Большой Энциклопедический словарь V
  16. адамАдам бблйний персонаж також у висловах за Адама за часв Адама...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  17. адама ч.i За бблйною легендою перша людина створена Богом з глини.Вд Адама [починати] вд самого початку з давнхдавен дуже здалека....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  18. адамд.вр. adam людина чоловк. У д.вр. мов це слово мало також значення глина земля червоний колр. За бблйною легендою Бог злпив першу людину Адама з червоно глини. Адамко Ад...Власні імена людей
  19. адамAdam Макс . Гамбург . там же руководящий сотрудник ОКМ контрадмирал . . поступил на флот морским инженером. Участник й мировой войны служил на линейном корабле Императри...Военно-морской флот Третьего рейха
  20. адам. в библейских сказаниях первый человек. . в мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана аллах создал А. из глины по другой из пра...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. адамв мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана аллах создал А. из глины по другой из праха земного с тем чтобы он был его наместник...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. адамевр.человек в Каббале А. есть единородный и означает также красная земля. По гречески переведено как Дидумос двойник Адам первый. В главе Бытия А. представлен как муже...Евразийская мудрость от А до Я
  23. адаммуж. Адам был первым человеком. Адам означает земля см. Берешит ....Еврейские мужские имена
  24. ада́мАдам за Бблю перша людина на Земл у народ побутували дв основн верс створення людини про постання чоловка з праху Божого духу дихнув Бог на Адама оживився а жнки з ...Жайворонок. Знаки української етнокультури
  25. адамв Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный Богом....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  26. адамСм. Адам и Хавва.Источник Исламский энциклопедический словарь А. Ализаде Ансар г. имя первочеловек...Ислам. Энциклопедический словарь
  27. адамАдам человек в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из вариантов мифа Бог создал Адама из праха земного вдохнул жизнь в его ноздри и отправи...Исторический словарь
  28. адама. человек адам анатомиясы анатомия человека адам баласы а человечество человеческий род люди б дитя человеческое адама жау человеконенавистный адамсйгш человеколюбивый а...Казахско-русский словарь
  29. адамчеловек личность субъектадам кн адаммен досл.i человек нуждается в других людях илиi не хлебом единым...Казахско-русский словарь для учащихся и студентов
  30. адамдревнеевр.em Adam греч.em лат.em Adam библ. имя первого человека. Вероятно этимологически имя А. связано с древнеевр.em словом adamah земля. В древнеевр.em тексте ВЗ с...Католическая энциклопедия
  31. адамадам I ар. по имени библейского Адама человек адам адамга жолдош дос жана бир тууган человек человеку товарищ друг и брат адам баласы человечество человек адамдан башка с...Киргизско-русский словарь
  32. адаммя походить вд давньогебрейського слова АаДаМаХ що значить земля перший бблйний патрарх який трактуться масонами як один з засновникв ордену....Короткий словник вільномулярських назв, термінів і знаків
  33. адаммя походить вд давньогебрейського слова АаДаМаХ що значить земля перший бблйний патрарх який трактуться масонами як один з засновникв ордену....Короткий словник вільномулярських назв, термінів і знаків
  34. адамдревнеевр. ampadham греч. Adam взятый из красной земли в Св. Писании имя первого человека созданного Богом по Своему образу и подобию Быт. Адам был помещен в Эдем и совер...Краткий религиозно-философский словарь
  35. адамвзятый из красной глины первочеловек праотец имя первочеловек...Краткий церковнославянский словарь
  36. адамчеловек...Қазақша-орысша биологиялық терминдер сөздігі
  37. адамАДАМ по Библии первый человек прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы грехопадении и изгнании их из рая кн. Бытия IV породил обширную литерат...Литературная энциклопедия
  38. адампо Библии первый человек прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы грехопадении и изгнании их из рая кн. Бытия IV породил обширную литру апокриф...Литературная энциклопедия II
  39. адамАДАМ по Библии первый человек прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы грехопадении и изгнании их из рая кн. Бытия IV породил обширную литерат...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  40. адама м.em от Адама с Адамашутл.em или ирон. с предыстории чегол. издалека начинать сообщение изложение и т. д.[По библейскому сказанию Адам имя первого человека на Земле] и...Малый академический словарь
  41. адамАдам христ. человек первый мужчина созданный Богом из праха на шестой день сотворения мира родоначальник человечества. Сначала он вместе с первой женщиной Евой созданно...Мифологический словарь
