Энциклопедия мифологии

АВРААМ

АВРААМ

(евр. 'abraham, ср. имя 'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранникЯхве,заключивший с ним «завет» (союз), один изпатриархов,родоначальник евреев и (черезИзмаила)арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) - всё имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический комментарий к книге Бытия - «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А.оказывается жертвой гонений со стороныНимврода,устрашённого астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой А. вызволен богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1, Pesikta rabbati 33 и др.) (мотив печи, параллельный преданию отрёх отроках,в применении к А. основан на игре слов или лексическом недоразумении, так как «Ур Халдейский» читается по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах А. - прототип мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом сожжён огнём с небес, - рассказывает памятник позднеиудаистической апокалиптики «Откровение Авраама». В других текстах рисуется, как А. учил познанию бога мужчин, а жена егоСарра -женщин. Взгляд на А., как на первого совершителя акта веры и постольку «отца верующих», воспринят христианством (Быт. 12, 3; Гал. 3, 6-9). Как утверждает легенда, по велению Яхве А. на 75-м году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Быт. 12, б), где ведёт жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Яхве, неоднократно подтверждающего свою милость к нему. В голодное время А. переходит в Египет, где с наивной хитростью выдаёт Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует её в свой гарем. Сарра действительно оказывается у фараона, но её целомудрие чудесно защищено богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (12, 11-20). Раздел ареалов кочевий между А. и Лотом закрепляет за А. Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Яхве (13, 7-18). Затем А. выступает как герой-воитель: во главе своих вооружённых слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить пленённого Лота (14, 14-16). По возвращении он получает отМельхиседекажреческое благословение и дар хлеба и вина (для христианской традиции - прообраз причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть добычи (14, 18-20). Между тем А. тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Яхве обещает ему потомство. Сарра предлагает А. «войти» к её рабыне Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребёнком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Яхве, по своей значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием ко всей жизни А.: «ходи предо мною и будь непорочен» (17,1); Яхве заключает с А. «завет вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки А. не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком «завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17, 10- 14). Бог ещё раз приходит к А. в виде трёх странников (ангелов), встречаемых А. и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности божества); он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18, 9-15). От А. трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городамиСодомом и Гоморрой;А. заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу, в котором найдётся 50, 45, 40, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (18, 16-32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Яхве случается невозможное: у столетнего А. и девяностолетней Сарры рождается сынИсаак.Конфликт из-за прав первородства (Измаил - старший, но Исаак - вполне законный и притом получивший особое благословение от бога) приводит к изгнанию Агари и Измаила (21,9- 21). Трагическая кульминация пути А. как «друга божьего» - испытание его веры: теперь, когда у А. есть, наконец, Исаак - единственная надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), А. должен отказаться от этой надежды. Бог требует: «возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22,2). А. повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. «И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: „Отец мой!" И сказал тот: „Вот я, сын мой!" И сказал он: „Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" И сказал Авраам: „Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой"» (22, 7-8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и А. поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел останавливает жертвоприношение; вместо Исаака в жертву идёт запутавшийся рогами в зарослях баран (22, 9-13). А. вознаграждён за верность новым благословением себе и своему потомству от Яхве (22, 15-18). После смерти Сарры А. женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается ещё 6 сыновей. А. умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» (25, 8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.
Библейский образ А. совмещает ряд граней. Это герой - родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры - различных арабских племён; через своего внука Исава (сына Исаака) - прародитель эдомитов; с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммоиитян. В рассказах о заключении завета с Яхве, об установлении обрезания и т. п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своём гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа А. в позднеиудаистической литературе усиливает чертыкультурного героя(А. оказывается первоучителем астрономии и математики, изобретателем алфавита и т. п.).
Лит.:Beer В., Leben Abraham's nach Auffassung der jüdischen Sage..., в его кн.: Lebensgemälde biblischer Personen nach Auffassung der jüdischen Sage, Tl 1, Lpz„ 1859; Greßmann Н., Sage und Geschichte in den Patriarchenerzählungen, «Zeitschrift fur die alttestamentiche Wissenschaft», 1910, Jg. 30; Alt A., Der Gott der Väter, в его кн.: Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel, 2 AufL, Bd 1, Munch.. 1959; Jepsen A., Zur Überlieferungsgeschichte der Vatergeatalten, «Wissenschaftliche Zeitschrift», 1953/54, Jg. 3, Н. 2-3; Кeller С, A., Grundsätzliches zur Auslegung der Abraham-Überlieferung in der Genesis, «Theologische Zeitschrift», 1956, Jg. 12, Н. 4; A1bright W. F., Abram the Hebrew. A new archaeological interpretation, «Bulletin of the American Schools of Oriental Research», 1961, № 163.
С. С. Аверинцев.

