Античная философия

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ(εντελέχεια),понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму или душу. Слово представляет собой неологизм, составленный, вероятно, Аристотелем (впервые появляется именно у него). Древние авторы предлагают две этимологии слова энтелехия: отεντελώςἐχειν,т. е. существовать в состоянии полноты и завершенности, и отτέλοςἐνἐαὐτωἐχειν,τ. е. содержать в себе свою цель и свое завершение (греч. «телос» означает и цель, и конец).
Термин принадлежит прежде всего контексту аристотелевского учения об акте и потенции, которое, в свою очередь, составляет важную часть аристотелевской метафизики: учения о сущем, оформе и материии о движении. Энтелехия, по Аристотелю, во многом тождественна энергии и есть реализация заложенных в данном сущем способностей и возможностей (в первую очередь, способности к бытию; у живого существа - к жизни); и энтелехия, и энергия противопоставляются потенции(βύναμυς)и могут означать, во-первых, процесс реализации, во-вторых, состояние реализованное™(τοἐντελέχεια δν- действительно сущее), в-третьих, реализующее начало, форму («материя есть потенция, а форма - энтелехия», «О душе», 414а 16). Энтелехия как действительно сущее предшествует потенциальному («потенциально сущее возникает благодаря сущему реально», букв, эн-телехийно сущему -εντελέχεια δντος,«История животных», 734аЗО; «действительный человек создает человека из потенциально существующего человека», «Физика», 202а11).
В «Метафизике» и «Физике» Аристотеля энтелехия выступает в большинстве случаев как синоним энергии. Употребляется этот термин чаще всего применительно к форме и движению (под движением Аристотель понимает не только перемещение, но и изменение, рост, возникновение и уничтожение): форма есть энтелехия материи (как душа - энтелехия тела); движение есть энтелехия подвижного, поскольку оно подвижно; движение есть энтелехия потенциально существующего; и даже: движение есть энтелехия материи.В том, что форма и движение определяются через энтелехию одинаково, нет противоречия: аристотелевская «форма» как целевая причина вещи есть и причина ее движения, прежде всего движения в бытие — возникновения; а первая форма — т. н. вечный двигатель - есть причина движения и, следовательно, бытия всего на свете. Однако не всякое движение есть энтелехия, а только то, которое содержит свою цель в самом себе, как мышление, жизнь, созерцание, радость, счастье; напротив, движение, цель которого в достижении чего-то иного, нежели оно само, как ходьба, строительство, лечение, учение и т. п., не есть энтелехия («Метафизика», 1048b 18-36). По этой же причине не могут существовать как энтелехии искусственные предметы, поскольку их создали не ради них самих, а также природные неорганические вещества - строго говоря, они, по Аристотелю, не вполне тела, ибо полнота бытия тела - его энтелехия - это его душа (не энтелехией, но формой обладают, согласно Аристотелю, не разрозненные неорганические предметы, но каждый из четырех элементов физической природы в своей совокупности, т. е. весь огонь или вся вода в мире; здесь также обладание формой неразрывно связано с обладанием собственным «естественным» движением).
Особое значение понятие энтелехии приобретает в психологии Аристотеля. Душа, или жизнь (то, в силу чего живое существо живо) определяется как первая энтелехия природного органического тела, способного к жизни («О душе», 412а27). Как форма и двигатель своего тела душа не может быть телесна; она не есть ни определенное вещество, как полагал Демокрит, ни смешение всех веществ, как говорил Эмпедокл, ибо два тела не могут занимать одно и то же место. Однако душа не может быть и бестелесна; она не есть ни гармония тела, как учили пифагорейцы, ни самодвижущееся число, ни то, что движет само себя, как полагал Платон, ибо душа не движется, а движет другое - тело. Душа и тело различны по понятию, но нераздельны по бытию, «как воск и оттиск на нем, как вообще материя чего-либо и то, для чего она служит материей» («О душе», 412Ь6). Живое существо не составлено из души и тела; душа есть сила, действующая посредством тела, а тело - естественное орудие души. Они неразделимы, как глаз и зрение. Каждой данной душе соответствует определенное тело, ибо оно возникает ее силой и ради нее, будучи устроено как наиболее подходящий для деятельности данной души инструмент (поэтому пифагорейское учение о переселении душ для Аристотеля абсурдно). В противоположность древним натурфилософам Аристотель не душу выводит из телесной природы, а наоборот - тело из души. Поэтому для него, строго говоря, только живое, одушевленное тело есть настоящее (реальное, эн-телехийное) тело; неодушевленное — тело лишь по имени (см. «О душе», 412Ы1 слл.; «Метафизика», 1035Ь24; «О частях животных», 640ЬЗЗ и др.). Но одушевлено может быть лишь органическое тело, т. е. такое, все части которого соотнесены с определенной целью и предназначены для исполнения определенных функций (греч.όργανον- орудие, инструмент); эта цель, задающая принцип единства организма, ради которой он возник, существует и функционирует, и есть его энтелехия, или душа. Поскольку по бытию душа неотделима от тела, живое органическое существо определяется как сущее, содержащее свою цель в самом себе.