  42. адамкорень АД окончание АМ Основа слова АДВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АД АМ Слово Адам содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  43. адамНачальная форма Адам единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  44. адамУдмуртской Республики Глазовского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  45. адамАДАМ Adam Роберт английский архитектор представитель классицизма. Строгие рациональные по планировке усадебные дома Кенвудхаус в Лондоне общественные здания университет...Новый большой англо-русский словарь II
  46. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный богом....Новый большой англо-русский словарь II
  47. адамАДАМ Раифский ум . ок. христианский монах подвизался в Раифской пустыне на берегу Красного м. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви января....Новый большой англо-русский словарь II
  48. адамАдам м. Имя первого человека на Земле созданного по библейскому сказанию Богом....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  49. адамАдамstrong а м. Отч. Адамович Адамовна разг. Адамыч. Производные Адамушка Ада Адя Адаша. [Др.евр. аdam человек. В библии имя первого человека.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  50. адамАдам Адам а также ветхий Адам о человеке...Орфографический словарь
  51. адамАдам менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  52. адамф.п. адам...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  53. адамуын распространиться о слухе молве. АДАМ каенын пустить ложный слух наклеветать....Осетинско-русский словарь
  54. адамевр. человек имя первого человека родоначальника человеческого рода на Земле. Согласно христианскому учению он был сотворен в шестой последний день творения мира Богом ...Основы духовной культуры
  55. адамПервый человек. Согласно Библии Адама родоначальника всего человеческого рода создал Сам Бог по Своему образу и подобию т.е. совершенным и гармоничным окружающему миру. А...Основы православной культуры
  56. адамАдамкрасная земля имя одного лица и название одного городаа Быт. . Имя первого человека родоначальника всего человечества Деян. . В шестой и последний день творения мира...Полная популярная библейская энциклопедия
  57. адамОрфографическая запись слова адам Ударение в слове Адам Деление слова на слоги перенос слова адам Фонетическая транскрипция слова адам [дам] Характеристика всех звуков а...Полный фонетический разбор слов
  58. адамАдам ма....Правописний словник Голоскевича
  59. адамдр.евр. человек первый человек на земле созданный Богом по Своему образу и подобию. Память в Неделю святых отец и в Неделю святых праотец.Синонимы имя первочеловек...Православный энциклопедический словарь
  60. адамв библейских сказаниях первый человек созданный Богом по своему образу и подобию из праха земного в шестой день творения....Религиоведческий словарь
  61. адамЕвр. В Каббале Адам есть единородный и означает также красная земля. см. АдамАдами в Тайн. Доктр. II с. . Это почти идентично с Athamas или Thomas и погречески переведено...Религиозные термины
  62. адамАдам согрешил а мы вздыхаем.hАдам зв кисличку а в нас оскома на зубах. Пр. emАдам зв кисличку а нас оскома напала. Пр.В костюме Адама образн. шутл.em.hУ костюм одяз одеж ...Російсько-український словник сталих виразів
  63. адамАдам а также ветхий Адам о человекеem Адамович Адамовнаem Синонимы имя первочеловек...Русский орфографический словарь
  64. адамадам...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  65. адамСинонимы имя первочеловек...Русско-китайский словарь
  66. адамAdam имя первочеловек...Русско-норвежский словарь
  67. адамАдам...Русско-суахили словарь
  68. адамAdam...Русско-чешский словарь
  69. адамв Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого. А. был соблазнен своей подругой Евой и изгнан из райского сада. см.em грехопадение.Источник Словарь сексуальных ...Сексологическая энциклопедия
  70. адамсимвол библейского ветхого первочеловека. Имя Адам происходит от еврейского термина аббата обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформаци...Символы, знаки, эмблемы
  71. адамМицкевич Смит...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  72. адамОтец библейского Каина...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  73. адамАДАМ еврейское adamah земля. Мужское имя сотворенный из земли. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АДАМ еврейское adamah земля. Имя ...Словарь иностранных слов русского языка
  74. адамАдам а муж.emОтч.strong Адамович Адамовна разг.em Адамыч. Производныеstrong Адамушка Ада Адя Адаша. Происхождениеstrong Др.евр.em adam человек. В библии имя первого чел...Словарь личных имен
  75. адамПервый человек согласно библейской Книге Бытия гл. и . В гл. говорится что Бог создал его из глины древнеевр. адама и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни. Адам воплощает...Словарь религий, обрядов и верований