Сцена принесения А. в жертву Исаака запечатлена в росписи синагог в Дура-Европосе (сер. 3 в.) и Бет-Альфе (1-я пол. 6 в.), катакомбы Присциллы в Риме (кон. 3 - нач. 4 вв.), в средневековой миниатюре (Эчмиадзинское евангелие 10 в. и др.), в пластическом декоре средневековых соборов (скульптурная группа собора в Шартре и др.), рельефах (рельефы для дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти), в картинах А. дель Сарто, П. Рубенса, Рембрандта, А. П. Лосенко. Сцена благословения А. Мельхиседеком нашла воплощение в мозаиках церквей Санта-Мария Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне; фреске Рафаэля, картинах Д. Баутса, Л. Лотто, Тинторетто, Рубенса, П. Ластмана, Дж. Б. Тьеполо. В византийском и древнерусском искусстве наиболее популярна была сцена прихода к А. трёх странников, изображавшихся в виде ангелов (фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде, московские, новгородские и псковские иконы; см. такжеТроица). Среди произведений западноевропейского искусства на этот сюжет - рельеф Гиберти, фреска Рафаэля, гравюры Луки Лейденского и X. Холь-бейна Старшего, картины Л. Каррач-чи, П. Ластмана, Рембрандта, Б. Э. Мурильо, А. де Гелдера и др. В средневековом искусстве нашёл также воплощение сюжет - праотец А. в раю с душами умерших праведников на коленях или во чреве - «лоно авраамово» («Золотые ворота» Фрейбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире). В искусстве 16-18 вв. разрабатывались некоторые другие сюжеты: круг сцен, связанный с А., Саррой и Агарью (см. в ст.Агарь), «Авраам наставляет египтян астрономии» (Джорджоне) и др. А. (начиная с позднего средневековья) чаще всего предстаёт в облике величавого бородатого старца.

(Источник: «Мифы народов мира».)


Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 430–440 гг.


Филиппо Брунеллески. Жертвоприношение Авраама. 1401 г.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Авраама. 1635 г.


Встреча Авраама и Мельхиседека.


Дирк Боутс. Створчатый алтарь в церкви св. Петра в Лёвене: Aвраам и Мельхиседек. 1464–1467 гг.


