Энциклопедия Культурология XX век

ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ — направление в философско-куль-турологич. мысли 20 в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творч. личность. Культуросозидающие возможности личности, с т. з. П., потенциально безграничны: чем более развита духовно личность, чем более она аккумулирует в себе предшествующее развитие культуры, тем в большей степени она способна к инновативным открытиям и интуитивным озарениям; более того, в своем пределе, достигая трансцендентных высот, творч. личность становится тождественной Богу-Творцу как высшей творч. личности ("личности личностей"). Поэтому персоналистское понимание культуры не только не исключает ее единства и целостности, но, напротив, предполагает это, несмотря на всю множественность индивидуально-личностных интерпретаций. С одной стороны, многомерность и неисчерпаемость культуры оправдывается в П. свободой индивидуального саморазвития и самоосуществления каждой творческой личности; с др. стороны, единство культуры как целого объясняется наличием в каждой творч. личности резерва имплицитной трансценденции, благодаря к-рой возможен прорыв к высшим божеств, ценностям — Истине, Благу, Красоте. Почти все разновидности П. (за очень редким исключением) имеют теистич. основу и связаны с представлением о творении мира как культурного целого верховной божеств, личностью и соотнесении творч. исканий человека с совершенством (или несовершенством) божеств. Творения.
Своим возникновением П. обязан либо кризису монистич. воззрений на мир (включая культуру), абсолютизировавших его трансцендентное единство и целостность, независимость от волеизъявлений отд. личностей; либо кризису позитивистских представлений о действительности как конечной сумме фактов, подлежащих рац. исследованию и осмыслению средствами положит, наук. В том и другом случае отход от спекулятивных построений того или иного рода, постулирующих общее и целое прежде частного и дробного (в позитивизме таким общим и целым является абсолютизация методологии познания и деятельности), и неизбежная плюрализация картины мира как "мозаики" гетерогенных и автономных личностных миров (и их интерпретаций) есть безусловное свидетельство преобладания процессов социокультурной дифференциации над интегративными тенденциями в истории культуры, предпочтения личного опыта всеобщему, коллективному. В то же время П. как культурфилос. учение свидетельствует об углубившемся разрыве между пониманием культуры как наличного априорного знания и как персонального творч. опыта, обретаемого в процессе свободного поиска; между социокультурньм детерминизмом и интуитивизмом творч. самореализации; между рационализмом и иррационализмом культурного самосознания.
Существуют две разл. и лишь отчасти взаимосвязанные традиции П. — русская и зап.-европейская, в своем генезисе восходящие к разным источникам. Рус. версия П. ведет начало от Достоевского, к-рый в своих худож. произведениях, имплицитно содержащих самобытную и глубокую философию ("Записки из подполья", "Село Степанчиково и его обитатели", "Игрок", "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы" и др.) поставил ряд нравственно-психол. и религиозно-фи-лос. проблем, ключевых для рус. П.: свобода и ответственность личности, ее своеволие и право, теодицея и богоборчество, кротость и насилие, власть и подчинение, страдание и сознание и т. п. Лит. форма выступала у Достоевского как способ филос. иносказания, как эстетич. дискурс этики и религ. миросозерцания, дающий основания толковать его символически и феноменологически. Вслед за Достоевским концепцию П. развивали рус. символисты — Вяч. Иванов, А. Белый, отчасти А. Блок, из других философов рус. серебряного века особенно глубоко Н.Бердяев и Л.Шестов, менее последовательно — Н.Лосский, С. Булгаков.
В своем "опыте персоналистич. философии" с названием "О рабстве и свободе человека" Бердяев выстраивает сложную типологию "прельщении" человека, вызывающих его рабство у бытия и у Бога, у природы и об-ва, у культурных ценностей и у самого себя. Трагич. зависимость человека от мира получает у Бердяева разрешение в провозглашении активно-творч. эсхатологизма как мистико-филос. интерпретации конца истории. В книге "Опыт эсхатологич. метафизики" Бердяев писал о трагич. "ущемленное(tm) бытия злом" и делал отсюда далеко идущие выводы о "несостоятельности монизма и философии всеединства". Среди причин зла Бердяев называет и порождения культуры и цивилизации — технику, орудия войны и взаимоистребления людей, множество дурных и злых идей, социальных предрассудков и затуманенных верований. Призывая к "революции сознания", т. е. к радикальному освобождению его от власти объективизации, Бердяев выразил "восстание личности человеч. против призрачной и давящей объективной "мировой гармонии" и объективного "социального порядка" как "борьбу духа против необходимости", как "переход в царство свободы".
