Энциклопедия культурологии

ХРОНОТОП

ХРОНОТОП
(дословно "время-пространство")
единство пространственных и временных параметров, направ-ленное на выражение опр.(культурного, худож.)смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским. Широкое распространение в лит-ведении, а затем в эстетике получил благодаря трудам Бахтина.
В значит, степени рождение этого понятия и его уко-ренение в иск-ведч. и эстетич. сознании было инспириро-вано естественнонаучными открытиями нач. 20 в. и кардинальными изменениями представлений о картине мира в целом. В соответствии с ними пространство и время мыслятся как" взаимосвязанные координаты единого че-тырехмерного континуума, содержательно зависимые от описываемой ими реальности. По сути такая трактовка продолжает начатую еще в античности традицию реляци-онного(в противоположность субстанциальному)пони-мания пространства и времени(Аристотель, Бл. Августин, Лейбниц и др.). Как взаимосвязанные и взаимоопределя-емые трактовал эти категории и Гегель. Акцент, постав-ленный открытиями Эйнштейна, Минковского и др. на содержат, детерминированности пространства и времени, так же, как и их амбивалентная взаимосвязь, метафори-чески воспроизведены в X. у Бахтина. С др. стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноос-феры, характеризуемой единым пространством-време-нем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психол. пространства и вре-мени, к-рые в восприятии имеют свои особенности.Здесь же, как и в бахтинском X., имеется в виду одно-временно духовная и материальная реальность, в цент-ре к-рой находится человек.
Центральной в понимании X., по Бахтину, являет-ся аксиологич. направленность пространственно-временного единства, функция к-рого в худож. произве-дении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота X.". Иначе говоря, содержащие-ся в произведении смыслы могут быть объективиро-ваны только через их пространственно-временное выражение. Причем, собственными X.(и раскрывае-мыми ими смыслами)обладают и автор, и само про-изведение, и воспринимающий его читатель(слуша-тель, зритель). Т.о., понимание произведения, его социокультурная объективация есть, по Бахтину, одно из проявлений диалогичности бытия.
X. индивидуален для каждого смысла, поэтому ху-дож. произведение с этой т.зр. имеет многослойную("полифоническую")структуру.
Каждый ее уровень представляет собой взаимообратимую связь пространств. и временных параметров, основанную на единстве дис-кретного и континуального начал, что дает возмож-ность перевода пространств, параметров во временные формы и наоборот. Чем больше в произведении обна-руживается таких слоев(X.), тем более оно многознач-но, "многосмысленно".
Каждый вид искусства характеризуется своим типом X., обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах к-рых временные качества выражены в пространств. формах; временные, где пространств, параметры "перело-жены" на временные координаты; и пространственно-временные, в к-рых присутствуют X. того и другого типов.
О хронотопич. строении худож. произведения можно говорить с т.зр. отд. сюжетного мотива(напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевско-го); в аспекте его жанровой определенности(по этому признаку Бахтин выделяет жанры авантюрного романа, авантюрно-бытового, биогр., рыцарского и т.д.); в отно-шении индивидуального стиля автора(карнавальное и мистерийное время у Достоевского и биогр. время у Л. Толстого); в связи с организацией формы произведения, поскольку такие, напр., смыслонесущие категории, как ритм и симметрия есть не что иное, как взаимообратимая связь пространства и времени, основанная на единстве дискретного и континуального начал.
X., выражающие общие черты худож. пространствен-но-временной организации в данной системе культуры, свидетельствуют и о духе и направлении доминирующих в ней ценностных ориентации. В этом случае простран-ство и время мыслятся как абстракции, при посредстве к-рых возможно построение картины унифицированного космоса, единой и упорядоченной Вселенной. Напр., пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как со-знание времени спатиализировано и одновременно сакрализовано и эмоционально окрашено. Культурный X. Древнего Востока и античности выстроен мифом, в к-ром время циклично, а пространство(Космос)одушевленно. Ср.-век. христ. сознание сформировало свой X., склады-вающийся из линейного необратимого времени и иерар-хически выстроенного, насквозь символичного простран-ства, идеальным выражением к-рого является микрокосм храма. Эпоха Возрождения создала X., во многом актуаль-ный и для современности.
Противопоставление человека миру как субъекта - объекту позволило осознать и изме-рить его пространств, глубину. Одновременно появляется бескачественное расчлененное время. Возникновение ха-рактерного для Нового времени единого темпорального мышления и отчужденного от человека пространства сде-лало эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике и картезианской философии.
Совр. культура со всей сложностью и многообрази-ем ее социальных, нац., ментальных и др. отношений характеризуется множеством различных X.; среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что вы-ражает образ сжатого пространства и утекающего("утраченного")времени, в к-ром(в противоположность сознанию древних)практически нет настоящего.