Синонимы:
имя, посланник


  1. авраамбибл. патриарх чтимый в иудаизме христианстве и исламе в последнем под именем Ибрахим. Считается родоначальником евреев через сына Исаака и арабов через Исмаила. Религ. т...Атеистический словарь
  2. авраамбибл. патриарх чтимый в иудаизме христианстве и исламе в последнем под именем Ибрахим. Считается родоначальником евреев через сына Исаака и арабов через Исмаила. Религ. ...Атеистический словарь II
  3. авраамАвраам евр. Аврахам.I.strong Имя патриарха первонач. звучало как Аврам но затем было изменено Богом на Авраам Быт . Обе формы по значению соответствуют исходному авирам ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. авраамили как он назывался в начале Аврам праотец еврейского народа сын Фарры потомок Сима родился в Уре Халдейском около лет до Р. Хр. Быт. . В Уре он прожил лет после чег...Библейский энциклопедический словарь
  5. авраамАвраам отец множества праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры потомок Сима он родился в Уре халдейском в нижнем течении реки Евфрат примерн...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. авраамАбрам мифический родоначальник евреев. Библейская традиция кн. Бытия XIXXV считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью Палестине и Египту. А. припи...Большая Советская энциклопедия II
  7. авраамм. библ. Abramo Итальянорусский словарь. Синонимы имя посланник...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. авраамимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. авраамвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. авраамАбрам в Библии родоначальник евреев отец Исаака. По велениюЯхве Авраам должен был принести сына в жертву но в моментжертвоприношения был остановлен ангелом....Большой энциклопедический словарь II
  11. авраамАВРААМ Абрам в Библии родоначальник евреев отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом....Большой Энциклопедический словарь V
  12. авраамв ветхозавет. преданиях избранник Яхве заключ. с ним заветem союз один из патриархов родонач. евреев и через Измаила арабов. Согл. традиции первонач. имел имя Аврам в два...Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. аврааммуж. Авраам был первым евреем. Он посвятил свою жизнь распространению учения о едином Бге. Это первый праотец еврейского народа. Главным качеством Авраама был хэсэд мило...Еврейские мужские имена
  14. авраамАбрам в Библии родоначальник евреев и арабов отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. авраамАвраам по Библии первый из патриархов родоначальник евреев и через Исмаила арабов. Согласно преданию первоначально имел имя Аврам родился в Уре халдейском. Там он женилс...Исторический словарь
  16. авраамдревнеевр.em Abraham греч.em лат.em Abraham досл. отец многих ветхозаветный патриарх. В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. кн. Бытия. До встречи с Богом описанно...Католическая энциклопедия
  17. авраамеврейский патриарх одна из крупнейших фигур в Библии...Краткий справочник мифологических терминов
  18. авраамАвраам библ. родоначальник евреев и через сына Измаила арабов....Мифологический словарь
  19. авраамНачальная форма Авраам единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. авраамАВРААМ Абрам в Библии родоначальник евреев отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом....Новый большой англо-русский словарь II
  21. авраамАвраамstrong а м. Стар. редк. разг. Абрам а. Отч. Авраамович Авраамовна. Производные Авраамка Аврамка Аврааха Авреха Аврааша Авраша Абрамка Абраха Абраша. [Др.евр. имя A...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  22. авраамф.п. авраам ыбырайым...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  23. авраамверхозаветный патриарх родоначальник евреев через сына Исаака и арабов через сына Измаила сын Фарры генеалогия которого восходит к Симу. Иудаистская и христианская традиц...Религиоведческий словарь
  24. авраамсогласно Библии состоятельный житель шумерского города Ура избранник Божий родоначальник израильтян восточных арабских народов. Призвание А. в христ. традиции переломный...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  25. авраамАвраам Авраамович Авраамовнаem Синонимы имя посланник...Русский орфографический словарь
  26. авраамАвраам Ыбырайым...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  27. авраамAbraham имя посланник...Русско-норвежский словарь
  28. авраамAbraham...Русско-чешский словарь
  29. авраамЛинкольн президент Руссо певец...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  30. авраамРуссо который пел с Орбакайте...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  31. авраамПрезидент Линкольн и отец Исаака...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  32. авраамАБРААМ АВРААМ Еврейское мужское имя Abraham отец многих народов. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АВРААМ См. АБРААМ. Словарь иност...Словарь иностранных слов русского языка
