Энциклопедия культурологии

ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан
Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок. 160 — после 220) — христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье римского центуриона, получил юридическое образование, выступал в Риме как судебный оратор (возможно, юрист того же имени, упоминаемый как авторитет римского права в «Пандектах», тождествен Т.). Приняв христианство, ок. 195 г. вернулся в Карфаген. Предание о том, что он был в этот период пресвитером (Hier. vir. ill. 53), в настоящее время оспаривается (ср. J. Klein, Tertullian. Christliches Bewusstsein und sittliche Forderungen, Duss., 1940, S. 268-273). Позднее Т. сблизился с радикальной сектой монтанистов, к 207 г. выступил с резкими выпадами против недостаточно последовательного проведения принципов аскетизма и против зарождавшегося церковного институционализма. По-видимому, к концу жизни основал особую секту тертуллианистов.
☼ Общий стиль мышления Т. отмечен тягой к парадоксу и интеллектуальной провокации. Если современные ему церковные мыслители типа Климента Александрийского работали над приведением библейского откровения и греческой философии в целостную закругленную систему, то Т. всемерно подчеркивает пропасть между конкретной реальностью своей веры и абстрактными истинами умозрения: «Что общего у Афин и Иерусалима? у Академии и Церкви?» (De praescr. haereticorum, VII). Он готов измерять силу веры именно ее несоизмеримостью с разумом и рационалистической шкалой оценок: «Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно» (Dc came Christi, V). В нападках на греческую философскую традицию Т. близок еретическим теологам своей эпохи типа Татиана. Однако непримиримость его относится только к абстрактному теоретизирующему разуму; напротив, он полемически подчеркивает права «естественного» практического рассудка и в этом аспекте выступает как сдиномышленник киников и особенно римского стоицизма (характерно, что его нападки все время относятся к греческим сократическим философам, в то время как Сенеку он ощущает близким себе - см.De anima, XIX). Т. развертывает целую программу возвращения к природе (natura) и притом не только в жизни, но и в познании: необходимо преодолеть «любовь к утонченности больше, чем к истине» (De anima, VI) и сквозь все слои книжности докопаться до изначальных недр человеческой души. «Свидетельства души чем истиннее, тем проще; чем проще, тем обыденней; чем обыденней, тем всеобщнее; чем всеобщнее, тем естественнее; чем естественнее, тем божественнее» (De testimonio ammae, I, 8-9; V, 32). Это означает для Т. безоговорочное утверждение эмпиризма и притом в двух контрастирующих аспектах: мистико-психологическом и сенсуалистико-реалистическом. С одной стороны, Т. требует доверия не только к мистическому опыту в собственном смысле слова, но и ко всевозможным спонтанным выявлениям души (напр., к необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т. п.). Т. постоянно стремится заглянуть в поисках истины о бытии в человеческое подсознательное (отсюда интерес к его наследию у таких деятелей современного психоанализа, как Юнг). С другой стороны, эмпиризм Т. приводит его к материалистическим тенденциям: все сущее причастно бытию лишь в качестве тела (corpus), хотя бы и «тела особого рода» (De came Christi, II), а следовательно, и Бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух» (Adv. Praxeam, 7). Поскольку визионерский опыт вызывает у Т. больше доверия, чем концепции интеллигибельного бытия, он вполне последовательно требует представлять себе душу такой, какой она является в видении, т. с. как прозрачное светящееся тело. От вещественности души делается умозаключение к ее материальному происхождению: она не вселяется в тело извне (по платонической доктрине), но зарождается в теле от спермы (стоическая концепция — см. De anima, VII и IX).
Эмоциональный фон мышления Т. — тоска по эсхатологической развязке: «Наши желания устремлены к окончанию века сего, к концу мира и пришествию великого дня Господня, дня гнева и отмщения» (De resurr. carnis, XXII). Римскому социальному порядку он противопоставляет кинически окрашенный космополитизм и моральное бойкотирование политики: «Для нас нет никаких дел более чужих, чем государственные. Мы признаем для всех только одно государство — мир» (Apologeticum, XXXVIII, 3).