Различение между первой и второй энтелехиями, у Аристотеля едва намеченное, подробно разрабатывается впоследствии в схоластике (actus primus и actus secundus). Однако само слово «энтелехия» было переведено Фомой Аквинским так же, как энергия, - actus, и проблема жизни и связи души с телом, ради решения которой Аристотелем и был введен неологизм «энтелехия» (дабы отсечь возможные ассоциации с учением о душе материалистов-натурфилософов и идеалистов, пифагорейцев и платоников), решается отныне в терминах общего учения об акте и потенции.
Надолго исчезнув из метафизики, энтелехия (чаще в форме endelechia, endelechaia) фигурирует с 14 по 17 в. в трудах по медицине и натурфилософии. Здесь его значение восходит, вероятно, к Цицерону (endelechiam... continuatam quandam motionem et perennem - некое продолженное и беспрерывное движение, «Тускуланские беседы», I 10). У медиков 14-15 вв. она означает продолжение некоторых жизненных функций организма после смерти. В философии 16 в. энтелехия - исполнение жизненных функций как главная характеристика живого вообще («непрерывное движение» -agitatio, в частности, у Меланхтона). У натурфилософов, в частности полемизировавших с алхимиками, энтелехия - это perfectio rei - «совершенство» естественной вещи, недостижимое для искусственно созданной (поэтому искусственно полученное золото будет лишено энтелехии, т. е. будет ненастоящим, несовершенным, не вполне золотом).
В философии Нового времени термин «энтелехия» высвобождается из контекста учения об акте и потенции и становится одним из ключевых слов телеологического и органицистского понимания, противопоставляющего себя чисто каузальному, механистическому способу объяснения мира. Энтелехия подчеркивает изначальность индивидуальности и целесообразности: каждое отдельное существо ориентировано всем своим внутренним устройством к определенной цели, к которой оно стремится само по себе, т. е. изнутри себя и ради себя. Так, Лейбниц называл энтелехиями свои монады и искал подтверждения своей метафизике в биологическом учении своего времени о преформизме (энтелехия как предзаданная форма живого существа). В 20 в. энтелехия становится центральным понятием в философии органического Г. Дриша. После Дриша, под его влиянием и в полемике с ним, но в рамках той же телеологической и органицистской ориентации, энтелехия фигурирует как ключевое понятие философии природы, «метафизики биологии» и «новой монадологии» у многих философов (в частности, в работах Г. Конрад-Мартиус, которая переосмысливает философию природы, опираясь на энтелехию Аристотеля и учение поздней схоластики о субстанциальной форме).
Лит.:Driesch H.Geschichte des Vitalismus. Lpz., 1922;Idem.Philosophie des Organischen. Lpz., 1921;Burchard A.Des Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch. Quakenbrück, 1928 (Diss.);Ritter W. E.Why Aristotle invented the word Entelecheia, -Quarterly Review of Biology 9,1934, p. 1-35;Conrad-Martius H.Der Selbstaufbau der Natur: Entelechien und Energien. Münch., 19612;Iadem.Die Geistseele des Menschen. Münch., 1960;Mittasch A.Entelechie, 1952;Stallmach J.Dynamis und Energeia. Msnh./Glan, 1959;Arnold U.Die Entelechie: Systematik bei Piaton und Aristoteles. W., 1965.
