Энциклопедия культурологии

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
(от лат. expressio- выражение) - направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, как было в первом модернистском направлении - импрессионизме. Отсюда тяготение Э. к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Такова, например, поэзия Георга Тракля. В центре художественного мира Э. - сердце человека, истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастами материального и духовного (именно в Э. начинаются мучительные поиски границ между текстом и реальностью, поиски, ставшие для ХХ в. ключевыми (см.МОДЕРНИЗМ, ТЕКСТ В ТЕКСТЕ, ИНТЕРТЕКСТ, ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ). В Э. "ландшафт потрясенной души" предстает как потрясения самой действительности. Искусство Э. было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны. Наиболее яркими и богатыми источниками искусства и духа Э. были Вена и Прага. Однако было бы неверно думать, что Э. лишь направление искусства. Э. был крайним выражением самой сути тогдашнего времени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась. Эту деформацию культурных ценностей и отразил Э. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации.Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения. Достаточно вспомнить картины Мунка и портреты Кокошки, чтобы согласиться с этим тезисоы. Приведем также пример из литературы. В прозе Кафки, одного из глубочайших наследников экспрессионистической эстетики, царит фантастический мир, но это не мир хаоса, но, напротив, мир доведенного до крайнего выражения Орднунга. Так, в новелле "Приговор" немощный отец приговаривает сына к казни водой, и сын тут же бежит топиться (подробнее об этом мотиве (см.ЗАМОК)). Путь, по которому пошел Э., мы называем логаэдизацией (см.ЛОГАЭДИЗАЦИЯ), суть которой в том, что система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Именно такого эффекта добился Людвиг Витгенштейн в "Логикофилософском трактате" (см.ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ, АТОМАРНЫЙ ФАКТ), который был также явлением культуры Э. Витгенштейн построил идеальный логический язык, но позже признался сам, что такой язык не нужен. Примерно то же мы видим в творчестве композиторов-нововенцев, также представителей Э. – Арнольда Шенберга, Антона Веберна и Альбана Берга, создателей додекафонии (см.ДОДЕКАФОНИЯ). Здесь также на уровне музыкального языка "гайки закручены" до предела. По нашему мнению, хотя это и не лежит на поверхности, явлением Э. был классический психоанализ Фрейда. Об этом говорит сам пафос деформации исходных "викторианских" представлений о счастливом и безоблачном детстве человека, которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму (см.ЭДИПОВ КОМПЛЕКС). В духе Э. само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого; наконец, мрачное учение о бессознательном. Вне всякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с Э. Особенности эстетики Э. покажем на примере знаменитого романа пражского писателя Густава Мейринка "Голем" (1915). В основе действия лежат фантастические события, разыгрывающиеся в еврейском квартале Праги. Молодому герою, талантливому художнику Атанасиусу Пернату то ли во сне, то ли наяву (в романе сон и явь постоянно меняются местами) является Голем и приносит священную книгу Иббур. Голем - это искусственный человек, которого когда-то сделал из глины раввин, чтобы тот ему прислуживал. Голем оживал, когда раввин вставлял ему в рот свиток Торы. На ночь раввин вынимал свиток изо рта Голема, и тот превращался в безжизненную куклу. Но однажды раввин забыл вынуть свиток, Голем бежал и с тех пор гуляет по свету и каждые 33 года появляется в еврейском квартале, после чего следуют грабежи и убийства. Главной особенностью поэтики романа является нарушение принципа идентичности у главного героя. То он сам кажется себе Големом, то превращается в кого-то другого. Смерть или угасание сознания здесь равнозначны появлению в другом сознании. В качестве неомифологического подтекста (см.НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ) в романе выступают эзотерические тайны Каббалы, пронизывающие все сюжетные ходы повествования. Онтология, которая создается в "Големе", может быть названа серийной (см.СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ): события одновременно развиваются в нескольких сознаниях, большую роль играют наблюдатели-медиумы. Э. задал глобальную парадигму эстетики ХХ в., эстетики поисков границ между вымыслом (см.ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА) и иллюзией, текстом и реальностью. Эти поиски так и не увенчались успехом, потому что скорее всего таких границ либо не существует вовсе, либо их так же много, как субъектов, которые занимаются поисками этих границ. Проблема была снята в философии и художественной практике постмодернизма (см.ПОСТМОДЕРНИЗМ).

