Энциклопедия культурологии

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ
(от греч. — направление, “цель” и “имею”, обретаю, т.е. букв. “обретение (себя)через самовоплощение внутри заложенной цели”); законченная(полная)действительность; осуществленность бытия. Одно из самых глубоких филос. прозрений в единую сущность бытия и познания, постепенно приобретающее также первостепенное значение для теории и истории культуры. Э. происходит везде, где материя, физическая или духовная, принимает облик и форму, где потенция становится воплощенной реальностью, а общее обретает индивидуальность, где происходит осуществление или явление идеи, принципа, общего свойства. Э. общих свойств материи выступает там, где они воплощаются конкретно, как, напр., в архитектурном ордере, где сила тяжести и сопротивление ей из заложенных в свойствах материи потенций стали формой; мы воочию постигаем воплощенную в камне силу человеческой воли, поставившей препятствие природному закону тяжести и застывшей в напряжении борьбы с ним, причем постигаем это не только в единичности происходящего, но и как реализованный пластически сам принцип воплощения возможности.
Учение об Э. возникло у Аристотеля, и в истории философии наиболее ярко было развито у Лейбница и Гуссерля. Преодолевая характерное для своего учителя Платона ценностное разделение сущего на идеальные прообразы и несовершенные воплощения, Аристотель рассматривал все реально сущее только как воплотившееся бытие, как обретшее форму и, тем самым, пережившее Э. Э., другими словами, происходит в силу внутренней энергии, заложенной в бытии и понуждающей его к обретению формы(“Метафизика”, IX, 2), а, тем самым, — к реализации своей сущности и смысла. В отличие от Аристотеля Лейбниц четко разделяет “душу” и “Э.”: последняя для него есть не столько состояние бытия, обретенное в результате воплощения бесформенного(или до-форменного)начала, сколько самостоятельно существующая дискретная реальность(Монадология, 18—19).Последняя по времени интерпретация понятия Э. в рамках значит, филос. системы содержится в корпусе поздних сочинений Гуссерля. Вся история европ. культуры, по Гуссерлю, представляет собой разворачивающуюся во времени Э. открытых в Греции идей и принципов: в духовном смысле Европа есть Э. идеи философии как науки, причем под “Э.” Гуссерль понимает бесконечно разворачивающуюся энергию воплощения этой идеи. Э., т.о., есть не только свойство бытия, но и опр. видение бытия, отношение к нему,основанное на интуиции формы как залога осуществленное™ бытия и тем самым как ценности. Поэтому с Э. обычно связана некая неполная проясненность, ускользание отлогич. ясности и четкой однозначности, ставящие восприятие этого феномена на грань аналитич. познания и внутр. переживания.
Роль описанного явления в теории и истории культуры, или — Э. культуры, выступает наиболее значительно в двух областях: 1) в том, как преломляются в каждую данную эпоху, в духовном обиходе в целом и в худож. творчестве, в частности, архитектуры коллективного бессознательного; 2) в рецепциях материалов высоких письменных культур в позднейшем истор. развитии, в наследовании инокультурного опыта, вообще и в первую очередь античной классич. традиции в культуре Европы. Исходные положения Э. культуры, приложимые к обоим указанным случаям, обнаруживаются в к. 19 в. в исследованиях А.Н. Веселовского и А.А. Потебни. Конечный вывод их состоял в том, что любой инокультурный опыт усваивается и сохраняется данной культурной средой, только если в силу ее внутр. развития в ней вызрела потребность в усвоении и сохранении именно этого опыта и заложенного в нем содержания: последнее, т.о., становится органич. составной частью усваивающей культуры, конкретизуется в ней и принимает форму, ею обусловленную, т.е. переживает в ней Э.(сам термин учеными 19 в. не употреблялся; Веселовский называл внутр. предрасположенность данной культуры к усвоению инокультурного опыта и к приданию ему соответствующей формы “встречным течением”).