Лит.:Ритм, пространство и время в лит-ре и искусстве. Л., 1974; Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истор. поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критич. статьи. М., 1986; Пространство и время в искусстве. Л., 1988; Трубников Н.Н. Время человеч. бытия. М., 1987; Флоренский П.А. Время и простран-ство // Социол. исследования. 1988. N 1; Time in Science and Philosophy. Prague, 1971.

Н.Д. Ирза

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Хронотоп
— («времяпространство») — эстетическая категория (термин введён Бахтиным), отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе и других видах искусства

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.

Хронотоп
отгреч.chronos– время иtopos– место.
☼ единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским (см. Ухтомский). Широкое распространение в лит-ведении, а затем в эстетике получил благодаря трудам Бахтина.
В значит. степени рождение этого понятия и его укоренение в иск-ведч. и эстетич. сознании было инспирировано естественнонаучными открытиями нач. 20 в. и кардинальными изменениями представлений о картине мира в целом. В соответствии с ними пространство и время мыслятся как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного континуума, содержательно зависимые от описываемой ими реальности. По сути такая трактовка продолжает начатую еще в античности традицию реляционного (в противоположность субстанциальному) понимания пространства и времени (Аристотель, Бл. Августин, Лейбниц и др.). Как взаимосвязанные и взаимоопределяемые трактовал эти категории и Гегель. Акцент, поставленный открытиями Эйнштейна, Минковского и др. на содержат. детерминированности пространства и времени, так же, как и их амбивалентная взаимосвязь, метафорически воспроизведены в X. у Бахтина. С др. стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы (см. Вернадский, Ноосфера), характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психол. пространства и времени, к-рые в восприятии имеют свои особенности. Здесь же, как и в бахтинском X., имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре к-рой находится человек.
Центральной в понимании X., по Бахтину, является аксиологич. направленность пространственно-временного единства, функция к-рого в худож. произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота X.". Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение. Причем собственными X. (и раскрываемыми ими смыслами) обладают и автор, и само произведение, и воспринимающий его читатель (слушатель, зритель). Т.о., понимание произведения, его социокультурная объективация есть, по Бахтину, одно из проявлений диалогичности бытия.
X. индивидуален для каждого смысла, поэтому худож. произведение с этой т.зр. имеет многослойную ("полифоническую") структуру.
Каждый ее уровень представляет собой взаимообратимую связь пространств. и временных параметров, основанную на единстве дискретного и континуального начал, что дает возможность перевода пространств. параметров во временные формы и наоборот. Чем больше в произведении обнаруживается таких слоев (X.), тем более оно многозначно, "многосмысленно".
Каждый вид искусства характеризуется своим типом X., обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах к-рых временные качества выражены в пространств. формах; временные, где пространств. параметры "переложены" на временные координаты; и пространственно-временные, в к-рых присутствуют X. того и другого типов.
О хронотопич. строении худож. произведения можно говорить с т.зр. отд. сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевского); в аспекте его жанровой определенности (по этому признаку Бахтин выделяет жанры авантюрного романа, авантюрно-бытового, биогр., рыцарского и т.д.); в отношении индивидуального стиля автора (карнавальное и мистерийное время у Достоевского и биогр. время у Л. Толстого); в связи с организацией формы произведения, поскольку такие, напр., смыслонесущие категории, как ритм и симметрия есть не что иное, как взаимообратимая связь пространства и времени, основанная на единстве дискретного и континуального начал.
X., выражающие общие черты худож. пространственно-временной организации в данной системе культуры, свидетельствуют и о духе и направлении доминирующих в ней ценностных ориентаций. В этом случае пространство и время мыслятся как абстракции, при посредстве к-рых возможно построение картины унифицированного космоса, единой и упорядоченной Вселенной. Напр., пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени спатиализировано и одновременно сакрализовано и эмоционально окрашено. Культурный X. Древнего Востока и античности выстроен мифом, в к-ром время циклично, а пространство (Космос) одушевленно. Ср.-век. христ. сознание сформировало свой X., складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением к-рого является микрокосм храма. Эпоха Возрождения создала X., во многом актуальный и для современности.
Противопоставление человека миру как субъекта – объекту позволило осознать и измерить его пространств. глубину. Одновременно появляется бескачественное расчлененное время. Возникновение характерного для Нового времени единого темпорального мышления и отчужденного от человека пространства сделало эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике и картезианской философии.