Т. Ю. БОРОДАЙ

Синонимы:
целенаправленность, целеустремленность


  1. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. entelecheia завершение осуществлнность понятие введнное Аристотелем для определения единства материи формы причины и цели бытия. Позднее термин Э. в б...Биологический энциклопедический словарь
  2. энтелехияЭтимология. Происходит от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение. Автор. Аристотель. Категория. Причина или наличие актуальной возможности. Специфика. Понятие ...Большая психологическая энциклопедия
  3. энтелехиягреч. entelecheia осуществленностъ от entels законченный и cho имею одно из центральных понятий философии Аристотеля выражающее единство четырех причин или основных пр...Большая Советская энциклопедия II
  4. энтелехиягреч. entelecheia . в философии Аристотеля активное начало превращающее возможность в действительность . реализация осуществление или реальность действительность в прот...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. энтелехиягреч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный echo держать содержать активное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало по пред...Большой медицинский словарь
  6. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленностъ англ. entelechy нем. Entelechie. . По Аристотелю и др. внутренняя цель заложенная в каждом бытии деятельное формирующ...Большой толковый социологический словарь II
  7. энтелехиягреч. entelecheia завершение осуществленность понятиефилософии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможностибытия см. Акт и потенция а также движущий фактор...Большой энциклопедический словарь II
  8. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия см. Акт и потенция а также дви...Большой Энциклопедический словарь V
  9. энтелехияодин из терминов философии Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета акта в отличие от его потенции возможности....Глоссарий философских терминов
  10. энтелехияодин из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуал. действительность предмета осуществл. единство предмета свойства и образа действий. Конкретными предпосылками...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. энтелехияодин из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуал. действительность предмета осуществл. единство предмета свойства и образа действий. Конкретными предпосылками...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. энтелехиягреческое entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия а также движущий фактор этого осущест...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. энтелехияодин из двух терминов философии Аристотеля наряду с энергией для обозначения актуальной действительности предмета акта в отличие от его потенции см. Акт и Потенция возмож...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. энтелехиягреч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный ech держать содержатьактивное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало по предст...Медицинская энциклопедия
  15. энтелехияНачальная форма Энтелехия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. энтелехияот греч. завершение осуществленность по Аристотелю автору термина и понятия форма которая осуществляется в веществе активное начало которое превращает сначала возможнос...Начала современного естествознания
  17. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ см. ТЕЛЕОЛОГИЯ. целенаправленность целеустремленность...Новейший философский словарь
  18. энтелехиясм. ТЕЛЕОЛОГИЯ...Новейший философский словарь II
  19. энтелехия. Реализация действительность. В этом смысле термин используется в определенном противопоставлении потенциальному или тому что находится на пути к реализации. . Жизненная...Оксфордский толковый словарь по психологии
  20. энтелехия. Реализация действительность. В этом смысле термин используется в определенном противопоставлении потенциальному или тому что находится на пути к реализации. . Жизненная...Оксфордский толковый словарь по психологии
  21. энтелехияэнтелехия энтелехия и...Орфографический словарь
  22. энтелехияu жu Р.u Д.u Пр.u энтелехии целенаправленность целеустремленность...Орфографический словарь русского языка
  23. энтелехияэнтелехия энтелехии энтелехии энтелехий энтелехии энтелехиям энтелехию энтелехии энтелехией энтелехиею энтелехиями энтелехии энтелехиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. энтелехияОрфографическая запись слова энтелехия Ударение в слове энтелехия Деление слова на слоги перенос слова энтелехия Фонетическая транскрипция слова энтелехия [нтилэха] Хара...Полный фонетический разбор слов
  25. энтелехияЭнтелехия от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение причина или наличие актуальной возможности автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объ...Психологический словарь
  26. энтелехияСловообразование. Происходит от греч. entelecheia то что имеет в себе завершение. Автор. Аристотель. Категория. Причина или наличие актуальной возможности. Специфика. По...Психологический словарь II
  27. энтелехияэнтелехия иСинонимы целенаправленность целеустремленность...Русский орфографический словарь
  28. энтелехияж. филос. целенаправленность как движущая силаem entelechy enetelecheia...Русско-английский психологический словарь
  29. энтелехияфилос. биол.i энтэлехя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  30. энтелехияэнтелехия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. энтелехияэнтелехия и [тэ\]Синонимы целенаправленность целеустремленность...Русское словесное ударение
