Энциклопедия культурологии

ФЕДОТОВ

ФЕДОТОВ
Георгий Петрович(1886-1951)- рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции1905, изучал историю в Берлин, и Иенском ун-тах; позже, учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург, ун-та, испытал сильное влияние Гревса. Начиная с1917, участвовал в кружке А.А. Мейера. В1925эмигрировал во Францию, с1940жил в США. Историю Ф. понимает как “мир человеческий — не природный и не Божественный, — и в нем царит свобода”(Судьба и грехи России, 1992). Культура, по Ф., вбирает в себя как собственно духовную, так и практич. сферу, это — “сгустки накопленных ценностей”. Ее история не исчерпывается борьбой: противоречия преодолеваются созданием общей ткани жизни. Ведущая тема Ф. — различие путей России и Запада, взаимосвязанных и в то же время самобытных: Россия — “третий культурный материк между Европой и Азией”. Предваряя труды Н.С. Арсеньева, Ф. еще в1918говорил об укорененных в рус. быте “простоте и доброте”; утверждал, что “позади нас не история города Глупова, а трагич. история великой страны”. В статьях Ф. эмигрантского периода много говорится о кризисных явлениях истории России, приведших к катастрофе нач. 20 в.: подвергается критике рус. государственно-полит, мессианство как “лишенное этич. сознания”, ведется полемика с евразийцами, к-рые Россию мыслили не как живой народ, а как идею, антитетическую зап. действительности. Отдавая дань уважения этич. одухотворенности рус.интеллигенции, тяготевшей к революц. идеям, Ф. подвергает ее суду за денационализирующее западничество и игнорирование отеч. традиций. Этой интеллигенции Ф. противопоставил деятелей культуры “творческой, национальной”, причастность к к-рой называл почвенничеством, следуя мысли Ап. Григорьева. “Культурные подвижники”, к-рые были не скитальцами, а строителями, в 19 в. уберегли и обогатили Россию, в то время как “сверху старались превратить ее в холодильник, а снизу в костер”. Связывая отеч. самосознание вт. пол. 19-нач. 20 в. с влиянием Ключевского, Ф. усматривал односторонность рус. истор. науки в ее сосредоточенности на государственно-полит. жизни и невнимании к духовной культуре, церкви, искусству, лит-ре. Он подчеркивает неистребимость религиозно-нравств. оснований народной жизни; о крестьянстве говорит как о почве нац. жизни. Рус. лит-ра 19 в., по словам Ф., “принадлежит к христ. наследию в уже дехристианизированной среде”; в своем нравств. горении она явилась единств, христ. лит-рой Нового времени. Направления искусства 20 в.(начиная с импрессионизма и символизма)Ф. расценивал как свидетельства скудости человека, утратившего любовь к миру. В присущем многим новым художникам культе жестокости, сексуальности, машинной техники он усматривал симптом “распада духовной иерархии”, превращающего искусство в “один из самых сильных ядов разложения”. Духовное калеченье народа в советскую эпоху Ф. связывает с насильственной рационализацией рус. сознания, начавшейся еще в1860-егг. и порожденной беспочвенностью культурного слоя. Сталинизм Ф. считал неотвратимым следствием революции и одновременно контрреволюцией. Полит, режим1930-хгг. расценивал как фашистский. Он полагал, что в совр. ему России идет накопление культурных сил, лишь насильственно обреченных на молчание. Спасительные начала видел в церкви, не растратившей живущих в ней потенций святости. Православие, обновившись, явится источником свободы для творческого созидания новой жизни. Черты лучшего будущего России Ф. угадывал в ее настоящем: в исполненном глубочайшего трагизма послереволюц. опыте. Он возлагал надежды и на тех, кто остался в своей стране, и на деятелей зарубежья, призванных историей не к полит. борьбе, а прежде всего к культурному созиданию.

Соч.:Новый Град. Нью-Йорк, 1952; Святые Древней Руси. М., 1990; Статьи о культуре // ВЛ. 1990. № 2; Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991; Стихи духовные: (Рус. нар. вера по духовным стихам). М., 1991; Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. Т. 1-2. СПб., 1992; О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. ст. СПб., 1994.

Лит.:Топоров В.Н. О рус. мыслителе Г. Федотове и его книге “Святые древней Руси” // Наше наследие. 1988. N 4; Иваск Ю. Молчание: Памяти Г.П. Федотова // Там же; Смирнов Л. Империя культуры: (О творчестве Г.П. Федотова) // Там же. 1991. № 3; Галахтин М.Г. Особенности рус. святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX-нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Сербиненко В. В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова // ВФ. 1991. № 8.