П. Л.Шестова обнажает трагич. противоречие между правдой трагедии и ложью обыденности, скрывающей от себя собственные прозрения; между мнимостью здоровья и действительностью болезни, овладевающей человеком. Отталкиваясь от лит-ры как материала личностной экзистенции (Л.Толстой, Достоевский, Шекспир, Тургенев, Чехов, Вяч. Иванов, В. Розанов; сюда же парадоксальным образом относятся и Лютер, и Ницше, и Кьеркегор, и Вл. Соловьев), Шестов, преодолевая
разл. формы неистинного сознания, взыскует Бога. Искания Бога у Шестова подчеркнуто адогматичны: он борется со стереотипами разума, искусно разоблачает его "хитрости" и ловушки на пути к вере, реализующей прорыв к трансцендентному. Культура выступает у Шестова как едва ли не гл. помеха на пути к истинной духовности. В своих исканиях Бога личность вправе пожертвовать всем — разумом, нравственностью, свободой, чувствами, бытовой, обыденной повседневностью, человеч. общением. Только абсолютное одиночество открывает каждой личности его персональную истину, его персонального Бога, его неповторимый мир. Реальное достижение множественности миров соответственно множеству человеч. индивидуальностей представляется Шестову идеалом персоналистич. богоискательства, наиболее адекватного дробному, атомизированному состоянию мира, навсегда утратившего свое единство и цельность.
Из более поздних рус. мыслителей близко соприкоснулся с П. М.Бахтин, к-рый, следуя за Вяч. Ивановым, развил идеи филос. полифонизма и диалогизма в мире, апеллируя к идеям и образам Достоевского. Центр, метафорой бахтинского П. является уподобление Творца и отд. творч. личностей — отношениям автора и его персонажей, обладающих относительной независимостью от него, в романах Достоевского. Несводимость множества диалогич. отношений к одному, пусть и очень сложно организованному монологу, принципиальная незавершенность и незавершимость диалога, по сравнению с любой формой монологизма — таков гл. общефилос. вывод бахтинского П., и открывающего каждую личность миру, и делающего картину мира открытой для вмешательства в нее каждой ответственной личности. К традиции рус. персонализма по-разному примыкают С.Л.Рубинштейн, Г.С.Батищев, Ю.Ф.Карякин, Н.Н.Трубников, М.Б.Туровский, В.С.Библер.
В зап-европ. П. исходные идеи генетически связаны с традициями Шлейермахера (ему же принадлежит и сам термин "П."), Кьеркегора и Ницше. Нек-рые принципы нем. и амер. П. восходят также к монадологии Лейбница. На французский П. Э.Мунье и Г.Мадинье повлиял и рус. П. (прежде всего Н.Бердяев).
Лит.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Он же. О назначении человека. М., 1993; Он же. Философия свободного духа. М., 1994; Он же. Царство Духа и Кесаря. М., 1995; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основа этики; характер рус. народа. М., 1991; Бог и мировое зло. М., 1994; Шестов Л. Избр. соч. М., 1993; Он же. Киркегард и экзистенциальная философия/Глас вопиющего в пустыне. М., 1992; Он же. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991;
Бахтин М.М. Проблемы творчества/поэтики Достоевского. Киев, 1994; Он же. К философии поступка//Рабо-ты 1920-х гг. Киев, 1994; Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
И. В. Кондаков
* * *
Последоват. персоналистские учения в совр. зап. мысли разрабатываются амер. и франц. философами. Гл. представители амер. П. — Б.П. Боун (основатель), Дж. Хоуисон, Р. Флюэлинг, Э. Брайтмен, У. Хокинг и др. Средоточием филос. интересов амер. персоналистов явл. религиозно-этич. проблематика, осн. внимание уделяется вопросам свободы и нравств. воспитания.