Совр. культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, нац., ментальных и др. отношений характеризуется множеством различных X.; среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в к-ром (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего.
Лит.: Ритм, пространство и время в лит-ре и искусстве. Л., 1974; Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истор. поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критич. статьи. М., 1986; Пространство и время в искусстве. Л., 1988; Трубников Н.Н. Время человеч. бытия. М., 1987; Флоренский П.А. Время и пространство // Социол. исследования. 1988. N 1; Time in Science and Philosophy. Prague, 1971.
Н.Д. Ирза.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. хронотопот греч. chronos время topos место буквально времяпространство. Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия еще более суровые чем социум. ...Большая психологическая энциклопедия
  2. хронотопХРОНОТОП от греч. chronos время topos место буквально времяпространство. Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия еще более суровые чем...Большой психологический словарь
  3. хронотопу ч.i Категоря простору часу у художнх лтописних т. н. творах....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  4. хронотопот гр. chronos время и topos место термин введенный М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения характерных способов описания взаимосвязи временных и пространств...Время как объективно-субъективный феномен
  5. хронотопвремяпространство эстетическая категория термин введн Бахтиным отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений художественно освоенных и выраженных...Лексикон нонклассики
  6. хронотопгреч. chronos время и topos место пространственновременные координаты в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтиным в работе Формы времени...Литература и язык. Современная энциклопедия
  7. хронотопгреч. chronos время и topos место пространственновременные координаты в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтинымem в работе Формы време...Литературная энциклопедия
  8. хронотопЕдинство времени и пространства в тексте. Формальносодержательная категория времяпространство М.М. Бахтин....Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
  9. хронотопНачальная форма Хронотоп винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. хронотопхронотоп хронотоп а...Орфографический словарь
  11. хронотопОрфографическая запись слова хронотоп Ударение в слове хронотоп Деление слова на слоги перенос слова хронотоп Фонетическая транскрипция слова хронотоп [хранатоп] Характе...Полный фонетический разбор слов
  12. хронотопвведенное в эстетику и теорию литры М. М. Бахтиным понятие ранее оно употреблялось в матем. естествознании биологии подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  13. хронотопхронотоп а...Русский орфографический словарь
  14. хронотопхронотоп...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  15. хронотопот греч. chronos время topos место букв. времяпространство живое синкретичное измерение пространства и времени в котором они нераздельны. Человек субъективирует простр...Словарь конфликтолога
  16. хронотопЕдинство времени и пространства в тексте. Формальносодержательная категория времяпространство М.М. Бахтин....Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  17. хронотопот греч. chronos время и topos место изображение отражение времени и пространства в художественном произведении в их единстве взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введе...Словарь литературоведческих терминов
  18. хронотопХРОНОТОП у ч.Категоря простру часу у художнх лтописних н творах.Хронотоп у Поза межами болю повязаний з ретроспекцю лричного субкта що також включа в себе авторове бажа...Словник української мови у 20 томах
  19. хронотопу ч. Категоря простору часу у художнх лтописних т. н. творах....Толковый словарь украинского языка
  20. хронотопУдарение в слове хронотопУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове хронотоп...Ударение и правописание
  21. хронотопот греч. chronos время topos место времяпространство единство временных и пространственных отношений например у М.М.Бахтина при рассмотрении сюжетного развития романа....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  22. хронотопХРОНОТОП ХРОНОТОП времяпространство. В узком смысле эстетическая категория отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений художественно освоенных ...Философская энциклопедия
  23. хронотопХРОНОТОП вд грецьк. час мсце унверсальне поняття яке означа нерозривний взамозвязок просторових та часових вдношень. В науц X. характеризу властиву под однорднй низц...Філософський енциклопедичний словник
  24. хронотопПот Протон Птр Рон Порто Порт Порох Роп Ропот Рот Ротон Тон Тоо Топ Топор Порно Понт Понор Тор Торон Троп Тропон Хон Отпорно Отпор Хоро Орт Хроно Опт Опор Ооо Оон Нтр Нто...Электронный словарь анаграмм русского языка
  25. хронотопХРОНОТОП дословно времяпространство единство пространственных и временных параметров направленное на выражение опр. культурного худож. смысла. Впервые термин X. был испо...Энциклопедия Культурология XX век