Эксцентрический характер мышления Т. и его разрыв с Церковью мешали его влиянию на деятелей патристики стать явным; даже его ученик Тасций Цецилий Киприан ни разу не называет его по имени. Ряд его форм}'лировок имел большое значение для последующего развития (напр.,лат.термин «trinitas» — «Троица» впервые засвидетельствован именно у Т.). В новейшее время на Т. стремятся опереться некоторые мыслители, ищущие в библейской вере альтернативу сциентизму (напр., Шестов, заглавие книги которого «Афины и Иерусалим» намекает на известное изречение Тертуллиана).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. тертуллианок. после христ. апологет автор многочисл. соч. по вопросам философии теологии церк. организации практич. этики праву. Защищал мировоззренч. догматич. институц. и кон...Атеистический словарь II
  2. тертуллианTertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейскимоткровением и греческой философией Тертуллиан утверж...Большой энциклопедический словарь II
  3. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ. возвратился в...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. христ. писатель. Родился в Карфагене в языч. семье. Получив образование был адвокатом в Риме. В зрелом возрасте принял христ. возвратился в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. тертуллианТЕРТУЛЛИАНstrongTertullianus Квинт Септимий Флоренс около после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридичес...История философии II
  6. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и р...Новейший философский словарь
  7. тертуллианTertullianus Квинт Септимий Флоренс ок. после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и риторическое...Новейший философский словарь II
  8. тертуллианTertullinus . римский юрист времен Папиниана составитель нескольких юридических сочинений отрывки из которых встречаются в пандектах . Q. Septimius Florens Tert. живший п...Реальный словарь классических древностей
  9. тертуллианКвинт Септимий Флоренс ок. после христианский теолог и писатель. Выступал с позиций религиозного аскетизма резко обличал аморализм и греховность своих современников пр...Сексологическая энциклопедия
  10. тертуллианКвинт Септимий Флоренс род. в ум. после в Карфагене писатель сын центуриона получил естественнонаучное риторич. и юридич. образование выступал как судейский оратор в Ри...Словарь античности
  11. тертуллианКвинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertullianus ок. после христ. теолог и писатель. Род. в Карфагене. Получил юридическое образование в Риме. Приняв хри...Советская историческая энциклопедия
  12. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Сентимий Флоренс около после христианский теолог и писатель. Жил в основном в Карфагене. Подчеркивая пропасть между библейским откровение...Современная энциклопедия
  13. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс ок . после христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией Терт...Современный энциклопедический словарь
  14. тертуллианTertullianca. . Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан один из ранних латинских отцов Церкви родился в языческой семье в Карфагене на территории современного Туниса. Он получи...Теологический энциклопедический словарь
  15. тертуллианпредставлял латинскую апологетику. Его труды Апологетика О душе О плоти Христа Против Маркиона. Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога первым заговорил о р...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  16. тертуллианок. после раннехристианский теолог и писатель креационистского направления. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией Тертуллиан утвержда...Философия политики - словарь персоналий
  17. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс после основатель и один из крупнейших представителей лат. патристики. Получил риторическое и филос. образование в молод...Философская энциклопедия
  18. тертуллианКвинт Септимий Флоренс Quintus Septimius Florens Tertullianus ок. после христ. теолог и писатель. Родился в языч. семье рим. центуриона получил юридич. и риторич. обр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. тертуллианТертуллиан КвинтСептимийФлоренс знаменитый богослов род. в Карфагене ок. г. получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под...Энциклопедический словарь
  20. тертуллианКвинтСептимийФлоренс знаменитый богослов род. в Карфагене ок. г. получил юридическое образование и считался отличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. тертуллианТертуллиан Квинт Септимий Флоренс Tertulianus Quintus Septimius Florens латинский христианский писатель ок. ок. гг. н. э. Родился в Карфагене сын римского центуриона. По...Энциклопедия античных писателей
  22. тертуллианТЕРТУЛЛИАН Tertullianus Квинт Септимий Флоренс около после классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье сын центуриона получил юридическое и...Энциклопедия История философии
  23. тертуллианТЕРТУЛЛИАНполное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан ок. христианский богослов родился в Карфагене ранее в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизв...Энциклопедия Кольера II