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.

Экспрессионизм
(от лат. expressio — выражение) Специфический метод художественного творчества, характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарда нач. XX в. и особенно — немецкого авангарда. Считается, что Э. — это наибольший вклад, который немецкие художники внесли в искусство XX в. Суть его заключается в обостренном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, нередко истеричность, мрачный эсхатологизм, а иногда и громкие крики протеста против окружающего мира и призывы о помощи содержат многие произведения Э. Этот смысл термина Э. не сразу утвердился в науке. В начале 1910-х гг. им обозначали нередко более широкий круг авангардных явлений в искусстве, связанный с теми или иными деформациями видимой действительности. Наряду с собственно экспрессионистами сюда относили и фовис-тов (см.: Фовизм), кубистов (см.: Кубизм), иногда и некоторых постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм). Только в более поздний период сложилось современное понимание Э., которое также не отличается четкой определенностью границ (хронологических, стилистических, персоналистических). Однако центральным и наиболее характерным для Э. принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой «Die Brucke» («Мост») (организована в Дрездене в 1905 г. студентами архитектуры Э. Л. Кирхнером, Ф. Блейлем, Э. Хэкелем, К. Шмит-Роттлюфом, в которую входили также Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер и некоторые другие; в 1911 г. она переселилась в Берлин и прекратила свое существование в 1913 г. после выпуска Кирхнером «Хроники Брюке», с которой не были согласны другие члены объединения); альманахом «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911 г. (эта группа распалась в 1914 г. в результате начавшейся войны), и с галереей, издательством и одноименным журналом «Der Sturm» X. Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг.). Периодом расцвета считаются 1905-1920 гг., т. е. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно Э. в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно — художественно-интеллектуальных кругов. Прямыми предшественниками (или ранними представителями) Э. считают Ван Гога (Э. Нольде советовал даже своим друзьям назвать группу не «Брюке», а «Ван Гогиана»), бельгийца Энзора, норвежца Мунка. Гравюра «Крик» (1895) последнего фактически является квинтэссенцией экспрессионистской выразительности. Здесь ощущение самой метафизики крика (некой неумолимо надвигающейся апокалиптичности бытия) передается не только изображением самой кричащей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-графической организации поверхности листа. Однако сам прием экспрессивного выражения с помощью цвета и формы тех или иных экстремальных состояний человеческой психики, глубинных состояний души и духа человека встречается в истории искусства с древних времен. Его можно найти в искусстве народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн, В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к Э. примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди них можно назвать Кандинского, Шагала, Пикассо. В самой Германии в духе Э. работали М. Бекманн, А. фон Явленский, Г. Гросс, О. Дике; в Австрии — О. Кокошка, Э. Шиле; во Франции Ж. Руо и X. Сутин. Для всех представителей Э. характерно стремление как можно выразительнее зафиксировать свои переживания, свой чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный (как у Марка, Нольде, Кандинского, Шагала, Руо) опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. Повышенное напряжение цветовых контрастов, выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в графике — черного пятна, обострение контрастов черное — белое, черное — цветное, усиление энергетики формы путем деформации и использования открытых кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур — характерные черты экспрессионистского языка в изобразительных искусствах. Многие из этих приемов активно использовали и довели до логического завершения представители некоторых направлений в живописи середины и второй пол. XX в. Так на грани предметно-беспредметных изображений с агрессивно напряженными цветоформами работали участники группы «Cobra», состоявшей из нескольких датских (Йорн, Педерсен), бельгийского (Алехински) и голландских художников (Аппель, Корнель, Констант). Экспрессионистские традиции в абстрактном искусстве продолжили абстрактный экспрессионизм и ташизм (Д. Поллок). По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам Э. — это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-); последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах. В этом плане он является полной противоположностью почти одновременно с ним зародившемуся футуризму. Перед угрозой цивилизационного научно-технического прогресса Э. стремился отыскать, сохранить, выразить некие изначальные принципы человеческого существования, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом плане один из главных тезисов эстетики Ницше-, инстинкт против разума. Ф. Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Путь к ним многие экспрессионисты усматривали в жизни и творчестве примитивных народов, в их органическом единстве с природой и космосом. Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса в целом, идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания (усмотренной Марком еще у Эль Греко) пронизано все его творчество. Оно характерно и для русского варианта Э. — нео-примитивизма Н. Гончаровой и М. Ларионова. Природно-эротические и почти пантеистические начала манифестируются во многих полотнах Кирхнера, Шмит-Роттлюфа, О. Мюллера; в них обнаженные тела органично вписаны в ландшафт, составляя его цвето- формные доминанты. Антиурбанистическим (в широком смысле, то есть антицивилизационным, антимилитаристским) духом наполнены работы М. Бекмана, Г. Гросса, О. Дикса. Новый (и различный) взгляд на христианство стремились выразить Э. Нольде и Ж. Руо. Принципы Э. были характерны и для представителей других видов искусства первой трети XX в. В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди, в «Гётеануме» Р. Штайнера, у Г. Пёльцига, Ф. Хёгера, Ле Корбюзье. В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям, изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Среди наиболее ярких фигур писателей-экспрессионистов можно назвать имена Г. Мейринка, Л. Франка, Ф. Кафки, раннего И. Бехера, Л. Андреева. Черты Э. органично вошли в художественные языки многих крупных писателей и драматургов второй пол. XX в. Черты Э. характерны для киноязыка целого ряда мастеров того времени, ибо немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии от собственно визуальных элементов киноязыка — обостренного динамизма действия, контрастов света — тени, деформации предметов, использования крупных планов, наплывов, утрированной жестикуляции, гротескной мимики актеров, создания предельно напряженного ирреального кинопространства и т. п. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров); героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т.п. (режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др.). В музыке предтечей Э. считается Вагнер, а собственно к Э. относят, прежде всего, «нововенцев» А. Шёнберга (сотрудничавшего с «Синим всадником»), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. Черты Э. усматриваются у молодых Прокофьева и Шостаковича, у Бартока, Онеггера, Мийо, Бриттена и др. Они обострялись особенно во время мировых войн XX в. К специфически экспрессионистским характеристикам музыкального языка относят повышенную диссонансность гармоний, болезненную изломанность мелодики, вязкость фактуры, использование жестких, пронзительных звучаний, прерывистость вокальной линии, инструментальную трактовку вокальных партий, возбужденную речитацию, переплетение пения с разговорной речью, использование возгласов и криков. Многие из этих элементов музыкального языка Э. были абсолютизированы и иногда доведены до принципиального абсурда наиболее продвинутыми композиторами второй пол. XX в.
Лит.: Waiden H. Expressionismus — Die Kunstwende. Berlin, 1918;
Edschmid K. Lebendiger Expressionismus. W., 1961;
Hamann R. Hermand J. Expressinismus. Berlin, 1975;
Vogt P. Expressionismus. Koln, 1978;
Richard L. Phaidon Encyclopedia of Expressionism. N.Y., 1978;
Dube W.-D. Der Expressionismus in Wort und Bild. Stuttgart, 1983;
Jahner H. Kunstlergruppe Brucke. Berlin, Stuttgart, 1984;
Elger D. Expressionismus. Eine deutsche Kunstrevolution. Koln, 1991.
Л.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.