И. В. Нестеров, В.Е. Хализев

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Федотов
Георгий Петрович Федóтов(1886-1951)
рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции 1905, изучал историю в Берлин. и Иенском ун-тах; позже, учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. ун-та, испытал сильное влияние Гревса. Начиная с 1917, участвовал в кружке А.А. Мейера. В 1925 эмигрировал во Францию, с 1940 жил в США. Историю Ф. понимает как “мир человеческий — не природный и не Божественный, — и в нем царит свобода” (Судьба и грехи России, 1992). Культура, по Ф., вбирает в себя как собственно духовную, так и практич. сферу, это — “сгустки накопленных ценностей”. Ее история не исчерпывается борьбой: противоречия преодолеваются созданием общей ткани жизни. Ведущая тема Ф. — различие путей России и Запада, взаимосвязанных и в то же время самобытных: Россия — “третий культурный материк между Европой и Азией”. Предваряя труды Н.С. Арсеньева, Ф. еще в 1918 говорил об укорененных в рус. быте “простоте и доброте”; утверждал, что “позади нас не история города Глупова, а трагич. история великой страны”. В статьях Ф. эмигрантского периода много говорится о кризисных явлениях истории России, приведших к катастрофе нач. 20 в.: подвергается критике рус. государственно-полит. мессианство как “лишенное этич. сознания”, ведется полемика с евразийцами, к-рые Россию мыслили не как живой народ, а как идею, антитетическую зап. действительности. Отдавая дань уважения этич. одухотворенности рус. интеллигенции, тяготевшей к революц. идеям, Ф. подвергает ее суду за денационализирующее западничество и игнорирование отеч. традиций. Этой интеллигенции Ф. противопоставил деятелей культуры “творческой, национальной”, причастность к к-рой называл почвенничеством, следуя мысли Ап. Григорьева. “Культурные подвижники”, к-рые были не скитальцами, а строителями, в 19 в. уберегли и обогатили Россию, в то время как “сверху старались превратить ее в холодильник, а снизу в костер”. Связывая отеч. самосознание вт. пол. 19-нач. 20 в. с влиянием Ключевского, Ф. усматривал односторонность рус. истор. науки в ее сосредоточенности на государственно-полит. жизни и невнимании к духовной культуре, церкви, искусству, лит-ре. Он подчеркивает неистребимость религиозно-нравств. оснований народной жизни; о крестьянстве говорит как о почве нац. жизни. Рус. лит-ра 19 в., по словам Ф., “принадлежит к христ. наследию в уже дехристианизированной среде”; в своем нравств. горении она явилась единств. христ. лит-рой Нового времени. Направления искусства 20 в. (начиная с импрессионизма и Символизма) Ф. расценивал как свидетельства скудости человека, утратившего любовь к миру. В присущем многим новым художникам культе жестокости, сексуальности, машинной техники он усматривал симптом “распада духовной иерархии”, превращающего искусство в “один из самых сильных ядов разложения”. Духовное калеченье народа в советскую эпоху Ф. связывает с насильственной рационализацией рус. сознания, начавшейся еще в 1860-е гг. и порожденной беспочвенностью культурного слоя. Сталинизм Ф. считал неотвратимым следствием революции и одновременно контрреволюцией. Полит. режим 1930-х гг. расценивал как фашистский. Он полагал, что в совр. ему России идет накопление культурных сил, лишь насильственно обреченных на молчание. Спасительные начала видел в церкви, не растратившей живущих в ней потенций святости. Православие, обновившись, явится источником свободы для творческого созидания новой жизни. Черты лучшего будущего России Ф. угадывал в ее настоящем: в исполненном глубочайшего трагизма послереволюц. опыте. Он возлагал надежды и на тех, кто остался в своей стране, и на деятелей зарубежья, призванных историей не к полит. борьбе, а прежде всего к культурному созиданию.
Соч.: Новый Град. Нью-Йорк, 1952; Святые Древней Руси. М., 1990; Статьи о культуре // ВЛ. 1990. № 2; Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991; Стихи духовные: (Рус. нар. вера по духовным стихам). М., 1991; Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. Т. 1-2. СПб., 1992; О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. ст. СПб., 1994.
Лит.: Топоров В.Н. О рус. мыслителе Г. Федотове и его книге “Святые древней Руси” // Наше наследие. 1988. N 4; Иваск Ю. Молчание: Памяти Г.П. Федотова // Там же; Смирнов Л. Империя культуры: (О творчестве Г.П. Федотова) // Там же. 1991. № 3; Галахтин М.Г. Особенности рус. святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX-нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Сербиненко В. В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова // ВФ. 1991. № 8.