Э. архетипов и адаптация их к тому полю культуры, в к-рое они вошли, — один из осн. путей развития, углубления и обогащения культуры, осуществления в ней диалектики стихийного и рац., нац. и мирового. Основы истолкования Э. культуры в данной сфере были заложены в сер. 20 в. Юнгом и Элиаде. Как им удалось выяснить, смутные образы-представления, сложившиеся в архаич. пору в коллективном бессознательном, выходят в культуру, в ней проясняются и рационализуются, в то же время не порывая плодотворной связи с породившей их стихийно-бессознат. сферой. Так, в очень многих мифологиях мира представлен архетип воды как стихийного начала мироздания — то как плодоносящей потенции всякого рождения, возникновения, жизни(“живая вода”), то как губит, хаоса, противостоящего мироустрояющей силе созидания и порядка, к-рая обычно проявляется в деятельности “культурного героя”, космократора. В своей двойственности или в одном из указанных обликов архетип воды переживает свою Э. в самых разных культурных системах от темной бездны вод, к-рой открывается творение в Ветхом Завете, до мифологии Петербурга, к-рому постоянно грозит наводнение и гибель в пучине вод(Лермонтов, М.А. Дмитриев, B.C. Печерин), и Медного всадника, чей конь вечно преодолевает крутизну скалы, имеющей силуэт волны, и коварство порождения вод — Змея.
Исходная схема классификации рецепций и характеристика той особой их формы, к-рой является Э., дана Флоренским в его статье “Троице-Сергиева Лавра и Россия”(1921). Различаются три типа рецепций: “поверхностно-случайное подражание”, “истор. взаимодействие” и “переклики в самых сокровенных недрах культуры”. В этих последних Флоренский и видит “осуществление или явление” гл. идеи той культуры, к-рая наследует истор. инокультурный опыт — ее, как пишет автор, “Э., скажем с Аристотелем”. Говоря конкретно о Троице-Сергиевой Лавре, Флоренский описывает Э. сл. образом: “Вжившийся в это сердце России, единственной законной наследницы Византии, а через посредство ее, но также — и непосредственно, — Др. Эллады, вжившийся в это сердце, говорю, здесь, в Лавре, неутомимо пронизывается мыслью о перекликах, в самых сокровенных недрах культуры, того, что он видит перед собой, с эллинской античностью. Не о внешнем, а потому поверхностно-случайном подражании античности идет .речь, даже не об истор. воздействиях, впрочем, бесспорных и многочисленных, а о самом духе культуры”.
Кроме способности занимать опр. место в градации форм культурного взаимодействия, Э. культуры присущи еще по крайней мере три свойства.
Первое состоит в том, что культурный импульс, поступающий извне в духовную субстанцию времени и обретающий в ней конкретно-истор. форму, не имеет точно выявленного источника — в отличие от подражания и истор. воздействия, где такой источник есть. Так, неоклассицизм, образующий тонкую субстанцию русского архитектурного, муз. или лит. модерна в первый период его существования, может быть связан, если речь идет о музыке — с опр. тенденциями, выявившимися в рамках романтизма у Франка и постромантизма у Дебюсси, если речь идет о поэзии — с франц. Парнасом. Но вполне очевидно, что существо возникающего явления такого рода генетикой удовлетворительно объяснено быть не может и что оно укоренено несравненно глубже в культуре России и Зап. Европы. Здесь приходится иметь дело, скорее, с “чувством античности”, к-рое жило в недрах европ. культуры в течение многих веков и к-рое, сгустившись в умонастроение времени, обретя в нем конкретно-истор. форму, пережило свою очередную Э.
Вторая отличит, черта культурных феноменов, возникающих из Э. более широких и длит. культурных состояний, заключается в том, что они характеризуют мироощущение культурной эпохи в целом, скорее чем данного ограниченного круга или социума. Новое открытие екатеринински-александровско-пушкинского антично-классич. Петербурга в статьях А. Бенуа и книгах Г. Лукомского — и мемуары Е.К. Герцык “Мой Рим”; “Камень” О. Мандельштама — и стилизованно “античные” усадебные постройки И. Фомина; оживление старинной контроверзы “классич. Петербург — православная Москва” и античные ассоциации у сергиево-посадских авторов от Эрна до Флоренского, глубоко различны по типу людей, сферам их общения, происхождению, ориентациям, по принципам формо- и стилеобразования. Тем не менее все перечисленные явления соотнесены с единым настроением в рус. культуре данной эпохи — с реминисцентно-элегической Э. антично-классич. и классицистич. наследия культуры к. 18-нач. 19 в.