Экспрессионизм
(лат.expressio– выражение) – направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
направление, стиль


  1. экспрессионизмнаправление в европейском искусстве первой четверти XX в. отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течени...Архитектурный словарь
  2. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление развивавшееся в европ. искве и литре примерно с по е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис й чет...Большая советская энциклопедия
  3. экспрессионизмот лат. expressio выражение направление развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с по е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис й четв...Большая Советская энциклопедия II
  4. экспрессионизмм. espressionismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. экспрессионизмэкспрессионизм м иск. Expressionismus m тк. sg неизм.Синонимы направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. экспрессионизмм иск.Expressionismus m тк. sg неизм. направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. экспрессионизмЭкспрессионизм устаревшее понятие. Так назывался экспресс Одесса Москва набитый сионистами навсегда покидающими их историческую родину т.е. город где родился основополо...Большой полутолковый словарь одесского языка
  8. экспрессионизмм. иск.expresionismo m...Большой русско-испанский словарь
  9. экспрессионизмсущ. муж. рода только ед. ч.експресонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  10. экспрессионизмм. иск. expressionnisme m...Большой русско-французский словарь
  11. экспрессионизмот лат. expressio выражение выразительность англ. expressionism нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. мировоззренческой ос...Большой толковый социологический словарь II
  12. экспрессионизмм. иск.expressionnisme m направление стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. экспрессионизмот лат. expressio выражение направление в литературеи искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностьюсубъективный духовный мир человека а его выражение ...Большой энциклопедический словарь II
  14. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление в литературе и искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. экспрессионизмот латинского expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. expressionnisme m. . Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. века деятели которого считали своей основной задачей выражение внут...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. экспрессионизмот лат. expressio выражение Специфический метод художественного творчества характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарда нач. XX в. и особенно немецк...Лексикон нонклассики
  18. экспрессионизмлат. expressio выражение художественный стиль в искусстве модернизма пришедший в х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Во...Литература и язык. Современная энциклопедия
  19. экспрессионизмлат. expressio выражение художественный стиль в искусстве модернизмаem пришедший в х гг. на смену импрессионизмуem и получивший распространение в литературе авангардизма...Литературная энциклопедия
  20. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление искусства и литературы развивавшееся в Германии примерно с по е гг. и отразившееся в культуре ряда других стран. ...Литературный энциклопедический словарь
  21. экспрессионизма м.em Направление в европейском искусстве и литературе в первой трети в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей о...Малый академический словарь
  22. экспрессионизмот лат. expressio выражение направление в европейской литературе и искусстве начала XX в. ставящее своей целью выражение внутренних переживаний человека. Особенно широк...Мировая художественная культура. Словарь
  23. экспрессионизмкорень ЭКСПРЕСС суффикс И суффикс ОН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЭКСПРЕССИОНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭКСПРЕСС И ОН И...Морфемный разбор слова по составу
  24. экспрессионизмНачальная форма Экспрессионизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. экспрессионизмот лат. expressio выражение выявление направление в европ. искве и литре возникшее в х десятилетиях в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. ...Музыкальная энциклопедия
  26. экспрессионизмэкспрессионизм . м. Направление в европейском искусстве и литературе первой четверти XX в. деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира худо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизм а...Орфографический словарь
  28. экспрессионизмu м направление стиль...Орфографический словарь русского языка
  29. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизма экспрессионизмов экспрессионизму экспрессионизмам экспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизмом экспрессионизмами экспрес...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. экспрессионизмОрфографическая запись слова экспрессионизм Ударение в слове экспрессионизм Деление слова на слоги перенос слова экспрессионизм Фонетическая транскрипция слова экспрессио...Полный фонетический разбор слов
  31. экспрессионизмэкспрессионизм аСинонимы направление стиль...Русский орфографический словарь
  32. экспрессионизмМ мн. нет db. incsn. ekspressionizm Qrbi Avropa dbiyyatnda v incsntind ifrat frdiyyti subyektivist v mistik cryan....Русско-азербайджанский словарь
  33. экспрессионизмэкспрессионизм м. иск.iexpressionism...Русско-английский словарь
