Энциклопедия мифологии

АГАСФЕР

АГАСФЕР

(лат. Ahasuerus), «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя А. - стилизованное библейское имя, произвольно заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири (где еврейским «Âhashwçrŏsh» передаётся имя персидского царя Ксеркса); в более ранних версиях легенды встречаются и другие имена - Эспера-Диос («надейся на бога»), Бутадеус («ударивший бога»), Картафил. Согласно легенде, А. во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше; за это ему самому отказано в покое могилы, он обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок. На возникновение легенды оказали влияние религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются эсхатологической развязки (согласно Библии, таковыЕнохиИлия)и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа (ср. Матф. 16, 28); в легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива проклятияКаину,которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10-15). В ней отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность, а также живую реликвию «священной истории»
Ветхого и Нового заветов, убийц Христа и осквернителей «завета с богом», но в эсхатологическом будущем - примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего обетования (так понимали во взаимосвязи Захар. 12, 10, Ос. 1, 7, Малах. 4, 5, Матф. 17, 10 и Рим. 11). Все эти моменты присутствуют в легенде об А.: это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение (ср.более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесённый с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в «этом мире», а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий (ср. этот мотив в эпосе оГильгамеше)в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (шансом искупления). В фольклорной традиции А. оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча (напр., Рюбецаль, горный дух средневековых легенд); как и они, он необходимо выступает (по самой структуре мотива) то жутким и опасным, то готовым на помощь и добрым.
Легенда о «Вечном жиде» становится достоянием литературы с 13 в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил («сторож претория»?); он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведёт жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников; при встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту. Атмосфера этой версии - отголосок эпохи крестовых походов и великих паломничеств. В 15 в. известны более мрачные и жестокие версии, в которых акцент переносится с раскаяния «Вечного жида» на его наказание (напр., он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье, или живёт в заточении, за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих к нему: «Идёт ли уже человек с крестом?»). В 1602 выходит анонимная народная книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени А.» (в ней впервые герой легенды получает имя А.); переиздания, переводы и перелицовки на разных европейских языках следуют во множестве: образ бывшего иерусалимского сапожника, высокого человека с длинными волосами и в оборванной одежде тяготеет над воображением целой эпохи (в 1603 «появление» А. засвидетельствовано горожанами Любека, в 1642 он «приходит» в Лейпциг; его «видят» в Шампани, в Бове и т. д.). В 18 в. легенда об А. становится предметом всеобщих насмешек и уходит в деревенский фольклор (впрочем, печатное сообщение о встрече с А. было опубликовано в США в одной мормонской газете ещё в 1868). Зато образ А. из предмета веры превращается в популярный предмет творческой фантазии. Молодой И. В. Гёте обращается к образу А., чтобы выразить новое, проникнутое историзмом представление о религиозно-психологической атмосфере в Иерусалиме времён Христа (фрагмент неоконченной поэмы «Вечный жид», 1774). К. Ф. Д. Шубарт трактует образ и сюжет в духе радикального просветительства («Вечный жид», 1787). Для романтиков сюжет легенды об А., дававший богатые возможности переходить от экзотических картин сменяющихся эпох и стран к изображению эмоций обречённости и мировой скорби, был особенно привлекателен; его разрабатывали П. Б. Шелли, И. К. Цедлиц и многие другие; в России - В. А. Жуковский (неоконченная поэма «Агасфер, Вечный жид»). Э. Кине (философская драма «А.», 1833) превратил А. в символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново. В авантюрном романе Э. Сю «Вечный жид» (1844-45) А. выступает как таинственный благодетель, антагонист иезуитов. Современный вариант «агасферовского» сюжета о проклятии тяготящего, безрадостного бессмертия дал аргентинский писатель X. Л. Борхес в рассказе «Город бессмертных», героя которого примечательным образом зовут Иосиф Картафил, хотя топика христианской легенды как таковой полностью элиминирована (Картафил идентичен не то с римским легионером 4 в., не то с Гомером, он не еврей и никогда не видел Христа).
Лит.:Веселовский А. Н., Легенды о Вечном жиде и об императоре Траяне, «Журнал министерства народного просвещения», 1880, № 7-8; его же, К вопросу об образовании местных легенд в Палестине, там же, 1885,5; Еврейская энциклопедия, т. 6, СПБ, [6. г.], стб. 896-904; Zirus W., Ahasverus. der Ewige Jude, B.-Lpz., 1930; Liefmann В., Antichrist und Ahasverus, •Judaica», 1947, № 15.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Синонимы:
жид