Третья особенность, к-рая отличает феномены культуры, возникшие из Э. более широких и как бы разреженных культурных состояний, заключается в том, что эти феномены существуют как Э. лишь в той мере, в какой они, в отличие от “поверхностно-случайных подражаний” и “истор. взаимодействий”, полностью усваиваются нац. традицией и становятся ее органич. составной частью. В системе раннего модерна, с его романтизацией былых эпох, элегич. переживанием утонченной и духовно аристократич. рус. старины, с его протестом против бурж. прозаизации жизни, античные мотивы переживают свою Э., получая живой, ясный, актуальный историко-культурный смысл. Так воспринимаются, в частности, хрестоматийные произведения “антикизируюшего модерна” в Москве: особняках Миндовского на углу Мертвого и Староконюшенного переулков, городской усадьбе Второвых за Спасопесковским сквером и мн. др. В худож. и филос. атмосфере, распространившейся во время Первой мир. войны и в годы, непосредственно ей предшествовавшие, когда на первый план вышли такие ценности как рац. ясность, энергия, воля, индустриальная миропреобразующая деятельность, античные реминисценции утрачивают былой смысл и свое качество реальной Э. и становятся “поверхностно-случайным подражанием”, приемом и модой. Примером может служить фасад здания Азовско-Донского банка на Б. Морской улице в Петербурге — подлинный каталог приемов античной и антикизирующей архитектуры, не связанный, однако, с каким бы то ни было восприятием античности как актуально переживаемого культурно-истор. содержания.
Э. культуры есть реальное преодоление коренных противоречий, культуре имманентных — между коллективно-бессознат. началом и индивидуальным разумом, мировым и национальным, между истор. традицией и современностью. Противоречия эти в Э., разумеется, не упраздняются, но сталкивающиеся в них силы, нераздельные и неслиянные, предстают в том виде, к-рый соответствует сущности культуры — в рац. и, следовательно, познаваемой форме.

Лит.:Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // ВФ. 1986. № 3; Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987; Ревзин Г.И. Неоклассицизм в рус. архитектуре нач. XX века. М., 1992; Кнабе Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // ВФ. 1993. № 5.

Г. С. Кнабе

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Энтелехия
отгреч.— “направление, цель” и “имею, обретаю”, т.е. букв. “обретение (себя) через самовоплощение внутри заложенной цели”.
☼ законченная (полная) действительность; осуществленность бытия. Одно из самых глубоких филос. прозрений в единую сущность бытия и познания, постепенно приобретающее также первостепенное значение для теории и истории культуры. Э. происходит везде, где материя, физическая или духовная, принимает облик и форму, где потенция становится воплощенной реальностью, а общее обретает индивидуальность, где происходит осуществление или явление идеи, принципа, общего свойства. Э. общих свойств материи выступает там, где они воплощаются конкретно, как, напр., в архитектурном ордере, где сила тяжести и сопротивление ей из заложенных в свойствах материи потенций стали формой; мы воочию постигаем воплощенную в камне силу человеческой воли, поставившей препятствие природному закону тяжести и застывшей в напряжении борьбы с ним, причем постигаем это не только в единичности происходящего, но и как реализованный пластически сам принцип воплощения возможности.
Учение об Э. возникло у Аристотеля, и в истории философии наиболее ярко было развито у Лейбница и Гуссерля (см. Гуссерль). Преодолевая характерное для своего учителя Платона ценностное разделение сущего на идеальные прообразы и несовершенные воплощения, Аристотель рассматривал все реально сущее только как воплотившееся бытие, как обретшее форму и, тем самым, пережившее Э. Э., другими словами, происходит в силу внутренней энергии, заложенной в бытии и понуждающей его к обретению формы (“Метафизика”, IX, 2), а, тем самым, — к реализации своей сущности и смысла. В отличие от Аристотеля Лейбниц четко разделяет “душу” и “Э.”: последняя для него есть не столько состояние бытия, обретенное в результате воплощения бесформенного (или до-форменного) начала, сколько самостоятельно существующая дискретная реальность (Монадология, 18—19). Последняя по времени интерпретация понятия Э. в рамках значит. филос. системы содержится в корпусе поздних сочинений Гуссерля. Вся история европ. культуры, по Гуссерлю, представляет собой разворачивающуюся во времени Э. открытых в Греции идей и принципов: в духовном смысле Европа есть Э. идеи философии как науки, причем под “Э.” Гуссерль понимает бесконечно разворачивающуюся энергию воплощения этой идеи. Э., т.о., есть не только свойство бытия, но и опр. видение бытия, отношение к нему, основанное на интуиции формы как залога осуществленности бытия и тем самым как ценности. Поэтому с Э. обычно связана некая неполная проясненность, ускользание отлогич. ясности и четкой однозначности, ставящие восприятие этого феномена на грань аналитич. познания и внутр. переживания.
