Большой психологический словарь

ХРОНОТОП

ХРОНОТОП (от греч. chronos — время + topos — место; буквально времяпространство). Пространство и время — это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими — это экзистенциальная задача, которую человечество решает в своей истории, а человек — в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др. Х. — это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Х. сознания двулик. Это в такой же степени «овремененность пространства», в какой «опространственность времени». Тайна сочетания, изменения масштабов, превращаемость форм осознавалась давно. А. А. Ухтомский дал ей имя.

Х. — понятие, введенное Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный «центр». Вспоминается т. зр. Г. Минковского, что пространство в отдельности, как и время в отдельности — лишь «тень реальности», тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в Х. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями (Ухтомский). Это было написано в 1940 г., задолго до того, как Д. О. Хебб пришел к идее клеточных ансамблей и их роли в организации поведения. В 1927 г. Ухтомский одобрительно отозвался о работе Н. А. Бернштейна и характеризовал развитые им методы анализа движений как «микроскопию Х.». Это микроскопия не неподвижных архитектур в пространстве, но микроскопия движения в текуче-изменяющейся архитектуре при ее деятельности. Ухтомский предсказал успех Бернштейна: на развитые им методы и учение о построении движения до сих пор опирается мировая наука, изучающая живые движения и действия.

Х. сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цвета времени: прошлое, настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве. По Бахтину, «в литературно-художественном Х. имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный Х. Х. как формально-содержательная категория (в значительно мере) и образ человека в литературе; этот образ существенно хронотопичен». Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. Х. невозможен вне смыслового измерения. Если время — это 4-е измерение, то смысл — 5-е (или первое?!). Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния «абсолютной временной интенсивности», прообразом которой м. б. закон развертывания числового ряда (Г. Г. Шпет). В таких состояниях «меньше года длится век» (Б. Пастернак). К идее фиксированной точки интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее: Punctum Cartesianum, «абсолютный зазор», «мгновение-дление», «вечное мгновение», «мир чудовищной актуальности». Имеются и др. названия: «точки на пороге», «вневременное зияние», точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по своему значению приравнивается к «биллиону лет», т. е. утрачивает временную ограниченность (Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать Х. еще одно — энергийное измерение. Самый очевидный пример — сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени. В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается покой и запускается время; след. фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом неизбежна пауза, представляющая собой активный покой — дление, место свободного выбора след. шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими. Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева.)

Конечно, возникновение точек «абсолютной временной интенсивности» непредсказуемо, как непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия. Японский поэт Басё писал, что красота возникает, когда сходятся пространство и время. И. Бродский писал: «И географии примесь к времени есть судьба». Люди говорят проще: нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее, пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула: «Моя душа мгновений след», а не всей жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является Часом Души.

С. Дали в картине «Упорство памяти» дал свое видение Х. и спустя 20 лет проинтерпретировал его: «Мои растекшиеся часы — это не только фантастический образ мира; в этих плавленых сырах заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов — искорки, запускающие мотор мирозданья». Подобное соединение духа с мотором встречается у О. Мандельштама: «трансцендентальный привод», «дуговая растяжка», «зарядка бытия». Близка и «эйдетическая энергия» Аристотеля. Значение духовной энергии в человеческой жизни более очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что «в течение времени отражается туманная Вечность». Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не-познать, то хотя бы со-знать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. е. превратить его в пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения, глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса, его посещает откровение, озарение, интуиция, инсайт, сатори (японский эквивалент озарения) и т. п. У него возникает новое представление о Вселенной, точнее, — он создает новую Вселенную: микрокосм становится макрокосмом.

Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них. Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. е. точки Х.), и современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно временной интервал (интервал Минковского или Х. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус, что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально тоже самое происходит при молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой световой конус, рождающим собственную Вселенную. Последняя может содержать в себе множество миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера). Особая работа — овладение ими. «Я — создатель миров моих» (Мандельштам). Подобная неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. (В. П. Зинченко.)


  1. хронотопот греч. chronos время topos место буквально времяпространство. Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия еще более суровые чем социум. ...Большая психологическая энциклопедия
  2. хронотопу ч.i Категоря простору часу у художнх лтописних т. н. творах....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  3. хронотопот гр. chronos время и topos место термин введенный М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения характерных способов описания взаимосвязи временных и пространств...Время как объективно-субъективный феномен
  4. хронотопвремяпространство эстетическая категория термин введн Бахтиным отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений художественно освоенных и выраженных...Лексикон нонклассики
  5. хронотопгреч. chronos время и topos место пространственновременные координаты в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтиным в работе Формы времени...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. хронотопгреч. chronos время и topos место пространственновременные координаты в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтинымem в работе Формы време...Литературная энциклопедия
  7. хронотопЕдинство времени и пространства в тексте. Формальносодержательная категория времяпространство М.М. Бахтин....Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
  8. хронотопНачальная форма Хронотоп винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. хронотопхронотоп хронотоп а...Орфографический словарь
  10. хронотопОрфографическая запись слова хронотоп Ударение в слове хронотоп Деление слова на слоги перенос слова хронотоп Фонетическая транскрипция слова хронотоп [хранатоп] Характе...Полный фонетический разбор слов
  11. хронотопвведенное в эстетику и теорию литры М. М. Бахтиным понятие ранее оно употреблялось в матем. естествознании биологии подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  12. хронотопхронотоп а...Русский орфографический словарь
  13. хронотопхронотоп...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  14. хронотопот греч. chronos время topos место букв. времяпространство живое синкретичное измерение пространства и времени в котором они нераздельны. Человек субъективирует простр...Словарь конфликтолога
  15. хронотопЕдинство времени и пространства в тексте. Формальносодержательная категория времяпространство М.М. Бахтин....Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  16. хронотопот греч. chronos время и topos место изображение отражение времени и пространства в художественном произведении в их единстве взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введе...Словарь литературоведческих терминов
  17. хронотопХРОНОТОП у ч.Категоря простру часу у художнх лтописних н творах.Хронотоп у Поза межами болю повязаний з ретроспекцю лричного субкта що також включа в себе авторове бажа...Словник української мови у 20 томах
  18. хронотопу ч. Категоря простору часу у художнх лтописних т. н. творах....Толковый словарь украинского языка
  19. хронотопУдарение в слове хронотопУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове хронотоп...Ударение и правописание
  20. хронотопот греч. chronos время topos место времяпространство единство временных и пространственных отношений например у М.М.Бахтина при рассмотрении сюжетного развития романа....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  21. хронотопХРОНОТОП ХРОНОТОП времяпространство. В узком смысле эстетическая категория отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений художественно освоенных ...Философская энциклопедия
  22. хронотопХРОНОТОП вд грецьк. час мсце унверсальне поняття яке означа нерозривний взамозвязок просторових та часових вдношень. В науц X. характеризу властиву под однорднй низц...Філософський енциклопедичний словник
  23. хронотопПот Протон Птр Рон Порто Порт Порох Роп Ропот Рот Ротон Тон Тоо Топ Топор Порно Понт Понор Тор Торон Троп Тропон Хон Отпорно Отпор Хоро Орт Хроно Опт Опор Ооо Оон Нтр Нто...Электронный словарь анаграмм русского языка
  24. хронотопХРОНОТОП дословно времяпространствоem единство пространственных и временных параметров направленное на выражение опр. культурного худож.em смысла. Впервые термин X. был ...Энциклопедия культурологии
  25. хронотопХРОНОТОП дословно времяпространство единство пространственных и временных параметров направленное на выражение опр. культурного худож. смысла. Впервые термин X. был испо...Энциклопедия Культурология XX век