  1. агасфер. Имя легендарного вечного жида. Согласно старинной легенде иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа за что был осужден на вечное скитание. Легенда об Агас...Большая психологическая энциклопедия
  2. агасферперсонаж легенд возникших в средние века вечный жид А. был якобы осужден богом на вечные скитания за то что не дал Христу отдохнуть на пути к месту распятия. Образ А.скит...Большая Советская энциклопедия II
  3. агасферАГАСФЕР. Имя легендарного вечного жида. Согласно старинной легенде иерусалимский сапожник Агасфер оскорбил и ударил Христа за что был осужден на вечное скитание. Легенда ...Большой психологический словарь
  4. агасферимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. агасфервласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  6. агасферсм. Вечный жид....Большой энциклопедический словарь II
  7. агасферАГАСФЕР см. Вечный жид....Большой энциклопедический словарь III
  8. агасферАГАСФЕР см. Вечный жид....Большой Энциклопедический словарь V
  9. агасфера ч.i Персонаж середньовчно християнсько легенди який був приречений Богом на вчне блукання по свту Вчний жид. перен. Людина яка блука все життя не знаходячи соб пристан...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. агасферсмотри Вечный жид....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. агасферАгасфер Вечный жид персонаж христианской средневековой легенды. Другие имена Агасфера ЭспераДиос надейся на Бога Бутадеус ударивший Бога Картафил сторож претория. Во вр...Исторический словарь
  12. агасферВечный Жид осужднный скитаться по земле до конца света...Краткий справочник мифологических терминов
  13. агасферАГАСФЕР латинское а отсюда общеевропейское Ahasverus см. ниже одно из наиболее распространенных имен легендарного персонажа в европейских сказаниях нового времени. Сюже...Литературная энциклопедия
  14. агасфер[латинское а отсюда общеевропейское Ahasverus см. ниже] одно из наиболее распространенных имен легендарного персонажа в европейских сказаниях нового времени. Сюжет леген...Литературная энциклопедия II
  15. агасферАГАСФЕР латинское а отсюда общеевропейское Ahasverus см. ниже одно из наиболее распространенных имен легендарного персонажа в европейских сказаниях нового времени. Сюже...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  16. агасферАГАСФЕР франц. Agasfer герой романа французского писателя Эжена Сю Вечный жид в русских переводах Агасфер. Легендарным прототипом образа А. послужил персонаж христианс...Литературные герои
  17. агасферАГАСФЕР см. Вечный жид....Новый большой англо-русский словарь II
  18. агасферАгасфер Агасфер а...Орфографический словарь
  19. агасферф.п. агасфер...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  20. агасферлат. Ahasverus Вечный жид герой средневековых сказаний еврейскиталец осужденный Богом на вечную жизнь и скитания за то что не дал Христу отдохнуть по многим версиям удари...Политическая наука - Словарь-справочник
  21. агасферАгасфер лат.em Ahasverus Вечный жид герой средневековых сказаний еврейскиталец осужденный Богом на вечную жизнь и скитания за то что не дал Христу отдохнуть по многим вер...Политология. Словарь.
  22. агасферОрфографическая запись слова агасфер Ударение в слове Агасфер Деление слова на слоги перенос слова агасфер Фонетическая транскрипция слова агасфер [гсфэр] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  23. агасферАгасфер аСинонимы жид...Русский орфографический словарь
  24. агасферагасфер...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  25. агасфервечный жид...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  26. агасферАГАСФЕР библейское имя царя Ксеркса в книги Эсфири по преданию имя того ученика Христова про которого Он сказал Я хочу чтобы он пробыл пока я приду. Отсюда и легенда о...Словарь иностранных слов русского языка
  27. агасферВечный жид герой средневековых сказаний еврейскиталец осужденный Богом на вечную жизнь за то что не дал Христу отдохнуть по другим версиям ударил его по пути на Голгофу. ...Словарь исторических терминов
  28. агасферНастоящее имя Воронкоu Иосиф ЯковлевичПериодические изданияi Воскресная Вечерняя Газета Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественны...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  29. агасферагасфер жид Словарь русских синонимов. агасфер сущ. колво синонимов жид Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы жид...Словарь синонимов II
  30. агасферагасфер жид...Словарь синонимов
  31. агасфервр. . Персонаж середньовчно християнсько легенди який не дав Христов вдпочити коли того вели розпинати. За це А. був приречений богом на вчне блукання по свту звдси його...Словник іншомовних слів
  32. агасферагасфер персонаж середньовчно християнсько легенди. А. нбито не дав Христов вдпочити коли того вели розпинати. За це А. був приречений богом на вчне блукання по свту звд...Словник іншомовних слів Мельничука
  33. агасферсм. ВЕЧНЫЙ Жид ЖИДСинонимы жид...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  34. агасферАГАСФЕР см. ВЕЧНЫЙ Жид ЖИД...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  35. агасферАГАСФЕР смотри Вечный жид....Современная энциклопедия
  36. агасферАГАСФЕР см. Вечный жид....Современный энциклопедический словарь
  37. агасферАгасвер Агасферпо преданию имя Вечного жида не умирающего до второго пришествия Ср.em Петр же обратившись видит идущего за ним ученика. который на вечери. сказал Господи ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  38. агасферагасфер имя легендарного вечного жида который был осужден на вечные скитания человек скитающийся всю жизнь не находящий себе пристанища....Толковый словарь иностранных слов
  39. агасфера ч. Персонаж середньовчно християнсько легенди який був приречений Богом на вчне блукання по свту Вчний жид. перен. Людина яка блука все життя не знаходячи соб пристан...Толковый словарь украинского языка
  40. агасферУдарение в слове АгасферУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове Агасфер...Ударение и правописание
  41. агасферВчний Жидгерой легенди XIII ст.em згдно з якою був приречений на вчне блукання за вдмову Христов у спочинку по дороз на Голгофу....Універсальний словник-енциклопедія
  42. агасферВчний Жид герой легенди XIII ст. згдно з якою був приречений на вчне блукання за вдмову Христов у спочинку по дороз на Голгофу....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  43. агасферВечный жид персонаж христианской легенды позднего западноевропейского происхождения. Предание гласит что он отказал Христу в отдыхе когда тот нес крест на Голгофу и изнем...Человек и общество
  44. агасферАГАСФЕР см. Вечный жид....Энциклопедический словарь естествознания
  45. агасферАгасфер лат.em Ahasuerus Вечный жид персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя А. стилизованное библейское имя произвольно заимствован...Энциклопедия культурологии