  33. авраамАвраам а муж.em Стар.em редк.em разг.em Абрам а.Отч.strong Авраамович Авраамовна. Производныеstrong Авраамка Аврамка Аврааха Авраха Аврааша Авраша Абрамка Абраха Абраша. ...Словарь личных имен
  34. авраамАвраам архимандрит автор кн. Православная Китайская миссия М. имя в монашествеПсевдонимыi А. А. КитайПроизведенияi Авраам. Православная Китайская миссияИсточникиi Мас...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  35. авраамЕврейский патриарх отец Исаака дед Иакова и Измаила заключивший союз с Богом согласно библейской Книге Бытия. Став оплотом яхвийского монотеизма он вместе с женой Сарой о...Словарь религий, обрядов и верований
  36. авраамАвраам отойти в лоно Авраама...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  37. авраамавраамотойти в лоно Авраама....Словарь синонимов II
  38. авраамавраам отойти в лоно Авраама. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. Авраам великий отец народов Абрам Аврамка...Словарь синонимов II
  39. авраамАвраам великий отец народов Абрам Аврамка Авраха Авраша Абрамка Абраха Абраша...Словарь синонимов
  40. авраамевр.em отец множествапатриарх получивший от Бога обетование что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные через Иисуса Христа Б...Словарь церковнославянского языка
  41. авраамh Авраамbig сущ.муж.неод.i ед.им. Разнообразные группы моего племени я Авраам.Пут....Словарь языка Грибоедова
  42. авраамевр. отец множества ветхозаветный патриарх родоначальник избранного народа призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом Быт XI XXVI. Важнейшие эпиз...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  43. авраамлат. . Бблйний персонаж прабатько врейського народу. . перен. Символ батьквського благословення на все життя. Див. також Адам...Словник іншомовних слів
  44. авраамбибл. родоначальник еврейского народа Древняя тень Маврикии Родственна нашим холмам Дождиком в нивы златые Нас посетил Авраам. Ес имя посланник...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  45. авраамАВРААМ библ. родоначальник еврейского народа Древняя тень Маврикии Родственна нашим холмам Дождиком в нивы златые Нас посетил Авраам. Ес II....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  46. авраамдр.евр. букв. значение повидимому отец множеств сокр. Абрам мифич. родоначальник евр. племен. Библейская традиция кн. Бытия XIXXV считает родиной А. Ур и сообщает о его...Советская историческая энциклопедия
  47. авраамАВРААМ Абрам в Библии родоначальник евреев и арабов отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву но в момент жертвоприношения был остановлен анге...Современная энциклопедия
  48. авраамАВРААМ Абрам в Библии родоначальник евреев отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом....Современный энциклопедический словарь
  49. авраамAbraham. Личность Авраама уникальна тем что он отец нации и вместе с тем отец всех верующих. Бог велел Аврааму покинуть родину и направиться в землю Ханаанскую. Там Бог з...Теологический энциклопедический словарь
  50. авраамRzeczownik Авраам Biblijny Abraham...Универсальный русско-польский словарь
  51. авраамЗгдно з Бблюem патрарх праотець вр.em та араб. народв першим проголосив вру в диного Бога Ягве уклав з ним угоду знаком яко стало обрзання....Універсальний словник-енциклопедія
  52. авраамзгдно з Бблю патрарх праотець вр. та араб. народв першим проголосив вру в диного Бога Ягве уклав з ним угоду знаком яко стало обрзання....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  53. авраамМаара Вар Мавр Арма Арам Аврам Авраам Авар Рам Мара Маар...Электронный словарь анаграмм русского языка
  54. авраамАвраам первоначально Аврамi ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа род. в г. Ур в Северной Месопотамии за л. д. Р. Х. Отца его звали Фарра у евреев Терахi а...Энциклопедический словарь
  55. авраампервоначально Аврамem ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа род. в г. Ур в Северной Месопотамии за л. д. Р. Х. Отца его звали Фарра у евреев Терахem а у ар...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  56. авраамАврагам первый из трех праотцев еврейского народа см. ст. Праотцы.Синонимы имя посланник...Энциклопедия иудаизма
  57. авраамАВРААМв Ветхом Завете первый библейский патриарх родился ок. до н.э. в Уре Халдейском Месопотамия. Первоначально звался Аврам. Женился на своей единокровной сестре Саре ...Энциклопедия Кольера II
  58. авраамАвраам евр.em abraham срв. имя aburamu засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со й половины Шго тыс. до н. э а также в обнаруженных в х гг. текстах из ...Энциклопедия культурологии