П. во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в.. Основоположник его Э. Мунье, гл. теоретики — Ж. Лакруа, П.-Л. Ландсберг, Г. Мадинье, М. Недонсель. Культурологич. концепция франц. П. неразрывно связана с его центр, понятием личности; сущность своего понимания культуры Мунье выразил следующим образом:
культура — это глобальная функция личностной жизни; для человека, к-рый сам себя создает и развивает, все есть культура; культура — это сам человек. Исследование сущностных форм культуры в П. совпадает с изучением личности, ее бытия в культуре. Персоналистски понимаемую личность характеризуют три осн. направления ее деятельности: экстериоризация (самоосуществление вовне), интериоризация (внутр. сосредоточенность, духовный мир), трансценденция (самопреодоление, ориентация на высшие, божеств, ценности). Особое значение в жизни личности Мунье придавал свободе и способности самопреодолению; эти же черты он считал характерными для подлинной культуры. Говоря о свободе, Мунье постоянно подчеркивал ее зависимость от конкр. условий и выступал против тех концепций, где признается абсолютная свобода человека и его культуры: "культура не может существовать в условиях чистой свободы". Он настаивал на связи культуры с творч. деятельностью человека-личности, в к-рой и благодаря к-рой он не только созидает культуру, но строит собственное Я и преодолевает его (трансценди-рует). Поддерживая идеи "коллективистских концепций культуры", Мунье придавал особое значение мысли о народе как о подлинном источнике зарождения и обновления культуры. Вместе с тем его возражение вызывали тенденции отождествления культуры с "книжным знанием" и интеллектуальной деятельностью, претензии отд. слоев об-ва и целого класса (буржуазии) на монопольное владение культурой, ведущие к подмене живой культуры разного рода условностями и крикливой модой.
Мунье не оставил после себя глубоко разработанной концепции культуры; в своих культурологич. исканиях он часто отождествлял культуру с искусством, культурное творчество — с творчеством художественным, субъекта культуры — с художником, утверждая, что философия личности отводит центр, место проблемам эстетики. В самом деле, персоналистская концепция личности и ее осн. содержания — движения трансценденции — наиболее четко проясняется в эстетич. учении. Идеалом самоосуществления человека-личности вовне признается худож. творчество, к-рое по природе своей трансцендентно — оно непременно нацелено на выс
шие ценности: искусство является специфич. видом деятельности, осуществляющей связь человеческого с божественным.
В "реформистскую" пору франц. П. (50-70-е гг.) его лидер Ж.-М. Доменак намеревается исправить, по его словам, "слишком лирическую" позицию Мунье в решении проблемы человека и культуры путем умаления роли худож. творчества в их становлении и развитии. Культурную функцию искусства он видит в том, чтобы направлять человека к более содержат, и интенсивной духовной жизни, чтобы держать человеч. дух в постоянном напряжении. В последующие годы сторонники "нового этапа" в персонализме (О. Монжен, П. Тибо), выступают с программой переосмысления вопроса о культуре и худож. творчестве, чтобы, с одной стороны, положить конец "культурной элитарности", господствующей в совр. зап. об-ве, с другой — противостоять экспансии массовой культуры. Они ратуют за расширение понятия культуры, в к-рую наряду с худож. ценностями, созданными художниками-профессионалами, должны входить и явления т.н. "второй природы", созидаемые в рамках того или иного об-ва. При таком подходе "культурное" ставится характерным для повседневной жизни каждого индивида, благодаря чему остро становится вопрос об эстетич. содержании традиц. народной культуры. В культуре повседневности персоналисты последних лет видят также альтернативу "массовой культуре", подчеркивая особое значение индивидуального характера народного творчества, смекалку, находчивость и ловкость людей, способных в своей деятельности и поведении уходить от общепринятых норм и стандартов.
Лит.: Вдовина И.С. Эстетика француз, персонализма. М., 1981; Мунье Э. Персонализм. М., 1992; Knudson А.С. The Philosophy of Personalism. Boston, 1949; Lestavel J. Introduction aux personnalismes. P., 1961; Lacroix J. Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1960; Lacroix J. Le personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972; Mounier E. Oeuvres. V. I-IV. P., 1961-63; Mounier E. Le personnalisme. P., 1971.
