Энциклопедия Культурология XX век

ГАДАМЕР

ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900) — нем. Филосов; изучал философию, классич. филологию, германистику и историю искусства в ун-тах Марбурга и Фрейбурга у Я. Гартмана, П. Фридлендера, Шелера, Бультмана, Хайдеггера. Преподавал в ун-тах Марбурга, Киля, Лейпцига (1946-47 — ректор). В 1947 переезжает во Франкфурт-на-Майне, в 1949-68 занимает кафедру философии в Гейдельберг. ун-те, руководимую ранее К. Ясперсом. С 1953 — редактор и основатель журн. "Philosophische Rundschau".
Всемирную известность принесла Г. работа "Истина и метод. Осн. черты филос. герменевтики" (1960, русский перев. 1988 неудачен), где он попытался связать воедино "герменевтику фактичности" Хайдеггера с герменевтич. традицией 17-18 вв. Вслед за Хайдеггером Г. трактует феномен понимания не как инструментально-логич. акт, а как способ человеч. бытия. Отсюда радикальный пересмотр задач герменевтики, в т.ч. ревизия концепций Шлейермахера и Дилыпея. Герменевтика — не искусство истолкования (как это было у Шлейермахера) и не метод познания (как у Дильтея), а исследование условий возможности понимания. Развивая хайдеггеровскую мысль о человеч. бытии как бытии в мире и о "пред-истолкованности" мира в дотеор. структурах ориентации в нем, Г. ведет речь о "предпонимании", к-рое конкретизируется им как "пред-рассудок". "Предрассудки" (равно как и "традиция" и "авторитет") не только не препятствуют пониманию, но и составляют необходимый его момент.
"Герменевтич. круг", известный как осн. трудность процесса интерпретации, носит, по Г., не методол., а онтологич. характер и продиктован взаимообусловленностью и взаимодействием между "предпониманием" и текстом. К смыслу текста как нек-рого целого мы идем через понимание его отд. частей; но чтобы понять смысл части, уже необходимо опр. образом понимать целое, т.е. обладать его "предпониманием". Как бы упреждая упрек в субъективизме и релятивизме, Г. говорит о диалогич. структуре процесса понимания. Понимание имеет вопросно-ответную структуру: понять текст значит понять вопрос, к-рый этот текст ставит, а не навязывать ему посторонний вопрос. Но понять вопрос можно лишь в том случае, если мы сами умеем им задаться. Поэтому вторым шагом будет отнести этот вопрос к себе, что ведет к критич. проверке нашего "предпонимания". Понимание всегда осуществляется в процессе "слияния горизонтов" интерпретатора и текста, причем интерпретатор не выходит из этого процесса незатронутым, его смысловой горизонт тоже претерпевает изменения.
В последоват. противостоянии редукции герменевтики к разработке методологии интерпретации текстов (Э. Бетти), Г. выдвигает понятие Wirkungsgeschichte — "действенной истории", к-рая заключается, с одной стороны, в определенности всякого акта истолкования текста предшествующей историей (традицией) ее интерпретаций, а с др. стороны, во включенности этого акта в традицию. Сегодняшняя интерпретация традиции — тоже момент традиции; всякое истолкование и определено традицией, и "соопределяет" последнюю. Подчеркивая момент "принадлежности традиции", Г. отмежевывается от концепции "истор. сознания" Дильтея, верящего в возможность объективного познания прошлого укорененным в настоящем исследователем. В континууме традиции нет ни прошлого, ни настоящего, и Шекспир вполне может выступать как современник Софокла; в "событии понимания" нет ни объекта, ни субъекта, т.к. интерпретатор и его предмет равным образом причастны традиции.
Парадигматическое значение для герменевтич. опыта имеет "опыт искусства". В противовес концепции "эстетич. суждения" Канта, Г. вслед за Гегелем трактует искусство как способ познания, как самостоят, "опыт истины". Апелляция к Гегелю необходима Г. для заострения своего расхождения со Шлейермахером: задача герменевтики заключается не просто в "реконструировании", а в известном смысле в "конструировании" — во включении опыта истины, переживаемого благодаря произведению искусства, в структуру опыта интерпретатора. Однако союз филос. герменевтики с философией Гегеля непрочен. Исходный пункт Гегеля — самопознание абс. духа, т.е. бесконечная мощь рефлективного сознания, тогда как Г. отправляется от принципиальной конечности человека и его рефлективных усилий. Г. отрицает поэтому и возможность "снятия" менее соверш. форм культурных образований более совершенными. Традиция дана человеку в первую очередь и по преимуществу как языковая традиция. Мы "живем в
традиции" в той мере, в какой мы "живем в языке". Как и Хайдеггер, Г. рассматривает язык не в качестве инструмента или знака того или иного произвольно избираемого содержания, а как "медиум" раскрытия бытия. Универсальность языка как медиума влечет за собой универсальность герменевтики. "Бытие, к-рое может быть понято, есть язык" — этот провокативный тезис Г. означает лишь следующее: все, что мы в состоянии понять, опосредствовано языком, а все, что опосредствовано языком, мы в состоянии понять.
В полном соответствии со своим тезисом, что герменевтика — прежде всего практика, Г. выступает как практикующий интерпретатор, беря в качестве предмета и историю философии (Платон, Аристотель, Гегель, Гуссерль, Хайдеггер), и историю лит-ры (Гёте, Рильке, Гёльдерлин, Пауль Целан).
Соч.: Gesammelte Werke. Bd. 1-10. Tub., 1985; Kleine Schriften. Bd. 1-4. Tub., 1976-79; Das Erbe Europas. FT./ M., 1989; Gedicht und Gesprach. Fr./M., 1990; Актуальность прекрасного. М., 1991; Wahrheit und Methode. Tub., 1975; Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft. Fr./M., 1976; Lob der Theorie. Fr./M., 1983; Platos dialektische Ethik. Hamb., 1983; Истина и метод. М., 1988; Актуальность прекрасного. М.,1991.
Лит.: Орлов Б. В. Субъект. Объект. Эстетика: Версии Бахтина, Гадамера, Лукача. Екатеринбург, 1992.
В. С. Малахов


