Большая Советская энциклопедия II

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

(от лат. expressio — выражение)

направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (Кубизма, Сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин «Э.» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в Э. над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в Импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко — к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы Э. выявились в искусстве Германии и Австрии.
В литературе в преддверии Э. стоят Г. Тракль (Австрия), Г. Хейм, Э. Штадлер (Германия); в их трагической лирике жизнь была воспринята в аспекте взвихренного движения, рожденного не только стремительным ритмом современной цивилизации (как у представителей итальянского Футуризма), но и ощущением близившихся исторических переломов, чувством неодолимой зависимости личности от социального бытия.Аналогичная тема нашла развитие в лирической поэзии Г. Бенна, И. Бехера, Я. Ван-Годдиса, Ф. Верфеля, Э. Ласкер-Шюлер (риторично-напряжённой до экзальтации, ломающей традиционные нормы стилистики, версификации, синтаксиса), в драме (особенно публицистической) В. Газенклевера, Г. Кайзера, Л. Рубинера, Э. Толлера, Ф. фон Унру, Х. Х. Янна, превращавшейся в страстный авторский монолог, в прозе (ранний А. Дёблин, Г. Мейринк, Л. Франк, К. Эдшмид; близко к Э. стоял Ф. Кафка), где господствовало лирическое или гротескно-фантастическое начало.
В центре художественной вселенной Э.— истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы» сердце человека. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Э. не предполагал изучения сложности жизненных процессов; многие произведения мыслились как воззвания. искусство же левого Э. по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910—32), в целом далёкого от острых политических проблем; «Акцион» («Die Aktion», 1911—33) — социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями, и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiβen Blätter», 1913—21), выходившего в Швейцарии. Эволюция отд. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. привела их в русло социалистического реализма.
Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии, позже — Польши. В русской литературе тенденции Э. проявились в творчестве Л. Андреева.
Э. оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария).
В изобразительных искусствах среди предшественников Э. художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к Символизму. Наиболее последовательно принципы Э. были воплощены в творчестве художников объединения «Мост»(Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира; их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества-«Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков; здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Вне этих объединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения Э. получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду с живописью и скульптурой — чаще всего «яростно»-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, — важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика Э., достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.
Э. получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы (См. Латемская школа), отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому Фовизму.
В архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др.) Э. во многом продолжал традиции «Модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм.
В театре Э. утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая Э. от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п.) и выступают рупорами идей; язык - напряженно патетичен.
Постановки пьес Бехера, Верфеля, Газенклевера, Кайзера, Толлера, К. Штернхейма режиссёрами Р. Вейхертом, Г. Хартунгом, Л. Йеснером, К. Х. Мартином способствовали выработке специфических приёмов экспрессионистской режиссуры и игры актеров. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. В сложном взаимодействии с театральным Э. развивалось творчество молодого Б. Брехта. Экспрессионистские приёмы использовал М. Рейнхардт в постановках У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Влияния театр. Э. проявились за пределами Германии н Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.).
В кино Э. возник и получил наибольшее развитие в 1915—25. Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому. Э. создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). К 1925 Э. в кино исчерпал себя, но пластическая выразительность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.
В музыке Э. сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса («Саломея», 1905; «Электра», 1908). Однако В большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы — А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений, близких позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтических идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности (см. Атональная музыка) способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин.), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии (См. Додекафония). Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии (см. Серийная музыка), что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов Э. — монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909); в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Э. своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942; «Уцелевший из Варшавы», 1947). Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями Э. как направления, В творчестве Веберна Э. перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Лит.:Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сб. ст., М., 1966; Вальцель О., Импрессионизм и экспрессионизм пер. с нем., П., 1922; Марцинский Г., Метод экспрессионизма в живописи, П., 1923; Экспрессионизм. Сб. ст., пер. с нем., П. — М., 1923; Зивельчинская Л., Экспрессионизм, М.— Л., 1931; Павлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в кн.: Реализм и его соотношение с другими творческими методами, М., 1962; её же, Экспрессионизм, в кн.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Куликова И. С., Экспрессионизм в искусстве, М., 1978; Expressionismus. Literatur und Kunst 1910—1923. Katalog der Ausstellung, Мьnch., 1960; Sharp D., Modern architecture and expressionism, L., 1966; Selz P., German expressionist painting, Berk.—Los Ang., 1968; Expressionismus als Literatur, Bern — Мunch., 1969; Weisbach R., Wir und der Expressionismus,..., В, 1972; Expressionism as an international literary phenomenon, P. — Bdpst, 1973; Perkins G., Conterporary of expressionism, Bern — Fr./M., 1974; Hamann R., Hermand J., Expressionismus, В., 1975; Vietta S., Kamper Н. G., Expressionismus, Мunch. 1975; «Воццек» А. Берга, Л.,1927; Келдыш Ю. В., «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «Советская музыка», 1965, № 3; Кремлев Ю. А., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Друскин М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М. Е., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Wellesz E., Schцnberg und Anfдnge der Wiener Schule, «Цsterreichische Musikzeitschrift», 1960, Jahrg. 15, н. 5; Strobel Н., Die Wiener Schule, «Melos», 1963, Jahrg. 30, Н, 11.