  34. экспрессионизмлит. иск.i экспрэсянзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  35. экспрессионизмэкспрессиони Синонимы направление стиль...Русско-ивритский словарь
  36. экспрессионизмэкспрессионизм бейнелеу Еуропа нер мен дебиетнде дамыан баыт...Русско-казахский словарь
  37. экспрессионизмэкспрессионизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  38. экспрессионизмм. иск. экспрессионизм адабиятта жана искусстводо чындыкты абдан бурмалоочу Батыш Европадагы идеалисттик реакциялык агым....Русско-киргизский словарь
  39. экспрессионизмbioxinzhyСинонимы направление стиль...Русско-китайский словарь
  40. экспрессионизмekspresionisms...Русско-латышский словарь
  41. экспрессионизмExpressionismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  42. экспрессионизмekspresjonisme направление стиль...Русско-норвежский словарь
  43. экспрессионизмekspresjonizm...Русско-польский словарь
  44. экспрессионизмм искu expressionismo m направление стиль...Русско-португальский словарь
  45. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизм...Русско-таджикский словарь
  46. экспрессионизмdavurumculuk м иск. лит. направление стиль...Русско-турецкий словарь
  47. экспрессионизмekspresyonizm anlatmclk davurumculuk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  48. экспрессионизмm экспрессионист...Русско-финский словарь
  49. экспрессионизмexpresionismus...Русско-чешский словарь
  50. экспрессионизмEkspressionism...Русско-эстонский словарь
  51. экспрессионизмэкспрессионизмСинонимы направление стиль...Русское словесное ударение
  52. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ [фр. expressionnisme lt expression выражение выразительность] направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. для которого характерны броск...Словарь иностранных слов русского языка
  53. экспрессионизмвыражение направление в литературе и искусстве первой четверти XX в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его выражение главной...Словарь исторических терминов
  54. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ франц. слово expression выражение латинское expressio выразительность осмысленность стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной...Словарь литературных терминов
  55. экспрессионизмфранц. expression ampLT от лат. expressio выражение авангардистское см. авангардизм течение в западноевропейском искусстве и литературе первой четверти ХХ в. зародившее...Словарь литературоведческих терминов
  56. экспрессионизмлат. expressio выражение направление в развитии традиции художественного модернизма см. Модернизм программно ориентированное на поворот от идеала изображения [действите...Словарь постмодернизма
  57. экспрессионизмэкспрессионизм сущ. колво синонимов направление стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление стиль...Словарь синонимов II
  58. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от латинского expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир ч...Современная энциклопедия
  59. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат . expressio выражение направление в литературе и искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека ...Современный энциклопедический словарь
  60. экспрессионизмот лат.u expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти ХХ в. провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его выр...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  61. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в.провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую иногдагротескную эмоциональную выразительн...Толковый словарь Ожегова
  62. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ экспрессионизма мн. нет м. см. экспрессия искус. Направление в западноевропейском искусстве века противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее...Толковый словарь русского языка II
  63. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в. провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую иногда гротескнуюэмоциональную выразитель...Толковый словарь русского языка II
  64. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в. провозглашающее основой художественного изображения подчркнутую иногда гротескную эмоциональную выразитель...Толковый словарь русского языка
  65. экспрессионизмУдарение в слове экспрессионизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове экспрессионизм...Ударение и правописание
  66. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизма экспрессионизмов экспрессионизму экспрессионизмам экспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизмом экспрессионизмами экспрес...Формы слова
  67. экспрессионизмЭкспрессионизм от лат. expressio выражение направление развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине х гг. Возникший как отклик на острейший социальный...Художественная энциклопедия
  68. экспрессионизмОрс Орн Орк Орикс Онисим Оним Оникс Онер Омск Оксим Озерск Озен Нэп Нпо Носик Нос Номер Ном Нок Нозем Никс Нии Низом Низок Низко Низ Нер Немо Некроз Неизм Незримо Мэрон М...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. экспрессионизмот лат. expressio выражение выразительность англ. expressionism нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. мировоззренческой ос...Энциклопедия социологии
  70. экспрессионизмот фр ех pression выражение выразительность направление в европ. искве х гг. XX в. отразившее глубокий кризис буржуазного сознания одно из проявлений авангардизма. Опир...Эстетика
  71. экспрессионизмпоездэкспресс Одесса Москва на котором сионисты ехали в столицу нашей Родины чтобы из Москвы улететь в Израиль....Язык Одессы. Слова и фразы