И. С. Вдовина


  1. персонализмв психологии направление считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей с...Словарь практического психолога
  2. персонализмлат. persona личность религ.идеалистич. течение получившее распространение в кон. перв. пол. в. в США Б. Боун Р. Т. Флюэллинг Э. Ш. Брайтмен во Франции Э. Мунье М. Недо...Атеистический словарь
  3. персонализмлат. persona личность религ.идеалистич. течение получившее распространение в кон. перв. пол. в. в США Б. Боун Р. Т. Флюэллинг Э. Ш. Брайтмен во Франции Э. Мунье М. Н...Атеистический словарь II
  4. персонализмв психологии от лат. persona личность направление считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначаль...Большая психологическая энциклопедия
  5. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ от лат. persona личность теистическое направление совр. бурж. философии признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью а весь м...Большая советская энциклопедия
  6. персонализмот лат. persona личность теистическое направление современной буржуазной философии признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью а вес...Большая Советская энциклопедия II
  7. персонализмтермин Шлейермахера обозначает . подход в психологической науке в котором утверждается что отдельная личность является центральным конструктом относительно которого долж...Большая энциклопедия по психиатрии
  8. персонализмм. филос. personalismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. персонализмм.personalismo m...Большой русско-испанский словарь
  10. персонализмm Personalismus m...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  11. персонализмсущ. муж. родаперсоналзм уem...Большой русско-украинский словарь
  12. персонализмангл. personalism нем. Personalismus. Направление философии признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью а весь мир проявлением творч...Большой толковый социологический словарь II
  13. персонализмот лат. persona личность философское направлениепризнающее личность первичной творческой реальностью а весь мирпроявлением творческой активности верховной личности Бог...Большой энциклопедический словарь II
  14. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ от лат. persona личность философское направление признающее личность первичной творческой реальностью а весь мир проявлением творческой активности верховной...Большой Энциклопедический словарь V
  15. персонализмпозиция или доктрина ставящая превыше всех государственных и экономических интересов превыше всех безличных учреждений фундаментальную ценность человеческой личности. Мы ...Евразийская мудрость от А до Я
  16. персонализмот латинского persona личность философское направление признающее личность первичной творческой реальностью а весь мир проявлением творческой активности верховной лично...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. персонализмлат. persona личность концепция человека в современной христианской философии фундированная характерной для теизма персонификацией Бога инспирирующей остро значимую акцен...История философии
  18. персонализмФранцузский персонализм одно из ведущих философских течений современности вместе с феноменологией экзистенциализмом и неотомизмом он составил целую эпоху в интеллектуаль...История философии. Книга четвёртая. Философия XX в.
  19. персонализмот лат. persona личность учение о том что весь мир состоит из личностей действительных как напр. человек или по крайней мере потенциальных т.е. обладающих хотя бы подсозн...Краткий религиозно-философский словарь
  20. персонализма м.em Религиозноидеалистическое направление современной буржуазной философии считающее личность первоосновой бытия а бытие проявлением творческой активности верховной ли...Малый академический словарь
  21. персонализмот лат. persona личность в психологии направление считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначальн...Материалы к курсу «Психология личности»
  22. персонализмкорень ПЕРСОН суффикс АЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ПЕРСОНАЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПЕРСОН АЛ ИЗМ Слово Персонализм с...Морфемный разбор слова по составу
  23. персонализмНачальная форма Персонализм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. персонализмфилософская позиция полагающая личность и личностное существование основным предметом философии и главной проблемой истории и культуры религиознофилософское течение XX в...Новая философская энциклопедия
  25. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ лат. persona личность концепция человека в современной христианской философии фундированная характерной для теизма персонификацией Бога инспирирующей остро ...Новейший философский словарь
  26. персонализмлат. persona личность концепция человека в современной христианской философии фундированная характерной для теизма персонификацией Бога инспирирующей остро значимую акц...Новейший философский словарь II
  27. персонализмперсонализм м. Одно из направлений в современной философии считающее что весь мир есть совокупность духовных личностей управляемых высшим Божеством....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. персонализмтермин по всей видимости создал Ренувье в г. для обозначения собственной философии позиция или доктрина ставящая превыше всех государственных и экономических интересов п...Новый философский словарь
  29. персонализм. Вообще подход в психологической науке в котором утверждается что отдельная личность является центральным конструктом относительно которого должны рассматриваться все о...Оксфордский толковый словарь по психологии
  30. персонализм. Вообще подход в психологической науке в котором утверждается что отдельная личность является центральным конструктом относительно которого должны рассматриваться все о...Оксфордский толковый словарь по психологии
  31. персонализмперсонализм персонализм а...Орфографический словарь
  32. персонализмu м...Орфографический словарь русского языка
  33. персонализмлат. личность философское учение рассматривающее личность и ее духовные ценности внешней ценностью и смыслом земной цивилизации. При этом личность видится как активно д...Основы духовной культуры
  34. персонализмперсонализм персонализмы персонализма персонализмов персонализму персонализмам персонализм персонализмы персонализмом персонализмами персонализме персонализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. персонализмОрфографическая запись слова персонализм Ударение в слове персонализм Деление слова на слоги перенос слова персонализм Фонетическая транскрипция слова персонализм [пирса...Полный фонетический разбор слов