Роль описанного явления в теории и истории культуры, или — Э. культуры, выступает наиболее значительно в двух областях:
1)в том, как преломляются в каждую данную эпоху, в духовном обиходе в целом и в худож. творчестве, в частности, архитектуры коллективного бессознательного;
2)в рецепциях материалов высоких письменных культур в позднейшем истор. развитии, в наследовании инокультурного опыта вообще и в первую очередь античной классич. традиции в культуре Европы.
Исходные положения Э. культуры, приложимые к обоим указанным случаям, обнаруживаются в к. 19 в. в исследованиях А.Н. Веселовского и А.А. Потебни. Конечный вывод их состоял в том, что любой инокультурный опыт усваивается и сохраняется данной культурной средой, только если в силу ее внутр. развития в ней вызрела потребность в усвоении и сохранении именно этого опыта и заложенного в нем содержания: последнее, т.о., становится органич. составной частью усваивающей культуры, конкретизуется в ней и принимает форму, ею обусловленную, т.е. переживает в ней Э. (сам термин учеными 19 в. не употреблялся; Веселовский называл внутр. предрасположенность данной культуры к усвоению инокультурного опыта и к приданию ему соответствующей формы “встречным течением”).
Э. Архетипов и адаптация их к тому полю культуры, в к-рое они вошли, — один из осн. путей развития, углубления и обогащения культуры, осуществления в ней диалектики стихийного и рац., нац. и мирового. Основы истолкования Э. культуры в данной сфере были заложены в сер. 20 в. Юнгом и Элиаде. Как им удалось выяснить, смутные образы-представления, сложившиеся в архаич. пору в коллективном бессознательном, выходят в культуру, в ней проясняются и рационализуются, в то же время не порывая плодотворной связи с породившей их стихийно-бессознат. сферой. Так, в очень многих мифологиях мира представлен архетип воды как стихийного начала мироздания — то как плодоносящей потенции всякого рождения, возникновения, жизни (“живая вода”), то как губит. хаоса, противостоящего мироустрояющей силе созидания и порядка, к-рая обычно проявляется в деятельности “культурного героя”, космократора. В своей двойственности или в одном из указанных обликов архетип воды переживает свою Э. в самых разных культурных системах от темной бездны вод, к-рой открывается творение в Ветхом Завете, до мифологии Петербурга, к-рому постоянно грозит наводнение и гибель в пучине вод (Лермонтов, М.А. Дмитриев, B.C. Печерин), и Медного всадника, чей конь вечно преодолевает крутизну скалы, имеющей силуэт волны, и коварство порождения вод — Змея.
Исходная схема классификации рецепций и характеристика той особой их формы, к-рой является Э., дана Флоренским (см. Флоренский) в его статье “Троице-Сергиева Лавра и Россия” (1921). Различаются три типа рецепций: “поверхностно-случайное подражание”, “истор. взаимодействие” и “переклики в самых сокровенных недрах культуры”. В этих последних Флоренский и видит “осуществление или явление” гл. идеи той культуры, к-рая наследует истор. инокультурный опыт — ее, как пишет автор, “Э., скажем с Аристотелем”. Говоря конкретно о Троице-Сергиевой Лавре, Флоренский описывает Э. сл. образом: “Вжившийся в это сердце России, единственной законной наследницы Византии, а через посредство ее, но также — и непосредственно, — Др. Эллады, вжившийся в это сердце, говорю, здесь, в Лавре, неутомимо пронизывается мыслью о перекликах, в самых сокровенных недрах культуры, того, что он видит перед собой, с эллинской античностью. Не о внешнем, а потому поверхностно-случайном подражании античности идет речь, даже не об истор. воздействиях, впрочем, бесспорных и многочисленных, а о самом духе культуры”.
Кроме способности занимать опр. место в градации форм культурного взаимодействия, Э. культуры присущи еще по крайней мере три свойства.