  32. энтелехиягреч.em завершение осуществление один из терминов натурфилософии Аристотеля означающий актуальную действительность предмета осуществленное единство предмета свойства и об...Словарь античности
  33. энтелехияФилософский смысл термина осуществленность внутри заложенной цели полная развернувшаяся действительность Аристотель....Словарь античных философских терминов
  34. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. от entelej оконченный и achein иметь. Самозаканчивающаяся деятельность принимаемая Аристотелем в смысле равносильном монаде Лейбница. Словарь иностранны...Словарь иностранных слов русского языка
  35. энтелехияэнтелехия греч. entelecheia действительность в полном объеме от enteles полный echo держать содержать активное целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее нач...Словарь медицинских терминов
  36. энтелехияэнтелехия целеустремленность целенаправленность Словарь русских синонимов. энтелехия сущ. колво синонимов целенаправленность целеустремленность Словарь синонимов ASI...Словарь синонимов II
  37. энтелехияэнтелехия целеустремленность целенаправленность...Словарь синонимов
  38. энтелехиягреч. законченный завершнный и имею нахожусь в состоянии собственно нахождениевсостоянииполнойосуществлнности осуществлнность один из двух терминов философии Аристотеля н...Советский философский словарь
  39. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греческое entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия а также движущий фактор это...Современная энциклопедия
  40. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч . entelecheia завершение осуществленность понятие философии Аристотеля означающее осуществление какойлибо возможности бытия см. Акт и потенция а также дви...Современный энциклопедический словарь
  41. энтелехияот греч. завершение осуществленность у Аристотеля активное начало превращающее возможность в действительность а затем приводящее последнюю к завершению развития Энтелехия...Тематический философский словарь
  42. энтелехияэнтелехия [гр. entelecheia] в философии аристотеля и в схоластике целеустремленность целенаправленность как движущая сила активное начало превращающее возможность в дей...Толковый словарь иностранных слов
  43. энтелехияУдарение в слове энтелехияУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове энтелехия...Ударение и правописание
  44. энтелехияRzeczownik энтелехия f Filozoficzny entelechia f...Универсальный русско-польский словарь
  45. энтелехиябукв. завершение осуществленность связующая системная сущность в античной философии у Аристотеля формальная причина которая завершает процесс превращения бескачественной...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  46. энтелехияосуществление явленность чеголибо изначально данного как бы предзаложенного переход возможности в действительность потенции в акт. Важнейший термин философии Аристотеля и...Философия науки
  47. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. entelecheia завершение осуществленность в философии Аристотеля способ бытия вещи сущность которой вполне реализована форма осуществляющаяся в материи...Философская энциклопедия
  48. энтелехиягреч. осуществленность от законченный и имею термин философии Аристотеля выражающий единство материальной формальной действующей и целевой причины. Занимая центр. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  49. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленность по Аристотелю форма которая осуществляется в веществе активное начало которое превращает сначала возможность в действител...Философский энциклопедический словарь II
  50. энтелехиягреч. entelecheia имеющее цель в самом себе у Аристотеля и в схоластике целеустремленность целенаправленность как движущая сила Телеология самоцель активное начало пре...Философский энциклопедический словарь
  51. энтелехияэнтелехия энтелехии энтелехии энтелехий энтелехии энтелехиям энтелехию энтелехии энтелехией энтелехиею энтелехиями энтелехии энтелехиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  52. энтелехияТление Тлен Теин Нит Энтелехия Этил Этилен Нети Лен Иня Эхин Еле Ение Итл Леня Лех Линт Лян Лях Нея Нил Теля Хит...Электронный словарь анаграмм русского языка
  53. энтелехияЭнтелехия термин Аристотелевской философии обозначающий актуальность осуществленную цель действительность. Э. противоположна возможности роtentia и есть осуществление ...Энциклопедический словарь
  54. энтелехиятермин Аристотелевской философии обозначающий актуальность осуществленную цель действительность. Э. противоположна возможности potentia и есть осуществление того что зал...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  55. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. направление цель и имею обретаю т.е. букв. обретение себяem через самовоплощение внутри заложенной цели законченная полнаяem действительность осуществ...Энциклопедия культурологии
  56. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ от греч. направление цель и имею обретаю т.е. букв. обретение себя через самовоплощение внутри заложенной цели законченная полная действительность осуществленн...Энциклопедия Культурология XX век
  57. энтелехияот греч. entelecheia завершение осуществленностъ англ. entelechy нем. Entelechie. . По Аристотелю и др. внутренняя цель заложенная в каждом бытии деятельное формирующе...Энциклопедия социологии
  58. энтелехияЭНТЕЛЕХИЯ греч. EvteAixEia осуществленное явленность чеголибо изначально данного как бы предзаложенного переход возможности в действительность потенции в акт. Важнейши...Энциклопедия эпистемологии и философии науки