  76. адамАдам в костюме Адама...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  77. адама м.iИмя первого человека на земле.Адам дворян не родил но одно с двух чадо Его сад копал другой пас блеюще стадо. Кнт. Сат. II . [Стародум смfontючись] То есть пращур тв...Словарь русского языка XVIII в
  78. адамадамв костюме Адам....Словарь синонимов II
  79. адамадам в костюме Адам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. Адам созданный из праха земного Адамушка Ада Адя А...Словарь синонимов II
  80. адамАдам созданный из праха земного Адамушка Ада Адя Адаша...Словарь синонимов
  81. адамевр.em существо подобное Богу подобный уподобляющийся. Праотец рода человеческого. ветхий человек поврежденный грехом и не могущий спастись без возрождения духовного. н...Словарь церковнославянского языка
  82. адамАдам ч. давньовр. земля За бблйною легендою мя першо людини створено богом з глини прабатько роду людського. адамова голова адамове яблуко адамове ребро адамов ввц а...Словник іншомовних слів
  83. адамАДАМ а ч. Вд Адама з сл. починати дуже здалека з самого початку.З безперестанними охами сапанням та умлванням Прохра розказувала. Вона почала вд Адама М. КоцюбинськийБо...Словник української мови у 20 томах
  84. адамА. и а. в знач. см. тж ПРААДАМОВ Как некогда Адам распластывая нервы Играет мышцами крестовый легкий свод. ОМ И вновь Адам разут. П И внове созданный Адам Смотрю я в со...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  85. адамАДАМ А. и а. тж в знач. нариц. см. тж ПРААДАМОВ Как некогда Адам распластывая нервы Играет мышцами крестовый легкий свод. ОМ . И вновь Адам разут. П I И внове созданный ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  86. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный Богом....Современная энциклопедия
  87. адамАДАМ вообще человек во плоти грешник...Современная энциклопедия
  88. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный богом....Современный энциклопедический словарь
  89. адамАДАМ Adam Роберт английский архитектор представитель классицизма. Строгие рациональные по планировке усадебные дома Кенвудхаус в Лондоне общественные здания университет...Современный энциклопедический словарь
  90. адамАДАМ Раифский ум . ок. христианский монах подвизался в Раифской пустыне на берегу Красного м. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви января....Современный энциклопедический словарь
  91. адамРоберт . Второй из четырех сыновей Уильяма Адама шотландского архитектора издавшего альбом Шотландский Витрувий Vitruvius Scoticus. Окончил Эдинбургский университет в го...Строительный словарь
  92. адамAdam. Транслитерация евр. слова крое встречается в ВЗ ок. раз. В подавляющем числе случаев адам означает человек или человечество . Действительно в начале Быт в рассказа...Теологический энциклопедический словарь
  93. адамАДАМ вообще человек во плоти грешник падкий на соблазн. И ты адам и я адам все мы адамы. Взятый от земли праотец. Помер Адам ни Богу ни нам ни душа на небо ни кости в...Толковый словарь живого великорусского языка
  94. адамАДАМ Адама м. В выражениях от Адама начиная с Адама разг. от начала мира. От Адама до наших лет. Маяковский. По имени Адама первого человеке на земле в библейской леген...Толковый словарь русского языка II
  95. адама ч. За бблйною легендою перша людина створена Богом з глини. Вд Адама починати вд самого початку з давнхдавен дуже здалека....Толковый словарь украинского языка
  96. адамч адам чоор! что за чудо! что за диво! ч адам эрес оол боор! что за лихой парень! ч адам соок чоор! как холодно! что за морОз!...Тувинско-русский словарь
  97. адамУдарение в слове АдамУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  98. адамRzeczownik ад m pieko n Адам Adam Ада Ada...Универсальный русско-польский словарь
  99. адамиврит. красная глина красная земля отсюда Адам на церковнославянский переводилась как персть. Созда Бог человека персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни и ...Философия политики
  100. адамвд Адама з сл. починати. Дуже здалека з самого початку. З безперестанними охами сапанням та умлванням Прохра розказувала. Вона почала вд Адама М. Коцюбинський. як Адам в...Фразеологічний словник української мови
  101. адамв евр. adam человек самый известный человек в еврохристианской культуре родоначальник человечества. В Библии можно выделить два сюжета о создании человека. Первый наиболе...Человек и общество
  102. адамАмад Адам Ада Дама...Электронный словарь анаграмм русского языка
  103. адамАДАМ в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого созданный богом....Энциклопедический словарь естествознания
  104. адамАДАМсогласно Ветхому Завету первый человек сотворенный Богом. Адам происходит от еврейского слова адама земля что видно из слов И создал Господь Бог человека из праха зем...Энциклопедия Кольера II