Первое состоит в том, что культурный импульс, поступающий извне в духовную субстанцию времени и обретающий в ней конкретно-истор. форму, не имеет точно выявленного источника — в отличие от подражания и истор. воздействия, где такой источник есть. Так, Неоклассицизм, образующий тонкую субстанцию русского архитектурного, муз. или лит. модерна в первый период его существования, может быть связан, если речь идет о музыке — с опр. тенденциями, выявившимися в рамках романтизма у Франка и постромантизма у Дебюсси, если речь идет о поэзии — с франц. Парнасом. Но вполне очевидно, что существо возникающего явления такого рода генетикой удовлетворительно объяснено быть не может и что оно укоренено несравненно глубже в культуре России и Зап. Европы. Здесь приходится иметь дело, скорее, с “чувством античности”, к-рое жило в недрах европ. культуры в течение многих веков и к-рое, сгустившись в умонастроение времени, обретя в нем конкретно-истор. форму, пережило свою очередную Э.
Вторая отличит. черта культурных феноменов, возникающих из Э. более широких и длит. культурных состояний, заключается в том, что они характеризуют мироощущение культурной эпохи в целом, скорее чем данного ограниченного круга или социума. Новое открытие екатеринински-александровско-пушкинского антично-классич. Петербурга в статьях А. Бенуа и книгах Г. Лукомского — и мемуары Е.К. Герцык “Мой Рим”; “Камень” О. Мандельштама — и стилизованно “античные” усадебные постройки И. Фомина; оживление старинной контроверзы “классич. Петербург — православная Москва” и античные ассоциации у сергиево-посадских авторов от Эрна до Флоренского, глубоко различны по типу людей, сферам их общения, происхождению, ориентациям, по принципам формо- и стилеобразования. Тем не менее все перечисленные явления соотнесены с единым настроением в рус. культуре данной эпохи — с реминисцентно-элегической Э. антично-классич. и классицистич. наследия культуры к. 18 – нач. 19 в.
Третья особенность, к-рая отличает феномены культуры, возникшие из Э. более широких и как бы разреженных культурных состояний, заключается в том, что эти феномены существуют как Э. лишь в той мере, в какой они, в отличие от “поверхностно-случайных подражаний” и “истор. взаимодействий”, полностью усваиваются нац. традицией и становятся ее органич. составной частью. В системе раннего модерна, с его романтизацией былых эпох, элегич. переживанием утонченной и духовно аристократич. рус. старины, с его протестом против бурж. прозаизации жизни, античные мотивы переживают свою Э., получая живой, ясный, актуальный историко-культурный смысл. Так воспринимаются, в частности, хрестоматийные произведения “антикизирующего модерна” в Москве: особняках Миндовского на углу Мертвого и Староконюшенного переулков, городской усадьбе Второвых за Спасопесковским сквером и мн. др. В худож. и филос. атмосфере, распространившейся во время Первой мир. войны и в годы, непосредственно ей предшествовавшие, когда на первый план вышли такие ценности как рац. ясность, энергия, воля, индустриальная миропреобразующая деятельность, античные реминисценции утрачивают былой смысл и свое качество реальной Э. и становятся “поверхностно-случайным подражанием”, приемом и модой. Примером может служить фасад здания Азовско-Донского банка на Б. Морской улице в Петербурге — подлинный каталог приемов античной и антикизирующей архитектуры, не связанный, однако, с каким бы то ни было восприятием античности как актуально переживаемого культурно-истор. содержания.
Э. культуры есть реальное преодоление коренных противоречий, культуре имманентных — между коллективно-бессознат. началом и индивидуальным разумом, мировым и национальным, между истор. традицией и современностью. Противоречия эти в Э., разумеется, не упраздняются, но сталкивающиеся в них силы, нераздельные и неслиянные, предстают в том виде, к-рый соответствует сущности культуры — в рац. и, следовательно, познаваемой форме.
Лит.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // ВФ. 1986. № 3; Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987; Ревзин Г.И. Неоклассицизм в рус. архитектуре нач. XX века. М., 1992; Кнабе Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // ВФ. 1993. № 5.