  36. персонализмтеистическое направление зарубежной философии и вытекающие из него ряд психологических теорий личности признающих личность первичной творческой реальностью и высшей духов...Прикладные аспекты современной психологии
  37. персонализм[лат. persona личность] в психологии направление считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначальн...Психологический лексикон
  38. персонализмот лат. persona лицо личность философское направление развивавшее идею индивидуальной духовной субстанции как основы бытия и получившее распространение в кон. XIX нач. XX...Русская философия
  39. персонализмперсонализм а...Русский орфографический словарь
  40. персонализмМ мн. нет fls. personalizm dnyann yksk ilahi xsiyyt trfindn idar olunan mnvi varlqlarn xsiyytlrin frdlrin mcmusundan ibart olduunu iddia edn diniidealist flsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  41. персонализмм. идеал. филос. доктрина о том что конечная реальность состоит из множества духовных существ или людейem personalismотносящийся к персонализму personalistic...Русско-английский психологический словарь
  42. персонализмПерсаналзм...Русско-белорусский словарь
  43. персонализмфилос.i персаналзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  44. персонализмтлашылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  45. персонализмперсонализм тлалы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. персонализмперсонализм персонализм...Русско-таджикский словарь
  47. персонализмтермин по всей видимости создал Ренувье в г. для обозначения собственной философии позиция или доктрина ставящая превыше всех государственных и экономических интересов п...Сверхкраткий философский словарь
  48. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ [lt лат. persona личность индивид] филос. направление в современной философии считающее что весь мир есть совокупность духовных личностей управляемых высшей...Словарь иностранных слов русского языка
  49. персонализмрелигиозноидеалистическое течение получившее распространение в конце XIX первой половине XX в. в США Франции Германии и ряде других стран. Исследует некую духовную личнос...Словарь исторических терминов
  50. персонализмнаправление признающее личность первичной творческой реальностью и ценностью....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  51. персонализмтеистическое направление современной философии считающей что весь мир есть совокупность духовных личностей управляемых высшей божественной силой. Персонализм признает лич...Словарь-справочник по философии
  52. персонализмот лат. persona личность теистич. направление совр. бурж. философии признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью а весь мир проявлением тв...Советский философский словарь
  53. персонализмтеистическая тенденция в западной философии полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Считается что термин П. впервые употребил Ф. Шле...Современная западная философия
  54. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ от латинского persona личность философское направление признающее личность первичной творческой реальностью а весь мир проявлением творческой активности вер...Современная энциклопедия
  55. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ от лат . persona личность философское направление признающее личность первичной творческой реальностью а весь мир проявлением творческой активности верховной...Современный энциклопедический словарь
  56. персонализмрелигиознофилософское учение согласно которому предметом исследования должна бать личность персона как духовная сущность и первоэлемент бытия....Тематический философский словарь
  57. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ м. Одно из направлений в современной философии считающее что весь мир есть совокупность духовных личностей управляемых высшим Божеством....Толковый словарь русского языка
  58. персонализмУдарение в слове персонализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове персонализм...Ударение и правописание
  59. персонализмодно из направлений современной философии. Оно основывается на утверждении того что личное начало личность как духовная определенность человека есть первичная реальность ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  60. персонализмсовременное философское направление рассматривающее человеческую личность как высшую ценность культуры а мир как проявление личностной творческой активности. П. является ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  61. персонализмот лат. persona личность учение признающее личность первичной творческой реальностью а духовные ценности личности высшим смыслом цивилизации...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  62. персонализмот лат. persona личность направление в современной философии рассматривающее личность как высшую ценность культуры а мир как проявление личностной творческой активност...Философия. Словарь по обществознанию
  63. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ теистическая тенденция в философии в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. К П. относятся учения Ф. Якоби А. ...Философская энциклопедия
  64. персонализмот лат. persona личность теистич. направление совр. бурж. философии признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью а весь мир проявлен...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  65. персонализмфилософское направление для которого человек является не мыслящим существом а действующей занимающей определенную позицию личностью. В частности в теории познания личност...Философский энциклопедический словарь II
  66. персонализмфилософское направление для которого человек является не мыслящим существом а действующей занимающей определенную позицию личностью. В частности в теории познания личност...Философский энциклопедический словарь
  67. персонализмперсонализм персонализмы персонализма персонализмов персонализму персонализмам персонализм персонализмы персонализмом персонализмами персонализме персонализмах Источник П...Формы слова
  68. персонализмМелон Мелис Меланоз Мел Мезон Мезап Масон Масло Марс Марлин Марино Марин Маори Мао Манси Манс Манор Мание Манер Ман Малоп Мало Малин Мали Маис Мазло Мазер Маз Лорина Лори...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ лат. persona личность концепция человека в современной христианской философии фундированная характерной для теизма персонификацией Бога инспирирующей остро ...Энциклопедия История философии
  70. персонализмПЕРСОНАЛИЗМ направление в философскокультурологич. мысли в. исходящее из представления что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творч. личн...Энциклопедия культурологии
  71. персонализмангл. personalism нем. Personalismus. Направление философии признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью а весь мир проявлением творче...Энциклопедия социологии