  1. гадамерGadamer Ханс Георг р. немецкий философ один из главныхпредставителей философии герменевтики середины в. Истина и метод. Труды по истории философии эстетике и философии...Большой энциклопедический словарь II
  2. гадамерGadamer Ганс Георг р. Известный немецкий философ один из крупнейших разработчиков герменевтического метода в современной философиии и эстетике. Всемирную известность при...Лексикон нонклассики
  3. гадамерГАДАМЕР Gadamer ГансГеорг р. немецкий философ один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге с ректор Лейпцигского университета про...Новейший философский словарь
  4. гадамерGadamer ГансГеорг р. немецкий философ один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге с ректор Лейпцигского университета профессор ф...Новейший философский словарь II
  5. гадамерГАДАМЕР Gadamer Ханс Георг р . немецкий философ один из главных представителей философии герменевтики середины в. Истина и метод . Труды по истории философии эстетике и...Современный энциклопедический словарь
  6. ґадамерGadamerГанс еорstrong нар.em нм. флософ професор Ляйпцського та Гайдельберзького унв.em спвзасновник флософсько герменевтики яку розглядав не лише як метод гумантарних н...Універсальний словник-енциклопедія
  7. ґадамерGadamerГанс еорstrong нар.em нм. флософ професор Ляйпцського та Гайдельберзького унв.em спвзасновник флософсько герменевтики яку розглядав не лише як метод гумантарних н...Універсальний словник-енциклопедія
  8. ґадамерGadamer Ганс еор нар. нм. флософ професор Ляйпцського та Гайдельберзького унв. спвзасновник флософсько герменевтики яку розглядав не лише як метод гумантарних наук а й я...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  9. ґадамерGadamer Ганс еор нар. нм. флософ професор Ляйпцського та Гайдельберзького унв. спвзасновник флософсько герменевтики яку розглядав не лише як метод гумантарних наук а й я...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. гадамерГАДАМЕР Gadamer Ханс Георг нем. философ. Изучал философию германистику и историю искусств сначала в Бреслау ныне Вроцлав затем в Марбурге. Под руководством П. Наторпа ...Философская энциклопедия
  11. гадамердив. Гадамер ГансГеорг...Філософський енциклопедичний словник
  12. гадамерГАДАМЕР Gadamer ГансГеорг р. в немецкий философ один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге с ректор Лейпцигского университета ...Энциклопедия История философии
  13. гадамерГАДАМЕР Gadamerem Ганс Георг р. em нем. Филосов изучал философию классич. филологию германистику и историю искусства в унтах Марбурга и Фрейбурга у Я. Гартмана П. Фридле...Энциклопедия культурологии