Г. С. Кнабе.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
целенаправленность, целеустремленность


  1. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ strongпонятие древнегреческой философии означающее действительность и завершенность всякой вещи прежде всего живого существа а также то что приводит вещь из по...Античная философия
  2. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. entelecheia завершение осуществлнность понятие введнное Аристотелем для определения единства материи формы причины и цели бытия. Позднее термин Э. в б...Биологический энциклопедический словарь
  3. энтелехияЭтимология. Происходит от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение. Автор. Аристотель. Категория. Причина или наличие актуальной возможности. Специфика. Понятие ...Большая психологическая энциклопедия
  4. энтелехиягреч. entelecheia осуществленностъ от entels законченный и cho имею одно из центральных понятий философии Аристотеля выражающее единство четырех причин или основных пр...Большая Советская энциклопедия II
  5. энтелехиягреч. entelecheia . в философии Аристотеля активное начало превращающее возможность в действительность . реализация осуществление или реальность действительность в прот...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. энтелехиягреч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный echo держать содержать активное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало по пред...Большой медицинский словарь
  7. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленностъ англ. entelechy нем. Entelechie. . По Аристотелю и др. внутренняя цель заложенная в каждом бытии деятельное формирующ...Большой толковый социологический словарь II
  8. энтелехиягреч. entelecheia завершение осуществленность понятиефилософии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможностибытия см. Акт и потенция а также движущий фактор...Большой энциклопедический словарь II
  9. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия см. Акт и потенция а также дви...Большой Энциклопедический словарь V
  10. энтелехияодин из терминов философии Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета акта в отличие от его потенции возможности....Глоссарий философских терминов
  11. энтелехияодин из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуал. действительность предмета осуществл. единство предмета свойства и образа действий. Конкретными предпосылками...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. энтелехияодин из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуал. действительность предмета осуществл. единство предмета свойства и образа действий. Конкретными предпосылками...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. энтелехиягреческое entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия а также движущий фактор этого осущест...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. энтелехияодин из двух терминов философии Аристотеля наряду с энергией для обозначения актуальной действительности предмета акта в отличие от его потенции см. Акт и Потенция возмож...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. энтелехиягреч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный ech держать содержатьактивное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало по предст...Медицинская энциклопедия
  16. энтелехияНачальная форма Энтелехия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. энтелехияот греч. завершение осуществленность по Аристотелю автору термина и понятия форма которая осуществляется в веществе активное начало которое превращает сначала возможнос...Начала современного естествознания
  18. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ см. ТЕЛЕОЛОГИЯ. целенаправленность целеустремленность...Новейший философский словарь
  19. энтелехиясм. ТЕЛЕОЛОГИЯ...Новейший философский словарь II
  20. энтелехия. Реализация действительность. В этом смысле термин используется в определенном противопоставлении потенциальному или тому что находится на пути к реализации. . Жизненная...Оксфордский толковый словарь по психологии
  21. энтелехия. Реализация действительность. В этом смысле термин используется в определенном противопоставлении потенциальному или тому что находится на пути к реализации. . Жизненная...Оксфордский толковый словарь по психологии
  22. энтелехияэнтелехия энтелехия и...Орфографический словарь
  23. энтелехияu жu Р.u Д.u Пр.u энтелехии целенаправленность целеустремленность...Орфографический словарь русского языка
  24. энтелехияэнтелехия энтелехии энтелехии энтелехий энтелехии энтелехиям энтелехию энтелехии энтелехией энтелехиею энтелехиями энтелехии энтелехиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  25. энтелехияОрфографическая запись слова энтелехия Ударение в слове энтелехия Деление слова на слоги перенос слова энтелехия Фонетическая транскрипция слова энтелехия [нтилэха] Хара...Полный фонетический разбор слов
  26. энтелехияЭнтелехия от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение причина или наличие актуальной возможности автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объ...Психологический словарь
  27. энтелехияСловообразование. Происходит от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение. Автор. Аристотель. Категория. Причина или наличие актуальной возможности. Специфика. По...Психологический словарь II
  28. энтелехияэнтелехия иСинонимы целенаправленность целеустремленность...Русский орфографический словарь
  29. энтелехияж. филос. целенаправленность как движущая силаem entelechy enetelecheia...Русско-английский психологический словарь