И. В. Нестеров, В.Е. Хализев.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. федотовФЕДОТОВ Сергей Александрович р. . Ленинград советский геофизик чл.корр. АН СССР . В окончил МГУ. В работал в Инте физики Земли АН СССР им. О. Ю. Шмидта. С директор Инт...Большая советская энциклопедия
  2. федотовФЕДОТОВ Павел Андреевич [. Москва . Петербург] русский живописец и график родоначальник критич. реализма в рус. изобразит. искве. Учился в м Моск. кадетском корпусе служ...Большая советская энциклопедия
  3. федотовФЕДОТОВ Григорий Иванович [. пос. Глухово ныне Ногинского рна Моск. обл. . Москва] советский спортсменфутболист засл. мастер спорта тренер офицер Сов. Армии. В конце х ...Большая советская энциклопедия
  4. федотовГеоргий Петрович российский религиозный мыслительисторик и публицист. С за рубежом профессор Русского православногобогословского института в Париже до СвятоВладимирск...Большой энциклопедический словарь II
  5. федотовФЕДОТОВ Георгий Петрович русский мыслитель философ историк публицист профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете . Эмигрировал из Советской Ро...Новейший философский словарь
  6. федотовГеоргий Петрович русский мыслитель философ историк публицист профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете . Эмигрировал из Советской России во ...Новейший философский словарь II
  7. федотовФедотов прзвище...Орфографічний словник української мови
  8. федотовГеоргий Петрович русский религиозный философ историк культуры публицист. Идейный противник революции. В году эмигрировал. Автор многочисленных работ о роли православия в...Православный энциклопедический словарь
  9. федотов.strong ФЕДОТОВ Александр Васильевич заслуженный лтчикиспытатель СССР генералмайор авиации Герой Советского Союза мастер спорта международного класса . Испытания ряда...Русская энциклопедия
  10. федотовФЕДОТИХИН ФЕДОТОВ ФЕДОТОВСКИЙ ФЕДОТОВСКИХ ФЕДОТЧЕВ ФЕДОТЬЕВ ФЕДОТКИН ФЕДОТЫЧЕВ ФЕДОТЫЧЕВОтчество от просторечной формы Федот из церковного мужского имени Феодот др.греч. ...Словарь фамилий
  11. федотовФЕДОТОВ Павел Андреевич российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию Разборчивая невеста . Изобличение социальнонравственных...Современная энциклопедия
  12. федотовФЕДОТОВ Григорий Иванович нападающий команды ЦДКА чемпион СССР обладатель Кубка СССР . Первый футболист в СССР забивший голов в чемпионатах страны. В учрежден...Современная энциклопедия
  13. федотовФЕДОТОВ Павел Андреевич [ июня июля Москва ноября Петербург] российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изоискусстве в. где...Современный энциклопедический словарь
  14. федотовФЕДОТОВ Георгий Петрович российский религиозный мыслитель историк и публицист. С за рубежом профессор Русского православного богословского института в Париже до СвятоВ...Современный энциклопедический словарь
  15. федотовФЕДОТОВ Павел Андреевич российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию Свежий кавалер . Критику социальнонравственных пороков кр...Современный энциклопедический словарь
  16. федотовФЕДОТОВ Сергей Александрович р . российский ученый академик РАН . Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам а также по вулканологии....Современный энциклопедический словарь
  17. федотовФЕДОТОВ Григорий Иванович российский спортсмен футбол заслуженный мастер спорта . Чемпион СССР . В учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной ком...Современный энциклопедический словарь
  18. федотовФЕДОТОВ Александр Васильевич заслуженный летчикиспытатель СССР генералмайор авиации Герой Советского Союза мастер спорта международного класса . Испытания ряда опытны...Современный энциклопедический словарь
  19. федотовФЕДОТОВ Леонид Гаврилович российский изобретатель специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода пущенного в . ...Современный энциклопедический словарь
  20. федотовФЕДОТОВ Георгий Петрович октября сентября рус. религ. мыслитель философ культуры историк и публицист. В участвовал в революц. с.д. движении. Окончил Петербургский ...Философская энциклопедия
  21. федотовдив. Федотов Георгй Петрович...Філософський енциклопедичний словник
  22. федотовФедотовПавел Андреевич Москва СанктПетербург русский живописец и рисовальщик один из основоположников русской бытовой живописиem. Родился в семье бывшего суворовского ...Художественная энциклопедия
  23. федотовПавел Андреевич высокоталантливый рисовальщик и живописец родоначальник юмористического жанра в русской живописи сын очень бедного чиновника бывшего воина Екатерининских...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  24. федотовФЕДОТОВ Георгий Петрович рус. религиозный мыслитель историк культуролог публицист. Высланный за границу как участник революции изучал историю в Берлин и Иенском унтах ...Энциклопедия Культурология XX век