Н. С. Павлова(литература),М. С. Шатерникова(кино),Ю. В. Келдыш(музыка)
Экспрессионизм. М. Бекман. «Ночь».1918—19. Галерея Г. Франке. Мюнхен.

  1. экспрессионизмнаправление в европейском искусстве первой четверти XX в. отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течени...Архитектурный словарь
  2. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление развивавшееся в европ. искве и литре примерно с по е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис й чет...Большая советская энциклопедия
  3. экспрессионизмм. espressionismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. экспрессионизмэкспрессионизм м иск. Expressionismus m тк. sg неизм.Синонимы направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. экспрессионизмм иск.Expressionismus m тк. sg неизм. направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. экспрессионизмЭкспрессионизм устаревшее понятие. Так назывался экспресс Одесса Москва набитый сионистами навсегда покидающими их историческую родину т.е. город где родился основополо...Большой полутолковый словарь одесского языка
  7. экспрессионизмм. иск.expresionismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. экспрессионизмсущ. муж. рода только ед. ч.експресонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. экспрессионизмм. иск. expressionnisme m...Большой русско-французский словарь
  10. экспрессионизмот лат. expressio выражение выразительность англ. expressionism нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. мировоззренческой ос...Большой толковый социологический словарь II
  11. экспрессионизмм. иск.expressionnisme m направление стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. экспрессионизмот лат. expressio выражение направление в литературеи искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностьюсубъективный духовный мир человека а его выражение ...Большой энциклопедический словарь II
  13. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление в литературе и искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека ...Большой Энциклопедический словарь V
  14. экспрессионизмот латинского expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. expressionnisme m. . Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. века деятели которого считали своей основной задачей выражение внут...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. экспрессионизмот лат. expressio выражение Специфический метод художественного творчества характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарда нач. XX в. и особенно немецк...Лексикон нонклассики
  17. экспрессионизмлат. expressio выражение художественный стиль в искусстве модернизма пришедший в х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Во...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. экспрессионизмлат. expressio выражение художественный стиль в искусстве модернизмаem пришедший в х гг. на смену импрессионизмуem и получивший распространение в литературе авангардизма...Литературная энциклопедия
  19. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление искусства и литературы развивавшееся в Германии примерно с по е гг. и отразившееся в культуре ряда других стран. ...Литературный энциклопедический словарь
  20. экспрессионизма м.em Направление в европейском искусстве и литературе в первой трети в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей о...Малый академический словарь
  21. экспрессионизмот лат. expressio выражение направление в европейской литературе и искусстве начала XX в. ставящее своей целью выражение внутренних переживаний человека. Особенно широк...Мировая художественная культура. Словарь
  22. экспрессионизмкорень ЭКСПРЕСС суффикс И суффикс ОН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЭКСПРЕССИОНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЭКСПРЕСС И ОН И...Морфемный разбор слова по составу
  23. экспрессионизмНачальная форма Экспрессионизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. экспрессионизмот лат. expressio выражение выявление направление в европ. искве и литре возникшее в х десятилетиях в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. ...Музыкальная энциклопедия
  25. экспрессионизмэкспрессионизм . м. Направление в европейском искусстве и литературе первой четверти XX в. деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира худо...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизм а...Орфографический словарь
  27. экспрессионизмu м направление стиль...Орфографический словарь русского языка
  28. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизма экспрессионизмов экспрессионизму экспрессионизмам экспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизмом экспрессионизмами экспрес...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. экспрессионизмОрфографическая запись слова экспрессионизм Ударение в слове экспрессионизм Деление слова на слоги перенос слова экспрессионизм Фонетическая транскрипция слова экспрессио...Полный фонетический разбор слов
  30. экспрессионизмэкспрессионизм аСинонимы направление стиль...Русский орфографический словарь
  31. экспрессионизмМ мн. нет db. incsn. ekspressionizm Qrbi Avropa dbiyyatnda v incsntind ifrat frdiyyti subyektivist v mistik cryan....Русско-азербайджанский словарь
  32. экспрессионизмэкспрессионизм м. иск.iexpressionism...Русско-английский словарь
  33. экспрессионизмлит. иск.i экспрэсянзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  34. экспрессионизмэкспрессиони Синонимы направление стиль...Русско-ивритский словарь
  35. экспрессионизмэкспрессионизм бейнелеу Еуропа нер мен дебиетнде дамыан баыт...Русско-казахский словарь
  36. экспрессионизмэкспрессионизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  37. экспрессионизмм. иск. экспрессионизм адабиятта жана искусстводо чындыкты абдан бурмалоочу Батыш Европадагы идеалисттик реакциялык агым....Русско-киргизский словарь
  38. экспрессионизмbioxinzhyСинонимы направление стиль...Русско-китайский словарь
  39. экспрессионизмekspresionisms...Русско-латышский словарь
  40. экспрессионизмExpressionismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  41. экспрессионизмekspresjonisme направление стиль...Русско-норвежский словарь
  42. экспрессионизмekspresjonizm...Русско-польский словарь
  43. экспрессионизмм искu expressionismo m направление стиль...Русско-португальский словарь
  44. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизм...Русско-таджикский словарь
  45. экспрессионизмdavurumculuk м иск. лит. направление стиль...Русско-турецкий словарь
  46. экспрессионизмekspresyonizm anlatmclk davurumculuk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  47. экспрессионизмm экспрессионист...Русско-финский словарь
  48. экспрессионизмexpresionismus...Русско-чешский словарь
  49. экспрессионизмEkspressionism...Русско-эстонский словарь
  50. экспрессионизмэкспрессионизмСинонимы направление стиль...Русское словесное ударение
  51. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ [фр. expressionnisme lt expression выражение выразительность] направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. для которого характерны броск...Словарь иностранных слов русского языка
  52. экспрессионизмвыражение направление в литературе и искусстве первой четверти XX в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его выражение главной...Словарь исторических терминов
  53. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ франц. слово expression выражение латинское expressio выразительность осмысленность стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной...Словарь литературных терминов
  54. экспрессионизмфранц. expression ampLT от лат. expressio выражение авангардистское см. авангардизм течение в западноевропейском искусстве и литературе первой четверти ХХ в. зародившее...Словарь литературоведческих терминов
  55. экспрессионизмлат. expressio выражение направление в развитии традиции художественного модернизма см. Модернизм программно ориентированное на поворот от идеала изображения [действите...Словарь постмодернизма
  56. экспрессионизмэкспрессионизм сущ. колво синонимов направление стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление стиль...Словарь синонимов II
  57. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от латинского expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир ч...Современная энциклопедия
  58. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат . expressio выражение направление в литературе и искусстве й четв. в. провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека ...Современный энциклопедический словарь
  59. экспрессионизмот лат.u expressio выражение направление в литературе и искусстве й четверти ХХ в. провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека а его выр...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  60. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в.провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую иногдагротескную эмоциональную выразительн...Толковый словарь Ожегова
  61. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ экспрессионизма мн. нет м. см. экспрессия искус. Направление в западноевропейском искусстве века противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее...Толковый словарь русского языка II
  62. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в. провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую иногда гротескнуюэмоциональную выразитель...Толковый словарь русского языка II
  63. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве первой половины в. провозглашающее основой художественного изображения подчркнутую иногда гротескную эмоциональную выразитель...Толковый словарь русского языка
  64. экспрессионизмУдарение в слове экспрессионизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове экспрессионизм...Ударение и правописание
  65. экспрессионизмэкспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизма экспрессионизмов экспрессионизму экспрессионизмам экспрессионизм экспрессионизмы экспрессионизмом экспрессионизмами экспрес...Формы слова
  66. экспрессионизмЭкспрессионизм от лат. expressio выражение направление развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине х гг. Возникший как отклик на острейший социальный...Художественная энциклопедия
  67. экспрессионизмОрс Орн Орк Орикс Онисим Оним Оникс Онер Омск Оксим Озерск Озен Нэп Нпо Носик Нос Номер Ном Нок Нозем Никс Нии Низом Низок Низко Низ Нер Немо Некроз Неизм Незримо Мэрон М...Электронный словарь анаграмм русского языка
  68. экспрессионизмЭКСПРЕССИОНИЗМ от лат. expressio выражение направление в австронемецком искусстве первых десятилетий ХХ в. одно из классических направлений европейского модернизма. Для ...Энциклопедия культурологии
  69. экспрессионизмот лат. expressio выражение выразительность англ. expressionism нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в. мировоззренческой ос...Энциклопедия социологии
  70. экспрессионизмот фр ех pression выражение выразительность направление в европ. искве х гг. XX в. отразившее глубокий кризис буржуазного сознания одно из проявлений авангардизма. Опир...Эстетика
  71. экспрессионизмпоездэкспресс Одесса Москва на котором сионисты ехали в столицу нашей Родины чтобы из Москвы улететь в Израиль....Язык Одессы. Слова и фразы