  30. энтелехияфилос. биол.i энтэлехя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  31. энтелехияэнтелехия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. энтелехияэнтелехия и [тэ\]Синонимы целенаправленность целеустремленность...Русское словесное ударение
  33. энтелехиягреч.em завершение осуществление один из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуальную действительность предмета осуществленное единство предмета свойства и об...Словарь античности
  34. энтелехияФилософский смысл термина осуществленность внутри заложенной цели полная развернувшаяся действительность Аристотель....Словарь античных философских терминов
  35. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. от entelej оконченный и achein иметь. Самозаканчивающаяся деятельность принимаемая Аристотелем в смысле равносильном монаде Лейбница. Словарь иностранны...Словарь иностранных слов русского языка
  36. энтелехияэнтелехия греч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный echo держать содержать активное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее нач...Словарь медицинских терминов
  37. энтелехияэнтелехия целеустремленность целенаправленность Словарь русских синонимов. энтелехия сущ. колво синонимов целенаправленность целеустремленность Словарь синонимов ASI...Словарь синонимов II
  38. энтелехияэнтелехия целеустремленность целенаправленность...Словарь синонимов
  39. энтелехиягреч. законченный завершнный и имею нахожусь в состоянии собственно нахождениевсостоянииполнойосуществлнности осуществлнность один из двух терминов философии Аристотеля н...Советский философский словарь
  40. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греческое entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия а также движущий фактор это...Современная энциклопедия
  41. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч . entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия см. Акт и потенция а также дви...Современный энциклопедический словарь
  42. энтелехияот греч. завершение осуществленность у Аристотеля активное начало превращающее возможность в действительность а затем приводящее последнюю к завершению развития Энтелехия...Тематический философский словарь
  43. энтелехияэнтелехия [гр. entelecheia] в философии аристотеля и в схоластике целеустремленность целенаправленность как движущая сила активное начало превращающее возможность в дей...Толковый словарь иностранных слов
  44. энтелехияУдарение в слове энтелехияУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове энтелехия...Ударение и правописание
  45. энтелехияRzeczownik энтелехия f Filozoficzny entelechia f...Универсальный русско-польский словарь
  46. энтелехиябукв. завершение осуществленность связующая системная сущность в античной философии у Аристотеля формальная причина которая завершает процесс превращения бескачественной...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  47. энтелехияосуществление явленность чеголибо изначально данного как бы предзаложенного переход возможности в действительность потенции в акт. Важнейший термин философии Аристотеля и...Философия науки
  48. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. entelecheia завершение осуществленность в философии Аристотеля способ бытия вещи сущность которой вполне реализована форма осуществляющаяся в материи...Философская энциклопедия
  49. энтелехиягреч. осуществленность от законченный и имею термин философии Аристотеля выражающий единство материальной формальной действующей и целевой причины. Занимая центр. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  50. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленность по Аристотелю форма которая осуществляется в веществе активное начало которое превращает сначала возможность в действител...Философский энциклопедический словарь II
  51. энтелехиягреч. entelecheia имеющее цель в самом себе у Аристотеля и в схоластике целеустремленность целенаправленность как движущая сила Телеология самоцель активное начало пре...Философский энциклопедический словарь
  52. энтелехияэнтелехия энтелехии энтелехии энтелехий энтелехии энтелехиям энтелехию энтелехии энтелехией энтелехиею энтелехиями энтелехии энтелехиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  53. энтелехияТление Тлен Теин Нит Энтелехия Этил Этилен Нети Лен Иня Эхин Еле Ение Итл Леня Лех Линт Лян Лях Нея Нил Теля Хит...Электронный словарь анаграмм русского языка
  54. энтелехияЭнтелехия термин Аристотелевской философии обозначающий актуальность осуществленную цель действительность. Э. противоположна возможности роtentia и есть осуществление ...Энциклопедический словарь
  55. энтелехиятермин Аристотелевской философии обозначающий актуальность осуществленную цель действительность. Э. противоположна возможности potentia и есть осуществление того что зал...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  56. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. направление цель и имею обретаю т.е. букв. обретение себя через самовоплощение внутри заложенной цели законченная полная действительность осуществленн...Энциклопедия Культурология XX век
  57. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленностъ англ. entelechy нем. Entelechie. . По Аристотелю и др. внутренняя цель заложенная в каждом бытии деятельное формирующе...Энциклопедия социологии
  58. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. EvteAixEia осуществленное явленность чеголибо изначально данного как бы предзаложенного переход возможности в действительность потенции в акт. Важнейши...Энциклопедия эпистемологии и философии науки